Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 20:10, дипломная работа
Актуальность темы дипломной работы. Кардинальное преобразование нашего общества люди чаще всего связывают с правом, с правовым государством, с правосудием, с правами человека. Но как возникло право? Как появилось это общественное явление, этот незаменимый в современном цивилизованном обществе социальный регулятор? Этот вопрос интересен многим. Сразу следует отметить, что вопрос об образовании права разделяется на два весьма отличных друг от друга вопроса: о происхождении права и о его развитии. Вопрос о происхождении права есть вопрос о том, как образовалось в обществе то явление, которое именуется правом.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩЕТЕОРЕТИЧСКОЕ ПОНЯТИЕ ИСТОЧНИКА ПРАВА 6
1.1 Сущность и понятие источника права 6
1.2 Соотношение понятий источника и формы права 15
ГЛАВА 2. СООТНОШЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНЫХ, ИДЕАЛЬНЫХ И ФОРМАЛЬНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА 21
2.1 Материальные источники права 21
2.2 Идеальные источники права 28
2.3 Формально-юридические источники права 34
ГЛАВА 3. ИСТОЧНИКИ ПРАВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 63
Таким образом, материальный
источник (экономические отношения,
воля классов, государства народа при
референдуме и т.д.) - это сущность
формально-юридического источника. А
формально-юридические
ГЛАВА 2. СООТНОШЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНЫХ, ИДЕАЛЬНЫХ И ФОРМАЛЬНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА
2.1 Материальные источники права
За материальный источник права можно принять, того, кто вершит судьбы мира, путём правотворчества. В частности, материальным источником права в Республике Беларусь может считаться её суверенный народ как единственный законный обладатель всей существующей власти в стране. Формирует же он правовое пространство двумя способами: путём непосредственной и представительной демократии. Формирование права через непосредственную демократию осуществляется путём референдума - всенародного голосования граждан по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. Решения, принятые референдумом, обладают высшей юридической силой, в каком-либо утверждение не нуждаются и обязательны на всей территории Республике Беларусь.
Ввиду ряда субъективных и
объективных причин народ часть
своих законодательных прав делегирует
государству в лице его органов.
Согласно сложившемуся институту государства,
государственная власть в Республике
Беларусь осуществляется на основе разделения
на законодательную, исполнительную и
судебную, органы ветвей власти самостоятельны.
Из названий ветвей власти видно, что
основным источником права в системе
триединства властей является законодательная.
Но исполнительная ветвь власти и
Президент Республики Беларусь как
венец системы разделения властей,
должность над системой, обладают
правотворческими функциями. Во избежание
коллизий и властного произвола
сложилась определённая иерархия материальных
источников права и соответственно
иерархия нормативно-правовых актов, принимаемых
этими источниками. Так, верховным
источником права в теории разделения
властей и системе
]. Исполнительная же власть
вправе издавать подзаконные
нормативно-правовые акты, акты во
исполнение законов,
Уроки прошлых лет, связанные
с испытанием на себе действия тоталитарного
гнёта, послужили хорошим основанием
для складывания системы
Действительно, существующая
модель разделения властей, система
сдержек и противовесов, закреплённая
в Конституции Республике Беларусь,
проходит период трудного, тяжёлого становления
на практике. Но это не оправдывает
такую проблему как правотворчество
органов, не уполномоченных на то основным
законом, и, в частности, «указное право»,
практику принятия указов Президентом
по вопросам, прямо обозначенным в
Конституции как предмет
Значение актов
В последние годы Конституционный Суд неоднократно исследовал различные источники права на предмет соответствия их Конституции и по результатам этой работы вносил в них существенные коррективы. Право социального обеспечения постоянно находится в центре внимания и Верховного Суда Республики Беларусь, который в 1999 году на базе судебной практики проанализировал различные аспекты реализации пенсионного законодательства. Из вышеизложенного следует вывод об актуальности рассмотрения вопроса о месте и значении актов Конституционного Суда и постановлений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь в системе источников права социального обеспечения. Полагаю, что фундаментом для анализа рассматриваемых вопросов должно быть действующее законодательство, которое определяет компетенцию Конституционного и Верховного Судов Беларуси. В этой плоскости главное значение имеют соответствующие нормы Конституции Республики Беларусь ст.ст. 5, 7, 9-10, 36 Закона Республики Беларусь "О Конституционном Суде Республики Беларусь", ряд положений Закона Республики Беларусь "О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь" и Закона Республики Беларусь "О нормативных правовых актах Республики Беларусь".
Поскольку юридический характер
актов Конституционного и Верховного
Судов Республики Беларусь применительно
к правовому регулированию
]. Заслуживает поддержки
его предложение
В качестве весомого аргумента
в поддержку этой точки зрения
служит и содержание ст. 2 Закона Республики
Беларусь "О нормативных правовых
актах Республики Беларусь", согласно
которой акты Конституционного Суда
и постановления Пленума
При анализе постановлений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, кроме приведенных выше аргументов, основанных на действующем законодательстве, важное значение имеет ст. 47 Закона Республики Беларусь "О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь", в силу которой разъяснения Пленума являются обязательными для судей, других органов и должностных лиц, применяющих закон, по которому дано разъяснение. Сказанное предполагает обязательность этих разъяснений для всех правоприменителей. Существенной чертой деятельности Верховного Суда является не только то, что он дает толкование законов, но и восполняет пробелы в действующем законодательстве, то есть фактически создает новые нормы права. Вместе с тем, в настоящее время законодатель придал обязательную силу только руководящим разъяснениям Пленума Верховного Суда. Таким образом, именно эти акты Верховного Суда (судебная практика), применительно к социальной сфере, являются источником права социального обеспечения Республики Беларусь. Однако в юридической науке предлагается и более широкий подход к обсуждаемой проблеме. В частности, Г.А. Василевич не только относит решения Конституционного Суда к важнейшим источникам права, но и высказывает мнение, что в качестве источников правового регулирования могут также выступать судебный и административный прецеденты, которые по своему характеру должны иметь по отношению к закону подчиненную роль[ Василевич Г.А. Конституция - главный документ для законотворческой и правоприменительной деятельности //Вестник Конституционного Суда Республики Беларусь. 2000. № 4. С. 37-39; Василевич Г.А. Решения Конституционного Суда - важнейший источник права //Вестник Конституционного Суда Республики Беларусь. 1999. № 3. - стр. 59.
]. Такой взгляд на проблему
отражает реальные тенденции
в правовой жизни. Однако
Необходимо все же отметить, что правотворческая функция судебных органов в регулировании отношений по социальному обеспечению является дополнительной. Главная же роль в деятельности судов отведена правоприменению. Рассматривая гражданские дела, суды оперативно получают информацию о наиболее уязвимых в реальной жизни требованиях законодательства о социальном обеспечении. Считаю, что информация о выявленных проблемах должна доводиться Верховным Судом Президенту Республики Беларусь, Национальному Собранию или Правительству для принятия необходимых мер. Но наряду с этим, в отдельных случаях Верховный Суд в границах действующего законодательства более оперативно сам может внести нужные коррективы в регулирование общественных отношений.
Что касается Верховного Суда
Республики Беларусь, то его Пленум
24 июня 1999 года принял постановление
№ 6 "О практике рассмотрения судами
дел, связанных с применением
пенсионного законодательства".
Поскольку в настоящей работе
не ставилась цель детального анализа
этого постановления, в его содержании
полагаем важным заострить внимание
на двух обстоятельствах. Во-первых, в
п. 7 постановления Пленума указано
о возможности использования
свидетельских показаний при
установлении трудового стажа, если
подтверждающие стаж документы утрачены
при исключительных обстоятельствах.
В пункте 11 этого же акта раскрывается
понятие вины нанимателей. Следовательно,
в указанных частях постановления
Пленум сформулировал определенные
юридические правила и таким
образом восполнил пробелы в
праве. Во-вторых, в п. 12 Пленум потребовал
от нижестоящих судов при
Полагаю необходимым также
подчеркнуть, что одним из центральных
направлений реформирования пенсионной
системы и других источников права
социального обеспечения
Мне кажется уместным также
отметить возможность законного
делегирования нормотворческих
полномочий, передачи права быть материальным
источником права. Делегирование не
какому-нибудь, но добровольная обоснованная
передача, тому, кто достоин этого
по закону и на деле, а не насильственный
отбор. Актуальность исследования проблемы
делегированного