Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 20:10, дипломная работа
Актуальность темы дипломной работы. Кардинальное преобразование нашего общества люди чаще всего связывают с правом, с правовым государством, с правосудием, с правами человека. Но как возникло право? Как появилось это общественное явление, этот незаменимый в современном цивилизованном обществе социальный регулятор? Этот вопрос интересен многим. Сразу следует отметить, что вопрос об образовании права разделяется на два весьма отличных друг от друга вопроса: о происхождении права и о его развитии. Вопрос о происхождении права есть вопрос о том, как образовалось в обществе то явление, которое именуется правом.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩЕТЕОРЕТИЧСКОЕ ПОНЯТИЕ ИСТОЧНИКА ПРАВА 6
1.1 Сущность и понятие источника права 6
1.2 Соотношение понятий источника и формы права 15
ГЛАВА 2. СООТНОШЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНЫХ, ИДЕАЛЬНЫХ И ФОРМАЛЬНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА 21
2.1 Материальные источники права 21
2.2 Идеальные источники права 28
2.3 Формально-юридические источники права 34
ГЛАВА 3. ИСТОЧНИКИ ПРАВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 63
Рассмотрение круга
В современном международном праве сложилась развернутая система договоров, призванная присущими международному праву средствами защищать человека и гражданина от различных посягательств на его права и свободы. Эта система, включает и такие многосторонние международные договоры, как Конвенция о правах ребенка 1989г., Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979г.. Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г., Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г., Конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973г. Права и свободы человека - область, в которой взаимодействие международного и внутригосударственного права уже принесло свои плоды. Французская декларация прав человека и гражданина 1789г. оказала существенное влияние на содержание принятой Генеральной Ассамблеей ООН многие десятилетия спустя Всеобщей декларации прав человека 1948г., которая в свою очередь послужила основой для разработки одной из глав Конституции Республики Беларусь. Значение проблемы обеспечения прав и свобод человека в государствах - участниках Содружества Независимых Государств трудно переоценить. Участники Соглашения о создании Содружества Независимых Государств, подписанного 8 декабря 1991 г., приняли на себя обязательство гарантировать своим гражданам независимо от их национальности или иных различий права и свободы. Каждая из высоких договаривающихся сторон - указывается в ст. 2 Соглашения - гарантирует гражданам других сторон, а также лицам без гражданства, проживающим на ее территории, независимо от их национальной принадлежности или иных различий гражданские, политические, социальные, экономические и культурные права и свободы в соответствии с общепризнанными международными нормами о правах человека.
Устав Содружества Независимых
Государств, перечисляя цели содружества,
назвал одной из них обеспечение
прав и свобод человека в соответствии
с общепризнанными принципами и
нормами международного права и
документами СБСЕ. Главами государств
СНГ в сентябре 1993 г. принята Декларация
о международных обязательствах
в области прав человека и основных
свобод. 26 мая 1995 г. в Минске подписана
Конвенция СНГ о правах и основных
свободах человека. Договаривающиеся
стороны приняли на себя обязательство
обеспечивать каждому человеку, находящемуся
под их юрисдикцией, права и свободы,
изложенные в этой Конвенции. Наблюдение
за ее выполнением согласно ст. 34 Конвенции
поручается Комиссии по правам человека
Содружества Независимых
Наряду с международными
договорами Республики Беларусь, посвященными
правам и свободам человека и гражданина,
к источникам международного частного
права относятся двусторонние и
многосторонние международные договоры
Республики Беларусь, которые включают
предназначенные для применения
в сфере отношений гражданско-
1) Договор между Республикой
Беларусь и Литовской
2) Договор между Республикой Беларусь и Китайской Народной Республикой о правовой помощи по гражданским и уголовным делам, подписан 11.01.1993 г., вступил в силу 29.11.1993г.;
3) Договор между Республикой
Беларусь и Республикой
4) Договор между Республикой
Беларусь и Латвийской
5) Договор между Республикой
Беларусь и Социалистической
Республикой Вьетнам о
6) Договор между Республикой
Беларусь и Литовской
7) Договор между Республикой Беларусь и Китайской Народной Республикой о выдаче, подписан 22.06.1995 г., вступил в силу 07.05.1998 г.;
8) Конвенция о правовой
помощи и правовых отношениях
по гражданским, семейным и
уголовным делам, подписана в
рамках Содружества
9) Протокол к Конвенции
о правовой помощи и правовых
отношениях по гражданским,
10) Постановлением Верховного
Совета Республики Беларусь от
11.03.1994 г. оформлено правопреемство
Республики Беларусь в
Вышеназванные договоры о
правовой помощи регулируют вопросы
правоспособности и дееспособности
граждан и юридических лиц
на территории иностранного государства,
прав наследования, правоотношения в
имущественных и трудовых делах,
выполнения судебных поручений, признания
и исполнения решений учреждений
юстиции, взаимодействия судебно-следственных
органов и другие. Сотрудничество
с иностранными государствами в
области оказания правовой помощи осуществляется
Республикой Беларусь и на основе
международных многосторонних конвенций.
Республика Беларусь является участницей
Конвенции по вопросам гражданского
процесса, подписанной 01.03.1954г. в Гааге.
Названная Конвенция
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведя исследование на тему: «Источники (формы) права», сделаем выводы.
Для того чтобы стать реальностью и успешно выполнять свои функции, право, как и государство, должно иметь внешнее выражение. В отечественной и зарубежной юридической литературе это «внешнее выражение права» в одних случаях называют формой или формами права, в других - источниками, а в третьих - их именуют одновременно и формами, и источниками права.
Источниками права признаются те материальные, социальные и иные условия жизни общества, которые объективно вызывают необходимость издания либо изменения и дополнения тех или иных нормативно-правовых актов, а также правовой системы в целом. Термин «источник права» имеет также философский смысл, который указывает на то, какие по своему характеру философские идеи (либеральные, консервативные и пр.) легли в основу той или иной правовой системы. Под источником права понимается и объективированное закрепление и проявление содержания права в определенных актах государственных органов, решениях судов, договорах, обычаях и иных источниках.
На протяжении длительной
истории существования права
как социального института
Некоторые ученые полагают, что в этой связи надо говорить о двух формах права - внешней и внутренней. По их мнению, внешняя форма - это закрепленные в актах и иных источниках объективированные правила поведения, а внутренняя - эта та самая формальная определенность, которая четко закрепляет меру свободы, границы, масштаб поведения в конкретной норме, устанавливает ее иерархию в системе права, отражает иные аспекты устройства права как системы. Необходимо отметить, что в отечественной теории права развивается еще один подход к определению формы права - информационный. Словом, существовали разные подходы к определению форм права. Но в современной теории права особых проблем с этим понятием уже не возникает. Наиболее распространенным является вывод, что понятие форма права - это синоним понятия источника права.
Все когда-либо имевшие место формы (источники) права перечислить трудно, но наиболее важными и широко известными являются следующие. Это - правовые обычаи; нормативно-правовые акты; правовые договоры; прецеденты; правовые доктрины. Религиозные нормы, как думают многие, в современном мире уже не являются тем «законом свыше», который детально регламентировал человеческую жизнь в прошлом. Но это не совсем так. И нормы религии до сих пор регулируют (часто даже на подсознательном уровне) общественную жизнь. А в традиционных системах права они стоят на первом месте среди источников права. Хорошо прослеживается влияние религиозных норм на правовую систему Индии. Индусская религия представляет собой систему правил детально регламентирующих всю общественную жизнь, предписывает определенный образ поведения, исключая возможность разумной оценки обычаев и традиций. Религиозно-нравственные установки срастаются с нормами права.
Важными источниками римского
права были деловые обыкновения
- правила, вырабатывавшиеся деловой
повседневной практикой консулов, преторов
и других должностных лиц. Для
романо-германского права
Следует особо отметить,
что представления об источниках
права, также как и об их видах,
никогда не оставались неизменными.
Некоторые из них (правовой обычай,
закон, прецедент), совершив значительную
эволюцию с древнейших времен, сохранились
в правовых системах и поныне. Другие
бесследно исчезли. Третьи же, утратив
какую-либо практическую значимость, сохранили
лишь историческую ценность. Среди
последних можно выделить, например,
сочинения римских юристов, имевшие
обязательную силу для судей и
фактически выступавшие в качестве
закона; правовые акты, принимавшиеся
в Древнем Риме народными собраниями
и сенатом. Разумеется, источники
права варьировались и
Правовой обычай представляет
собой санкционированное