Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 20:10, дипломная работа
Актуальность темы дипломной работы. Кардинальное преобразование нашего общества люди чаще всего связывают с правом, с правовым государством, с правосудием, с правами человека. Но как возникло право? Как появилось это общественное явление, этот незаменимый в современном цивилизованном обществе социальный регулятор? Этот вопрос интересен многим. Сразу следует отметить, что вопрос об образовании права разделяется на два весьма отличных друг от друга вопроса: о происхождении права и о его развитии. Вопрос о происхождении права есть вопрос о том, как образовалось в обществе то явление, которое именуется правом.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩЕТЕОРЕТИЧСКОЕ ПОНЯТИЕ ИСТОЧНИКА ПРАВА 6
1.1 Сущность и понятие источника права 6
1.2 Соотношение понятий источника и формы права 15
ГЛАВА 2. СООТНОШЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНЫХ, ИДЕАЛЬНЫХ И ФОРМАЛЬНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА 21
2.1 Материальные источники права 21
2.2 Идеальные источники права 28
2.3 Формально-юридические источники права 34
ГЛАВА 3. ИСТОЧНИКИ ПРАВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 63
Определенную роль в правовых
системах разных стран играет нормативный
договор. Он отличается от обычных договоров,
заключаемых в сферах хозяйственной
деятельности, торговли, обмена товарами
и других, тем, что содержит в себе
правила общего характера, нормы
поведения. В отечественной и
зарубежной практике нормативные договоры
имеют место, например, во взаимоотношениях
между государствами и
Среди многочисленных форм (источников) права важное место занимают нормативные акты государственных органов. Под нормативно актами понимаются выраженные в письменной форме решения компетентных государственных органов, в которых содержатся нормы права. Это акты правотворчества, которыми устанавливаются, изменяются или же отменяются правовые нормы[ Общая теория права / Отв. ред. А.С. Пиголкин изд. Юристъ. 1998 - стр. 76.]. Понятие нормативно-правовой акт как источник права охватывает все великое многообразие правовых норм, регулирующих не менее многообразные и бесчисленные социальные связи в обществе. Теоретикам права пришлось немало потрудиться, чтобы классифицировать нормативно-правовые акты, найти четкие критерии этой классификации, сделать ее удобной для научного и, главное, практического употребления. Нормативный акт характеризуется такими признаками: утверждается или санкционируется уполномоченными органами государства, их должностными лицами, иными субъектами правотворчества и их односторонним волеизъявлением; имеет внешнюю форму в виде определенного письменного документа; включает новые нормы права или изменяет, отменяет уже действующие; принимается в соответствии с определенной процедурой; имеет юридическую силу, которая отображает соотношение с иными правовыми актами, место и роль в системе законодательства и правового регулирования; придает воле народа официальный характер. Нормативными актами, издаваемыми государственными органами, являются законы, декреты, указы, постановления правительства (кабинета), приказы министров, председателей государственных комитетов, решения и постановления, принимаемые местными органами государственной власти. Система нормативно-правовых актов в каждой стране определяется конституцией, а также изданными на ее основе специальными законами, положениями о тех или иных государственных органах, правительственными постановлениями. Законодательством устанавливаются также порядок издания, изменения, отмены и дополнения нормативно-правовых актов, орган, издающий тот или иной нормативный акт, процедура его издания. Нормативно-правовые акты как источники права имеют организационно-технические и иные преимущества перед другими источниками права. В чем же эти преимущества?
Во-первых, в том, что у издающих их государственных органов гораздо больше координационных возможностей, чем у всех иных нормотворческих институтов, для выявления и отражения в праве не только групповых, классовых, индивидуальных, но и общих интересов.
Во-вторых, в том, что благодаря четким, традиционно сложившимся правилам изложения содержания нормативно-правового акта он считается лучшим способом оформления устоявшихся норм.
В-третьих, в том, что нормативно-правовой акт в силу своей четкости и определенности более легок «в обращении», чем другие формы права. На него, как подмечают теоретики и практики, легко ссылаться при разрешении дел, вносить в него коррективы, осуществлять контроль за его исполнением. Нормативный акты как формы (источники) права значительно отличаются от актов, не имеющих нормативного характера, прежде всего от актов применения норм права, или индивидуальных актов, как их зачастую называют. И нормативно-правовые, и индивидуальные акты являются юридическими по своему характеру. Помимо всего прочего, это означает, что с теми и другими связаны определенные юридические последствия. Однако принципиальное различие их заключается в следующем. Первые содержат общие предписания в виде норм права и рассчитаны на многократное применение, тогда как суть вторых - предписания индивидуального характера. Нормативно-правовые акты адресованы широкому, точнее, персонально неопределенному кругу юридических и физических лиц, в то время как индивидуальные акты обращены к персональным определенным лицам или кругу лиц и издаются по вполне определенному поводу. И, наконец, нормативно-правовыми актами охватывается широкий круг общественных отношений, а индивидуальные акты рассчитаны лишь на строго определенный вид общественных отношений. Действие индивидуального акта прекращается с прекращением существования конкретных отношений (например, в связи с выполнением условий договора купли-продажи, подряда). В то же время нормативно-правовые акты продолжают действовать независимо от того, существуют или не существуют конкретные отношения, предусмотренные данным актом. Например, действие такого индивидуального акта (акта применения), как приговор суда по конкретному уголовному делу, прекращается после его исполнения (окончание срока исправительных работ, тюремного заключения и т. п.). Однако это вовсе не означает прекращения действия закона, предусматривающего ту или иную меру уголовного наказания за совершение подобного преступления. Аналогичным образом обстоит дело в сфере применения норм не только уголовного права, но и других отраслей права.
Нормативно-правовые акты следует
отличать от актов разъяснения или
толкования правовых норм. Различие заключается
в характере, содержании и целях
издания. Если нормативно-правовые акты
устанавливают либо изменяют со-держание
правовых норм, то акты разъяснения
или толкования, как видно из их
названия, направлены, прежде всего, на
разъяснение смысла, содержания принятых
нормативно-правовых актов, а также
пределов действия ранее установленных
норм. Все нормативно-правовые акты
подразделяются на два вида, или
группы: законы и подзаконные акты.
Основание их классификации - юридическая
сила, определяемая положением органа,
издавшего тот или иной нормативный
акт, в общей системе
Наряду с нормативно-правовыми актами государственных органов в системе форм (источников) права определенное место занимают нормативно-правовые акты, издаваемые общественными органами и организациями. Как известно, сами по себе решения (акты) общественных организаций, как и решения любых партийных органов и организаций, не содержат в себе правовых норм и не имеют юридической силы. Таковую они могут получить лишь в двух случаях. Во-первых, при издании совместных с государственными органами решений по одному и тому же вопросу. Во-вторых, в случае предварительной или последующей санкции (разрешения) государства. Санкция может выражаться в разных формах. Наиболее распространены последующие санкции, благодаря которым в случае необходимости каждый отдельный акт общественной организации приобретает юридический характер, а также придание юридической силы актам общественных организаций на основе специально изданного для этого закона или иного законодательного акта. Понятие закона раскрывается на протяжении нескольких тысячелетий в научной и практической деятельности.
Традиционно в романо-германской
правовой семье закон понимался
как нормативный правовой акт, обладающий
высшей юридической силой (после
Конституции), принимаемый в определённом
порядке представительными
], а во-вторых, "закон
в собственном его понимании
не всегда и не во всех
странах романо-германского
Наряду с вышеперечисленными формами права ещё за юридические источники права можно принять научные труды юристов - в Древнем Риме учебники выдающихся юристов по праву имели силу нормы права, священные книги и акты церкви - в частности долгое время на Руси семейное и многие другие подотрасли права не регулировались монаршей практикой, но были регламентированы Стоглавым Собором, церковными уставами, священными текстами. В ортодоксальных мусульманских странах Коран вообще почитается за конституцию.
Праву свойственно изменятся, и менять способы своего внешнего выражения. Приведённые источники также не являются вечными и единственно возможными способами закрепления воли государства. С развитием правовых систем, преобразованием общества, сменой вех человечества будут одновременно манятся и формы права как вечные спутники жизни государств и народов, связавших свою жизнь с ним.
ГЛАВА 3. ИСТОЧНИКИ ПРАВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Согласно действующей
Конституции Республики Беларусь представительный
и законодательный орган
Декреты Президента могут быть двух видов - декреты, издаваемые на основании закона о делегировании Президенту законодательных полномочий, и временные декреты. Декреты и временные декреты имеют силу закона.
Декреты и указы Президента,
если иное не предусмотрено Конституцией
Республики Беларусь, имеют верховенство
над актами иных государственных
органов и должностных лиц. Проект
закона о делегировании Президенту
законодательных полномочий может
вноситься в Палату представителей
Президентом. Проект закона должен определять
круг отношений, регулируемых декретом,
и срок полномочий Президента на издание
декрета. Не допускается делегирование
полномочий Президенту на издание декретов,
предусматривающих изменение и
дополнение Конституции, ее толкование;
изменение и дополнение программных
законов; утверждение республиканского
бюджета и отчетов о его
исполнении; изменение порядка выборов
Президента и Парламента Республики
Беларусь, ограничение конституционных
прав и свобод граждан. Закон о
делегировании законодательных
полномочий Президенту не может разрешать
ему изменение этого закона, а
также предоставлять право
Временные декреты издаются
Президентом Республики Беларусь в
силу особой необходимости без
Конституция определяет компетенцию
различных государственных