].
В отечественной и зарубежной
литературе экономическим факторам
традиционно уделялось повышенное
внимание. Их роль и влияние на развитие
государства и права не только
всесторонне изучались и оценивались,
но при этом часто переоценивались
и даже абсолютизировались. Последнее
особенно касается марксистской литературы.
В подтверждение сказанного достаточно
привести цитату И.В. Сталина: «...источник
формирования духовной жизни общества,
источник происхождения общественных
идей, общественных теорий, по-литических
взглядов, политических убеждений нужно
искать не в самих идеях, теориях, взглядах,
политических убеждениях, а в условиях
материальной жизни общества, в общественном
бытии, отражением которого являются эти
идеи, теории, взгляды и т.п.»[ Комаров С.А.,
Малько А. В. Теория государства и права:
Учебно-методическое пособие. Краткий
учебник для вузов. - М.: Издательство НОРМА,
2001. - 248с.
]. Этой цитате предшествовали
многочисленные аналогичные положения
и высказывания других авторов
- «основоположников марксизма-ленинизма»
и простых сторонников развиваемой
ими доктрины.
Тезис о существовании
экономических источников права
как составной части широко известной
и в советский период общепринятой
концепции о соотношении базиса
и надстройки (точнее, об определяющей
роли базиса, неотъемлемой частью которого
является бытие, или материальные условия
жизни общества, по отношению к
надстройке, составной частью которой
является право со всеми его атрибутами
и институтами, включая источники
права), несомненно, имеет под собой
весьма солидную основу и заслуживает,
как впрочем, и раньше, весьма серьезного
внимания. Правильность его многократно
была подтверждена не только с научной
точки зрения, теоретически, но и
самой повседневной жизнью, практически.
Однако справедливости ради
следуй заметить, что, разрабатывая положение
о роли и значении экономического
фактора, об обусловленности надстроечных
явлений, включая право, базисными
явлениями, классики марксизма-ленинизма
и их идейные последователи имели
в виду следующие два обстоятельства
и постоянно обращали на них внимание.
Первое из них связано
с тем, что материальный базис, экономика
не прямо и однозначно, а лишь
косвенно, только, в конечном счете,
определяют надстроечные явления, в
том числе право и политику.
Объективная обусловленность государственной
и правовой надстройки экономическим
базисом не является прямой и однозначной.
Она опосредована рядом субъективных
факторов, оказывающих влияние на
те конкретные формы, в которых выражается
эта объективная обусловленность. Второе
обстоятельство характеризуется тем,
что при выработке положения о приоритетной
роли экономического базиса по отношению
к правовой и иной надстройке учитывались
не только прямые связи и воздействия
базиса на надстройку, но и обратные связи
и воздействия надстройки на базис. Примечательно
в этом плане высказывание К. Маркса о
том, что экономическое движение, в общем
и целом проложит себе путь, но оно будет
испытывать на себе также и обратное действие
политического движения, которое оно само
создало и которое обладает относительной
самостоятельностью. В-шестых, с материальной
стороны, что же является источником права,
откуда исходит право в материальном плане?
На этот, казалось бы, простой вопрос до
сих пор не может однозначно ответить
ни один юрист. А дело ту в пресловутой
связи с всё тем же правопониманием. То
есть, с одной стороны всем известно, что
право есть плод деятельности государства,
творение его рук, и с этим трудно поспорить.
При таком виденье проблемы материальными
источниками права можно считать само
государство в целом и государственные
органы в частности. Это точка зрения ярых
позитивистов. Но, с другой стороны, с точки
зрения социологической школы права, где
влияние государства на право вторично,
или, даже, школы естественного права,
где роль государства мыслится ничтожной,
источникам права может считаться общество,
или же (естественно-правовая школа) у
права вообще нет источников в материальном
смысле оно изначально, абсолютно и первично
по отношению к государству. Но эти споры
бы были вечны и подобны истории про курицу
и яйцо, если бы не появилась ещё одна точка
зрения, согласно которой общество можно
считать материальным источником права,
но не первичным, а вторичным, то есть,
через государство влияющим на право.
Но материальный источник
затрагивает не только проблемы правотворчества.
Материальными источниками могут
считаться конкретные представители
правовой системы, например КоАП, УПК,
ГПК в Республике Беларусь, Русская
правда в Древней Руси, Салическая
- у франков. Пока они действуют -
они источники права. Но с другой
стороны, Русская правда послужила
источником Псковской Судной Грамоты
и, соответственно, права Псковской
республики. В этом и схожих случаях
Русскую правду и аналогичные
ей исторические памятники можно
принять за материальный источник права.
Видом рецепции, и, следовательно, источником
права, можно считать отношения
между внутренним и международным
правом. В-седьмых, наряду с указанными
весьма многозначными представлениями
об источнике права последний рассматривается
также в философском (философский источник)
плане.
При трактовке источника
права с философской точки
зрения в философском плане, основное
внимание обращается, прежде всего, на
то, какие по своему характеру (либеральные,
консервативные и пр.) философские
идеи легли в основу той или
иной правовой системы, того или иного
источника права; на базе каких философских
конструкций создается та или
иная правовая система и соответственно
система права. И, наконец, в-восьмых,
когда речь идет об источнике права,
рассматриваемом в юридическом
или формальном плане, то основное внимание
исследователей концентрируется на
совокупности способов возведения в
закон воли политических сил, стоящих
у власти. Именно здесь выделяют
такие разновидности источников
права как правовой прецедент, правовой
обычай, нормативный договор и
нормативно-правовой акт. Этот источник
права можно назвать формой права,
но не внутренней, то есть не совокупностью
элементов, составляющих содержание данного
элемента, другими словам- системой,
а внешней, то есть объективным комплексом
юридических источников, формально
закрепляющим правовые явления и
позволяющим адресатам правовых
установлений ознакомится с их реальным
содержанием и пользоваться ими.
Потребность в анализе
юридических источников права как
самостоятельных категорий теории
государства и права обусловлена
необходимостью поиска идеала внешнего
выражения права как социального
явления. При этом юридические источники
права характеризуют связь права
с государством как способ выражения
государственной воли и как способ,
которым правилу поведения придаётся
государственной властью общеобязательная
сила.
Следует заметить, что формально-юридическое
представление об источниках права
в отечественной и зарубежной
юридической литературе является в
настоящее время, пожалуй, наиболее
распространенным и часто употребляемым.
Очевидно, это можно объяснить
своеобразной, издавна сложившейся
в юридической науке и практике
традицией сведения реального (материального,
духовного и иного) источника
права к формальному. А кроме
того (и это, вероятно, главное), сказываются
широкая доступность формального понимания
источника права, его гораздо большая,
по сравнению с другими видами и представлениями
об источниках права, определенность и
в силу этого огромная возможность его
практического применения и его практическая
значимость.
Однако "выдвижение" на
первый план формально-юридичес-кого понимания
источников права вовсе не означает
принижения роли, а тем более забвения
других представлений об источниках
права и их значения.
В научной литературе, например,
начиная еще с конца XIX - начала
XX в. периодически рассматривался вопрос
об источниках не только объективного,
но и субъективного права. Последнее
«с подачи» Б. Чичерина определялось
как нравственная возможность, или
иначе, как законная свобода что-то
делать или требовать, а под объективным
правом подразумевался самый закон,
определяющий эту свободу. Такая
традиция сохранилась в значительной
степени до сих пор. В отечественной
и зарубежной юридической литературе
по-прежнему существует и другая своеобразная
традиция: рассматривать материальные,
социальные, естественные и иные им
подобные (реальные) источники права
преимущественно в теоретическом
плане, а формально-юридические источники
- обычно в практическом плане[ Марченко
М.Н. Источники права: понятие, содержание,
система и соотношение с формой
права. Вестник Московского университета.
Серия 11, Право. 2002. №5 - стр. 20.].
Итак, можно отметить довольно-таки
большую амплитуду колебания
гносеологии определения понятия
источник права. Что свидетельствует
о широком объеме понимания данной
категории науки. Данный массив понятий,
объединенный одним - источник права, можно
охарактеризовать по разделительным или
объединительным признакам, то есть,
с одной стороны, принять данное
понятие как целое тело, как
категорию- общее фундаментальное
понятие, и в дальнейшем дифференцировать
его по какому-то критерию или критериям,
ввести какое-то мерило оценки, что, собственно
говоря, и было проделано, мы взглянули
на категорию с разных гносеологических
точек понимания, но, с другой стороны,
если представить различный массив
отнюдь не близких к друг другу
так называемых источников права
как абстрагируемые друг от друга
формы, то рано или поздно проскакивает
мысль, что некоторые, относительно самостоятельные,
объекты науки с достаточно большим успехом
можно классифицировать, то есть установить
определённую связь между ними. Данная
классификация выражает систему законов,
присущих отображенной в ней области действительности.
Эти законы нельзя умалить или не заметить.
Объективно, с точки зрения научной обоснованности
и правильности, с уверенностью можно
заявить, что данная связь между объектами
раздела науки действительно существует
и оправдывает своё существования. Тем
самым мы доказываем само существование
источника права как категории теории
государства и права.
1.2 Соотношение понятий
источника и формы права
«...Если бы зоологи стали
называть собак, кошек и т.д. «источниками
животных» и спорить по этому
поводу, что такое источники животных,
представляют ли они формы создания
животных, или основания их существования,
или признаки их животной породы и
т.д., то это представляло бы явления
мысли, совершенно однородные с теми,
которые имеются в теперешнем
правоведении в области учения о
так называемых источниках права»[
Петражицкий Л.И. Теория права и
государства в свя-зи с теорией
нравственности. Т.П. СПб. 1910 - стр. 34.
].
Приведенные слова Л.И. Петражицкго
написаны почти сто лет назад
с целью закрыть спор об источниках
права как ненужный и даже абсурдный.
Однако ни резкость выражений, ни даже
их оскорбительный смысл никак не
отразились на настойчивых попытках
исследователей определить источники
права, найти их соотношение с
формами права. До сих пор философская
мысль исследует данную тему Бошно
С.В. Соотношение понятий источник
права и форма права. Юрист. 2001.
№10 - стр. 56.. Изучая вопрос о понятии,
содержании и системе источников
права просто нельзя не затронуть
теоретически и практически важную
проблему соотношения понятия источника
права с понятием формы права. Данная проблема
отечественными и зарубежными авторами
всегда решался и до сих пор решается далеко
не одинаково. Всё же их различные позиции
в целом подлежат некоторой систематизации.
Традиционно существует два диаметрально
противоположных варианта решения данного
вопроса. Суть первого в теории уравнивания
форм и источников права, представленная
двумя течениями. Представители одного
видят равенство рассматриваемых понятий,
то есть полное тождество источника права
с формой права, сведение источника права
к форме права и, наоборот, формы права
- к источнику права. Во избежание неясностей
в подобных случаях при упоминании формы
права после воспроизведения данного
термина обычно через запятые или в скобках
указывается термин «источник права».
В качестве одного из многочисленных примеров
можно привести точку зрения М.И. Байтина,
который полностью отождествляет понятие
«форма права» с источником права, а обозначающие
их термины считает равнознач-ными. «Под
формой (источником) права, - пишет автор,
- понимаются определенные способы (приемы,
средства) выражения государственной
воли общества»[ Байтин М.И. Сущность права
(современное нормативное правопонимание
на грани двух веков). Саратов. 2001 - стр.
97.], то есть источники права - это формы,
в которых возникают и получают обязательную
силу юридические нормы.
Второе же течение также
уравнивает изучаемые понятия, но с
целью обосновать непригодность
термина «источник права» и заменить
его понятием «форма права». Свою позицию
они мотивируют малой приспособленностью
термина «источник права» к продуктивному
использованию ввиду его многозначности.
Но, однако, дают ему право на жизнь
вследствие исторической обоснованности
и в качестве дани уважения. Вторая
тенденция не является обособленной
от первой, так как ядро у них
общее- единство терминов. Но для первой
эта мысль есть вершина теории,
а для второй - исходный тезис
для обоснования непригодности
одного из терминов. Во второй тенденции
речь идёт не столько о содержательном
тождестве понятий, сколько о
замене термина «источник права»
на термин «форма права»[ Бошно С.В.
Соотношение понятий источник права
и форма права. Юрист. 2001. №10 - стр.
47.]. Приверженцы первого варианта
решения вопроса часто приводят
этот спор к простому поиску названия
для способов внешнего выражения
и закрепления нормы права, и
критикуют не подходящий в полной
мере к этому действу термин «источник
права». Но можно констатировать факт
о складывании в правоведение
тенденции уравнивания терминов «форма»
и «источник» права с приоритетом формы
с целью выхода из словесного тупика, сложившегося
за сотни лет использования термина в
разных смыслах. Сторонники второго подхода
к решению проблем соотношения источников
и форм права полагают, что их понятия
совершенно не совпадают друг с другом,
а отражающие их термины далеко не равнозначны,
их самостоятельность признаётся. Исследователи
обосновывают наличие собственного значения
у каждого из этих терминов, не признают
возможности замены одного термина другим.
Несмотря на то, что оговаривается тесная
связь указанных понятий, их тождество
отрицается: если «форма права» показывает,
как организовано и выражено вовне содержание
права, то понятие «источник права» охватывает
истоки формирования права, систему факторов,
предопределяющих его содержание и формы
выражения. Анализируя данные варианты
и подходы к решению вопроса о соотношении
формы права и источника права и сопоставляя
их с реальной действительностью, нетрудно
заметить, что они грешат, как представляется,
односторонностью в оценке рассматриваемых
явлений и чрезмерной прямолинейностью.
Формула «или-или», сводящаяся лишь к одному
из двух умозаключений в отношении формы
и источника права: или к тому, что они
полностью совпадают, тождественны, или
же, наоборот, к тому, что они совсем не
тождественны и не совпадают, не соответствуют
реальному положению вещей.
Под понятием «форма права»
следует понимать способы внешнего
выражения права - то есть его внешнюю
форму. И тогда обширное понятие
«источник права» включает в себя
понятие «форма права». Но, с другой
стороны, наряду с предыдущим определением
под формой права можно понимать
и внутреннее строение права, деление
его на отрасли, подоотросли и
правовые институты в соответствие
с предметом и методом правового
регулирования - то есть систему права,
внутреннею форму. И в этом случае
понятие форма права включает
в себя понятие «источник права»
что само по себе также является
неверным ввиду понимания под
источниками права не только внешней
формы права, способов выражения
и закрепления нормы права, так
называемых «вторичных» источников
права, но и «первичных», которые
формой права не являются по простой
причине отсутствия в них норм
права, то есть общеобязательных правил
поведения. Таким образом, отрицая
ввиду перечисленных аргументов
возможность обособленного существования
данных понятий и учитывая их индивидуальность,
можно с уверенностью заявить, что
не каждый источник права является
формой и не каждая форма источником
права. Пересечение данных понятий происходит,
когда под источником права мы подразумеваем
формально-юридический смысл, а форма
права является внешней. В этом случае
можно отметить полное тождество понятий.
Также необходимо отметить
ёще один аспект вопроса, как бы вскользь
затронутый выше. Это первичность
материальных, социальных, идеальных
и других источников права по отношению
к формально-юридическому, вторичному
источнику права. Само существование
вторых обусловлено первыми, являются
источниками форм права и одновременно
источниками права. То есть на лицо
дуалистический смысл - вышеперечисленные
источники являются истоками права
как макропонятия, материалами, положенными
в основу этого явления, и в
то же время источниками многочисленных
форм права, как частных представителей
правовой системы и, несомненно, права
в целом, и опять-таки, опосредованно,
через форму права, источником права,
то есть своего рода источник права
в квадрате. Юридический же источник
права, внешняя форма права - тоже
источник права. Разностороннее изучение
понятия и содержания форм и источников
права, а также характера их взаимоотношений
недвусмысленно свидетельствуют о
том, что в одних отношениях форма
и источник права могут совпадать
друг с другом и рассматриваться
как тождественные, в то же время
в других отношениях они значительно
отличаются друг от друга и их не
следует считать тождественными.
Совпадение формы и источника
права имеет место тогда, когда
речь идет о вторичных, формально-юридических
источниках права. Которые нередко
именуются в литературе просто формальными
источниками права. Тем самым
подчеркивается помимо всего прочего
идентичность формы и источника
права, где форма указывает на
то, как, каким образом организовано
и выражено во вне юридическое (нормативное)
содержание, а источник - на то, каковы
те юридические и иные истоки, факторы,
предопределяющие данную форму права
и ее содержание. Что же касается
первичных источников права, рассматриваемых
самих по себе, в виде материальных,
социальных и иных факторов, оказывающих
постоянное влияние и предопределяющих
процессы правообразования, правотворчества
и законотворчества, то здесь совпадения
источников права с формами права
нет и не может быть. Одна из причин
этого заключается в том, что
названные феномены находятся на
разных уровнях и «обслуживают»
разные сферы. Материальные, социальные
и иные источники - факторы воздействия
на процессы правообразования, правотворчества
и законотворчества - относятся к соответствующим
материальным и иным реальным сферам жизни.
Формы же права, равно как и само право
в целом, неизменно ассоциируются с юридическими
сферами жизни общества, а точнее, с юридическими
аспектами материальной, социальной и
других реальных сфер жизни общества[
Марченко М.Н. Источники права: понятие,
содержание, система и соотношение с формой
права. Вестник Московского университета.
Серия 11, Право. 2002. №5 - стр. 17.]. На основании
изложенного можно сделать вывод о том,
что при совпадении понятий формы и источника
права, обозначающие их термины, следует
признавать идентичными по своему смысловому
значению и содержанию, взаимозаменяемыми.
Во всех других случаях подобная взаимозаменяемость
данных терминов в силу неадекватности
рассматриваемых явлений и отражающих
их понятий исключается. Однако в учебной,
а нередко и в научной юридической литературе
различные смысловые оттенки терминов
«источник права» и «форма права» не принимаются
во внимание и эти понятия почти во всех
случаях используются как идентичные.
Одна из причин кроется в том, что при таком
подходе отдается определенная дань сложившейся
в сфере познания форм и источников права
своеобразной традиции ретроградности,
нежелание меняться в лучшею сторону,
приобретать большею юридическую грамотность.
Но существования других точек зрения
и подходов не исключается.