Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 18:44, дипломная работа
Дипломная работа имеет цели:
- совершенствование деятельность дорожно-патрульной службы по обеспечению безопасности дорожного движения;
- на основе проведенного исследования разработать и предложить к реализации комплекс мер по совершенствованию безопасности дорожного движения (на примере деятельности полка ДПС ГИБДД МВД по УР).
Введение………………………………………………………………………...3
Глава I. Правовое положение Государственной инспекции безопасности дорожного движения…………………………………………………………...9
§1. История службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения. …………………………………………….………9
§2. Нормативно-правовое регулирование деятельности дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения. ………………………………………………..….17
Глава II. Организация деятельности полка дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел по Удмуртской Республике по профилактике правонарушений. ………………………………………..……24
§1. Организация дорожно-патрульной службы……………….……….24
§2. Формы и методы надзора за дорожным движением……………....36
Глава III. Профилактика правонарушений в сфере дорожного движения………………………………………………………………….…...55
§1. Организация мероприятий Государственной инспекции безопасности дорожного движения по профилактике правонарушений в области дорожного движения. ……...…………………………………55
§2. Проблемы и пути решения вопросов профилактики правонарушений в области дорожного движения……………………..64
Заключение………………………………………………………………….....70
Список использованной литературы ...……………………………………....73
Приложения 1-8..……...………………………………………………..….79-90
Количество гужевого транспорта в Петербурге и Москве увеличивалось очень быстро. Царским указом от 12 июня 1761 года полиции предписывалось вести учет «извозчиков по частям города», «выдавать им за плату кожаные ярлыки с номером, полученные денежные средства употреблять на расходы полицейских». Это было одной из первых мер, направленных на упорядочение извозного промысла.
Многообразие видов
В 1911 году в России было зарегистрировано 5493 автомобиля, из них 1479 автомобилей принадлежало жителям Санкт-Петербурга и 826 автомобилей – москвичам. Оставшееся количество автомобилей распределялось еще по 18 губерниям страны.
Постепенно становясь автомобильной державой, Россия включилась и в сферу межгосударственных правовых отношений в области автомобильного транспорта. В Париже в 1909 году была подписана, а в 1910 году ратифицирована международная конвенция относительно передвижения автомобилей.
О важности функции полиции по обеспечению безопасности дорожного движения можно судить по выдержке из обзорной статьи в журнале «Вестник полиции» № 6 от 18 февраля 1917 года: «Трудна наружная полицейская служба столичных городовых, особенно в настоящее время, когда эти центры переполнены пришлым населением и уличное движение представляет кишащий муравейник. Только самое бдительное полицейское наблюдение за строгим порядком пешего, конного и трамвайного движения по городским улицам способно предупредить от каких-либо всегда возможных несчастий с публикой в этой толчее…».
После Октябрьской революции 1917 года охрана общественного порядка была отнесена в ведение Народного Комиссариата по внутренним делам (далее – НКВД), вошедшего в состав Советского правительства – Совета Народных Комиссаров (далее – СНК).
Регулирование транспортных
и пешеходных потоков, надзор за соблюдение
соответствующих правил стали во
многих городах основными
Через несколько лет участникам уличного движения стали подаваться сигналы с помощью переносных устройств семафорного типа. В декабре 1930 года в Москве заработал первый трехцветный светофор.
Следуя циркуляру Главного управления рабоче-крестьянской милиции (далее – ГУРКМ) от 10 сентября 1931 года, в составе управлений милиции были образованы отделы регулирования уличного движения (далее – ОРУД). Им в подчинение придавались строевые подразделения милиционеров – регулировщиков (отряды, дивизионы, взводы). Помимо надзора за соблюдением правил уличного движения милиции вменялась в обязанность их пропаганда среди населения, совершенствование организации дорожного движения, учет ДТП.
До 1934 года регистрация и учет автомобилей и мотоциклов, а также контроль за их использованием в нашей республике производился сотрудникам «Облдортранса» при Облисполкоме.
Жители Удмуртии, желающие получить удостоверение на право управления автомотранспортом, сдавали экзамены в городах Горьком, Кирове, Казани. Выдавалось единое удостоверение, дающее право на управление и автомобилем и мотоциклом.
В 1931 году правительство приняло решение о создании на правах народного комиссариата Центрального управления шоссейных и грунтовых дорог и автомобильного транспорта (далее – Цудортранса) при СНК СССР. В декабре 1934 года в его составе была образована Государственная автомобильная инспекция (далее – ГАИ).
Однако уже в октябре 1935 года Цудортранс приобретает статус структурного подразделения НКВД СССР, а Госавтоинспекция вскоре передается в ведение ГУРКМ того же министерства.
3 марта 1936 года
СНК СССР включил ГАИ в состав
Главного управления рабочее-
3 июля 1936 года СНК СССР постановлением № 1182 утвердил «Положение о Государственной автомобильной инспекции Главного управления рабочее-крестьянской милиции НКВД СССР».
Регулированием уличного движения, надзором за соблюдением соответствующих правил и пропагандисткой деятельностью продолжали заниматься ОРУДы. Тем самым государство поручило милиции навести в области дорожного движения необходимый порядок, предоставив для этого весь спектр надзорных полномочий.
Если ОРУДы в городах создавались и финансировались местными властями, то ГАИ представляла собой систему органов, содержащихся за счет госбюджета. Она включала центральный аппарат в лице Госавтоинспекции НКВД СССР и территориальные подразделения во всех республиках, краях и областях страны.
Началась работа по созданию нормативной правовой основы деятельности ГАИ.
В числе первых приказами НКВД СССР были утверждены Правила по выдаче шоферских документов и учету шоферских кадров, Правила по учету автомобильного парка, Инструкция о порядке производства ГАИ технических осмотров автомашин и прицепов.
Первым начальником ГАИ УРКМ НКВД УАССР в 1936 году, вскоре после выхода постановления № 1182, был назначен Иван Федорович Мальцев, который в течение пяти лет, до начала Великой Отечественной войны, возглавлял службу. Штат ГАИ состоял тогда из 7 человек.
Одновременно проводились
организационно-структурные
В 1939 году, после почти 10-летнего перерыва, регулировщики уличного движения вновь стали пользоваться жезлом, окрашенным в черно-белый цвет.
Несмотря на образование специализированной службы, курирующей вопросы безопасности движения, единых Правил движения по улицам и дорогам в стране по-прежнему не существовало. Первые типовые правила были утверждены НКВД СССР в 1940 году, на их основе в каждом крае, республике, области утверждались свои правила движения.
С первых дней Советской власти Ижевский Совет Рабочих, солдатских и крестьянских депутатов большое внимание стал уделять благоустройству поселка, улучшению условий труда и быта рабочих, а в феврале 1918 года переименовал поселок в город Ижевск.
В годы первой пятилетки
для мощения дорог стали
Весь автомобильный парк города Ижевска в 1934 году составлял 42 грузовых автомашины, 21 легковую, 4 почтовые, 3 пожарные, 1 санитарную и 9 автобусов. В 1937 году автопарк уже насчитывал 269 грузовых автомашин, 61 легковую, 17 автобусов и специальные машины пожарной и скорой помощи.
В годы Великой Отечественной войны ГАИ УМ МВД УАССР возглавлял Поздеев Анатолий Митрофанович (с 1941 по 1947г.г.), затем по 1950 год начальником являлся Русских Филипп Митрофанович. В послевоенные годы автопарк республики пополнился не только отечественными, но и автомобилями иностранных марок.
В эти годы, и некоторые последующие годы в состав отдела ГАИ входило структурное подразделение ОРУД, милиционерами-регулировщиками в послевоенные годы были преимущественно женщины, оставшиеся на службе еще с военных лет.
Много тогда совершалось автодорожных аварий. То тут, то там опрокидывались автомобили, падали из кузовов и с грузов люди, совершались наезды на пешеходов. Некоторые дорожные происшествия становились известны органам милиции или прокуратуры спустя недели, и даже месяцы, после их совершения. Часто родственники только после гибели человека начинали «искать правду».
Высокий уровень аварийности в те годы объяснялся многими причинами. Среди них: отсутствие автобусного сообщения, и как следствие – перевозка людей на попутных грузовых машинах и различных самоходных сельхозмашинах, тракторах; очень плохое состояние дорожной сети, практически разрушенной за годы войны и не восстановленной из-за нехватки людских и материальных ресурсов; низкая дисциплина водителей (пьянство, лихачество и т.п.); эксплуатация неисправной техники.
В 60-х годах началась активная профилактика. Инспектора стали чаще бывать в автохозяйствах с беседами или на разборах конкретных дорожных происшествий. Несмотря на это, среди водителей было распространено пьянство. В год задерживалось от 800 до 1000 водителей, управляющих транспортными средствами в нетрезвом состоянии, некоторые в момент остановки вываливались из кабин! Выпускалось много листовок, обращений к населению.
Конец 60-х годов отмечен ростом общественной активности, в это время формируется институт общественных инспекторов ГАИ, который способствовал усилению контроля за дорожным движением. Сотрудники ГАИ, водители, общественные автоинспектора вели широкую пропаганду, выступали в трудовых коллективах, в средствах массовой информации, писали статьи, обращения.
В 1990-е годы развал
СССР на какое-то время парализовал
позитивное развитие ГАИ. Именно на 1992
год пришелся пик количества зарегистрированных
краж транспортных средств. Изменившиеся
условия потребовали
Развитию демократизации и открытости во всех сферах деятельности ГАИ способствовало принятие 10 декабря 1995 года Федерального закона «О безопасности дорожного движения»12. Принятие законодательного акта по безопасности дорожного движения позволило поднять проблему аварийности на дорогах на качественно новый уровень. Эта, а также ряд других мер создали условия для развития ГАИ, для ее конструктивного участия в решении сложных задач по безопасности дорожного движения на современном этапе13.
Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения14, принятое в 1998 году, расширило полномочия этого органа по надзору, тем самым, дав новый импульс в решении вопросов безопасности дорожного движения. В этом была настоятельная необходимость, так как на российских автодорогах в массовом масштабе начали появляться автомобили зарубежного производства, как новые и бывшие в употреблении. Приток автомобилей был весьма стремительный, в особенности в крупных городах, что создавало предпосылки для роста аварийных ситуаций.
В октябре 1998 года на территории Удмуртской Республики на базе двух батальонов ДПС (отдельного городского и отдельного трассового) было создано единое строевое подразделение – полк дорожно-патрульной службы ДПС ГИБДД МВД по УР. В структуре полка было создано 2 батальона, один из которых обслуживает административные районы города Ижевска, второй – автодороги федерального и республиканского значения в своей 30-ти километровой зоне обслуживания: Елабуга – Пермь, Ижевск – Сарапул, Ижевск – Аэропорт – Гольяны и Ижевск – Воткинск.
Управление и обеспечение деятельности строевых подразделений осуществляют: штаб, дежурная часть, отделения: службы, по работе с личным составом, по розыску транспортных средств, скрывшихся с мест происшествия, по исполнению административного законодательства, а также материально-техническая часть.
Полк ДПС – это мобильное подразделение, сотрудники которого осуществляют деятельность преимущественно на улицах Ижевска и основных трассах республики, регулярно участвуя и в мероприятиях по профилактике аварийности на всей территории Удмуртии.
Автор работы, изучив историю создания органов контроля в области дорожного движения, пришел к заключению, что государством с появлением первых транспортных средств уделялось большое внимание безопасности дорожного движения, должностные лица наделялись специальными полномочиями, проводилась профилактическая работа, направленная на снижение уровня аварийности и тяжести последствий дорожно-транспортного травматизма. В данное время в нашей стране профилактические и надзорные функции осуществляет ГИБДД МВД РФ.
§ 2. Нормативно-правовое регулирование деятельности дорожно-патрульной службы
Сфера безопасности дорожного движения на федеральном уровне регулируется 14 федеральными законами, 9 указами Президента России, 35 постановлениями Правительства Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Основополагающими из них являются:
- Федеральный закон Российской Федерации от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»15;