Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 18:44, дипломная работа
Дипломная работа имеет цели:
- совершенствование деятельность дорожно-патрульной службы по обеспечению безопасности дорожного движения;
- на основе проведенного исследования разработать и предложить к реализации комплекс мер по совершенствованию безопасности дорожного движения (на примере деятельности полка ДПС ГИБДД МВД по УР).
Введение………………………………………………………………………...3
Глава I. Правовое положение Государственной инспекции безопасности дорожного движения…………………………………………………………...9
§1. История службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения. …………………………………………….………9
§2. Нормативно-правовое регулирование деятельности дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения. ………………………………………………..….17
Глава II. Организация деятельности полка дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел по Удмуртской Республике по профилактике правонарушений. ………………………………………..……24
§1. Организация дорожно-патрульной службы……………….……….24
§2. Формы и методы надзора за дорожным движением……………....36
Глава III. Профилактика правонарушений в сфере дорожного движения………………………………………………………………….…...55
§1. Организация мероприятий Государственной инспекции безопасности дорожного движения по профилактике правонарушений в области дорожного движения. ……...…………………………………55
§2. Проблемы и пути решения вопросов профилактики правонарушений в области дорожного движения……………………..64
Заключение………………………………………………………………….....70
Список использованной литературы ...……………………………………....73
Приложения 1-8..……...………………………………………………..….79-90
- численность сотрудников привести в соответствие с действующим законодательством;
- активно внедрять
более прогрессивные методы
§ 2. Проблемы и пути решения вопросов профилактики правонарушений в области дорожного движения
Обеспечение безопасности дорожного движения – сложная многоплановая проблема. Поэтому меры по предупреждению ДТП и дорожно-транспортных преступлений должны носить комплексный характер.
Следует иметь в виду, что деятельность по предупреждению ДТП непосредственно влияет на динамику дорожно-транспортных преступлений. Поскольку грань между ними лежит в сфере последствий, а нарушения могут быть (и бывают) совершенно идентичны, профилактическая работа, направленная на предупреждение как дорожно-транспортных происшествий, так и дорожно-транспортных преступлений, может быть в целом качественно однородна.
В настоящее
время в нашей стране в основном
сложилась государственная
Характеризуя содержание деятельности ДПС, можно сказать, что все свойственные ей функции, в конечном счете, имеют профилактическую направленность, поскольку их осуществление подчинено одной главной цели – обеспечению безопасности дорожного движения.
Осуществляя регулирование дорожного движения, выявляя и пресекая нарушения Правил дорожного движения, сотрудники ДПС обеспечивают четкое, бесперебойное и безопасное функционирование транспорта, укрепляют дисциплину всех участников движения.
От общей численности сотрудников ГИБДД 70 % составляют сотрудники батальонов дорожно-патрульной службы, основной задачей которой является поддержание установленного порядка в дорожном движении.
Количество дорожно-транспортных происшествий напрямую связано с такими обстоятельствами, как дисциплина участников дорожного движения, качество подготовки и воспитания водительских кадров, конструкция и техническое состояние транспортных средств, содержание улиц и дорог, их благоустройство. Но как бы ни были совершены улицы и дороги, технические средства организации и регулирования дорожного движения, а также транспортные средства, безопасность общественных отношений в области движения во многом зависит от эффективности действующего административного законодательства, строгого соблюдения КоАП РФ и Правил дорожного движения РФ.
Абсолютное
большинство дорожно-
Решение этой проблемы
требует укрепление дисциплины водителей,
пешеходов и других участников дорожного
движения и, следовательно, повышения
эффективности правового
Так автором были изучены статистические данные (см. Приложение 4) о количестве выявленных правонарушений в области дорожного движения40. Автор пришел к выводу, что показатели работы подразделения имеют тенденцию к снижению, так все позиции, имеющие влияние на состояние аварийности снизились, или имеют небольшой плюс к АППГ, все это негативно сказывается на состоянии аварийности. За 2010 год количество ДТП в г. Ижевске возросло: за 12 месяцев 2010 года с материальным ущербом и телесными повреждениями зарегистрировано 23 тыс. 454 ДТП (АППГ – 22 тыс.245) +5,4%. Из них:
- с пострадавшими 1621 происшествий (АППГ – +4,18%), в том числе 45 материалов направлены в ССО по ДТП СУ по признакам преступления, предусмотренным ч.1 ст. 264 УК РФ (АППГ – -43%). По 38 материалам отказано в возбуждении уголовного дела на основании ст. 24.5 п.2 УПК РФ (АППГ – -5%).
- с материальным ущербом 21 тыс. 833 (АППГ – 20 тыс. 689) +11,4%. За 12 месяцев 2010 года на обслуживаемых полком ДПС ГИБДД участках автодорог федерального и республиканского значения зарегистрировано 70 ДТП (20 наездов на пешехода, 32 столкновений, 7 опрокидываний, 1 наезд на стоящее транспортное средство, 1 наезд на препятствие), что на 1,4% больше чем за АППГ – 69 ДТП. В результате произошедших ДТП 43 человека погибло (АППГ – 30) +43,3%, 90 получили травмы различной степени тяжести (АППГ – 93) -3,2%. С участием водителей управляющих Т/С в состоянии алкогольного опьянения произошло 3 ДТП (АППГ – 5) -40%. Данные статистические данные наглядно указывают на то, что если и далее будет сокращенно число сотрудников, а взамен ничего сделано не будет, внедрены какие-либо формы и методы надзора за дорожным движение, эти цифры будут и далее расти.
Так, служба ДПС может применять к нарушителям Правил дорожного движения и иных нормативов, относящихся к обеспечению безопасности дорожного движения, административно-правовые меры воздействия. Применение к нарушителям административно-правовых норм оказывает профилактическое воздействие на все категории участников дорожного движения (водителей, пассажиров, пешеходов), население в целом.
С точки зрения автора, в г. Ижевске следует установить видеофиксацию на оживленных улицах, как: Ленина, Удмуртская, К. Либкнехта, Кирова, 10 лет Октября, 40 лет Победы, поскольку именно на них сконцентрирована большая часть потока транспортных средств, особенно в часы «пик», также было предподчтительно на этих улицах установить надземные пешеходные переходы, чтобы исключить возможность контакта пешеходов и автомобилей, а также на значительных по протяженности участках автодорог в г. Ижевске установить скоростемеры, оборудованные системой видео-, фотофиксацией. В патрульных автомобилях, а в дальнейшем обязать автопроизводителей укомплектовывать транспортные средства видеорегистраторами, которые бы включались автоматически с включением зажигания, цифровые записи которых служили бы доказательством правонарушения либо его отсутствием. Сами сотрудники ДПС предлагают совершенствование материально-технической базы, в том числе внедрение автоматических систем контроля (см. Приложение 8).
По мнению автора, целесообразно дополнить в видеофиксацию, помимо фиксации нарушения дорожной разметки, фиксацией непристегнутых ремней безопасности, превышения установленной скорости, выезда на полосу встречного движения, разворота в неположенном месте.
То есть, все эти меры можно разделить на следующие группы:
- организационные (
- технические (постройка надземных пешеходных переходов, организация дорожного движения, внедрение систем видеоконтроля, приведение дорожного полотна к требованиям ГОСТа и т.п.);
- профилактические (проведение лекций, бесед, ролики на ТВ и рекламных продукциях, мониторах в ТЦ и т.п.);
В организации работы ДПС активнее применять прогрессивные формы и методы несения службы, в том числе:
- увеличить количество мобильных нарядов ДПС и их численности, в том числе и посредством сокращения стационарных постов ДПС, в первую очередь на административных границах субъектов Российской Федерации;
- использовать стационарные посты ДПС в качестве оперативных центров по организации несения службы нарядами ДПС в зоне их ответственности;
- принять меры к сокращению случаев пешего патрулирования;
- оценивать деятельность сотрудников ДПС не по количеству выявленных нарушений Правил дорожного движения, а по количеству ДТП, совершенных на маршрутах патрулирования;
- выделить средства на оснащение стационарных постов ДПС и КПМ средствами оказания первой медицинской помощи, аварийно - спасательным оборудованием, предназначенным для извлечения пострадавших из поврежденных транспортных средств, эвакуаторами для удаления транспортных средств с мест ДТП, а также неисправных и создающих помехи в дорожном движении транспортных средств;
- обеспечить доступ подразделений ГИБДД, в первую очередь регистрационно - экзаменационных и технического надзора, а также КПМ и стационарных постов ДПС к базам данных централизованных оперативно - справочных, криминалистических и розыскных учетов.
Особое внимание
следует уделить грамотной и
компетентной корректировке законодательства
РФ в области обеспечения
Исходя из всего изложенного следует, что ДПС самая многочисленная служба в ГИБДД, ее деятельность имеет большую и значительную роль в профилактике, предупреждении и пресечении правонарушений в сфере дорожного движения. При сокращении численности сотрудников ДПС, и не введении каких-либо других форм контроля и надзора за дорожным движением, состояние аварийности не удержать на прежнем уровне, а при дальнейшем росте количества автомобилей этот показатель вырастет. Автор полагает, что сокращение числа сотрудников МВД следовало бы производить за счет сокращения численности управленческого аппарата, исходя из статистики автор выявил, что нагрузка на сотрудника ДПС возросла, при этом часто сотрудники работают сверхурочно, что негативно сказывается и на физическом, и на моральном состоянии, а также на психологическом состоянии в коллективе, да и в общении вообще.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проанализировав проблему безопасности дорожного движения на дорогах России необходимо отметить, что данная проблема в последние годы становится все более актуальной. На фоне интенсификации процесса автомобилизации происходит рост количества ДТП и увеличивается число пострадавших участников дорожного движения. C ужесточением законодательства в сфере безопасности дорожного движения необходимо, также проводить соответствующую социальную политику – для полного понимания проблемы безопасности дорожного движения.
Обеспечение безопасности дорожного движения – сложная многоплановая проблема. Поэтому меры по предупреждению ДТП и дорожно-транспортных преступлений должны носить комплексный характер, все эти меры можно разделить на следующие группы:
- организационные (оптимизировать процесс оформления материалов о нарушениях ПДД, создать дополнительные группы по оформлению ДТП, довести численность личного состава до показателей, установленных Указом Президента);
- технические
(постройка надземных
- профилактические (проведение лекций, бесед, ролики на телевидении и рекламных продукциях, мониторах в торговых центрах и т.п.);
В ходе проведенного исследования автором работы вносятся следующие предложении, направленные на снижение уровня дорожно-транспортных происшествий и тяжести их последствий:
1) довести численность личного состава подразделений ДПС ГИБДД МВД по УР до нормативной, т.е., в Удмуртской Республике исходя из числа зарегистрированного автотранспорта численность сотрудников должна быть не менее 1422 сотрудников, из расчета 1 сотрудник на 265 единиц автотранспорта41;
2) более широко внедрять средства фото-, видеофиксации, в том числе работающие в автоматическом режиме, в г. Ижевске следует установить видеофиксацию на оживленных улицах, как: Ленина, Удмуртская, К. Либкнехта, Кирова, 10 лет Октября, 40 лет Победы, поскольку именно на них сконцентрирована большая часть потока транспортных средств, особенно в часы «пик», а также на значительных по протяженности участках автодорог в г. Ижевске установить скоростемеры, оборудованные системой видео-, фотофиксацией;
3) оснастить экипажи ДПС более совершенными средствами видеофиксации (с функциями ночной съемки, большего увеличения и дальности действия);
4) внести изменения в п. 10 ст .11 Федерального закона от 25 апреля 2002 года № 40 – ФЗ «Об обязательном страховании автогражданской ответственности владельцев транспортных средств», и изложить его в следующей редакции: «В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции размер страховой выплаты, причитающейся потерпевшему в счет возмещения вреда, причиненного его имуществу, не может превышать 50 тысяч рублей»;
5) выделить на СП ДПС патрульные автомобили, что позволило бы существенно влиять и на безопасность дорожного движения и оказания помощи участникам дорожного движения на загородных дорогах;