Обеспечение безопасности дорожного движения в Российской Федерации – роль ДПС в профилактике правонарушений и преступлений в сфере доро

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 18:44, дипломная работа

Краткое описание

Дипломная работа имеет цели:
- совершенствование деятельность дорожно-патрульной службы по обеспечению безопасности дорожного движения;
- на основе проведенного исследования разработать и предложить к реализации комплекс мер по совершенствованию безопасности дорожного движения (на примере деятельности полка ДПС ГИБДД МВД по УР).

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
Глава I. Правовое положение Государственной инспекции безопасности дорожного движения…………………………………………………………...9
§1. История службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения. …………………………………………….………9
§2. Нормативно-правовое регулирование деятельности дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения. ………………………………………………..….17
Глава II. Организация деятельности полка дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел по Удмуртской Республике по профилактике правонарушений. ………………………………………..……24
§1. Организация дорожно-патрульной службы……………….……….24
§2. Формы и методы надзора за дорожным движением……………....36
Глава III. Профилактика правонарушений в сфере дорожного движения………………………………………………………………….…...55
§1. Организация мероприятий Государственной инспекции безопасности дорожного движения по профилактике правонарушений в области дорожного движения. ……...…………………………………55
§2. Проблемы и пути решения вопросов профилактики правонарушений в области дорожного движения……………………..64
Заключение………………………………………………………………….....70
Список использованной литературы ...……………………………………....73
Приложения 1-8..……...………………………………………………..….79-90

Вложенные файлы: 1 файл

диплом ДПС готовый.doc

— 560.50 Кб (Скачать файл)

- Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции»16;

- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, введенный в действие Федеральным законом от 30 декабря 2001 года № 196-ФЗ17;

  - Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 года № 92718;

- Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 года № 71119;

 - Правила дорожного движения Российской Федерации, утвержденные Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 (с последующими изменениями)20.

Дорожно-патрульная служба (далее - ДПС) является структурным подразделением Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации и входит в состав милиции общественной безопасности Российской Федерации. Она осуществляет оперативно-профилактические, контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения, а также участвует в обеспечении охраны общественного порядка и борьбе с правонарушениями в зонах своих постов и маршрутов патрулирования.

ДПС ГИБДД основывает свою деятельность в соответствии с принципами законности, гуманизма, уважения прав человека, гласности.

Анализ отдельных норм Федерального закона (далее – ФЗ) «О полиции»21 и Приказа МВД РФ от 02.03.2009 года № 185 «Об утверждении административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения»22 свидетельствует о необходимости уточнения ряда их положений, в частности, п. 6 ст. 13 ФЗ «О полиции» предусматривает, остановку транспортных средств и проверку документов, предусмотренных ПДД, а в п. 63 Приказа МВД от 02.03.2009 года № 185 «Об утверждении административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения» указываются основания для остановки транспортных средств, что в некоторых случаях имеет достаточно принципиальный характер. Также необходимо внести уточнение в этот приказ по процедурам оформления административных материалов (место составления, место нахождения лица, привлекаемого к ответственности).

Внесение соответствующих изменений в федеральное законодательство позволит создать необходимую правовую основу для кардинального повышения эффективности государственного управления в области обеспечения безопасности дорожного движения и соответственно снижения уровня дорожно-транспортной аварийности.

Анализируя Приказ МВД РФ от 02.03.2009 года № 185, регламентирующий деятельность ДПС ГИБДД, автор, имеющий многолетний опыт работы в ДПС ГИБДД, пришел к однозначному выводу, что в приказе недостаточно уделяется внимание способам и формам несения службы, многие пункты имеют декларативный, либо формальный характер, не позволяющие начинающему сотруднику приобрести необходимые профессиональные азы.

С точки зрения автора, в настоящем  приказе следовало бы более четко  обозначить квалификационные требования к сотруднику ДПС. На взгляд автора, сотрудники ДПС должны иметь необходимую  профессиональную подготовку, быть дисциплинированными и бдительными, действовать решительно, смело и настойчиво, обладать высокими моральными качествами, стойко переносить трудности, связанные со службой, иметь необходимые теоретические знания, тактические навыки. При обращении с гражданами сотрудники ДПС должны быть вежливыми и тактичными, их действия - законными и понятными лицам, в отношении которых они осуществляются.

Управление строевыми подразделениями  ГИБДД осуществляется по принципу единоначалия и двойной подчиненности. С одной стороны, сотрудники ДПС подчиняются своим непосредственным командирам (взвода, роты и т.д.), с другой стороны, начальнику территориального подразделения ГИБДД. В состав ДПС ГИБДД МВД России входят строевые подразделения (в том числе специализированные): полки, батальоны, роты, взводы, мобильные строевые подразделения, создаваемые в качестве оперативного резерва для реагирования на осложнение оперативной обстановки в области дорожного движения, проведения специальных мероприятий по пресечению преступлений, связанных с эксплуатацией транспортных средств.

Работу подразделений ДПС, оказание им практической и методической помощи организуют отделы (отделения) ДПС управлений (отделов) ГИБДД МВД, ГУВД, УВД субъектов  Российской Федерации.

Автором проведен опрос сотрудников  полка ДПС ГИБДД МВД по Удмуртской Республике. Всего опрошено 56 сотрудников ДПС, имеющих стаж работы в службе от 3-х до 15 лет согласно разработанной автором анкете (см. Приложения 1). Согласно проведенного опроса, около 40% сотрудников имеют стаж работы до 3-х лет, что не всегда положительно сказывается на деятельности данных сотрудников: они не имеют достаточного опыта работы, во многих вопросах и при решении практических задач теряются, сотрудники с большим опытом в ходе проводимого реформирования были сокращены либо вышли в отставку, передать свой положительный опыт работы молодым сотрудникам не успели (см. Приложение 2).

Одним из вопросов, задаваемых при  опросе, являлся вопрос об обозначении  задач ДПС ГИБДД по степени  приоритетности.

90% из числа опрошенных сотрудников ДПС указали первостепенную задачу:

- сохранение жизни и здоровья  участников дорожного движения, оказание доврачебной медицинской  помощи гражданам, пострадавшим  при дорожно-транспортных происшествиях,  а также находящимся в беспомощном  или ином состоянии, опасном для их здоровья и жизни; затем:

- надзор за дорожным движением,  предупреждение, выявление и пресечение  нарушений правил дорожного движения, иных нормативных актов, действующих  в сфере обеспечения безопасности  дорожного движения, привлечение  в установленном порядке и в пределах своей компетенции к административной ответственности лиц, совершивших такие правонарушения.

Делая выводы, отрадно отметить, что  сотрудники ДПС ГИБДД, являясь основным звеном в структуре ГИБДД, считают  приоритетной задачей сохранение жизни и здоровья участников дорожного движения, и лишь затем следуют задачи по контролю, надзору и профилактике. Такой подход позволяет сотрудникам ДПС проявлять объективность, законность, беспристрастность при выполнении возложенных на них функций.

Анализируя функции ДПС ГИБДД, автор обращает внимание на их большой объем и многообразие. Инспектору ДПС вменяются  обязанности и сотрудников дорожной инспекции и организации дорожного движения, и сотрудника подразделения по техническому надзору за состоянием транспортных средств, и сотрудников подразделений пропаганды правил дорожного движения.  Подход законодателей по наделению ДПС обширными функциями лишает сотрудника ДПС заниматься основной задачей – профилактикой нарушений правил дорожного движения, дорожно-транспортных происшествий на маршруте патрулирования.  

Таким образом, нормативные правовые акты, регулирующие деятельность ДПС  ГИБДД, требуют совершенствования, в связи с этим автором предлагается:

1. Внести изменения в ведомственные нормативные правовые акты МВД РФ, регламентирующие деятельность ДПС ГИБДД. Предусмотреть в них:

- основания для остановки транспортных средств,

- порядок и процедуру оформления административных материалов о выявленных нарушений в сфере дорожного движения и т.п.

2. Разработать регламентированные квалификационные требования к сотруднику ДПС ГИБДД (наличие образования, не ниже среднего специального, с предпочтением технических и юридических специальностей и т.п.).

 

3. Пересмотреть критерии оценки оперативно-служебной деятельности  ДПС ГИБДД, перейти от критериев так называемой  количественной («палочной») оценки показателей к качественным показателям (уровню безопасности участников дорожного движения).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛКА ДОРОЖНО-ПАТРУЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ МИНИСТЕСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

 

 

 

 

§ 1. Организация дорожно-патрульной службы

 

 

 

Дорожно-патрульная служба осуществляет оперативно-профилактические, контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения, а также участвует в обеспечении охраны общественного порядка и борьбе с правонарушениями в зонах своих постов и маршрутов патрулирования.

Система подразделений, образующих Дорожно-патрульную службу, включает:

1. Подразделение  организации и координации деятельности  Дорожно-патрульной службы в структуре  федерального органа управления  Госавтоинспекции.

2. Подразделения  организации Дорожно-патрульной  службы в структуре органов управления Госавтоинспекции МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, подразделений Госавтоинспекции управлений (отделов) внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, управлений (отделов) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах.

3. Строевые подразделения  Дорожно-патрульной службы:

а) полки, батальоны, роты, взводы Дорожно-патрульной службы, в том числе их структурные подразделения, а также отделения и группы;

б) специализированные батальоны, роты, взводы Дорожно-патрульной службы Госавтоинспекции оперативного реагирования;

в) специализированные полки, батальоны, роты, взводы Дорожно-патрульной службы Госавтоинспекции на специальных трассах;

г) специализированные батальоны, роты, взводы Госавтоинспекции

по обеспечению  безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения.

Подразделения Дорожно-патрульной службы взаимодействуют с другими подразделениями органов внутренних дел Российской Федерации, военной автомобильной инспекцией, иными организациями и юридическими лицами, средствами массовой информации.

Деятельность  Дорожно-патрульной службы строится в  соответствии с принципами законности, гуманизма, уважения прав человека, гласности.

Управление  деятельностью строевых подразделений  включает в себя: организационно-методическое обеспечение, контроль за несением службы, учетно-аналитическую работу, планирование, оценку деятельности строевых подразделений и сотрудников в целях оптимального использования сил и средств, поддержания постоянной готовности строевых подразделений к выполнению поставленных задач.

Организационно-методическое обеспечение деятельности строевых подразделений осуществляется:

а) Федеральным  органом управления Госавтоинспекции (Департаментом обеспечения безопасности дорожного движения МВД России) - на территории Российской Федерации.

б) Органами управления Госавтоинспекции - в пределах субъектов  Российской Федерации;

Планирование  работы строевых подразделений, контроль за выполнением планов осуществляются в соответствии с нормативными правовыми  актами МВД России, регламентирующими  организацию планирования в системе  органов внутренних дел Российской Федерации.

Ход и итоги выполнения планов работы строевых подразделений рассматриваются на оперативных совещаниях при их руководителях23.

Учету, обобщению  и анализу в строевых подразделениях подлежат:

- Сведения о ДТП в зоне ответственности строевого подразделения в соответствии с нормативными правовыми актами МВД России, регламентирующими учет дорожно-транспортных происшествий в органах внутренних дел.

- Жалобы, заявления и предложения граждан, юридических лиц в соответствии с требованиями инструкции по работе с обращениями граждан в системе МВД России24.

- Дела об административных правонарушениях, информация о порядке их прохождения.

- Сведения об участии сотрудников в предупреждении, выявлении и пресечении административных правонарушений и преступлений, состоянии законности и служебной дисциплины.

- Результаты работы, служебное время сотрудников.

- Результаты и эффективность применения технических средств.

- Служебная, нормативная правовая документация, ориентировки.

- Информация о недостатках в состоянии дорог, повреждениях технических средств организации дорожного движения.

- Иная информация, имеющая значение для выполнения возлагаемых функций.

На основе информации, подлежащей учету, в строевых подразделениях организуется анализ состояния аварийности  в зоне ответственности, причин и условий возникновения ДТП, эффективности правоприменительной деятельности, принимаемых мер по предупреждению аварийности, выработка решений, направленных на сокращение числа дорожно-транспортных происшествий и пострадавших в них людей.

Для выполнения этих задач осуществляется:

- Анализ оперативной обстановки и разработка на его основе управленческих решений по организации Дорожно-патрульной службы.

Информация о работе Обеспечение безопасности дорожного движения в Российской Федерации – роль ДПС в профилактике правонарушений и преступлений в сфере доро