Обеспечение безопасности дорожного движения в Российской Федерации – роль ДПС в профилактике правонарушений и преступлений в сфере доро

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 18:44, дипломная работа

Краткое описание

Дипломная работа имеет цели:
- совершенствование деятельность дорожно-патрульной службы по обеспечению безопасности дорожного движения;
- на основе проведенного исследования разработать и предложить к реализации комплекс мер по совершенствованию безопасности дорожного движения (на примере деятельности полка ДПС ГИБДД МВД по УР).

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
Глава I. Правовое положение Государственной инспекции безопасности дорожного движения…………………………………………………………...9
§1. История службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения. …………………………………………….………9
§2. Нормативно-правовое регулирование деятельности дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения. ………………………………………………..….17
Глава II. Организация деятельности полка дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел по Удмуртской Республике по профилактике правонарушений. ………………………………………..……24
§1. Организация дорожно-патрульной службы……………….……….24
§2. Формы и методы надзора за дорожным движением……………....36
Глава III. Профилактика правонарушений в сфере дорожного движения………………………………………………………………….…...55
§1. Организация мероприятий Государственной инспекции безопасности дорожного движения по профилактике правонарушений в области дорожного движения. ……...…………………………………55
§2. Проблемы и пути решения вопросов профилактики правонарушений в области дорожного движения……………………..64
Заключение………………………………………………………………….....70
Список использованной литературы ...……………………………………....73
Приложения 1-8..……...………………………………………………..….79-90

Вложенные файлы: 1 файл

диплом ДПС готовый.doc

— 560.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

§ 2. Формы и методы надзора за дорожным движением

 

 

 

Формами надзора  несения службы нарядами дорожно-патрульной службы ГИБДД за дорожным движением являются:

- Контроль за  дорожным движением на патрульном  транспортном средстве в движении  или стационарном положении, в  пешем порядке.

- Сопровождение транспортных средств.

- Регулирование  дорожного движения.

- Осуществление  контрольных функций на стационарных  постах ДПС. 

Контроль за дорожным движением может также  осуществляться на средствах авиации (вертолеты, дирижабли и другие).

Основной задачей Дорожно-патрульной службы является обеспечение соблюдения участниками дорожного движения правил дорожного движения в целях сохранения жизни, здоровья и имущества, защиты законных прав и интересов граждан и юридических лиц, а также интересов общества и государства, обеспечение безопасного и бесперебойного движения автотранспорта.

Осуществление надзора за дорожным движением осуществляется с использованием патрульных транспортных средств, к патрульным транспортным средствам относятся транспортные средства Госавтоинспекции, имеющие нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, оборудованные устройствами для подачи специальных звуковых и световых сигналов, а также транспортные средства, состоящие на балансе в органах внутренних.

В ходе изучения нормативно-правовых актов по теме исследования и специальной  литературы установлено, что к важнейшим  методам дорожно-патрульной службы следует относить следующие:

  1. Наблюдение за дорожным движением.
  2. Предостережение участников дорожного движения от нарушений установленных правил.
  3. Контроль дорожных условий, элементов дорожной инфраструктуры (далее – ДИ), действий участников дорожного движения, технического состояния ТС, водительских, регистрационных и путевых документов.
  4. Выполнение регулировочно-распорядительных действий при осложнении условий движения.
  5. Пресечение неправомерных действий участников дорожного движении и должностных лиц30.
  6. Наблюдение за дорожным движением служит основой применения всех последующих методов ДПС. В процессе наблюдения сотрудник оценивает состояние дорожного покрытия, средств регулирования и других элементов дорожной инфраструктуры (ДИ) на обслуживаемом участке, оценивает характер и параметры транспортного потока (интенсивность, скорость, состав, распределение по участку патрулирования и т. д.) и выбирает наиболее рациональные для данных условий места и формы несения службы.

Наблюдение ведется  как визуально, так и посредством  технических средств (оптических приборов, телемониторов, датчиков и т.д.). Информация, полученная в ходе наблюдения, используется для выработки управленческих решений как общего (оптимизация условий и режима движения), так и частного порядка (применение мер административного воздействия к отдельным участникам дорожного движения).

Предостережение участников дорожного движения от нарушений  установленных правил достигается, главным образом, за счет долговременного и повсеместного (за счет систематических перемещений) нахождения сотрудников ДПС на виду у водителей и пешеходов. Для усиления «эффекта присутствия» и личной безопасности личный состав обеспечивается специальной форменной одеждой и снаряжением, изготовленным из световозвращающих материалов (сотрудники полка ДПС обеспечены световозвращающими жилетами и «сигнальными» куртками, что делает их заметнее), а также транспортными средствами, окрашенными в соответствии с цветографическими схемами, предусмотренными для автомобилей и мотоциклов ДПС.

Предостережение участников дорожного движения может выполняться  путем подачи специальных жестов и сигналов либо устными обращениями к ним. Например, при образовании гололеда на дорожном покрытии инспектор может предостеречь участников движения путем включения соответствующих указателей на автомобильной дороге, обратиться посредством сигнально-громкоговорящей установки (далее – СГУ) к лицам, намеревающимся перейти улицу в опасном месте, сделать соответствующую предупреждающую запись в путевых документах водителя, перевозящего тяжеловесный или крупногабаритный груз и т. п.

Контроль дорожных условий, элементов дорожной инфраструктуры, действий участников дорожного движения, технического состояния транспортных средств, водительских, регистрационных и путевых документов состоит в изучении поведения участников дорожного движения, оперативном реагировании на их неправомерные действия, установлении подлинности и соответствия, предъявляемых ими документов, а также проверке работоспособности систем транспортного средств, влияющих на безопасность дорожного движения. В ходе контроля основное внимание уделяется выявлению наиболее опасных для данного участка видов нарушений ПДД. При выявлении недостатков в улично-дорожной сети инспекторским составом составляется акт о выявленных недостатках, с передачей информации в дежурную часть подразделения.

При ведении контроля сотрудники располагаются в местах, где они хорошо видны участникам дорожного движения и имеют возможность оперативного вмешательства в их действия с целью предупреждения и пресечения возможных правонарушений. При определенных условиях, например, в зонах вынужденной концентрации транспортных потоков (мосты, переправы, горные перевалы и т. п.) открытый контроль бывает весьма эффективным для выявления и профилактики правонарушений, не связанных с движением транспортных средств (например, отсутствие водительских, регистрационных и путевых документов у владельцев и водителей автомобилей, технические неисправности, с которыми их эксплуатация запрещена, нарушение правил перевозки людей и грузов, обнаружение которых возможно при осмотре остановившегося транспорта).

  1. Выполнение  распорядительно-регулировочных   действий   при осложнении движения предпринимается в целях оптимизации транспортных потоков применительно к складывающимся условиям за счет их распределения по направлениям, полосам движения, а также разрешения, запрещения или ограничения отдельных маневров. При этом применяется ручное регулирование дорожного движения жестами и жезлом, изменяются режимы  работы   светофоров,  устанавливаются  временные  дорожно-сигнальные знаки и ограждения. К проведению мероприятий по восстановлению  движения  привлекаются соответствующие  должностные  лица,   а также участники дорожного движения.

Посредством распорядительно-регулировочных действий устраняются задержки движения транспорта, принимаются меры по освобождению проезжей части от технически неисправных автомобилей, выпавшего груза и других посторонних предметов, организуются объезды мест ДТП и прочих опасных участков улиц и дорог, осуществляется реверсирование движения по определенным направлениям и полосам, обеспечивается беспрепятственный проезд транспортных средств специального назначения и транспортных средств, перевозящих опасные, крупногабаритные, тяжеловесные и ценные грузы, участники движения предупреждаются об осложнении дорожных условий.

  1. Пресечение   неправомерных   действий   участников   дорожного движения и должностных лиц производится для предотвращения ДТП и других преступлений. В настоящее время данный метод является доминирующим в деятельности  ДПС. К этому обязывают высокая латентность  нарушений ПДД, а также характер и уровень преступности, связанной с использованием транспорта. В свою очередь, интенсификация  обоснованного вмешательства в неправомерные действия участников дорожного движения требует высокого уровня организации ДПС на основе непрерывного и качественного ведения анализа дорожно-транспортной аварийности и административно-правовой деятельности подразделений ГИБДД, широкого внедрения динамических форм контроля дорожного движения и тщательной координации взаимодействия сил, привлекаемых к несению службы. Обладая значительной трудоемкостью, данный метод, вместе с тем, в наибольшей степени способствует реализации принципа неотвратимости наказания за совершенные правонарушения и обеспечивает максимальный эффект31.

Несмотря на очевидные недостатки (ограниченность зоны действия, зависимость от погодных условий, относительно высокую утомляемость патрульных и др.) простейшая форма несения ДПС – пешее патрулирование находит широкое применение при ведении контроля за дорожным движением. Она экономична, оперативна, не связывает личный состав необходимостью обеспечения технической готовности и сохранности патрульных автомобилей и сложной специальной техники. Пешее патрулирование дает возможность выбора вида и типа транспортных средств из потока транспорта для экстренного решения ряда служебных задач, таких как скрытое наблюдение за определенной категорией правонарушителей (в том числе при помощи участников дорожного движения), доставка пострадавших в лечебные учреждения, перегон (транспортировка) задержанных автомобилей и др.

Пеший патрульный наряд может полностью сосредоточиться на наблюдении за дорожным движением и детально изучать особенности обслуживаемой территории, легко вступать в непосредственные контакты с участниками дорожного движения и населением, при необходимости контролировать действия правонарушителей путем размещения в точках, обеспечивающих наиболее благоприятные условия для выполнения данной функции, а также в транспортных средствах (с согласия их водителей и владельцев). Находясь вне транспортных средств, пешие инспектора ДПС получают максимум информации об окружающей их обстановке как посредством собственных звуковых, тепловых, обонятельных и визуальных ощущений, так и в виде сообщений от окружающих их граждан. Как показывает практика, именно для пеших патрульных характерен наибольший индекс обращений с информацией о ДТП, правонарушениях, преступлениях, недостатках в дорожной инфраструктуре и в организации дорожного движения. Аналогичное явление наблюдается и в других странах. В связи с этим в некоторых городах ФРГ, США, Франции, Австралии неоднократно принимались меры по увеличению численности пеших нарядов полиции за счет сокращения моторизованных патрулей.

Пешее патрулирование целесообразно  использовать для контроля за дорожным движением в городах и других населенных пунктах на улицах с интенсивными транспортными и пешеходными потоками. В городах, имеющих многоэтажную застройку или сложный рельеф, зачастую затрудняется установление устойчивой радиосвязи с пешими нарядами вследствие маломощности носимых радиостанций. Поэтому при разработке плана дислокации постов и маршрутов патрулирования необходимо предпринять меры по определению зон стабильного радиообмена на каждом из них с последующим отражением этой информации на схеме связи нарядов с дежурными частями подразделений ДПС и ближайшими ГО-РОВД. В г. Ижевске пешие патрули, как правило выставляются у зданий органов власти, местах массового пребывания граждан и небольших по протяженности маршрутах патрулирования, а также в случаях неисправности служебного транспорта или отсутствия ГСМ.

 Для фиксации определенной категории статических и динамических правонарушений пешие инспекторы ДПС могут эффективно применять легкие фотоаппараты, портативные видеокамеры, карманные источники ультрафиолетового излучения и диктофоны,  позволяющие практически мгновенно обеспечить доказательственную базу конкретных административных проступков, а также существенно снизить традиционно высокую психологическую напряженность труда сотрудников данной службы.

Автопатруль - самая многофункциональная форма ДПС. Наличие у инспекторов автомобилей позволяет им контролировать протяженные участки улиц и дорог, обеспечивать мобильность и высокую скорость передвижения  нарядов,   использовать  мощные  средства  связи,   контрольно-диагностическую аппаратуру и специальную технику, комплекты дорожно-сигнальных знаков и оборудование для ликвидации последствий ДТП. Автопатруль имеет возможность пресекать неправомерные действия участников дорожного движения и других лиц, немедленно начинать преследование и поиск правонарушителей, осуществлять их транспортировку в ОВД, быстро оказывать необходимую помощь пешим нарядам, вести сопровождение автомобильных колонн и выполнять большинство из известных в настоящее время тактических приемов правоохранительной деятельности непосредственно в процессе дорожного движения. На автомобилях могут нести службу экипажи от одного до нескольких человек. Специальная окраска, проблесковые маячки и звукоусилительные установки делают их легко различимыми в транспортных потоках, что оказывает сдерживающее воздействие на участников дорожного движения, склонных к нарушениям ПДД. Также в патрульных автомобилях полка ДПС установлены передатчики системы «ГЛОНАС», что позволяет более оперативно и рационально использовать силы и средства ОВД. В настоящее время, в связи с сокращением личного состава МВД РФ, сократился и выход автопатрулей, в то время как год назад обязательные нормы предписывали выход не менее 3-х автопатрулей в каждый административный район города, то сегодня эта цифра уменьшилась на порядок.

 Основные приемы автопатрулирования:

  1. Движение в потоке ТС применяется для предупреждения и пресечения таких распространенных и опасных нарушений ПДД, как неправильные обгон, маневрирование, расположение ТС на проезжей части, выбор безопасных интервалов и дистанции между движущимися ТС. В данном случае патрулирование осуществляется экипажем в составе не менее двух сотрудников ДПС, один из которых ведет постоянное наблюдение за движением и подает нарушителям сигналы остановки при помощи жезла или сигнально-громкоговорящей установки, а второй управляет автомобилем, поскольку выполнение необходимых при этом маневров требует повышенного внимания.
  2. Движение впереди транспортного потока применяется преимущественно на опасных участках дорог с высокой интенсивностью движения. Патрульный автомобиль в этом случае следует по участку с установленной скоростью, «удерживая» следующий за ним транспортный поток в определенных скоростных пределах. Систематическое применение этого приема способствует стабилизации скоростного режима на дорогах и вырабатывает у водителей навыки «регламентированного» движения. Наибольший эффект «сдерживания» достигается на дорогах с ограниченной пропускной способностью и без пересечений в одном уровне, где происходит быстрый разгон транспортного потока.

Сотрудникам, осуществляющим патрулирование на автомобилях и  мотоциклах, необходимо следить за своими действиями, поскольку эффект «сдерживания» может возникать помимо их желания, когда они движутся с меньшей, чем у основного потока, скоростью. Водители, как правило, опасаются опережать транспортные средства нарядов ДПС, так как у них появляется сомнение в правильности этого маневра в данной ситуации. Чаще всего они полагают, что не заметили знак ограничения максимальной скорости, сопровождаемую автомобильную колонну и т. д.

  1. Патрулирование улиц и автомобильных дорог производится эпизодически, экипажи патрульных ТС осуществляют периодические остановки в зонах концентрации ДТП, местах, где они попадают в поле зрения возможно большего числа участников дорожного движения и способны активно вмешаться в их действия. Работа в стационарном режиме необходима для выявления и пресечения таких распространенных и опасных нарушений ПДД, как превышение установленной скорости движения, невыполнение требований дорожных знаков и сигналов светофора, переход улиц в не установленном месте, а также ликвидации светофорных заторов и других помех движению.

Последовательность применения тех или иных приемов, порядок их чередования, а также скорость движения при патрулировании зависят от характера дорожного движения и поставленных перед экипажем задач. При этом относительно высокая динамичность данной формы ДПС и сложность контроля действий применяющих ее нарядов требуют серьезного отношения к оперативному планированию работы экипажей. В частности, для исключения «непроизводительных» затрат служебного времени должны разрабатываться детальные графики работы автопатрулей на маршрутах. Эффективность действий нарядов ДПС во многом определяется динамическими характеристиками и техническим состоянием используемых ими автомобилей, которые должны обладать высокой скоростью движения (на 15-20% выше, чем автомобили массового производства), хорошей устойчивостью и проходимостью применительно к состоянию дорожной сети в зоне обслуживания, вместимостью не менее 5 чел., небольшими габаритами, комплексом систем и устройств активной и пассивной безопасности, включая средства пожаротушения, противоударной и противопулевой защиты.

Информация о работе Обеспечение безопасности дорожного движения в Российской Федерации – роль ДПС в профилактике правонарушений и преступлений в сфере доро