Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2012 в 17:45, курсовая работа
В процессе работы были поставлены и решены следующие задачи:
- исследование роли Службы ГИБДД в сфере дорожного движения;
-исследование правового положения ГИБДД;
-рассмотрение организационного построения ГИБДД-исследование главных направлений деятельности данной инспекции (функции, возможности, права);
Введение……………………………………………………………………...3
1. Основные направления государственной политики по обеспечению безопасности дорожного движения. (Нормативны акты, система государственных органов, цели, задачи и принципы деятельности государства по обеспечению безопасности дорожного движения)………………………………………………………………………...5
2. Роль и место ГИБДД среди государственных органов обеспечивающих безопасность дорожного движения. Нормативное регулирование деятельности ГИБДД…………………………………………………………………………..12
3. Характеристика основных направлений деятельности ГИБДД. Нормативные акты, показатели деятельности, статистика, проблемы……………………………………………………………………….21
4. Особенности административно-юрисдикционной деятельности ГИБДД, статистические показатели административной практики конкретного подразделения ГИБДД……………………………………………………….44
Заключение………………………………………………………………55
Список используемой литературы…………………………
– временно ограничивать или запрещать дорожное движение, изменять его организацию на отдельных участках дорог при проведении массовых мероприятий и в иных случаях в целях создания необходимых условий для безопасного движения транспортных средств и пешеходов либо, если пользование транспортными средствами угрожает безопасности дорожного движения, а также на железнодорожных переездах, не отвечающих правилам их содержания в безопасном для дорожного движения состоянии, запрещать или приостанавливать проведение на дорогах ремонтно-строительных и других работ, осуществляемых с нарушением требований нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения;
– запрещать при несоблюдении требований нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения перевозку крупногабаритных, тяжеловесных или опасных грузов, а также движение общественного транспорта по установленным маршрутам;
– запрещать эксплуатацию автомототранспортных средств, прицепов, тракторов и других самоходных машин при наличии неисправностей и условий, перечень которых утверждается Правительством РФ, а троллейбусов и трамваев при наличии неисправностей, предусмотренных соответствующими правилами технической эксплуатации. Запрещать эксплуатацию транспортных средств, не прошедших государственный технический осмотр, не имеющих укрепленных на установленных местах государственных регистрационных знаков и транспортных средств, в конструкцию которых внесены изменения без соответствующего разрешения, имеющих скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или государственные регистрационные знаки, а равно при несоответствии маркировки транспортных средств данным, указанным в регистрационных документах, до устранения причин, послуживших основанием для такого запрещения;
– останавливать транспортные средства и проверять документы на право пользования и управления ими, а также документы на транспортное средство и перевозимый груз, изымать эти документы в случаях, предусмотренных федеральным законом;
– осуществлять в установленном законодательством Российской Федерации порядке административное задержание и личный досмотр граждан, совершивших административное правонарушение. Производить осмотр транспортных средств и грузов с участием водителей и граждан, сопровождающих грузы, производить досмотр транспортных средств при подозрении, что они используются в противоправных целях;
– отстранять от управления транспортными средствами лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, а также лиц, которые не имеют документов на право управления или пользования транспортными средствами;
– проводить в установленном законодательством Российской Федерации порядке освидетельствование лиц, подозреваемых в совершении преступления или административного правонарушения, повлекших угрозу безопасности дорожного движения, для установления факта алкогольного или наркотического опьянения либо направлять или доставлять указанных лиц в медицинские учреждения, если результат освидетельствования необходим для подтверждения или опровержения факта правонарушения либо для объективного рассмотрения дела о правонарушении;
– осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях задержание транспортных средств с помещением их в специально отведенные места до устранения причин задержания;
– использовать в установленном порядке специальные оперативно-технические средства для выявления и фиксации нарушений правил дорожного движения, контроля за техническим состоянием транспортных средств и дорог, принудительной остановки транспортных средств, дешифровки показаний тахографов;
– вызывать в Государственную инспекцию граждан и должностных лиц по находящимся в производстве делам и материалам, получать от них необходимые объяснения, справки, документы (их копии);
– составлять протоколы об административных правонарушениях, налагать в пределах своей компетенции административные взыскания на должностных лиц и граждан, совершивших административное правонарушение;
– использовать для доставления в лечебные учреждения граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, для транспортировки поврежденных при авариях транспортных средств, а также в других предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях транспортные средства предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и граждан, кроме транспортных средств, принадлежащих дипломатическим, консульским и иным представительствам иностранных государств, международным организациям, и транспортных средств специального назначения;
– пользоваться беспрепятственно в служебных целях средствами связи, принадлежащими юридическим лицам и гражданам;
– осуществлять в установленном порядке возлагаемые на Министерство внутренних дел Российской Федерации функции государственного заказчика по разработке и изготовлению технических средств контроля за соблюдением правил дорожного движения, аварийно-спасательного оборудования, применяемого на месте дорожно-транспортного происшествия в целях снижения тяжести его последствий, а также иных технических средств, автоматизированных систем и приборов, способствующих повышению безопасности дорожного движения;
– осуществлять во взаимодействии с государственными надзорными органами контроль за соблюдением юридическими лицами и гражданами условий лицензий, выданных ГИБДД, требовать от них необходимые сведения о лицензируемой деятельности и давать им в пределах своей компетенции обязательные для исполнения предписания;
– осуществлять в пределах своей компетенции согласование разрешений органов местного самоуправления на распространение наружной рекламы на улицах (дорогах) городских и сельских населенных пунктов, а за их пределами – в полосе отвода и придорожной зоне автомобильных дорог;
– участвовать совместно с заинтересованными организациями и учреждениями в определении приоритетных тем и направлений научных исследований в области обеспечения безопасности дорожного движения, осуществлять в установленном порядке их реализацию, а также участвовать во внедрении в практическую деятельность Государственной инспекции научных разработок;
– участвовать в установленном порядке в работе международных организаций по проблемам безопасности дорожного движения, разрабатывать и осуществлять совместно с заинтересованными организациями мероприятия, обеспечивающие выполнение международных обязательств Российской Федерации в этой области.
Решения, требования и указания должностных лиц ГИБДД по вопросам, относящимся к их компетенции, обязательны для юридических лиц независимо от формы собственности и иных организаций, должностных лиц и граждан. Деятельность Государственной инспекции строится на принципах законности, гуманизма, уважения прав и свобод человека и гражданина, гласности.
2. Роль и место ГИБДД среди государственных органов обеспечивающих безопасность дорожного движения. Нормативное регулирование деятельности ГИБДД.
В системе субъектов, обеспечивающих безопасность дорожного движения в стране, ведущее место занимает Правительственная комиссия Российской Федерации по обеспечению безопасности дорожного движения[1], которая является координационным органом Правительства России по рассмотрению вопросов и подготовке предложений в области дорожного движения. Председатель комиссии – заместитель Председателя Правительства РФ.
В состав Межотраслевой правительственной комиссии входят и некоторые специализированные межведомственные советы, в которых работают представители Министерства транспорта, Министерства финансов, Министерства экономического развития и торговли, Министерства промышленности и энергетики, Министерства юстиции, Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства обороны, Министерства здравоохранения и социального развития, Федерального агентства по техническому регулировании и метрологии и других федеральных органов. От Министерства внутренних дел в состав Комиссии входит заместитель министра внутренних дел и Главный государственный инспектор безопасности дорожного движения России – начальник Департамента обеспечения безопасности дорожного движения.
Аналогичные комиссии организуются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. К компетенции указанных комиссий относятся координация деятельности органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности дорожного движения, организация разработки и выполнения программ по предупреждению аварийности на автомобильном транспорте и подготовка предложений по совершенствованию законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Совместно с Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел в систему обеспечения дорожного движения также входят ведомства и учреждения, ответственные за проектирование, производство, техническую эксплуатацию и экологическую безопасность важнейших элементов транспортного комплекса, за обучение участников дорожного движения и решение прочих вопросов, оказывающих влияние на безопасность дорожного движения, а также органы, осуществляющие контроль дорожного движения, к которым относятся ведомства, обладающие соответствующими межотраслевыми контрольно-надзорными функциями.
Наибольший же объем работы по непосредственному обеспечению безопасности дорожного движения выполняется специализированным органом государственного контроля – Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.
ГИБДД входит в состав милиции общественной безопасности и осуществляет свою деятельность чаще всего во взаимодействии с другими службами милиции и органов внутренних дел, военной автоинспекцией (находится в системе Министерства обороны), Федеральной службой по надзору в сфере транспорта Министерства транспорта, государственными органами, иными организациями и гражданами.
Однако в практике взаимодействия Госавтоинспекции с министерствами и ведомствами, предприятиями и учреждениями встречаются определенные трудности. Громоздкая система управления, ведомственная неразбериха, несовершенство действующего законодательства создают определенные трудности в комплексном обеспечении безопасности дорожного движения заинтересованными органами.
По сути, абсолютно идентичны задачи, функции, нормативная база и процессуальная деятельность Госавтоинспекции и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. Ограниченные различия касаются лишь объектов контроля при осуществлении административной юрисдикции в отношении водителей и должностных лиц, ответственных за эксплуатацию тракторов и самоходных машин. Остаются сложности и во взаимодействии ГИБДД с другими ведомственными организациями. Так, согласно действующему законодательству, экологические параметры технических средств могут контролироваться должностными лицами Минприроды, Минтранса, Минздрава и др. В результате задача должным образом не выполняется ни одним из указанных органов[2].
Проблема предотвращения дорожно-транспортных происшествий комплексная. Она требует координации и взаимодействия всех заинтересованных министерств и ведомств, и вместе с тем четкого разграничения их полномочий. Однако вопрос о совершенствовании деятельности органов управления безопасностью дорожного движения на законодательном уровне решается крайне медленно. В их работе имеется много дублирования, выполнения излишних функций. Все эти пробелы и недочеты затрудняют, на наш взгляд, выполнение главной задачи – осуществление государственного контроля за соблюдением правил дорожного движения.
Одна из государственных структур, осуществляющих контроль за соблюдением транспортного законодательства, правил безопасности движения при эксплуатации транспорта, является Федеральная служба по надзору в сфере транспорта и Федеральное дорожное агентство. На законодательном уровне их права и обязанности до настоящего времени не определены. Однако необходимо отметить, что в их компетенцию помимо контроля за соблюдением правил, нормативов и стандартов в области обеспечения безопасности дорожного движения входит лицензирование перевозочной, транспортно-экспедиционной и другой деятельности, связанной с осуществлением транспортного процесса, ремонтом и техническим обслуживанием транспортных средств.
Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространс) в соответствии с возложенными на нее задачами осуществляет государственный контроль за соблюдением всеми организациями и предпринимателями законодательных и подзаконных актов, стандартов и норм, определяющих порядок функционирования транспортно-дорожного комплекса России.
Она имеет право: осуществлять проверку работы организаций, за исключением предприятий, учреждений и организаций Министерства обороны Российской Федерации, органов государственной безопасности и внутренних дел, в части соблюдения ими положений транспортного законодательства, определяющего порядок функционирования транспорта и путей сообщения, а также строительства объектов транспорта и путей сообщения, требовать от них предоставления материалов, необходимых для выполнения возложенных на инспекцию задач.
На Федеральное дорожное агентство возложено осуществление в пунктах пропуска через государственную границу, а также на территории России контроля за соблюдением иностранными и российскими юридическими и физическими лицами, осуществляющими автомобильные перевозки грузов и пассажиров в международном сообщении, международных договоров, регламентирующих такие перевозки.
Согласно положению, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространс) должна решать возложенные на нее задачи во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Федерации, Государственной инспекцией безопасности дорожного движения МВД России, а также с инспекциями, комиссиями и регистрами, осуществляющими контроль и надзор на соответствующих видах транспорта и путях сообщений, не допуская дублирования их работы[3].
Информация о работе Особенности административно-юрисдикционной деятельности ГИБДД