Особенности административно-юрисдикционной деятельности ГИБДД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2012 в 17:45, курсовая работа

Краткое описание

В процессе работы были поставлены и решены следующие задачи:
- исследование роли Службы ГИБДД в сфере дорожного движения;
-исследование правового положения ГИБДД;
-рассмотрение организационного построения ГИБДД-исследование главных направлений деятельности данной инспекции (функции, возможности, права);

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3
1. Основные направления государственной политики по обеспечению безопасности дорожного движения. (Нормативны акты, система государственных органов, цели, задачи и принципы деятельности государства по обеспечению безопасности дорожного движения)………………………………………………………………………...5
2. Роль и место ГИБДД среди государственных органов обеспечивающих безопасность дорожного движения. Нормативное регулирование деятельности ГИБДД…………………………………………………………………………..12
3. Характеристика основных направлений деятельности ГИБДД. Нормативные акты, показатели деятельности, статистика, проблемы……………………………………………………………………….21
4. Особенности административно-юрисдикционной деятельности ГИБДД, статистические показатели административной практики конкретного подразделения ГИБДД……………………………………………………….44
Заключение………………………………………………………………55
Список используемой литературы…………………………

Вложенные файлы: 1 файл

АД курс ГИБДД в5.doc

— 344.00 Кб (Скачать файл)

Выполнение этих задач возможно только при реализации Государственной инспекцией безопасности дорожного движения соответствующих государственно-властных полномочий, применения мер административного принуждения.

Меры административного предупреждения (административно-предупредительные меры), будучи одним из видов административного принуждения, используются субъектами их применения в целях предупреждения правонарушений и обстоятельств, угрожающих общественной и личной безопасности граждан. Они выступают в качестве ограничений административно-правового характера, административно-побудительных действий в отношении того или иного физического, должностного или юридического лица[34].

Должностным лицам ГИБДД в целях предупреждения правонарушений предоставлено право применять административно-предупредительные меры, такие, как остановка транспортного средства, технический осмотр, досмотр транспортных средств, грузов и багажа, личный досмотр водителей, пассажиров, иных участников дорожного движения, проверка документов водителей, предусмотренных Правилами дорожного движения[35], использование транспорта и средств связи, принадлежащих физическим и юридическим лицам независимо от форм собственности, приглашение граждан для оказания содействия сотрудникам ГИБДД в составлении процессуальных документов, выяснение обстоятельств дорожно-транспортных происшествий и т.п., временный запрет или ограничение движения транспортных средств и пешеходов в случае аварии, происшествия, проведения массовых мероприятий, проведение реквизиции транспортных средств, т. е. временного их изъятия в силу государственной необходимости при наступлении стихийных бедствий, и т. п., кроме того, в соответствии с п. 18 ст. 11 Закона РФ «О милиции» беспрепятственный вход в жилые и иные помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, на территорию и в помещения, занимаемые организациями, и осмотр их при наличии достаточных данных полагать, что там произошел несчастный случай, а также для обеспечения личной безопасности граждан и общественной безопасности при катастрофах, авариях.

Некоторые авторы относят к мерам административного предупреждения и медицинское освидетельствование лиц, имеющих признаки опьянения, болезненного или утомленного состояния[36]. Представляется, что последнее больше относится к мерам административно-процессуального обеспечения[37], поскольку это положение закреплено в ст. 27.12 КоАП РФ как мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. К административно-предупредительным мерам можно отнести медицинское освидетельствование для получения водительского удостоверения, а также применение в профилактических целях технических средств освидетельствования на состояние опьянения (например, трубки «Контроль трезвости», анализаторов алкоголя АКПЭ-01, АКПЭ-01М научно-производственной фирмы «Мета», обладающие нечувствительностью к бензину, ацетону и другим компонентам выдыхаемого воздуха, прибора ENSURE производства Канады, который позволяет по выдыхаемому воздуху определить количество алкоголя в крови водителя (приборы сертифицированы Госстандартом, разрешены к применению Минздравом[38]), направление или доставление лиц, подозреваемых в употреблении спиртных напитков, в медицинское учреждение для определения наличия в их организме алкоголя или наркотических средств[39].

Характерная черта указанных административно-предупредительных мер заключается в том, что они могут применяться к участникам дорожного движения при отсутствии факта правонарушения. При определенных обстоятельствах, создающих угрозу общественной или личной безопасности граждан, например, стихийных бедствиях, техногенных катастрофах, эпидемиях, лесных пожарах, дорожно-транспортных происшествиях, ухудшении дорожных условий, должностные лица ГИБДД вынуждены прибегать к применению принудительных мер к лицам, которые не являются правонарушителями.

Перечень мер административного пресечения, применяемого сотрудниками Госавтоинспекции, весьма широк и разнообразен: от требования прекратить правонарушение до применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Для пресечения противоправных действий водителей, пешеходов и других участников дорожного движения должностным лицам ГИБДД Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», Закон РФ «О милиции», КоАП РФ, Правила дорожного движения Российской Федерации[40], Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации[41], Наставление по работе дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации[42], иные нормативные правовые акты предоставляют право: требовать прекращения противоправных действий граждан и должностных лиц (например, потребовать от пешехода перейти дорогу в установленном месте и т. д.); запрещать при несоблюдении требований нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения производство ремонтно-строительных работ на улицах и автомобильных дорогах, перевозку крупногабаритных, тяжеловесных или опасных грузов, а также движение общественного транспорта по установленным маршрутам; запрещать эксплуатацию автомототранспортных средств, прицепов, тракторов и других самоходных машин при наличии неисправностей и условий, перечень которых утверждается Правительством РФ, а троллейбусов и трамваев – при наличии неисправностей, предусмотренных соответствующими правилами технической эксплуатации, а также эксплуатацию транспортных средств, не прошедших государственный технический осмотр, не имеющих укрепленных на установленных местах государственных регистрационных знаков, транспортных средств, в конструкцию которых внесены изменения без соответствующего разрешения, имеющих скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или государственные регистрационные знаки, а равно при несоответствии маркировки транспортных средств данным, указанным в регистрационных документах, до устранения причин, послуживших основанием для такого запрещения; отстранять от управления транспортными средствами лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, а также лиц, которые не имеют документов на право управления или пользования транспортными средствами; осуществлять в соответствии с законодательством РФ об административных правонарушениях задержание транспортных средств с помещением их в специально отведенные места до устранения причин задержания; подвергать приводу граждан и должностных лиц, уклоняющихся без уважительных причин от явки по вызову; задерживать и доставлять правонарушителя в органы внутренних дел; доставлять в медицинские учреждения либо в дежурные части органов внутренних дел лиц, находящихся в общественных местах в состоянии опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке либо могущих причинить вред окружающим или себе; изымать у граждан, должностных лиц и организаций огнестрельное оружие, боеприпасы к нему, взрывчатые материалы и другие вещества при обнаружении нарушений правил их хранения и использования; применять физическую силу, специальные средства, технические средства принудительной остановки транспортных средств, огнестрельное оружие.

Перечень средств и способов пресечения, содержащихся в нормативных правовых актах, не является исчерпывающим. В соответствии с Законом РФ «О милиции» сотрудник Госавтоинспекции, находясь в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости, при отсутствии специальных средств или огнестрельного оружия вправе использовать любые подручные средства.

Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (меры административно-процессуального обеспечения) и меры административного пресечения обладают общими характерными чертами и имеют единую цель.

В ст. 27.1 КоАП РФ говорится, что в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо (в том числе и должностные лица ГИБДД ) вправе в пределах своих полномочий применять следующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении: доставление; административное задержание; личный досмотр, досмотр вещей, транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов; изъятие вещей и документов; отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида; медицинское освидетельствование на состояние опьянения; задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации; арест товаров, транспортных средств и иных вещей; привод.

В соответствии с п. 15 ст. 11 Закона РФ «О милиции» должностные лица ГИБДД в целях обеспечения производства по делу об административном правонарушении также имеют право: производить фотографирование, звукозапись, кино – и видеосъемку, дактилоскопирование лиц, подозреваемых в совершении административного правонарушения при невозможности установления их личности.

Указанные меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях также схожи по своему назначению с административно-предупредительными мерами. Можно согласиться с мнением профессора Д.Н. Бахраха в том, что меры административного предупреждения, пресечения и процессуального обеспечения имеют общие, характерные черты – они применяются в отношении лиц, совершивших правонарушения, направлены на предотвращение возможных вредных последствий этих правонарушений, но при этом не носят характера административного наказания[43]. Аналогичной точки зрения придерживаются и другие авторы[44].

Меры административного предупреждения, пресечения и процессуального обеспечения могут применяться независимо или одновременно друг с другом, так как проверка должностным лицом ГИБДД документов водителя может повлечь его отстранение от управления в связи с необходимостью задержания или запрещения эксплуатации транспортного средства, а также медицинское освидетельствование на состояние опьянения и привлечение к административной ответственности.

Административная ответственность за правонарушение есть разновидность юридической ответственности, которая требует оформления соответствующими процессуальными документами и осуществляется через уполномоченные на то компетентные органы (должностные лица) путем наказания виновного согласно действующему законодательству.

Представляется, что с учетом изложенных определений ответственность за административное правонарушение в области дорожного движения можно обозначить как ответственность водителей транспортных средств, иных участников дорожного движения, а также должностных лиц, обеспечивающих безопасную эксплуатацию транспорта, дорог и дорожных сооружений, за нарушение правил дорожного движения, эксплуатации транспорта и дорог, выраженную в применении к виновным лицам установленных законом административных наказаний через уполномоченных на то компетентных должностных лиц (органы) государственного управления и суд.

Согласно действующему законодательству административные правонарушения в области дорожного движения уполномочены рассматривать начальники Госавтоинспекции, их заместители, командиры и их заместители подразделений дорожно-патрульной службы ГИБДД, госавтоинспекторы и инспекторы дорожно-патрульной службы ГИБДД, участковые уполномоченные милиции.

В современных условиях еще невозможно обеспечить правопорядок на автомобильном транспорте одними только мерами убеждения. Статистические данные органов внутренних дел показывают, что из года в год в стране совершается значительное количество правонарушений на автомобильном транспорте, предупреждение и искоренение которых вызывает необходимость применения мер административной ответственности.

Административное законодательство устанавливает систему наказаний, применяемых за нарушение правил дорожного движения: предупреждение, административный штраф, лишение права управления транспортом, административный арест.

Действующая система административных наказаний направлена на решение одной проблемы – обеспечение безопасности дорожного движения. Однако необходимо подчеркнуть, что каждое наказание весьма индивидуально. Они дифференцированы по степени ограничений, форме и способу воздействия на лицо, виновное в совершении административного проступка в области дорожного движения. Каждое административное наказание имеет конкретное содержание, которое обусловливает его место в данной системе, определяет соотношение отдельного наказания с другими.

Рассмотрим отдельные виды административных наказаний, применяемых за нарушение Правил дорожного движения.

В системе административных наказаний одно из важных мест занимает предупреждение, что объясняется его содержанием. Особенность данного вида административного наказания заключается в отрицательной юридической оценке уполномоченными на то органами (должностными лицами) противоправных действий нарушителей правил дорожного движения, которые влекут за собой наступление определенных отрицательных последствий для правонарушителя.

Предупреждение может применяться к виновному лицу как мера морального характера, средство укрепления дисциплины среди водителей, пешеходов и других участников дорожного движения. Следует отметить, что устное предупреждение по правовым последствиям отличается от предупреждения, выносимого уполномоченным на то органом (должностным лицом) в соответствии с действующим законодательством. Устное предупреждение не является административным наказанием, лишено характера наказания и, как правило, несет в себе воспитательную функцию.

Устное предупреждение в основном делается за малозначительные нарушения правил дорожного движения и не влечет для нарушителя каких-либо правовых последствий. Как мера административного воздействия предупреждение оформляется постановлением уполномоченного на то органа (должностного лица) на основании рассмотрения материалов о нарушении правил дорожного движения. Документация административного проступка в указанной форме влечет для виновного негативные последствия правового характера. Лицо, виновное в нарушении правил дорожного движения и получившее предупреждение в установленном законом порядке, находится в течение года в состоянии наказанности.

Анализ административной практики Государственной инспекции позволяет сделать вывод о том, что предупреждение как мера административного наказания за нарушение правил дорожного движения применяется крайне редко[45].

Административный штраф за нарушение правил дорожного движения – мера административного наказания, которая заключается в том, что компетентные органы (должностные лица) согласно действующему законодательству возлагают на виновного обязанность уплатить определенную сумму денег. Эта мера административного наказания характерна тем, что ее воздействие напрямую связано с имущественным правоограничением нарушителя.

Взыскание денежной суммы ущемляет материальные интересы правонарушителя. В этом случае административный штраф является средством воздействия на поведение участников дорожного движения. Наказанием в виде административного штрафа закон пытается добиться исправления правонарушителя, а также предупреждения дорожно-транспортных происшествий.

Информация о работе Особенности административно-юрисдикционной деятельности ГИБДД