Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2012 в 17:45, курсовая работа
В процессе работы были поставлены и решены следующие задачи:
- исследование роли Службы ГИБДД в сфере дорожного движения;
-исследование правового положения ГИБДД;
-рассмотрение организационного построения ГИБДД-исследование главных направлений деятельности данной инспекции (функции, возможности, права);
Введение……………………………………………………………………...3
1. Основные направления государственной политики по обеспечению безопасности дорожного движения. (Нормативны акты, система государственных органов, цели, задачи и принципы деятельности государства по обеспечению безопасности дорожного движения)………………………………………………………………………...5
2. Роль и место ГИБДД среди государственных органов обеспечивающих безопасность дорожного движения. Нормативное регулирование деятельности ГИБДД…………………………………………………………………………..12
3. Характеристика основных направлений деятельности ГИБДД. Нормативные акты, показатели деятельности, статистика, проблемы……………………………………………………………………….21
4. Особенности административно-юрисдикционной деятельности ГИБДД, статистические показатели административной практики конкретного подразделения ГИБДД……………………………………………………….44
Заключение………………………………………………………………55
Список используемой литературы…………………………
Выполнение этих задач возможно только при реализации Государственной инспекцией безопасности дорожного движения соответствующих государственно-властных полномочий, применения мер административного принуждения.
Меры административного предупреждения (административно-
Должностным лицам ГИБДД в целях предупреждения правонарушений предоставлено право применять административно-
Некоторые авторы относят к мерам административного предупреждения и медицинское освидетельствование лиц, имеющих признаки опьянения, болезненного или утомленного состояния[36]. Представляется, что последнее больше относится к мерам административно-
Характерная черта указанных административно-
Перечень мер административного пресечения, применяемого сотрудниками Госавтоинспекции, весьма широк и разнообразен: от требования прекратить правонарушение до применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
Для пресечения противоправных действий водителей, пешеходов и других участников дорожного движения должностным лицам ГИБДД Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», Закон РФ «О милиции», КоАП РФ, Правила дорожного движения Российской Федерации[40], Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации[41], Наставление по работе дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации[42], иные нормативные правовые акты предоставляют право: требовать прекращения противоправных действий граждан и должностных лиц (например, потребовать от пешехода перейти дорогу в установленном месте и т. д.); запрещать при несоблюдении требований нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения производство ремонтно-строительных работ на улицах и автомобильных дорогах, перевозку крупногабаритных, тяжеловесных или опасных грузов, а также движение общественного транспорта по установленным маршрутам; запрещать эксплуатацию автомототранспортных средств, прицепов, тракторов и других самоходных машин при наличии неисправностей и условий, перечень которых утверждается Правительством РФ, а троллейбусов и трамваев – при наличии неисправностей, предусмотренных соответствующими правилами технической эксплуатации, а также эксплуатацию транспортных средств, не прошедших государственный технический осмотр, не имеющих укрепленных на установленных местах государственных регистрационных знаков, транспортных средств, в конструкцию которых внесены изменения без соответствующего разрешения, имеющих скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или государственные регистрационные знаки, а равно при несоответствии маркировки транспортных средств данным, указанным в регистрационных документах, до устранения причин, послуживших основанием для такого запрещения; отстранять от управления транспортными средствами лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, а также лиц, которые не имеют документов на право управления или пользования транспортными средствами; осуществлять в соответствии с законодательством РФ об административных правонарушениях задержание транспортных средств с помещением их в специально отведенные места до устранения причин задержания; подвергать приводу граждан и должностных лиц, уклоняющихся без уважительных причин от явки по вызову; задерживать и доставлять правонарушителя в органы внутренних дел; доставлять в медицинские учреждения либо в дежурные части органов внутренних дел лиц, находящихся в общественных местах в состоянии опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке либо могущих причинить вред окружающим или себе; изымать у граждан, должностных лиц и организаций огнестрельное оружие, боеприпасы к нему, взрывчатые материалы и другие вещества при обнаружении нарушений правил их хранения и использования; применять физическую силу, специальные средства, технические средства принудительной остановки транспортных средств, огнестрельное оружие.
Перечень средств и способов пресечения, содержащихся в нормативных правовых актах, не является исчерпывающим. В соответствии с Законом РФ «О милиции» сотрудник Госавтоинспекции, находясь в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости, при отсутствии специальных средств или огнестрельного оружия вправе использовать любые подручные средства.
Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (меры административно-
В ст. 27.1 КоАП РФ говорится, что в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо (в том числе и должностные лица ГИБДД ) вправе в пределах своих полномочий применять следующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении: доставление; административное задержание; личный досмотр, досмотр вещей, транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов; изъятие вещей и документов; отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида; медицинское освидетельствование на состояние опьянения; задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации; арест товаров, транспортных средств и иных вещей; привод.
В соответствии с п. 15 ст. 11 Закона РФ «О милиции» должностные лица ГИБДД в целях обеспечения производства по делу об административном правонарушении также имеют право: производить фотографирование, звукозапись, кино – и видеосъемку, дактилоскопирование лиц, подозреваемых в совершении административного правонарушения при невозможности установления их личности.
Указанные меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях также схожи по своему назначению с административно-
Меры административного предупреждения, пресечения и процессуального обеспечения могут применяться независимо или одновременно друг с другом, так как проверка должностным лицом ГИБДД документов водителя может повлечь его отстранение от управления в связи с необходимостью задержания или запрещения эксплуатации транспортного средства, а также медицинское освидетельствование на состояние опьянения и привлечение к административной ответственности.
Административная ответственность за правонарушение есть разновидность юридической ответственности, которая требует оформления соответствующими процессуальными документами и осуществляется через уполномоченные на то компетентные органы (должностные лица) путем наказания виновного согласно действующему законодательству.
Представляется, что с учетом изложенных определений ответственность за административное правонарушение в области дорожного движения можно обозначить как ответственность водителей транспортных средств, иных участников дорожного движения, а также должностных лиц, обеспечивающих безопасную эксплуатацию транспорта, дорог и дорожных сооружений, за нарушение правил дорожного движения, эксплуатации транспорта и дорог, выраженную в применении к виновным лицам установленных законом административных наказаний через уполномоченных на то компетентных должностных лиц (органы) государственного управления и суд.
Согласно действующему законодательству административные правонарушения в области дорожного движения уполномочены рассматривать начальники Госавтоинспекции, их заместители, командиры и их заместители подразделений дорожно-патрульной службы ГИБДД, госавтоинспекторы и инспекторы дорожно-патрульной службы ГИБДД, участковые уполномоченные милиции.
В современных условиях еще невозможно обеспечить правопорядок на автомобильном транспорте одними только мерами убеждения. Статистические данные органов внутренних дел показывают, что из года в год в стране совершается значительное количество правонарушений на автомобильном транспорте, предупреждение и искоренение которых вызывает необходимость применения мер административной ответственности.
Административное законодательство устанавливает систему наказаний, применяемых за нарушение правил дорожного движения: предупреждение, административный штраф, лишение права управления транспортом, административный арест.
Действующая система административных наказаний направлена на решение одной проблемы – обеспечение безопасности дорожного движения. Однако необходимо подчеркнуть, что каждое наказание весьма индивидуально. Они дифференцированы по степени ограничений, форме и способу воздействия на лицо, виновное в совершении административного проступка в области дорожного движения. Каждое административное наказание имеет конкретное содержание, которое обусловливает его место в данной системе, определяет соотношение отдельного наказания с другими.
Рассмотрим отдельные виды административных наказаний, применяемых за нарушение Правил дорожного движения.
В системе административных наказаний одно из важных мест занимает предупреждение, что объясняется его содержанием. Особенность данного вида административного наказания заключается в отрицательной юридической оценке уполномоченными на то органами (должностными лицами) противоправных действий нарушителей правил дорожного движения, которые влекут за собой наступление определенных отрицательных последствий для правонарушителя.
Предупреждение может применяться к виновному лицу как мера морального характера, средство укрепления дисциплины среди водителей, пешеходов и других участников дорожного движения. Следует отметить, что устное предупреждение по правовым последствиям отличается от предупреждения, выносимого уполномоченным на то органом (должностным лицом) в соответствии с действующим законодательством. Устное предупреждение не является административным наказанием, лишено характера наказания и, как правило, несет в себе воспитательную функцию.
Устное предупреждение в основном делается за малозначительные нарушения правил дорожного движения и не влечет для нарушителя каких-либо правовых последствий. Как мера административного воздействия предупреждение оформляется постановлением уполномоченного на то органа (должностного лица) на основании рассмотрения материалов о нарушении правил дорожного движения. Документация административного проступка в указанной форме влечет для виновного негативные последствия правового характера. Лицо, виновное в нарушении правил дорожного движения и получившее предупреждение в установленном законом порядке, находится в течение года в состоянии наказанности.
Анализ административной практики Государственной инспекции позволяет сделать вывод о том, что предупреждение как мера административного наказания за нарушение правил дорожного движения применяется крайне редко[45].
Административный штраф за нарушение правил дорожного движения – мера административного наказания, которая заключается в том, что компетентные органы (должностные лица) согласно действующему законодательству возлагают на виновного обязанность уплатить определенную сумму денег. Эта мера административного наказания характерна тем, что ее воздействие напрямую связано с имущественным правоограничением нарушителя.
Взыскание денежной суммы ущемляет материальные интересы правонарушителя. В этом случае административный штраф является средством воздействия на поведение участников дорожного движения. Наказанием в виде административного штрафа закон пытается добиться исправления правонарушителя, а также предупреждения дорожно-транспортных происшествий.
Информация о работе Особенности административно-юрисдикционной деятельности ГИБДД