Особенности административно-юрисдикционной деятельности ГИБДД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2012 в 17:45, курсовая работа

Краткое описание

В процессе работы были поставлены и решены следующие задачи:
- исследование роли Службы ГИБДД в сфере дорожного движения;
-исследование правового положения ГИБДД;
-рассмотрение организационного построения ГИБДД-исследование главных направлений деятельности данной инспекции (функции, возможности, права);

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3
1. Основные направления государственной политики по обеспечению безопасности дорожного движения. (Нормативны акты, система государственных органов, цели, задачи и принципы деятельности государства по обеспечению безопасности дорожного движения)………………………………………………………………………...5
2. Роль и место ГИБДД среди государственных органов обеспечивающих безопасность дорожного движения. Нормативное регулирование деятельности ГИБДД…………………………………………………………………………..12
3. Характеристика основных направлений деятельности ГИБДД. Нормативные акты, показатели деятельности, статистика, проблемы……………………………………………………………………….21
4. Особенности административно-юрисдикционной деятельности ГИБДД, статистические показатели административной практики конкретного подразделения ГИБДД……………………………………………………….44
Заключение………………………………………………………………55
Список используемой литературы…………………………

Вложенные файлы: 1 файл

АД курс ГИБДД в5.doc

— 344.00 Кб (Скачать файл)

Анализируя правовое положение ГИБДД и Ространса, на наш взгляд, можно сделать вывод о том, что многие их функции аналогичны. Согласно действующему положению, на ГИБДД возложен контроль за соблюдением правил, нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения. Аналогичную функцию выполняет и Ространс. В обобщенном виде она сформулирована в Положении как: осуществление государственного контроля за соблюдением правил безопасности движения.

Кроме этого, органы Ространса, как и ГИБДД, имеют полномочия, относящиеся к контролю транспортных средств. В частности, они имеют право контролировать выполнение стандартов и норм, определяющих порядок функционирования транспортно-дорожного комплекса, осуществлять в установленном порядке проверку транспортных средств на линии, составлять акты и давать обязательные предписания об устранении выявленных нарушений. Все эти функции напрямую касаются не только юридических лиц, но и водителей, занимающихся предпринимательской деятельностью, лиц, управляющих транспортными средствами. Однако сегодня Ространс не в состоянии самостоятельно контролировать выполнение владельцами и водителями транспортных средств законодательства о лицензировании транспортной деятельности и нуждается в помощи Госавтоинспекции. Необходимо также учесть, что отмена лицензирования работы транспортных средств – автомобилей грузоподъемностью до 3,5 т. – привела к тому, что Ространс реализует свои полномочия только в отношении 3 % автомобильного парка страны.

То же самое можно сказать и о некоторых других контрольных функциях ГИБДД и подразделений Минтранса. Это касается, в первую очередь, деятельности стационарных постов ДПС, постов весового контроля транспорта, постов Ространса, постов по весеннему ограничению осевых нагрузок транспортных средств. Они располагаются, как правило, в одних и тех же точках либо в непосредственной близости друг от друга. Причем контроль соблюдения весовых параметров транспорта возложен на Госавтоинспекцию. Работники Ространса служб весового контроля не вправе самостоятельно останавливать транспортные средства, это право предоставлено им только на специально обозначенных дорожным знаком 6.13 контрольных пунктах в отношении водителей, участвующих в международном движении (п. 2.2 Правил дорожного движения). Порядок транспортировки и оплаты за провоз тяжеловесных грузов утверждает Минтранс, разрешения на перевозку выдают соответствующие федеральные и региональные дорожные органы, а рассмотрение дел об административных нарушениях правил перевозки таких грузов отнесено к компетенции Ространса, начальников ГИБДД, командиров подразделений ДПС и судей.

Возникает много вопросов, касающихся дублирования функций ГИБДД. Каким образом сотрудники транспортной службы будут осуществлять свою деятельность, не имея права регулировать дорожное движение? И если они самостоятельно, без взаимодействия с ГИБДД будут реализовывать свои полномочия, не вызовет ли это конфликтных ситуаций с широким кругом субъектов дорожного движения[4]?

Полагаем, ответить на эти вопросы довольно сложно. Необходимо сделать вывод, что функции Ространса пока не определены достаточно точно. Сегодня требуется четкое правовое регулирование функций и полномочий министерств, ведомств и организаций, обеспечивающих безопасность дорожного движения, прежде всего, ГИБДД и Федеральной службы надзора в сфере транспорта.

Что же касается взаимодействия ГИБДД с общественными объединениями, то эта деятельность после принятия Федерального закона «Об общественных объединениях», внесений изменений в Правила дорожного движения[5], которыми были отменены полномочия внештатных сотрудников милиции, добровольных народных дружинников, фактически прекратилась. Только в отдельных регионах после принятия соответствующих законов в субъектах Российской Федерации граждане участвуют в охране общественного порядка и обеспечения безопасности дорожного движения, однако широкого распространения эта форма взаимодействия Госавтоинспекции с общественностью пока не получила и используется крайне редко. Исключение, пожалуй, составляет работа ГИБДД с несовершеннолетними детьми в дошкольных и школьных учреждениях, с отрядами юных инспекторов дорожного движения по обучению и профилактике нарушений Правил дорожного движения.

Система службы ГИБДД достаточно проста. Возглавляет ее Департамент обеспечения безопасности дорожного движения МВД России. В МВД, ГУВД, УВД функционируют управления (отделы) ГИБДД, в ГОРОВД – отделы (отделения) ГИБДД. Аналогичные структуры созданы в закрытых административно-территориальных образованиях и на особо важных и режимных объектах, а в системе МВД – научно-исследовательские учреждения Государственной инспекции и их филиалы.

Согласно приказу МВД России от 27 июня 2003 г. № 486 «Об организационно-штатном построении Государственной инспекции безопасности дорожного движения» в состав ГИБДД входят подразделения: организационно-аналитическое, организации деятельности дорожно-патрульной службы; организации розыска транспортных средств; административной практики и дознания; технического надзора; регистрационной работы, экзаменационной работы; дорожной инспекции и организации движения; контрольно-профилактическое; статистической информации; оперативного реагирования; лицензионно-разрешительной работы; пропаганды безопасности дорожного движения и др.

Начальник Департамента обеспечения безопасности дорожного движения ГИБДД МВД России, начальники ГИБДД МВД, ГУВД, УВД, начальники ГИБДД ГРОВД являются по должности соответственно Главным государственным инспектором безопасности дорожного движения Российской Федерации, главными госинспекторами безопасности дорожного движения субъектов Российской Федерации, районов, городов, районов в городах, а их заместители – заместителями главных государственных инспекторов безопасности дорожного движения.

Указания и распоряжения вышестоящих главных государственных инспекторов безопасности дорожного движения по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения обязательны для исполнения нижестоящими главными государственными инспекторами безопасности дорожного движения.

Важная роль в системе Государственной инспекции безопасности дорожного движения принадлежит подразделениям дорожно-патрульной службы (ДПС). В соответствии с приказом МВД России «Об организации деятельности строевых подразделений Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» от 23 марта 2002 г. № 263, они формируются в виде строевых подразделений и подчиняются по вертикали вышестоящим органам ГИБДД (отделам или управлениям, департаментам ГИБДД УВД, МВД субъектов Российской Федерации), а также по горизонтали – территориальным органам внутренних дел (УВД, РОВД). Иногда в виде исключения подразделения ДПС имеют двойное подчинение: как руководству ГУВД, УВД, так и ГИБДД. В состав строевых подразделений ГИБДД МВД России входят: подразделения дорожно-патрульной службы ГИБДД; специализированные подразделения ГИБДД по обеспечению безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения.

В зависимости от величины обслуживаемого административно-территориального образования, количества зарегистрированных на территории транспортных средств, численности личного состава и других критериев подразделения ДПС могут быть сформированы в группы, отдельный взвод, моторизованный взвод, отдельную роту, отдельный батальон, полк.

Отдельные группа, взвод, моторизованный взвод обычно создаются при районных и городских органах внутренних дел. Подразделения ДПС с большей численностью сотрудников – отдельные роты, батальоны, полки дорожно-патрульной службы – формируются в крупных городах, городах федерального значения, субъектах Российской Федерации (республиках, краях, областях).

Крупные подразделения дорожно-патрульной службы, как правило, имеют в своей структуре руководящий состав, организационно-аналитический отдел либо штаб, отдел (отделение) кадров либо помощника по кадровой работе, дежурную часть, отделение (группу) административной практики, дознания и розыска, пропаганды, финансовый отдел, техническую часть, службу обеспечения и обслуживания, роты, взводы.

Полки ДПС ГИБДД, а также непосредственно подчиненные управлениям, отделам, отделениям ГИБДД МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации отдельные батальоны, роты, взводы ДПС ГИБДД, в том числе специализированные, реорганизуются или ликвидируются в порядке, определяемом органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с МВД России, и содержатся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Специализированные подразделения ГИБДД по обеспечению безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения создаются, реорганизуются или ликвидируются в порядке, определяемом Правительством РФ, и содержатся за счет средств федерального бюджета.

Подразделения ДПС ГИБДД осуществляют: контроль за дорожным движением, предупреждение, выявление и пресечение нарушений правил дорожного движения, применение в установленном порядке мер административного воздействия к нарушителям; распорядительно-регулировочные действия; выезд на места дорожно-транспортных происшествий, выполнение в пределах установленной компетенции неотложных действий, производство дознания по ним в случаях и порядке, установленных действующим законодательством; участие в охране общественного порядка и борьбе с преступностью, розыск и задержание угнанных и похищенных транспортных средств, транспортных средств, водители которых скрылись с мест ДТП и др.

Специализированные подразделения ГИБДД по обеспечению безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения выполняют особые функции: обеспечение во взаимодействии с Федеральной службой охраны Российской Федерации безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения при следовании в них объектов государственной охраны; выполнение обязанностей в соответствии с требованиями Наставления по работе дорожно-патрульной службы ГИБДД при отсутствии проездов автомобилей с объектами государственной охраны.

Дорожно-патрульная служба ГИБДД осуществляется также на стационарных постах. Стационарный пост – место несения службы нарядами ДПС, оборудованное специальными служебными помещениями, оснащенное оперативно-техническими и специальными средствами, инженерными и иными сооружениями, а также закрепленная за ним зона ответственности.

Под зоной ответственности понимается территория поста с прилегающим к ней участком дороги, в пределах которого наряд дорожно-патрульной службы выполняет свои функциональные обязанности. Дислокация стационарных постов на федеральных автомобильных дорогах утверждается Министерством внутренних дел Российской Федерации, на территориальных дорогах – МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации.

Наряды ДПС на стационарных постах осуществляют: оказание в пределах своей компетенции помощи участникам дорожного движения и защиту их законных прав и интересов; регулирование дорожного движения, в том числе с использованием технических средств и автоматизированных систем, обеспечение организации движения транспортных средств и пешеходов в местах проведения аварийно-спасательных работ и массовых мероприятий; осуществление неотложных действий на месте дорожно-транспортного происшествия, в том числе принятие мер по эвакуации людей, оказание им первой медицинской помощи, а также содействие в транспортировке поврежденных транспортных средств и охране имущества, оставшегося без присмотра; предупреждение, выявление и пресечение нарушений Правил дорожного движения Российской Федерации, привлечение в установленном порядке и в пределах своей компетенции к административной ответственности лиц, совершивших такие правонарушения и др.

В состав наряда стационарного поста назначается не менее двух сотрудников дорожно-патрульной службы. Один сотрудник должен быть экипирован в бронежилет и вооружен автоматическим оружием с целью осуществления страховочных функций при проверке нарядом транспортных средств.

Наряды стационарных постов находятся в прямом подчинении руководства строевых подразделений дорожно-патрульной службы или органа внутренних дел (в соответствии со штатной структурой), оперативном – дежурных частей строевых подразделений, органов внутренних дел, а также вышестоящих подразделений ГИБДД.

На стационарные посты могут дополнительно выставляться наряды других министерств и ведомств для осуществления контроля за передвижением транспорта и перевозкой грузов. Например, водитель, участвующий в международном дорожном движении, в соответствии с п. 2.2 Правил дорожного движения обязан останавливаться по требованию работников Российской транспортной инспекции Министерства транспорта Российской Федерации и предъявлять для проверки необходимые документы и транспортное средство.

При проведении специальных мероприятий наряды стационарных постов могут усиливаться за счет сотрудников других подразделений органов внутренних дел. На постах могут использоваться служебные собаки. Инструктаж и контроль за несением службы нарядами стационарных постов возлагаются на командование соответствующих строевых подразделений дорожно-патрульной службы или руководство органов внутренних дел по территориальности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Особенности административно-юрисдикционной деятельности ГИБДД