Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2012 в 17:45, курсовая работа
В процессе работы были поставлены и решены следующие задачи:
- исследование роли Службы ГИБДД в сфере дорожного движения;
-исследование правового положения ГИБДД;
-рассмотрение организационного построения ГИБДД-исследование главных направлений деятельности данной инспекции (функции, возможности, права);
Введение……………………………………………………………………...3
1. Основные направления государственной политики по обеспечению безопасности дорожного движения. (Нормативны акты, система государственных органов, цели, задачи и принципы деятельности государства по обеспечению безопасности дорожного движения)………………………………………………………………………...5
2. Роль и место ГИБДД среди государственных органов обеспечивающих безопасность дорожного движения. Нормативное регулирование деятельности ГИБДД…………………………………………………………………………..12
3. Характеристика основных направлений деятельности ГИБДД. Нормативные акты, показатели деятельности, статистика, проблемы……………………………………………………………………….21
4. Особенности административно-юрисдикционной деятельности ГИБДД, статистические показатели административной практики конкретного подразделения ГИБДД……………………………………………………….44
Заключение………………………………………………………………55
Список используемой литературы…………………………
3. Характеристика основных направлений деятельности ГИБДД. Нормативные акты, показатели деятельности, статистика, проблемы.
Основная нагрузка по осуществлению надзора за дорожным движением лежит на дорожно-патрульной службе ГИБДД (ДПС ГИБДД), составляющей три четверти всего ее личного состава. Эта служба систематически наблюдает за соответствием поведения граждан, использующих транспортные средства и дороги, требованиям Правил дорожного движения, принимает меры по предупреждению, выявлению и пресечению правонарушений.
Деятельность ДПС по надзору за дорожным движением, как уже отмечалось, весьма подробно регламентируется Наставлением по дорожно-патрульной службе Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным приказом МВД России от 20 апреля 1999 г. № 297 (в ред. приказов МВД России от 21.06.1999 г. № 453, от 10.09.2001г. № 800 от 28.03.2005 N 209)[6].
Дорожно-патрульная служба ГИБДД в рамках надзора за дорожным движением осуществляет важные функции по обеспечению безопасности дорожного движения, как розыск угнанных и похищенных транспортных средств, а также транспортных средств, водители которых скрылись с мест дорожно-транспортного происшествия (ДТП), проведение дознания по делам о преступлениях против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств[7].
Силы дорожно-патрульной службы ГИБДД сведены в строевые подразделения – специализированные полки, отдельные батальоны, роты, взводы дорожно-патрульной службы ГИБДД МВД, ГУВД, УВД, роты, взводы, группы ДПС ГИБДД ГРОВД. Необходимая численность инспекторов ДПС ГИБДД определяется в городах из расчета 1 инспектор на 265 транспортных средств, состоящих на учете в ГИБДД.
К важнейшим способам несения дорожно-патрульной службы относятся: наблюдение за дорожным движением, контроль за дорожными условиями, техническим состоянием транспортных средств, поведением участников дорожного движения, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений на улицах, дорогах и иных общественных местах, регулирование дорожного движения.
Наблюдение как один из основных способов дорожно-патрульной службы состоит в оценке должностными лицами ГИБДД состояния дорожного покрытия, интенсивности движения транспортных средств и т. п. По итогам наблюдения применяются иные способы обеспечения безопасности дорожного движения и определяются места и формы несения службы. Наблюдение может осуществляться с помощью технических средств (спутниковой связи, радаров, оптических приборов, телемониторов, иной специальной техники), а также визуально.
Под контролем поведения участников дорожного движения, технического состояния транспортных средств и дорожных условий понимаются сбор и обработка информации, оперативное реагирование на изменение дорожной обстановки, неправомерное поведение водителей, пешеходов, иных участников движения.
В зависимости от состояния дороги, интенсивности дорожного движения применяется:
– открытый контроль, осуществляемый должностными лицами ГИБДД в форменной одежде со специальным снаряжением на автомобилях или мотоциклах, имеющих соответствующую окраску и оборудование;
– скрытый контроль, проводимый, как правило, на обычных автомобилях без специальной окраски и опознавательных знаков, оборудованных специальными средствами, радаром, радиостанцией и т.п.;
– смешанный контроль, применяемый инспекторским составом в форменной и гражданской одежде одновременно на нескольких автомобилях, один из которых имеет обычную, а другие – специальную окраску.
Предупреждение правонарушений участников дорожного движения состоит в воздействии на их поведение путем долговременного присутствия инспектора ДПС на определенном маршруте, участке интенсивного движения транспортных средств, в местах проведения массовых мероприятий. Предупреждение может проводиться как с помощью дорожных знаков, специальных жестов или сигналов, так и устного обращения к водителям и пешеходам через громкоговорящую связь. В последнее время в отдельных регионах с целью профилактики ДТП подразделения дорожно-патрульной службы стали использовать макеты автомобилей со специальной окраской, которые устанавливают, а затем перемещают через определенное время на другие участки дороги.
Пресечение противоправных действий заключается в применении инспектором ДПС мер административного принуждения к нарушителю правил дорожного движения в целях предотвращения дорожно-транспортных происшествий и привлечения виновных лиц к административной ответственности.
Сущность регулирования (организации) дорожного движения заключается в том, чтобы рекомендовать, обязать или запретить участникам дорожного движения производить те или иные действия в интересах обеспечения определенной скорости и безопасности движения. Регулирование дорожного движения осуществляется путем распорядительных действий (жестов) инспекторского состава ГИБДД, а также с помощью дорожных знаков, указателей, светофоров и различных систем управления ими, разметки проезжей части, соответствующего устройства улиц и дорог. Функции заказчика на разработку, изготовление и установку технических средств организации дорожного движения выполняют подразделения организации дорожного движения и дорожной инспекции ГИБДД.
Единый порядок дорожного движения на всей территории страны устанавливается Правилами дорожного движения, утвержденными постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 (с изменениями на 2009 год)[8].
На дорогах Российской Федерации законом установлено правостороннее движение транспортных средств.
Изменение организации движения транспортных средств и пешеходов в неотложных случаях при возникновении реальной угрозы безопасности дорожного движения должно осуществляться только уполномоченными на то должностными лицами органов внутренних дел Российской Федерации либо должностными лицами дорожных и коммунальных служб с последующим уведомлением органов внутренних дел. Распоряжения указанных лиц обязательны для всех участников дорожного движения.
Основные формы надзора за дорожным движением составляют пешее патрулирование, патрулирование на автомобилях, мотоциклах, вертолетах, несение службы на стационарных постах, контрольных постах милиции, контрольно-пропускных пунктах, специальных постах ДПС, использование автоматических устройств контроля дорожного движения и фиксирования правонарушений. Именно ДПС ГИБДД представляет собой основную силу, воздействующую на нарушителей Правил дорожного движения.
Пешее патрулирование широко применяется в городах и других населенных пунктах для контроля за интенсивным дорожным движением, особенно результативно на небольших и опасных в аварийном отношении участках дорог.
Автомобильный патруль – одна из эффективных форм несения дорожно-патрульной службы. Благодаря специальной окраске, проблесковым маячкам и звукоусилительным установкам, автопатруль легко опознается в транспортном потоке, что позволяет ему осуществлять контроль на большом по протяженности участке дороги с высокой скоростью передвижения. Кроме того, он может оперативно оказывать помощь пешим нарядам, в необходимых случаях преследовать правонарушителей, пресекать противоправные действия водителей и пешеходов, сопровождать автомобильные колонны и т. д.
Патрулирование на мотоциклах по сравнению с автопатрулированием используется гораздо реже и применяется в основном в сельской местности так как уступает последним по эффективности работы в связи с необходимостью применения специальной экипировки, трудностью эксплуатации, низкими динамическими качествами и т.п.
Дорожно-патрульная служба на вертолете и других летательных аппаратах осуществляется, как правило, в крупных городах и районах области, на дорогах федерального и республиканского значения в тесном взаимодействии с пешими и автомобильными патрулями. Это позволяет контролировать дорожное движение на больших территориях. При этом одновременно решаются задачи по сопровождению автомобилей специального назначения и автомобильных колонн, передвижению оперативно-следственных групп и оказанию экстренной медицинской помощи пострадавшим в ДТП, розыску угнанных и похищенных транспортных средств, транспортных средств, скрывшихся с мест дорожно-транспортных происшествий, обеспечению безопасности массовых мероприятий и др.
Служба строевых подразделений ДПС на стационарных постах осуществляется в соответствии с приказом МВД России от 4 сентября 2003 г. № 705 «О стационарных постах Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации».
Под стационарным постом понимается любое капитальное или временное сооружение, предназначенное для несения дорожно-патрульной службы на определенном участке дороги или улицы.
Согласно Наставлению и другим действующим нормативным правовым актам именно в этих пунктах проводятся различные проверки транспортных средств и документов, которые водители обязаны иметь при себе в соответствии с Правилами дорожного движения.
Наставление разрешает сотрудникам ДПС предлагать водителю выйти из транспортного средства лишь для устранения технической неисправности; сверки номеров агрегатов с записями в документах; проведения досмотра транспортного средства; участия водителя в оформлении необходимых документов либо оказания помощи другим участникам дорожного движения; проверки возникшего подозрения в том, что водитель находится в состоянии опьянения либо он или пассажиры причастны к совершению преступления.
Наставление, кроме того, обязывает сотрудников ДПС ГИБДД задерживать транспортные средства[9], в которых находятся лица, совершившие преступления; лица, скрывшиеся с места дорожно-транспортного происшествия; водители которых подвергают опасности жизнь окружающих или не выполняют требования сотрудников милиции об остановке.
На базе стационарных постов могут создаваться контрольные пункты милиции и другие их разновидности (контрольно-пропускные пункты, специальные посты ДПС).
Большую помощь в розыске похищенных автомобилей, предупреждении и пресечении нарушений установленных правил поведения на дорогах оказывают автоматизированные системы контроля (АСК), которые могут документировать в кратчайшие сроки большое количество транспортных средств, пересекающих границы стационарных постов, районов или населенных пунктов.
Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 30 мая 2007 года утверждены ответы на вопросы за 1 квартал 2007 года.
Отвечая на вопрос "Можно ли признать надлежащим извещение лица о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, если оно было осуществлено не судьей, рассматривающим дело, и не по его поручению, а должностным лицом?", Верховный Суд разъяснил следующее:
"В соответствии с п. п. 1, 2 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ разрешение вопросов о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении и вызове в судебное заседание лиц, указанных в ст. 25.1 - 25.10 КоАП РФ, отнесено к компетенции судьи (органа, должностного лица), уполномоченного рассматривать дело об административном правонарушении.
Согласно разъяснению, содержащемуся в п.6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в целях соблюдения установленных ст. 29.6 КоАП РФ сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях судье необходимо принимать меры для быстрого извещения участвующих в деле лиц о времени и месте рассмотрения дела. Поскольку КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п.
Таким образом, вручение судебной повестки о времени и месте судебного заседания может быть произведено и сотрудником ГИБДД. Факт вручения повестки удостоверяется подписью лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на корешке повестки, который возвращается в суд."
Согласно Федеральному закону от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» проектирование, строительство, реконструкция, ремонт и содержание дорог должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие построенных и реконструированных дорог, их состояния установленным нормам и правилам удостоверяется актами приемки дороги и актами контрольных осмотров либо обследований дорог. Для осуществления этой работы в составе ГИБДД создана и действует служба организации движения и дорожной инспекции, цель деятельности которой состоит в совершенствовании организации дорожного движения, исключении дорожного фактора как условия дорожно-транспортного происшествия. Указанная служба руководствуется Наставлением по службе дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России, утвержденным приказом МВД России от 8 июня 1999 г. № 410 (в ред. приказа МВД России от 7 июля 2003 г. № 525)[10]. Подразделения организации движения и дорожной инспекции решают, в основном, инженерно-технические вопросы, касающиеся дорог и улиц.
В этой связи на нее возлагается решение основной задачи – осуществление государственного контроля и надзора в процессе проектирования, строительства, ремонта и эксплуатации дорог и улиц, дорожных сооружений, железнодорожных переездов и иных объектов, оказывающих влияние на безопасность дорожного движения, которые она решает во взаимодействии с другими подразделениями органов внутренних дел Российской Федерации, военной автомобильной инспекцией, юридическими и физическими лицами, со средствами массовой информации.
Информация о работе Особенности административно-юрисдикционной деятельности ГИБДД