Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2015 в 13:10, курсовая работа
Проблема обеспечения права на жизнь сегодня находится в центре внимания мирового сообщества, белорусских ученых, общественности, является злободневной задачей каждого государства. Конституция Республики Беларусь провозглашает: «Каждый имеет право на жизнь» (ч. 1 ст. 20).1 Данная норма находит свое отражение во Всеобщей декларации прав человека: «Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу, на личную неприкосновенность» (ст. 3).
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Общая характеристика конституционного права на жизнь………………….6
1.1 Понятие и сущность понятия право на жизнь…………………………….6
1.2 Смертная казнь в России………………………………………………..…8
1.3 Эвтаназия в России и других странах мира………………………….….15
2. Проблема соблюдения права на жизнь………………………………………29
2.1 Общие сведения о смертной казни в зарубежных странах……………29
2.2 Аборт, как аспект выбора права на жизнь……………………………...36
2.3 Обеспечение права на жизнь в Российской Федерации……………….48
2.4 Проблема определения момента начала и окончания права на жизнь..51
Заключение……………………………………………………………………….58
Список использованных источников и литературы……………………………60
В соответствии с ч.4 ст.81 УК РФ в случае выздоровления осужденного суд может постановить об исполнении назначенного наказания, если не истек срок давности обвинительного приговора по делам об особо тяжких преступлениях, в соответствии с п. "г" ч.1 ст.83 УК РФ составляющий 15 лет. По истечении указанного срока вопрос о применении давности к лицу, осужденному к смертной казни, решается судом. Суд может применить давность и освободить лицо от наказания либо заменить наказание лишением свободы на определённый срок. Время пребывания в психиатрическом стационаре засчитывается в срок наказания и суд не может назначить вместо смертной казни лишение свободы на срок более 20 лет, при совокупности преступлений более 25 лет, по совокупности приговоров более 30 лет. Если выздоровление осужденного произойдет по истечении этих сроков, осужденный считается отбывшим наказание и подлежит по определению суда освобождению.9
В случае ратификации данного протокола "смертная казнь отменяется. Никто не может быть приговорен к смертной казни или казнен" (согласно ст.1 Протокола № 6), исключением является только положение о том, что "государство может предусмотреть в своем законодательстве смертную казнь за действия, совершенные во время войны или при неизбежной угрозе войны" (ст.2 Протокола № 6). Изначально, в данном указе предполагалось объявить мораторий на исполнение смертных приговоров, однако включения в него соответствующего пункта не последовало. Смертные приговоры продолжали выноситься судами.10
Мораторий, однако, начал действовать фактически, поскольку Президент перестал рассматривать дела приговорённых к смертной казни, а согласно ст.184 УИК РФ исполнение приговора возможно только в том случае, если Президент отклонит прошение о помиловании или не примет решение о помиловании (в том случае, если осуждённый не подавал соответствующее прошение).
В Указе даны некоторые рекомендации различным органам относительно смертной казни (например, в п.4 рекомендуется "Генеральному прокурору Российской Федерации усилить надзор за исполнением законов об условиях содержания лиц, осуждённых к смертной казни, и лиц, которым смертная казнь заменена пожизненным лишением свободы").
В 1999 и решение о принятии Федерального закона о ратификации Протокола N 6 либо его отклонении органами законодательной власти не рассматривается уже более 10 лет.
Признание невозможности назначения смертной казни Конституционным Судом РФ действовать в последнем субъекте федерации, где их до сих пор не было - в Чеченской Республике. В ноябре 2009 года Конституционный суд РФ своим Определением № 1344-ОР "О разъяснении пункта 5 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1999 года № 3-П" признал невозможность назначения смертной казни. Суд мотивировал это тем, что положения пункта 5 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1999 года № 3-П в системе действующего правового регулирования, на основе которого в результате длительного моратория на применение смертной казни сформировались устойчивые гарантии права человека не быть подвергнутым смертной казни и сложился конституционно-правовой режим, в рамках которого - с учетом международно-правовой тенденции и обязательств, взятых на себя Российской Федерацией, - происходит необратимый процесс, направленный на отмену смертной казни, как исключительной меры наказания, носящей временный характер ("впредь до ее отмены") и допускаемой лишь в течение определенного переходного периода, то есть на реализацию цели, закрепленной статьей 20 (часть 2) Конституции Российской Федерации, означают, что введение суда с участием присяжных заседателей на всей территории Российской Федерации, не открывает возможность применения смертной казни, в том числе по обвинительному приговору, вынесенному на основании вердикта присяжных заседателей.
Конституционный Суд РФ также указал, что Российская Федерация связана требованием статьи 18 Венской конвенции о праве международных договоров не предпринимать действий, которые лишили бы подписанный ею Протокол № 6 его объекта и цели, до тех пор, пока она официально не выразит свое намерение не быть его участником (то есть этот документ будет ратифицирован). Поскольку основным обязательством по Протоколу № 6 является полная отмена смертной казни, то в России с 16 апреля 1997 года (даты подписания Протокола) смертная казнь применяться не может, то есть наказание в виде смертной казни не должно ни назначаться, ни исполняться.11
1.3 Эвтаназия в России и других странах мира
Вокруг проблемы эвтаназии не утихает полемика. В споре участвуют медики, философы, юристы, верующие. В доктрине и практике различных государств нет единого мнения по вопросу, охватывается ли правом на жизнь право на смерть. Обратимся к истории возникновения данной процедуры. Впервые термин «эвтаназия» возник в 17 в. по предложению английского философа Френсиса Бэкона. Однако еще ранее, в начале 16 в., в своей книге «Утопия» английский писатель и философ Томас Мор, описывая идеальное государство, в котором врачи прилагают все усилия, чтобы вылечить больного, однако, если пациент страдает от неизлечимой болезни, причиняющей ему ужасные мучения, он может выбрать смерть. Необходимо отметить, что в эпоху, когда самоубийство считалось самым тяжким из грехов, данная позиция была близка не многим.12
В 1828 г. в штате Нью-Йорк был принят новый закон, запрещающий эвтаназию. Данному примеру через некоторое время последовали и другие штаты. В результате к 1868 г. в большей части штатов содействие при самоубийстве официально было признано преступлением, что так же можно наблюдать в практике британских судов того же периода. При этом необходимо отметить, что не существовало никаких исключений для случаев, когда речь шла о людях, которые были близки к смерти в связи с тяжелой болезнью, либо иных обстоятельств. Таким образом, можно отметить, что в 19 в. правовая позиция по вопросу эвтаназия была однозначно определена. Однако начиная с 20 в. стали появляться воззрения, поддерживающие эвтаназию. Так, в 1906 г. была предпринята попытка легализовать эвтаназию в штате Огайо.13
Наиболее известным прецедентом официального массового использования «эвтаназии» (стоит отметить, недобровольного характера) стала реализация в 1930–1940-х гг. программы «Т-4», которая инициирована секретным указом Гитлера от 1 сентября 1939 г. Программа была разработана с целью уменьшения налогового бремени работающих немцев за счет уничтожения и стерилизации пациентов, испытывающих страдания, в первую очередь детей, признанных неизлечимо больными, в результате чего было уничтожено более 5000 детей. Во время Второй мировой войны практика «эвтаназии» была дополнительно расширена за счет взрослых, имеющих физические и психические отклонения, нетрудоспособных лиц и лиц неарийской расы. Вместе с тем необходимо отметить, что данная программа имеет весьма условное отношение к эвтаназии.14
В связи с вышесказанным необходимо определить, что же следует считать эвтаназией. Одно из первых определений эвтаназии было дано в Декларации Конгрегации вероучения от 5 мая 1980 г. В соответствии с данным документом под словом эвтаназия понимается «всякое действие или, наоборот, бездействие, которое, по своей сути или намерению, приводит к смерти, имеющей целью устранить боли или страдания». Более того, необходим фактор волеизъявления лица, а в отдельных случаях его родственников и официальных представителей.15 Выделяют два вида эвтаназии: активную и пассивную. Принципиальное различие этих двух видов является роль врачей в процессе. В случае активной эвтаназии роль врача заключается в непосредственном прекращении жизни больного путем введения ему определенного препарата, либо же иным способом. Как отмечает С.Г. Стеценко, пассивная эвтаназия представляет собой «процедуру неприменения средств и невыполнение медицинских манипуляций, которые поддерживали бы определенное время жизнеспособность тяжелобольного пациента».16
Следует отметить противоречивую позицию в отношении эвтаназии и позиции католической церкви, являющейся одним из противников проведения данной процедуры в целом. «Декларация об эвтаназии» 1980 г., с одной стороны, запретила католикам «убийство из милосердия», однако позволила использовать любые средства для борьбы с болью, так же отказаться от применения экстраординарных средств для поддержания жизни. Кроме того, Декларация признает «законным использование анальгетиков, даже если это – в случае смертельной болезни – может привести к сокращению жизни, но при условии отсутствия иного способа утолить боль… Применение анальгетиков возможно лишь при согласии умирающего».17
Информация о работе Право на жизнь: конституционно-правовой аспект