Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 02:10, курсовая работа
Целью написания данной курсовой работы является подробное изучение теоретических основ показателей рентабельности, применения их в финансовом анализе и планировании деятельности предприятия на конкретном примере, выявление путей повышения рентабельности.
Предметом данной курсовой работы является рентабельность финансово-экономической деятельности.
Объектом курсовой работы является ООО "Темп-3", которое является предприятием сферы услуг.
Для достижения данной цели необходимо решение комплекса задач:
1. Рассмотрение теоретических аспектов понятия рентабельности, её показателей.
2. Изучение методики проведения анализа рентабельности предприятия на конкретном примере ООО «Темп-3».
3. Выявление резервов роста рентабельности и путей для её совершенствования.
Введение
1. Теоретические основы рентабельности предприятия
1.1 Понятие и сущность рентабельности
1.2 Система показателей рентабельности
1.3 Методика анализа показателей рентабельности
1.4 Факторы повышения рентабельности
2. Организационно-экономическая характеристика деятельности ООО «Темп-3»
2.1 Общая характеристика ООО «Темп-3»
2.2 Расчет показателей рентабельности ООО «Темп-3»
3. Анализ деятельности ООО «Темп-3»
3.1 Анализ показателей рентабельности ООО «Темп-3»
3.2 Пути роста показателей рентабельности ООО «Темп-3»
Заключение
Список использованных источников
2. Показатели, рассчитываемые
для оценки доходности
Вся предпринимательская деятельность в условиях рыночных отношений делится на три вида:
1) операционную (основную);
2) инвестиционную (вложения
средств в акции, другие
3) финансовую (получение и уплата дивидендов, процентов и т. п.).
В соответствии с этим в анализе финансовых показателей используются следующие группы показателей относительной доходности:
рентабельность продукции, работ, услуг;
рентабельность
рентабельность всего имущества (всех активов);
рентабельность вложений (инвестиций) и ценных бумаг.
Доходность продукции (работ, услуг) характеризуется следующими показателями:
рентабельностью реализации (оборота, продаж),
рентабельностью выпущенной продукции,
рентабельностью отдельных изделий.
Наиболее распространенными показателями в практике отечественных предприятий являются:
рентабельность продукции - определяется как отношение прибыли предприятия (прибыли от реализации продукции или чистой прибыли) к себестоимости продукции (изготовленной, товарной или реализованной);
рентабельность изделия - определяется как отношение прибыли, закладываемой в цену изделия, к себестоимости изделия.
Кроме того, предприятие может использовать и ряд других показателей рентабельности для характеристики уровня доходности своих активов, ресурсов и продукции.
Система показателей включает показатели, рассчитываемые по данным бухгалтерской отчетности. Показатели рентабельности можно выразить в коэффициентах или в процентах.
Рентабельность производства (Рпр) определяется по формуле
, (2)
где Пп – прибыль предприятия, тыс. руб.,
ОФП - среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс. руб.,
НОС - нормируемые оборотные средства, тыс. руб.
Рентабельность реализованной продукции (Рп) определяется по формуле
, (3)
где Пк.в.– годовой прирост прибыли в результате реализации капитальных вложений,
KB – капитальные вложения, тыс. руб.
Рентабельность оборота (Ро) определяется по формуле
, (4)
где В – выручка от реализации продукции, тыс. руб.
Рентабельность текущих активов (Рт.а.) определяется по формуле
, (5)
где Пч – прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, тыс. руб.,
ТА – средняя величина текущих активов, тыс. руб.
Рентабельность, собственного капитала (Рс.к.) определяется по формуле
, (6)
где СК – величина собственного капитала на определенную дату (средняя за период), тыс. руб.
Рентабельность изделия (Ри) определяется по формуле
, (7)
где Пед – прибыль на единицу изделия, тыс. руб.,
Сед - себестоимость изделия, тыс. руб.
Рентабельность
, (8)
где ИК – средний инвестированный капитал, тыс. руб.
Рентабельность основных фондов (Ро.ф.) определяется по формуле
, (9)
где ОФ – стоимость основных фондов, тыс. руб.
Рентабельность заемных средств (Рз.с.) определяется по формуле
, (10)
где Пз.с. – плата за пользование заемными средствами, тыс. руб.,
ЗС – средства, привлеченные на заемной основе (долгосрочные и краткосрочные) на определенную дату (средняя величина), тыс. руб.
Рентабельность активов (Ра) определяется по формуле
, (11)
где СА – средняя величина активов, тыс. руб.
Рентабельность совокупных вложений капитала (Рс.в.к.) определяется по формуле
, (12)
где Рз.с – расходы, связанные с привлечением средств на заемной основе, тыс. руб,;
ИК – величина совокупного используемого капитала на определенную дату (средняя величина), тыс. руб.
Рентабельность инвестиций (Ри) определяется по формуле
, (13)
где В – величина валюты баланса на определенную дату (средняя за период), тыс. руб.,
КО – величина краткосрочных обязательств на определенную дату (средняя за период), тыс. руб.
Рентабельность товарной продукции (Рт.п) определяется по формуле
, (14)
где Ст.п – себестоимость товарной продукции, тыс. руб.
В качестве показателя прибыли могут использоваться валовая прибыль, прибыль от продаж, бухгалтерская прибыль (прибыль до налогообложения), чистая прибыль, чистый приток денежных средств.
В качестве показателей активов могут использоваться величины всех активов предприятия, внеоборотных активов, оборотных активов, чистых активов, отдельных компонентов внеоборотных и оборотных активов.
1.3 Методика анализа показателей рентабельности
В процессе анализа показателей
рентабельности изучают динамику показателей
рентабельности, выполнение плана по
их уровню и проводят межхозяйственные
сравнения с предприятиями-
Методология факторного анализа показателей рентабельности предусматривает разложение исходных формул расчета показателя по всем качественным и количественным характеристикам интенсификации производства и повышения эффективности хозяйственной деятельности.
Для анализа общей рентабельности (рентабельности производственных фондов) можно использовать трехфакторную или пятифакторную модель.
Трехфакторная модель анализа рентабельности включает в себя:
1. Исследование влияния
изменения фактора
2. Исследование влияния
изменения фондоемкости. При этом
осуществляется расчет
3. Исследование влияния
оборачиваемости оборотных
Пятифакторная модель анализа рентабельности включает в себя:
1. Исследование влияния
изменения фактора
2. Исследование влияния
изменения фактора
3. Исследование влияния
изменения фактора
4. Исследование влияния
изменения фактора скорости
5. Исследование влияния
изменения фактора скорости
Факторные модели рентабельности
раскрывают важнейшие причинно-
Анализ рентабельности оборота
осуществляется в следующей
Определяют уровень
На изменение уровня рентабельности реализованных видов продукции, работ, услуг оказывают влияние следующие факторы:
1. Изменение структуры и ассортимента продукции
2. Изменение себестоимости.
3. Изменение уровня цен.
Производят расчет и анализ влияния каждого фактора, а также совокупное влияние всех факторов в целом.
Затем необходимо сделать факторный анализ рентабельности по каждому виду продукции.
Анализ рентабельности выпуска
отдельных видов продукции
Расчет влияния этих факторов на изменение уровня рентабельности осуществляется способом цепных подстановок по каждому виду продукции.
Рентабельность выпуска
отдельных видов продукции
Для выявления количественного влияния факторов цен и себестоимости по каждому изделию необходимо исчислить условный показатель рентабельности при отчетной цене и плановой (базисной) себестоимости.
Для оценки динамики уровней
рентабельности товарного выпуска
отдельных видов продукции
В заключение необходимо дать общую оценку по уровню рентабельности отдельных изделий.
Основными задачами анализа рентабельности производственных фондов являются:
оценка показателя рентабельности в динамике;
выявление и измерение действия различных факторов на уровень рентабельности;
определение мероприятий, возможных
резервов дальнейшего роста
Анализ начинается с определения изменений в уровне рентабельности (фактическая рентабельность — плановая). Даётся общая оценка изменения уровня рентабельности. Затем определяется количественное влияние факторов на изменение уровня рентабельности методом цепных подстановок.
На изменение уровня рентабельности производственных фондов оказывают влияние следующие факторы:
изменение уровня фондоотдачи;
изменение уровня оборачиваемости;
изменение рентабельности (доходности) объема реализованной продукции.
По результатам проведенных расчетов дается оценка по каждому фактору и в целом по использованию всей совокупности факторов.