Анализ финансового состояния предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 11:45, курсовая работа

Краткое описание

Главная цель данной работы – показать, как на основе расчетов экономических показателей исследовать финансовое и хозяйственное состояние экономического субъекта и на наглядном примере (ОАО «Кыргызтелеком») произвести анализ деятельности компании.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая АХФДП (Автосохраненный).docx

— 343.01 Кб (Скачать файл)

по субъектам анализа:

  • внутренний анализ, который производится специальными структурными подразделениями предприятия для нужд управления.
  • вешний анализ, который производится государственными органами, банками, акционерами, инвесторами, контрагентами, аудиторскими фирмами на основании финансовой и статистической отчетности предприятия.

по содержанию программы:

  • комплексный анализ, при котором деятельность организации изучается всесторонне.
  • тематический анализ, при котором изучаются отдельные стороны деятельности, представляющие наибольший интерес в данный момент времени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4. Методика проведения финансово-экономического анализа

Развитие и углубление анализа  хозяйственной деятельности являются необходимым условием стабильной работы предприятия и позволяют предвидеть хозяйственную и коммерческую ситуацию для достижения его конечной цели – получения максимальной прибыли. Цели, задачи и методику анализа  целесообразно переориентировать  на исследование таких сторон деятельности предприятия, которые приобретают  особую важность в условиях рынка: конкуренция  и обострение проблемы выживаемости, финансовая устойчивость и надежность предприятия как партнера. Поэтому  в условиях рыночной экономики наибольший вес приобретают методы, направленные на прогнозирование производственной деятельности предприятия, на выработку  мероприятий для принятия обоснованных управленческих решений.

Под методикой в широком смысле обычно понимается совокупность способов и правил целесообразного выполнения какой - либо работы. В анализе хозяйственной деятельности методика представляет собой совокупность аналитических способов и правил исследования экономики предприятия, определенным образом подчиненных достижению цели анализа. Различают общую и частные методики. Общую методику – понимают как систему исследования, которая одинаково используется при изучении различных объектов анализа во всех отраслях экономики. Частные методики – конкретизируют общую в зависимости от отрасли экономики, типа производства или объекта исследования.

Любая методика анализа содержит такие  моменты, как:

Цели и задачи анализа;

Объекты анализа;

Системы показателей, с помощью  которых будет исследоваться  каждый объект анализа;

Описание способов исследования изучаемых  объектов;

Источники данных для анализа;

Указания по организации анализа;

Указания по оформлению результатов  анализа;

Потребители результатов анализа.

В качестве важнейшего элемента методики анализа хозяйственной деятельности выступают технические приемы и  методы анализа. Среди них можно выделить традиционные и нетрадиционные.

К традиционным методам и приемам  можно отнести:

  • Горизонтальный (трендовый) метод;
  • Вертикальный (структурный) метод;
  • Метод сравнения;
  • Метод группировки;
  • Балансовый метод;
  • Графический метод;
  • Методы и приемы факторного анализа.

К нетрадиционным методам и приемам  можно отнести:

  • Методы и приемы функционально-стоимостного анализа;
  • Методы и приемы маржинального анализа;
  • Эвристические методы и приемы;
  • Методы линейного программирования.

Остановимся более подробно на характеристике некоторых из них.

Метод сравнения – предусматривает  сопоставление:

Фактических значений показателей  с плановыми для определения степени их выполнения;

Отчетных показателей с такими же показателями за предшествующий период для определения размера, характера  и темпов изменения анализируемых  объектов;

Достигнутых результатов со среднеотраслевыми  показателями для определения места, занимаемого предприятиями в  отраслевой группе и др.

Метод группировки (аналитическая группировка показателей) по определенным признакам применяется, когда изучаемая совокупность включает множество объектов.

Балансовый метод используется для определения суммарного влияния факторов на обобщающий показатель. Балансовое сопоставление влияния факторов производится при сравнении различных сторон одного и того же объекта. Это способ является также средством счетной проверки правильности произведенных расчетов, так как нарушение равенства свидетельствует о наличии ошибки.

Графический метод применятся в основном для того, чтобы сделать более выразительными и понятными тенденции и связи изучаемых показателей. Графическое изображение анализируемых показателей и процессов может быть линейным, столбиковым, круговым, объемным, координатным и др. График независимо от способа построения должен соответствовать экономической сущности и направлению изменения отражаемых показателей, быть простым, точным, наглядным, масштабным, иметь объяснение смысла линий, расцветок, штриховок, названия показателей и т.д.

Методы линейного программирования применяются для решения многих экстремальных задач, которое сводится к нахождению максимума и минимума некоторых функций переменных величин. Методы линейного программирования основаны на решении линейных уравнений, когда зависимость между изучаемыми явлениями уравнений, когда зависимость между изучаемыми явлениями строго функциональна. В экономике с помощью этих методов может исчисляться оптимальная общая производительность оборудования, решаться задачи оптимального распределения имеющихся ресурсов, транспортные задачи.

Эвристические методы (методы «мозговой атаки», «мозгового штурма», «дельфи») основаны на результатах опыта, интуиции экспертных оценок и применяются как для количественного измерения текущих событий, так и для прогнозирования их дальнейшего развития.

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Общая характеристика комплексного экономического анализа за основными показателями хозяйственной деятельности

2.1 Сущность, роль, значение проведения комплексной оценки финансового состояния предприятия

Комплексный экономический анализ – совокупность методов всестороннего изучения хозяйственной деятельности предприятия.

В современных  условиях комплексный экономический  анализ – это управленческий анализ, который необходим для решения  сложных экономических задач.

Области применения комплексного экономического анализа:

формирование  комплексных бизнес-планов.

анализ  бизнес-планов.

комплексная оценка хозяйственной деятельности.

при выявлении  и оценке резервов.

Хозяйственная деятельность предприятия характеризуется  взаимосвязанной системой показателей, которые являются базой комплексного экономического анализа.

Финансовый анализ является частью общего анализа, который состоит  из двух взаимосвязанных разделов: финансового и управленческого  анализа. Разделение анализа на финансовый и управленческий обусловлено сложившимся на практике разделением системы бухгалтерского учета. Однако такое деление является условным.

Финансовый анализ подразделяется на внешний и внутренний. Внешний финансовый анализ основывается на публикуемой отчетности, а внутренний анализ – на всей системе имеющейся информации о деятельности предприятия. С этой точки зрения внешний финансовый анализ является составной частью внутреннего анализа, рамки и возможности которого шире.

Субъектами внешнего анализа  выступают владельцы предприятий, инвесторы, кредиторы, администрация, правительственные учреждения и  т.п.

Субъектами внутреннего  финансового анализа являются администрация  предприятия, собственники, аудиторы, консультанты.

Основное различие между  внутренним и внешним финансовым анализом заключается в разнообразии целей и задач, решаемых различными субъектами анализа. Процесс проведения финансового анализа зависит  от поставленной цели. Он может использоваться для предварительной проверки при выборе направления инвестирования, при рассмотрении вариантов слияния предприятий, при оценке деятельности руководства предприятия, при прогнозировании финансовых результатов, при обосновании и выдачи кредитов, при выявлении проблем управления производственной деятельностью и т.п.

Разнообразие целей финансового  анализа определяет специфику задач, решаемых важнейшими пользователями информации.

Финансовый анализ проводится, прежде всего, администрацией предприятия, которая занимается текущей деятельностью, отвечает за долгосрочные перспективы  развития, за эффективность производства, прибыльность деятельности предприятия  на кратко- и долгосрочный периоды, эффективность использования капитала, трудовых и других видов ресурсов. Интерес администрации к финансовому состоянию затрагивает все сферы деятельности предприятия. В ходе проведения анализа администрация использует всю достоверную информацию, все средства и методы для осуществления контроля за деятельностью предприятия. Одним из таких методов является финансовый анализ. Финансовый анализ охватывает изменения в тенденциях основных расчетных показателей и основных зависимостей. Он основан на непрерывном наблюдении за существенными взаимосвязями и своевременном обнаружении недостатков, появляющихся в результате происходящих изменений. При проведении финансового анализа администрация ставит следующие цели:

- разработка стратегии  и тактики предприятия;

- рациональная организация  финансовой деятельности предприятия;

- повышение эффективности  управления ресурсами.

Одним из важнейших субъектов  финансового анализа являются кредиторы. Кредиторы предоставляют предприятию  денежные средства в различной форме  и на различных условиях. Коммерческий кредит осуществляется поставщиками при  отгрузке продукции или оказании услуг на время ожидания оплаты, определяемое условиями торговли. Кредитор, как правило, не получает процента за коммерческий кредит и может предоставлять  скидку за платеж ранее установленного срока. Вознаграждение кредитора принимает  форму количества заключенных сделок и возможной прибыли, полученной от них. Поставщика интересует финансовое состояние партнера и, прежде всего, его платежеспособность, т.е. возможность  своевременно расплатиться за поставленную продукцию, оказанные услуги.

Предприятия также получают краткосрочные и долгосрочные кредиты  банков, на условиях возвратности, срочности  и платности. Плата за пользование  кредитом выступает в виде процентов. Если предприятие хорошо работает и  имеет устойчивое финансовое положение, требования кредитора ограничиваются фиксированной ставкой процента. Если предприятие попадает в неблагоприятные  условия, риску невозврата может  подвергаться не только вознаграждение за предоставленный кредит, но и  сумма основного долга. Это обстоятельство вынуждает кредитора анализировать  возможность предоставления кредита. При этом банки ставят перед собой  следующие цели:

- определить причины  потребности предприятия в дополнительных  средствах;

- выяснить, из каких источников  предприятие будет получать средства  для выплаты процентов и погашения  долга;

- выяснить, каким образом  администрация удовлетворяла потребности  в краткосрочном и долгосрочном  финансировании в прошлом, что  она планирует на будущее.

Финансовое состояние  предприятия – это важнейшая  характеристика экономической деятельности предприятия во внешней среде. Оно  определяет конкурентоспособность  предприятия, его потенциал в  деловом сотрудничестве, оценивает, в какой степени гарантированы  экономические интересы самого предприятия  и его партнеров.

Главная цель анализа финансовая состояния - своевременно выявлять и  устранять недостатки в финансовой деятельности и находить резервы  улучшения финансового состояния  предприятия и его платежеспособности

Основными задачами анализа  финансового состояния являются:

- объективная оценка  состава и использования финансовых  ресурсов предприятия;

- определение факторов  и причин достигнутого состояния;

- выявление, измерение  и мобилизация резервов улучшения  финансового состояния и повышения  эффективности хозяйственной деятельности;

- подготовка и обоснование  принимаемых управленческих решений  в области финансов.

Основными характеристиками (индикаторами) финансового состояния  предприятия являются:

- оценка имущественного  состояния и структура финансирования;

- оценка финансовой устойчивости;

- оценка платежеспособности  и ликвидности; 

- оценка рентабельности  продаж и имущества.

Информация о работе Анализ финансового состояния предприятия