Анализ финансового состояния предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 11:45, курсовая работа

Краткое описание

Главная цель данной работы – показать, как на основе расчетов экономических показателей исследовать финансовое и хозяйственное состояние экономического субъекта и на наглядном примере (ОАО «Кыргызтелеком») произвести анализ деятельности компании.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая АХФДП (Автосохраненный).docx

— 343.01 Кб (Скачать файл)

Субъекты  управления используют в каждой сфере  и каждом звене финансовых отношений  специфические методы целенаправленного  воздействия на финансы. В то же время  им присущи и единые приемы и способы  управления. В управлении финансами  можно выделить такие важнейшие  функциональные элементы, как: планирование, оперативное управление, контроль.

Планирование  занимает одно из важнейших мест в  системе управления финансами. При  планировании любой субъект хозяйствования всесторонне оценивает состояние  финансов, вскрывает возможности  увеличения финансовых ресурсов, определяет направление их наиболее эффективного использования. Плановые решения принимаются  на основе анализа финансовой информации.Финансовый план обобщает материалы и показатели других частей бизнес-плана и представляет их в стоимостном выражении. Здесь подготавливается несколько документов: прогноз объемов реализации; баланс активов и пассивов; таблица доходов и затрат; график достижения безубыточности.

Самостоятельный раздел представляет стратегию финансирования и возврат средств инвесторам в обусловленных объемах и  сроках.

Бюджетирование - неотъемлемая часть краткосрочного и долгосрочного планирования. Количественное выражение планов, составленных после  проведения стратегического анализа, и называется бюджетом.

 

 

3.2 Финансовое планирование и прогнозирование

Финансовое  планирование занимает важное место  в системе управления финансами. Именно в ходе планирования любой  субъект хозяйствования всесторонне  оценивает состояние своих финансов, выявляет возможности увеличения финансовых ресурсов, направления их наиболее эффективного использования. Управленческие решения в процессе планирования принимаются на основе анализа финансовой информации, которая в связи с  этим должна быть достаточно полной и  достоверной. Достоверность и своевременность  получения информации обеспечивают принятие обоснованных решений. Финансовая информация базируется на бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности.

Применительно к государственному управлению финансами  финансовое планирование - это деятельность по сбалансированности и пропорциональности финансовых ресурсов. Сбалансированность означает оптимальное соотношение  между финансовыми ресурсами, находящимися в распоряжении государства, и доходами, остающимися в руках хозяйствующих  субъектов. Пропорциональность - рациональное соотношение между величиной  дохода до уплаты налога и после  уплаты по предприятиям, отраслям хозяйства, регионам, субъектам федерации. Государство  через увеличение или уменьшение этого соотношения может стимулировать  либо ограничивать их развитие.

Конкретные  задачи финансового планирования определяются финансовой политикой. Это определение  объема денежных средств и их источников, необходимых для выполнения плановых заданий; выявление резервов роста  доходов, экономии в расходах; установление оптимальных пропорций в распределении  средств между централизованными  и децентрализованными фондами.

Финансовое  планирование является одним из важнейших  инструментов управления финансами. Можно  выделить ряд признаков, которые  характеризуют эту деятельность:

- регламентированность (упорядоченный процесс);

- связь с  обработкой информации;

- направленность  на достижение определенных целей;

- временный  характер.

Результатом планирования является план либо совокупность планов (система). План представляет собой  результат упорядоченного процесса, в котором определены параметры  для достижения целей в будущем. Планирование выступает в качестве действенного инструмента достижения поставленных целей по средствам  принятия согласованных мер в  меняющейся внешности и внутренней среде. Высшая цель планирования состоит  в современном выявлении средств и альтернатив, которые снижали бы риск принятия ошибочных решений.

Финансовое  планирование - это планирование всех доходов и направлений расходования денежных средств для обеспечения  развития пред-приятия. Финансовое планирование осуществляется посредством составления финансовых планов разного содержания и назначения в зависимости от задач и объектов планирования.

Исходя из этого финансовые планы можно  разделить на перспективные, текущие и оперативные.

Примером  сочетания перспективного и текущего планирования является бизнес-план, который  принято разрабатывать в развитых капиталистических странах при  создании нового предприятия или  обосновании производства новых  видов продукции. Он составляется на период от трех до пяти лет, поскольку  плановые разработки на более длительные периоды не могут быть достоверными.

Бизнес-план не является только финансовым планом, он необходим для разработки стратегии  финансирования и привлечения конкретного  инвестора на определенных условиях к участию в создании нового предприятия  или финансированию новой производственной программы.

Руководство предприятия все время находится  перед необходимостью выбора. Оно  должно осуществлять выбор оптимальной  цены реализации, принимать решения  в области кредитной и инвестиционной политики и много другое.

Необходимо  добиться такого положения, чтобы вся  деятельность предприятия в комплексе  была бы рентабельна и обеспечивала бы денежные поступления в объеме, удовлетворяющем заинтересованные в результатах работы предприятия  группы лиц (владельцев, кредиторов и  пр.). Описание ожидаемых результатов  экономической деятельности в будущий  период имеет место при составлении  бюджетов (планов) предприятия.

Как правило, различают краткосрочное и долгосрочное планирование. Значение некоторых из принимаемых решений распространяется на очень долгую перспективу. Это  относится, например, к решениям в  таких областях, как приобретение элементов основного капитала, кадровая политика, определение ассортимента выпускаемой продукции. Такие решение  определяют деятельность предприятия  на много лет вперед и должны быть отражены в долгосрочных планах (бюджетах), где степень детализованности обычно бывает довольно невысока. Долгосрочные планы должны представлять собой своего рода рамочную конструкцию, составными элементами которой являются краткосрочные планы.

В основном на предприятиях используется краткосрочное  планирование, и имеют дело с плановым периодом, равным одному году. Это объясняется  тем, что за период такой протяженности, как можно предположить, происходят все типичные для жизни предприятия  события, поскольку за этот срок выравниваются  сезонные колебания конъюнктуры. По времени годовой бюджет (план) можно  разделить на месячные или квартальные  бюджеты (планы).

Цели планирования могут быть различны на разных предприятиях. Функциям планирования может придаваться  разное значение в зависимости от вида и величины предприятия.

Организация планирования зависит от величины предприятия. На очень мелких предприятиях не существует разделения управленческих функций  в собственном смысле этого слова, и руководители имеют возможность  самостоятельно вникнуть во все проблемы. На крупных предприятиях работа по составлению бюджетов (планов) должна производиться децентрализованно. Ведь именно на уровне подразделений сосредоточены кадры, имеющие наибольший опыт в области производства, закупок, реализации, оперативного руководства и т.д. Поэтому именно в подразделениях и выдвигаются предложения относительно тех действий, которые было бы целесообразно предпринять в будущем.

Бюджеты подразделений  разрабатываются не изолированно друг от друга. При расчете, например, плановых показателей реализации, а значит и величины покрытия необходимо знать  условия производства и запланированные  отпускные цены. Чтобы обеспечить действенную систему координации, на многих предприятиях разрабатывается  инструкция по составлению бюджетов, в которой содержится повременной  план, а также распределение обязанностей и ответственности при расчете  бюджетных показателей.

Предприятие должно осуществлять планирование и  контроль в двух основных экономических  областях. Речь идет о прибыльности (рентабельности) его работы и финансовом положении. Поэтому бюджет (план) по прибыли и финансовый план (бюджет) являются центральными элементами внутрифирменного планирования.

Планирование  потребности в оборотном капитале. На предприятии необходимо проводить  планирование использование, как основного, так и оборотного капитала. Важным фактором планирования использования  оборотного капитала является планирование времени поступления дохода и  расхода. Наличие оборотного капитала предприятия должно покрывать расходы  со времени начала производства до оплаты продукта потребителем.

Планирование  потребностей в основном капитале. По мере развития предприятия станки изнашиваются, изменяется технология, требуются новые здания, оборудование, компьютеры. Часто сроки приобретения основного капитала достаточно велики.

Это означает, что важно включить финансовое планирование в процесс стратегического планирования предприятия. Если предприятие хочет завоевать новые рынки и расширить производство продукта, оно должно позаботиться о потребности в капитале в процессе формирования долгосрочных планов по маркетингу и основных исследований по производственным методам.

Планирование  источников дохода. Известно много  источников фондов предприятия, включая  доход от продажи продукции, инвестиции ее собственников, а также займа. Задача, прежде всего, состоит в нахождении лучшего источника для каждой потребности и именно в то время, когда возникает такая потребность.

 

Качественное  планирование заключается в том, чтобы получать необходимые фонды  не только вовремя, но и по самой  низкой цене. Для этого нужно найти  банк, который может их предоставить в настоящее время, соотнести  источник фондов с целью, для которой  они будут использоваться, сбалансировать различные источники, так как  нельзя полагаться лишь на банковские займы, только на выпуск акций или  поступлений с доходов. В частности, нужно правильно выбрать время: продавать акции, когда рынок  акций процветает, не брать взаймы, когда учетные ставки высоки и  т.д.

Прогнозирование - разработка на длительную перспективу  изменений финансового состояния  объекта в целом и различных  его частей. Прогнозирование в  отличие от планирования не ставит задачу непосредственно осуществить  на практике разработанные прогнозы. Эти прогнозы представляют собой  предвиденье соответствующих изменений. Особенностью прогнозирования является также альтернативность в построении финансовых показателей и параметров, определяющая вариантность развития финансового  состояния объекта управления на основе наметившихся тенденций. Прогнозирование  может осуществляться на основе переноса прошлого в будущее с учётом экспертной оценки тенденции изменения, так  и прямого предвидения изменений. Управление на основе их предвидения  требует выработки у финансового  менеджера определённого чутья  рыночного механизма и интуиции, а также применения гибких экстренных решений.

 

 

 

3.3 Финансовый анализ

Определение качества финансового состояния, изучение причин его улучшения или ухудшения  за период, подготовка рекомендаций по повышению финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия  являются главными моментами анализа  финансового состояния. Детализация  процедурной стороны методики финансового  анализа зависит от поставленных целей, а также различных факторов информационного, временного, методического  и технического обеспечения. Эффективность  финансового анализа непосредственно  зависит от полноты и качества используемой информации. В настоящее  время в отдельных изданиях по вопросам финансового анализа присутствуют упрощенный подход к информационному  обеспечению финансового анализа, ориентирующий на использование  исключительно бухгалтерской (финансовой) отчетности или в несколько более  широком плане - на данные бухгалтерского учета.

 

Анализ финансового  состояния предприятия является составной частью общего финансового  анализа. Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем  рентабельности. Прибыль представляет собой реальную часть чистого  дохода, созданного прибавочным трудом. Только после продажи продукт (работ, услуг) чистый доход принимает форму  прибыли. Количество прибыли определяется как разность между выручкой от хозяйственной  деятельности предприятия (после уплаты налога на добавленную стоимость, акцизного  налога и других отчислений из выручки  в бюджетные и внебюджетные фонды) и суммой всех затрат на эту деятельность.

Показатели  финансовых результатов (прибыли) характеризует  абсолютную эффективность хозяйствования предприятия по всем направлениям его  деятельности: производственной, сбытовой, снабженческой, финансовой и инвестиционной. Они составляют основу экономического развития предприятия и укрепления его финансовых отношений со всеми  участниками коммерческого дела. Получение прибыли является основной целью деятельности любого хозяйственного субъекта.

С одной стороны, прибыль является показателем эффективности  деятельности предприятия, т.к. она  зависит в основном от качества работы предприятия, повышает экономическую  заинтересованность его работников в наиболее эффективном использовании  ресурсов, т.к. прибыль - основной источник производственного и социального  развития предприятия. С другой стороны, она служит важнейшим источником формирования государственного бюджета. Таким образом, в росте сумм прибыли  заинтересованы как предприятие, так  и государство.

Информация о работе Анализ финансового состояния предприятия