Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 19:53, дипломная работа
Основная цель изучения данной учебной дисциплины – формирование аналитического, творческого мышления путём освоения методологических основ и приобретения практических навыков анализа хозяйственно деятельности, необходимых в практической работе.
Комплексный анализ хозяйственно деятельности является той областью знаний, которая наилучшим образом объединяет все дисциплины экономических специальностей. Он основывается на гармоничном сочетании производственного и финансового анализа, обеспечивает интегрированное, широкое понимание производственно-финансовой деятельности предприятия.
Введение 3
Глава 1. Предмет, значение и задачи анализа хозяйственной деятельности 4
1.1. Понятие, содержание, роль и задачи анализа хозяйственной деятельности 4
1.2. Виды АХД и их классификация 7
1.3. Предмет и объект АХД 10
1.4. Принципы АХД 11
1.5. Связь АХД с другими науками 12
Глава 2. Метод и методика анализа хозяйственной деятельности 13
2.1. Метод анализа хозяйствования, его характерные черты 13
2.2. Методика АХД 15
2.3. Методика факторного анализа 16
2.4. Классификация факторов в АХД 18
2.5. Систематизация факторов в АХД 19
2.6. Моделирование взаимосвязей в детерминированном анализе 20
Глава 3. Способы обработки экономической информации в анализе хозяйственной деятельности 22
3.1. Способ сравнения в АХД 23
3.2. Способы приведения показателей в сопоставимый вид 24
3.3. Использование относительных и средних величин в АХД 25
3.4. Способы группировки информации в АХД 27
3.5. Балансовый метод в АХД 28
3.6. Эвристические методы в АХД 29
3.7. Способы табличного и графического представления аналитических данных 30
Глава 4. Способы измерения влияния факторов в анализе хозяйственной деятельности 31
4.1. Способ цепной подстановки 32
4.2. Способ абсолютных разниц 34
4.3. Способ относительных разниц 34
4.4. Способ пропорционального деления и долевого участия 35
4.5. Интегральный метод в АХД 36
4.6. Способ логарифмирования в АХД 37
4.7. Приёмы корреляционного анализа 38
4.8. Инструментарий финансовых вычислений в анализе хозяйственной деятельности
45
Глава 5. Анализ использования персонала предприятия и фонда заработной платы 53
5.1. Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами 53
5.2. Анализ использования фонда рабочего времени 55
5.3. Анализ производительности труда 56
5.4. Анализ эффективности использования персонала предприятия 59
5.5. Анализ использования фонда заработной платы 60
Глава 6. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия 64
6.1. Анализ состава и динамики прибыли 64
6.2. Анализ финансовых результатов от реализации продукции и услуг 65
6.3. Анализ ценовой политики предприятия и уровня среднереализационных цен 67
6.4. Анализ прочих финансовых доходов и расходов 68
6.5. Анализ рентабельности предприятия 70
6.6. Методика определения резервов роста прибыли и рентабельности 75
6.7. Анализ использования прибыли 76
Заключение 79
Список использованной литературы 80
Такие расчёты производятся
по каждому виду продукции (услуг), что
позволяет точнее оценить работу
хозяйствующего субъёкта и полнее выявить
внутрихозяйственные резервы
Примерно таким же образом производится факторный анализ рентабельности оборота. Детерминированная факторная модель этого показателя, исчисленного в целом по предприятию, имеет следующий вид:
R =
Зная, из-за каких факторов
изменились прибыль и выручка
от реализации продукции, можно узнать
их влияние на изменение уровня рентабельности,
последовательно заменяя
Уровень рентабельности продаж
отдельных видов продукции
R.
Расчёт их влияния производится также с помощью приёма цепной подстановки.
Аналогично осуществляется
факторный анализ рентабельности капитала.
Общая сумма брутто-прибыли
Среднегодовая сумма основного
и оборотного капитала (KL) зависит
от объёма продаж и скорости оборота
капитала (коэффициента оборачиваемости
К ), который определяется отношением
выручки к среднегодовой сумме
основного и оборотного капитала.
Чем быстрее оборачивается
Взаимосвязь названных факторов с уровнем рентабельности совокупного капитала можно записать в виде следующей модели:
R
На основании данных табл. 6.2, 6.3 и 6.12 произведём расчёт влияния факторов способом цепной подстановки.
R •100= 43,8%;
R •100= 45,1%;
R •100= 70,8%;
R •100= 44,0%;
R •100= 45,8%;
R •100= 41,2%.
Общее изменение уровня рентабельности капитала составляет
R =41,2-43,8= -2,6%,
в том числе за счёт:
45,1-43,8= +1,3%;
70,8-45,1= +25,7%;
44,0-70,8= -26,8%;
45,8-44,0= +1,8%;
41,2-45,8= -4,6%.
Таким образом, уровень рентабельности совокупного капитала снизился в основном из-за роста себестоимости продукции и замедления оборачиваемости средств.
При углубленном анализе
необходимо изучить влияние факторов
второго уровня, от которых зависит
изменение среднереализационных цен,
себестоимости продукции и
6.6. Методика определения
резервов роста прибыли и
Основные источники резервов увеличения суммы прибыли (которые определяются по каждому виду продукции): увеличение объёма реализации продукции, снижение её себестоимости, повышение качества товарной продукции, реализация её на более выгодных рынках сбыта и т.д. (рис. 6.3).
Для определения резервов
роста прибыли за счёт увеличения
объёма реализации продукции (табл. 6.13)
необходимо выявленный ранее резерв
роста объёма реализации (Р VРП) умножить
на фактическую прибыль (П' ) в расчёте
на единицу продукции
Р П П' ).
Подсчёт резервов роста прибыли за счёт снижения себестоимости товарной продукции и услуг (Р П ) осуществляется следующим образом: предварительно выявленный резерв снижения себестоимости (Р С) каждого вида продукции умножается на возможный объём её продаж с учётом резервов его роста (табл. 6.14):
Р П
Подсчёт резервов роста прибыли за счёт повышения качества продукции производится следующим образом: планируемое изменение удельного веса каждого сорта ( ) умножается на отпускную цену соответствующего сорта ( ), результаты суммируются и полученное изменение средней цены умножается на планируемый объём реализации продукции с учётом резервов его роста (табл. 6.15):
Р П=
В связи с увеличением удельного веса первого сорта и сокращением удельного веса второго сорта средняя цена изделия А возрастает на 75 руб., а сумма прибыли на планируемый объём реализации – на 1050 тыс. руб. (75 руб.·14 000 шт.).
Аналогично подсчитываются резервы роста прибыли за счёт изменения структуры рынков сбыта, каналов и сроков реализации продукции. В заключение анализа необходимо обобщить все выявленные резервы роста прибыли по каждому виду продукции и в целом по предприятию (табл. 6.16).
Основные источники резервов повышения уровня рентабельности продукции – увеличение суммы прибыли от реализации продукции (Р П) и снижение её себестоимости (Р П). для подсчёта резервов может быть использована следующая формула:
Р R=R -R =,
где Р R – резерв роста рентабельности;
R – возможный (прогнозируемый) уровень рентабельности;
R – фактический уровень рентабельности;
– фактическая сумма прибыли отчётного периода;
– резерв прибыли от реализации продукции;
– возможный объём реализации продукции с учётом выявленных резервов его роста;
– возможный уровень
– фактическая сумма затрат по реализованной продукции.
6.7. Анализ использования прибыли
Для анализа использования прибыли используются закон о налогах и сборах, взимаемых в бюджет, инструктивные и методические указания Министерства финансов, устав предприятия, а также данные отчёта о прибылях и убытках, приложения к балансу, отчёта о движении капитала, расчётов налога на имущество, на прибыль, на доходы и др.
Распределение прибыли показано на рис. 6.4. Из рисунка видно, что одна её часть в виде налогов и сборов поступает в бюджет государства и используется на нужды общества. Оставшаяся сумма – чистая прибыль – используется на выплату дивидендов акционерам предприятия, на расширение производства, создание резервного капитала и др.
В процессе анализа необходимо
изучить факторы изменения
Для налоговых органов и предприятия большой интерес представляет налогооблагаемая прибыль, так как от этого зависит сумма налога на прибыль, а соответственно, и сумма чистого дохода.
Укрупнённый расчёт налогооблагаемой прибыли и факторов изменения её величины произведён в табл. 6.17 и 6.18.
Чистая прибыль является одним из важнейших экономических показателей, характеризующих конечные результаты деятельности предприятия. Количественно она представляет собой разность между общей суммой брутто-прибыли и суммой внесённых в бюджет налогов из прибыли, экономических санкций и других обязательных платежей предприятия, покрываемых за счёт прибыли.
Её величина зависит от факторов изменения общей суммы брутто-прибыли и факторов, определяющих удельный вес чистой прибыли в общей сумме прибыли, а именно доли налогов, экономических санкций и др.
Чтобы определить изменение суммы чистой прибыли за счёт факторов первой группы, необходимо изменение брутто-прибыли за счёт каждого фактора умножить на плановый (базисный) удельный вес чистой прибыли в сумме общей брутто-прибыли:
Прирост чистой прибыли за счёт второй группы факторов рассчитывается умножением прироста удельного веса i-го фактора (налогов, санкций, отчислений) в общей сумме брутто-прибыли на фактическую её величину в отчётном периоде:
Из табл. 6.20 следует, что сумма чистой прибыли увеличилась в основном за счёт роста отпускных цен, объёма продаж и изменения структуры продаж. Рост себестоимости продукции и выплаченные экономические санкции вызвали уменьшение суммы чистой прибыли.
Чистая прибыль используется
в соответствии с уставом предприятия.
За счёт неё осуществляется инвестирование
производственного развития, выплачиваются
дивиденды акционерам предприятия,
создаются резервные и
- требуемого объёма инвестиций
для производственного
- необходимой нормы доходности
на инвестированный капитал
Факторы, влияющие на пропорции распределения прибыли, делятся на внешние и внутренние.
Внешние факторы:
- правовые ограничения
(ставки налогов на прибыль,
процентные отчисления в
- система налоговых льгот при реинвестировании прибыли;
- рыночная норма прибыли
на инвестируемый капитал,
- стоимость внешних источников
формирования инвестиционных
Внутренние факторы:
- уровень рентабельности
предприятия, при низком
- наличие в портфеле
предприятия высокодоходных
- необходимость ускоренного
завершения начатых
- уровень коэффициента
финансового левериджа (
- наличие альтернативных
внутренних источников
- текущая платёжеспособность
предприятия, при низком
В процессе анализа необходимо
изучить динамику и выполнение плана
по использованию чистой прибыли, для
чего фактические данные об использовании
прибыли по всем направлениям сравниваются
с данными бюджета и прошлых
лет, после чего выясняют причины
отклонения от бюджета по каждому
направлению использования
Дальнейший анализ должен показать, насколько изменилась сумма потреблённой и капитализированной прибыли за счёт:
- суммы чистой прибыли (ЧП);
- доли соответствующего
направления использования
Для расчёта их влияния (табл. 6.22) можно использовать способ абсолютных разниц:
;
.
Зная факторы изменения чистой прибыли, можно определить их влияние на размер потреблённой и капитализированной прибыли. Для этого прирост чистой прибыли за счёт каждого фактора нужно умножить на фактическую долю соответствующего направления использования прибыли:
.
Полученные результаты покажут
вклад каждого фактора в
Особое внимание необходимо
уделить дивидендной политике предприятия,
которая оказывает большое
В процессе анализа изучают динамику дивидендных выплат, курса акций, чистой прибыли на одну акцию за ряд лет, определяют темпы их роста или снижения, а затем производят факторный анализ изменения их величины.
Заключение
Из данной работы можно сделать выводы.
Важной задачей анализа хозяйственной деятельности является изучение вопросов использования средств фондов накопления и потребления. В процессе анализа устанавливается соответствие фактических расходов расходам, предусмотренным сметой, выясняются причины отклонений от сметы по каждой статье, изучается эффективность мероприятий, проводимых за счёт средств этих фондов. При анализе использования средств фонда накопления следует изучить полноту финансирования всех запланированных мероприятий, своевременность их выполнения и полученных эффект.
Становление анализа хозяйственной
деятельности обусловлено объективными
требованиями и условиями, которые
свойственны возникновению
Анализ хозяйственной
деятельности является связующим звеном
между учётом и принятием управленческих
решений. С помощью анализа
Анализ хозяйственной
деятельности является важным элементом
в системе управления производством,
действенным средством
АХД определённым образом содействует развитию экономической теории. Глубокий анализ хозяйственной деятельности предприятия невозможно провести, не зная экономики отрасли и организации производства на анализируемом предприятии.
Информация о работе Комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия