Комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 19:53, дипломная работа

Краткое описание

Основная цель изучения данной учебной дисциплины – формирование аналитического, творческого мышления путём освоения методологических основ и приобретения практических навыков анализа хозяйственно деятельности, необходимых в практической работе.
Комплексный анализ хозяйственно деятельности является той областью знаний, которая наилучшим образом объединяет все дисциплины экономических специальностей. Он основывается на гармоничном сочетании производственного и финансового анализа, обеспечивает интегрированное, широкое понимание производственно-финансовой деятельности предприятия.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Предмет, значение и задачи анализа хозяйственной деятельности 4
1.1. Понятие, содержание, роль и задачи анализа хозяйственной деятельности 4
1.2. Виды АХД и их классификация 7
1.3. Предмет и объект АХД 10
1.4. Принципы АХД 11
1.5. Связь АХД с другими науками 12
Глава 2. Метод и методика анализа хозяйственной деятельности 13
2.1. Метод анализа хозяйствования, его характерные черты 13
2.2. Методика АХД 15
2.3. Методика факторного анализа 16
2.4. Классификация факторов в АХД 18
2.5. Систематизация факторов в АХД 19
2.6. Моделирование взаимосвязей в детерминированном анализе 20
Глава 3. Способы обработки экономической информации в анализе хозяйственной деятельности 22
3.1. Способ сравнения в АХД 23
3.2. Способы приведения показателей в сопоставимый вид 24
3.3. Использование относительных и средних величин в АХД 25
3.4. Способы группировки информации в АХД 27
3.5. Балансовый метод в АХД 28
3.6. Эвристические методы в АХД 29
3.7. Способы табличного и графического представления аналитических данных 30
Глава 4. Способы измерения влияния факторов в анализе хозяйственной деятельности 31
4.1. Способ цепной подстановки 32
4.2. Способ абсолютных разниц 34
4.3. Способ относительных разниц 34
4.4. Способ пропорционального деления и долевого участия 35
4.5. Интегральный метод в АХД 36
4.6. Способ логарифмирования в АХД 37
4.7. Приёмы корреляционного анализа 38
4.8. Инструментарий финансовых вычислений в анализе хозяйственной деятельности
45
Глава 5. Анализ использования персонала предприятия и фонда заработной платы 53
5.1. Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами 53
5.2. Анализ использования фонда рабочего времени 55
5.3. Анализ производительности труда 56
5.4. Анализ эффективности использования персонала предприятия 59
5.5. Анализ использования фонда заработной платы 60
Глава 6. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия 64
6.1. Анализ состава и динамики прибыли 64
6.2. Анализ финансовых результатов от реализации продукции и услуг 65
6.3. Анализ ценовой политики предприятия и уровня среднереализационных цен 67
6.4. Анализ прочих финансовых доходов и расходов 68
6.5. Анализ рентабельности предприятия 70
6.6. Методика определения резервов роста прибыли и рентабельности 75
6.7. Анализ использования прибыли 76
Заключение 79
Список использованной литературы 80

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная Комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия..docx

— 193.89 Кб (Скачать файл)

ГЗП=Д∙П∙ЧЗП,

а среднедневная зарплата (ДЗП) – от продолжительности рабочего дня и среднечасовой зарплаты:

ДЗП=П∙ЧЗП.

Расчёт влияния факторов на изменение среднегодовой зарплаты работников можно произвести в целом  по предприятию и по отдельным  категориям.

В процессе анализа следует  также установить соответствие между  темпами роста средней заработной платы и производительностью  труда. Для расширенного воспроизводства, получения необходимой прибыли  и рентабельности важно, чтобы темпы  роста производительности труда  опережали темпы роста его  оплаты. Если этот принцип не соблюдается, то происходит перерасход фонда зарплаты, повышение себестоимости продукции  и уменьшение суммы прибыли.

Изменение среднего заработка  работающих за тот или иной отрезок  времени (год, месяц, день, час) характеризуется  его индексом (I ), который определяется отношением средней зарплаты за отчётный период (ЗП ) к средней зарплате в  базисном периоде (ЗП ).

I = = = 1,17.

Аналогичным образом рассчитывается индекс производительности труда (I ):

I = = 1.254/

Приведённые данные свидетельствуют  о том, что на анализируемом предприятии  темпы роста производительности труда опережают темпы роста  оплаты труда. Коэффициент опережения (К ) равен

К = I /I = 1,254/1,17 = 1,072.

Для определения суммы  экономии (-Э) или перерасхода (+Э) фонда  зарплаты в связи с изменением соотношений между темпами роста  производительности труда и его  оплаты можно использовать следующую  формулу:

=ФЗП ∙ = 15 800 ∙ = -1134 тыс.  руб.

В нашем примере более  высокие темпы роста производительности труда по сравнению с темпами  роста оплаты труда способствовали экономии фонда зарплаты в размере 1134 тыс. руб.

Следует также изучить  соотношение между средней заработной платой и минимальным потребительским  бюджетом (СЗП/МПБ), а также соотношение  между индексами роста средней  заработной платы работников предприятия  и минимального потребительского бюджета (I /I ).

Для оценки эффективности  использования средств на оплату труда необходимо применять такие  показатели, как объём производства продукции в действующих ценах, сумма выручки и прибыль на рубль зарплаты и др. в процессе анализа следует изучить динамику этих показателей, выполнение планов по их уровню. Полезным будет межхозяйственный сравнительный анализ, который покажет, какое предприятие работает более  эффективно.

Судя по данным табл. 5.12, анализируемое  предприятие добилось повышения  эффективности использования средств  фонда оплаты труда. На рубль зарплаты в отчётном году произведено больше продукции, получено больше валовой  и чистой прибыли, что следует  оценить положительно. Уровень первых двух показателей выше, чем у предприятия  – конкурента. Однако размер чистой и реинвестированной прибыли  у конкурирующего предприятия больше, из чего следует сделать соответствующие  выводы.

После этого необходимо установить факторы изменения каждого показателя, характеризующего эффективность использования  фонда заработной платы.

Для факторного анализа производства продукции на рубль заработной платы  можно использовать следующую модель:

ВП/ФЗП= = ЧВ ∙ П ∙ Д  ∙ Уд/ГЗП,

где ВП – выпуск продукции  в текущих ценах;

ФЗП – фонд заработной платы  персонала;

Т – количество часов, затраченных  на производство продукции;

∑Д и Д – количество отработанных дней соответственно всеми  рабочими и одним

рабочим за анализируемый  период;

ЧР – среднесписочная  численность рабочих;

ЧПП – среднесписочная  численность производственного  персонала;

ЧВ – среднечасовая  выработка продукции одним рабочим;

П – средняя продолжительность  рабочего дня;

Уд – удельный вес рабочих  в общей численности производственного

персонала;

ГЗП – среднегодовая зарплата одного работника.

Выручка на рубль зарплаты кроме перечисленных факторов зависит  ещё от соотношения реализованной  и произведённой продукции (Д ).

В/ФЗП=Д ∙ ЧВ ∙ П  ∙ Д ∙ Уд/ГЗП.

Прибыль от реализации продукции  на рубль зарплаты кроме названных  факторов зависит и от уровня рентабельности продаж (отношения прибыли к выручке):

П/ФЗП=R ∙Д ∙ ЧВ ∙ П  ∙ Д ∙ Уд/ГЗП.

Для расчёта влияния факторов по приведённым моделям может  быть использован способ цепной подстановки.

Анализ можно углубить за счёт детализации каждого фактора  данной модели. Зная, например, в силу каких факторов изменился уровень  среднечасовой выработки или  рентабельности продаж, можно рассчитать их влияние на размер прибыли в  расчёте на рубль зарплаты, используя  способ пропорционального деления.

Глава 6 Анализ финансовых результатов деятельности предприятия

6.1. Анализ состава  и динамики прибыли

Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем  рентабельности. Чем больше величина прибыли и выше уровень рентабельности, тем эффективнее функционирует  предприятие, тем устойчивее его  финансовое состояние. Поэтому поиск  резервов увеличения прибыли и рентабельности – одна из основных задач в любой  сфере бизнеса. Большое значение в процессе управления финансовыми  результатами отводится экономическому анализу.

Основные его задачи:

- систематический контроль  за формированием финансовых  результатов;

- определение влияния  как объективных, так и субъективных  факторов на финансовые результаты;

- выявление резервов увеличения  суммы прибыли и уровня рентабельности  и прогнозирование их величины;

- оценка работы предприятия  по использованию возможностей  увеличения прибыли и рентабельности;

- разработка мероприятий  по освоению выявленных резервов.

В процессе анализа используются следующие показатели прибыли:

маржинальная прибыль (разность между выручкой (нетто) и прямыми  производственными затратами по реализованной продукции);

прибыль от реализации продукции, товаров, услуг (разность между суммой маржинальной прибыли и постоянными  расходами отчётного периода);

общий финансовый результат  до выплаты процентов и налогов (брутто-прибыль) включает финансовый результат от реализации продукции, работ и услуг, доходы и расходы  от финансовой и инвестиционной деятельности, внереализационные и чрезвычайные доходы и расходы;

чистая прибыль – это  та её часть, которая остаётся в распоряжении предприятия после уплаты процентов, налогов, экономических санкций  и прочих обязательных отчислений;

капитализированная прибыль  – это часть чистой прибыли, которая  направляется на финансирование прироста активов;

потребляемая прибыль  – та её часть, которая расходуется  на выплату дивидендов, персоналу  предприятия или на социальные программы.

Механизм формирования данных показателей представлен на рис. 6.1.

Использование того или иного  показателя прибыли зависит от цели анализа. Так, для определения безубыточного  объёма продаж и зоны безопасности предприятии, для оценки уровня доходности производства отдельных видов продукции  и определения коммерческой маржи  используется маржинальная прибыль, для  оценки доходности совокупного капитала – общая сумма прибыли от всех видов деятельности до выплаты процентов  и налогов, для оценки рентабельности собственного капитала – чистая прибыль, для оценки устойчивости роста предприятия  – капитализированная (реинвестированная) прибыль и т.д.

Нужно учитывать также  неодинаковую значимость того или иного  показателя прибыли и для разных категорий заинтересованных лиц. Для  собственников предприятия важен  конечный финансовый результат –  чистая прибыль, которую они могут  изымать в виде дивидендов или  реинвестировать с целью расширения масштабов деятельности и упрочнения своих рыночных позиций. Для кредиторов размер чистой прибыли, который остаётся собственнику, не представляет интереса. Их больше интересует общая сумма  прибыли до уплаты процентов и  налогов, поскольку из неё они  получают свою часть за ссуженный  капитал. Государство же интересует прибыль уплаты процентов до вычета налогов, так как именно она служит источником поступления денег в  бюджет. Поэтому желательно, чтобы  внутренняя и внешняя финансовая отчётность давала сведения о финансовых результатах именно в таком разрезе.

Основные источники информации: данные аналитического бухгалтерского учёта по счетам результатов, "Отчёт  о прибылях и убытках" (форма  № 2), "Отчёт об изменениях капитала" (форма № 3), соответствующие таблицы  бизнес-плана предприятия.

В процессе анализа необходимо изучить состав прибыли, её структуру, динамику и выполнение плана за отчётный год. При изучении динамики прибыли  следует учитывать инфляционные факторы изменения её суммы.

Как показывают данные табл. 6.1., общая сумма брутто-прибыли  за исследуемый период увеличилась  на 21,85%. Наибольшую долю в её составе  занимает прибыль от реализации товарной продукции (83,6%). Удельный вес прочих финансовых результатов составляет всего 16,4%, что несколько больше, чем в прошлом периоде.

Следует основательно изучить  факторы изменения каждой составляющей общей суммы брутто-прибыли.

6.2. Анализ финансовых  результатов от реализации продукции  и услуг

Основную часть прибыли  предприятия получают от реализации продукции и услуг. В процессе анализа изучаются динамика, выполнение плана прибыли от реализации продукции  и определяются факторы изменения  её суммы (рис.6.2).

Прибыль от реализации продукции  в целом по предприятию зависит  от четырёх факторов первого уровня соподчинённости: объёма реализации продукции (VРП); её структуры (Уд ); себестоимости (С ) и уровня среднереализационных цен (Ц ):

.

Объём реализации продукции  может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние  на сумму прибыли. Увеличение объёма продаж рентабельной продукции приводит к увеличению прибыли. Если же продукция  является убыточной, то при увеличении объёма реализации происходит уменьшение суммы прибыли.

Структура реализованной  продукции может также оказывать  и положительное, и отрицательное  влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции  в общем объёме её реализации, то сумма прибыли возрастёт. Напротив, при увеличении удельного веса низкорентабельной  или убыточной продукции общая  сумма прибыли уменьшится.

Себестоимость продукции  обратно пропорциональна прибыли: снижение себестоимости приводит к  соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот.

Изменение уровня среднереализационных цен прямо пропорционально прибыли: при увеличении уровня цен сумма  прибыли возрастает, и наоборот.

Расчёт влияния этих факторов на сумму прибыли можно выполнить  способом цепной подстановки, используя  данные, приведённые в табл. 6.2.

Сначала нужно найти сумму  прибыли при фактическом объёме продаж и базовой величине остальных  факторов. Для этого следует рассчитать индекс объёма реализации продукции, а  затем базовую сумму прибыли  скорректировать на его уровень.

Индекс объёма продаж исчисляют  путём сопоставления фактического объёма реализации с базовым в  натуральном (если продукция однородная), условно-натуральном или стоимостном  выражении (если продукция неоднородна  по своему составу). На данном предприятии  его величина составляет

Если бы величина остальных  факторов не изменилась, то сумма прибыли  должна была бы уменьшиться также  на 10% и составить 13 930 тыс. руб. (15 477∙0,9).

Затем следует определить сумму прибыли при фактическом  объёме и структуре реализованной  продукции, но при базовом уровне себестоимости и цен. Для этого  из условной выручки нужно вычесть  условную сумму затрат:

= 81 032 – 65 534 = 15 498 тыс. руб.

Требуется подсчитать также, сколько прибыли предприятие  могло бы получить при фактическом  объёме реализации, структуре и ценах, но при базовом уровне себестоимости  продукции. Для этого из фактической  суммы следует вычесть условную сумму затрат:

= 97 120 – 65 534 = 31 586 тыс. руб.

Порядок расчёта данных показателей  в систематизированном виде представлен  в табл. 6.3.

По данным табл. 6.3. можно  установить, как изменилась сумма  прибыли за счёт каждого фактора. Изменение суммы прибыли за счёт:

объёма реализации продукции

13 930 – 15 477 = – 1 547 тыс.  руб.;

структуры товарной продукции

15 498 – 13 930 = + 1 568 тыс. руб.;

отпускных цен

31 586 – 15 498 = + 16 088 тыс. руб.;

себестоимости реализованной  продукции

18 597 – 31 586 = – 12 989 тыс.  руб.

-------------------------------

Итого + 3 120 тыс.руб.

Результаты расчётов показывают, что рост прибыли обусловлен в  основном увеличением среднереализационных цен. Росту суммы прибыли на 1 568 тыс.руб. способствовали также изменения  в структуре продаж, так как  в общем объёме реализации увеличился удельный вес высокорентабельных видов  продукции. В связи с повышением себестоимости продукции сумма  прибыли уменьшилась на 12 989 тыс.руб. Но поскольку темпы роста цен  на продукцию предприятия были выше темпов роста её себестоимости, то в  целом динамика прибыли положительна.

Следует проанализировать также  выполнение плана и динамику прибыли  от реализации отдельных видов продукции, величина которой зависит от трёх факторов первого уровня: объёма продажи  продукции, себестоимости и среднереализационных цен. Факторная модель прибыли от реализации отдельных видов продукции  имеет вид

П=VРП (Ц -С ). (6.2)

Методика расчёта влияния  факторов способом абсолютных разниц (на основании данных табл. 6.4):

= (VРП -VРП )∙(Ц -С ) = (12 546 – 10 455)∙(5,0-4,0) = + 2 091 тыс.руб.;

= (Ц -Ц )∙VРП = (6,0-5,0)∙12 546 = + 12 546 тыс.руб.;

= – (С -С )∙VРП = -(4,8-4,0)∙12 546 = – 10 037 тыс.руб.

Аналогичные расчёты проводятся по каждому виду продукции. Данные табл. 6.4 показывают, по каким видам продукции  прибыль увеличилась, а по каким  уменьшилась, и за счёт каких факторов.

Информация о работе Комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия