Комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 19:53, дипломная работа

Краткое описание

Основная цель изучения данной учебной дисциплины – формирование аналитического, творческого мышления путём освоения методологических основ и приобретения практических навыков анализа хозяйственно деятельности, необходимых в практической работе.
Комплексный анализ хозяйственно деятельности является той областью знаний, которая наилучшим образом объединяет все дисциплины экономических специальностей. Он основывается на гармоничном сочетании производственного и финансового анализа, обеспечивает интегрированное, широкое понимание производственно-финансовой деятельности предприятия.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Предмет, значение и задачи анализа хозяйственной деятельности 4
1.1. Понятие, содержание, роль и задачи анализа хозяйственной деятельности 4
1.2. Виды АХД и их классификация 7
1.3. Предмет и объект АХД 10
1.4. Принципы АХД 11
1.5. Связь АХД с другими науками 12
Глава 2. Метод и методика анализа хозяйственной деятельности 13
2.1. Метод анализа хозяйствования, его характерные черты 13
2.2. Методика АХД 15
2.3. Методика факторного анализа 16
2.4. Классификация факторов в АХД 18
2.5. Систематизация факторов в АХД 19
2.6. Моделирование взаимосвязей в детерминированном анализе 20
Глава 3. Способы обработки экономической информации в анализе хозяйственной деятельности 22
3.1. Способ сравнения в АХД 23
3.2. Способы приведения показателей в сопоставимый вид 24
3.3. Использование относительных и средних величин в АХД 25
3.4. Способы группировки информации в АХД 27
3.5. Балансовый метод в АХД 28
3.6. Эвристические методы в АХД 29
3.7. Способы табличного и графического представления аналитических данных 30
Глава 4. Способы измерения влияния факторов в анализе хозяйственной деятельности 31
4.1. Способ цепной подстановки 32
4.2. Способ абсолютных разниц 34
4.3. Способ относительных разниц 34
4.4. Способ пропорционального деления и долевого участия 35
4.5. Интегральный метод в АХД 36
4.6. Способ логарифмирования в АХД 37
4.7. Приёмы корреляционного анализа 38
4.8. Инструментарий финансовых вычислений в анализе хозяйственной деятельности
45
Глава 5. Анализ использования персонала предприятия и фонда заработной платы 53
5.1. Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами 53
5.2. Анализ использования фонда рабочего времени 55
5.3. Анализ производительности труда 56
5.4. Анализ эффективности использования персонала предприятия 59
5.5. Анализ использования фонда заработной платы 60
Глава 6. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия 64
6.1. Анализ состава и динамики прибыли 64
6.2. Анализ финансовых результатов от реализации продукции и услуг 65
6.3. Анализ ценовой политики предприятия и уровня среднереализационных цен 67
6.4. Анализ прочих финансовых доходов и расходов 68
6.5. Анализ рентабельности предприятия 70
6.6. Методика определения резервов роста прибыли и рентабельности 75
6.7. Анализ использования прибыли 76
Заключение 79
Список использованной литературы 80

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная Комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия..docx

— 193.89 Кб (Скачать файл)

2. Научное обоснование  текущих и перспективных планов. Без глубокого экономического  анализа результатов деятельности  предприятия за прошлые годы (5-10 лет) и без обоснованных прогнозов  на перспективу, без изучения  закономерностей развития экономики  предприятия, без выявления имевших  место недостатков и ошибок  нельзя разработать научно обоснованный  план, выбрать оптимальный вариант  управленческого решения.

3. Контроль за выполнением  планов и управленческих решений,  за экономным использованием  ресурсов. Анализ должен проводиться  не только с целью констатации  фактов в оценки достигнутых  результатов, но и с целью  выявления недостатков, ошибок  и оперативного воздействия на  экономические процессы.

4. Изучения влияния объективных  и субъективных, внутренних и  внешних факторов на результаты  хозяйственной деятельности.

5. Поиск резервов повышения  эффективности функционирования  предприятия на основе изучения  передового опыта и достижений  науки и практики.

6. Оценка результатов  деятельности предприятия по  выполнению планов, достигнутому  уровню развития экономики, использованию  имеющихся возможностей и диагностика  его положения на рынке продуктов  и услуг.

7. Оценка предпринимательских  и финансовых рисков и выработка  внутренних механизмов управления  ими с целью укрепления рыночных  позиций предприятия и повышения  доходности бизнеса.

8. Разработка рекомендаций  по использованию выявленных  резервов.

В целом АХД как наука  представляет собой систему специальных  знаний, связанных с исследованием  тенденций хозяйственного развития, научным обоснованием планов, управленческих решений, контролем за их выполнением, оценкой достигнутых результатов, поиском измерением и обоснованием величины хозяйственных резервов повышения  эффективности производства и разработкой  мероприятий по их использованию.

1.2. Виды АХД  и их классификация 

В экономической АХД классифицируется по различным признакам, что имеет  большое значение для правильного  понимания его содержания и задач.

По отраслевому признаку АХД делится на отраслевой (промышленности, сельского хозяйства, строительства, торговли и т.д.), учитывающий специфику  деятельности отдельных отраслей, и  межотраслевой (теория АХД), являющийся теоретической и методологической основой отраслевых методик анализа.

По признаку времени различают  предварительный анализ (до совершения хозяйственных операций) и последующий  анализ (после совершения хозяйственных  операций). Предварительный (перспективный) анализ необходим для обоснования  планов и управленческих решений. Последующий (ретроспективный, исторический) используют для изучения тенденций развития предприятия, контроля за выполнением  принятых планов и диагностики его  состояния. Перспективный и ретроспективный  анализ тесно связан между собой. Без ретроспективного анализа невозможно сделать перспективный. Анализ результатов  труда за прошлые годы позволяет  изучить тенденции, закономерности, выявить неиспользованные возможности, передовой опыт, что имеет важное значение при обосновании уровня экономических показателей на перспективу. Умение видеть перспективу даёт именно ретроспективный анализ. Он является основой перспективного анализа.

В свою очередь, от глубины  и качества предварительного анализа  на перспективу зависят результаты ретроспективного анализа. Если плановые или прогнозные показатели недостаточно обоснованы и реальны, то их последующий  анализ вообще теряет смысл и требует  предварительной оценки обоснованности плановых показателей.

Ретроспективный анализ подразделяется на оперативный и итоговый (результативный).

Оперативный анализ производится сразу после совершения хозяйственных  операций или изменения ситуации за короткие отрезки времени (смену, сутки, декаду и т.д.). цель его –оперативно  выявлять нежелательные отклонения от целевых параметров и своевременно принимать меры по их устранению.

Итоговый (заключительный) анализ проводится за отчётный период (месяц, квартал, год). Его ценность заключается  в том, что деятельность предприятия  изучается комплексно и всесторонне  по отчётным данным за соответствующий  период. Этим обеспечивается более  полная оценка деятельности предприятия  по использованию имеющихся возможностей.

Итоговый и оперативный  анализ взаимосвязаны и дополняют  друг друга. Они дают возможность  руководству предприятия не только оперативно ликвидировать недостатки в процессе производства, но и комплексно обобщать достижения, результаты деятельности за соответствующие периоды времени, разрабатывать мероприятия, направленные на рост эффективности производства.

Перспективный анализ в зависимости  от длины временного горизонта делится  на краткосрочный и долгосрочный. Краткосрочный анализ охватывает период до одного года, а долгосрочный –свыше года. Краткосрочный прогнозный анализ используется для выработки тактической, а долгосрочный – стратегической политики предприятия в области  бизнеса. Второй вид менее детализирован, чем первый, но его роль значительно  выше. Если выбрана правильная стратегия  развития предприятия, то легче принимать  тактические решения.

По пространственному  признаку различают внутрифирменный  и межфирменный анализ. Внутрифирменный  анализ изучает деятельность только исследуемого предприятия и его  отдельных сегментов. При межфирменном анализе сравниваются результаты деятельности двух или более предприятий.

Межфирменные сравнения  проводятся с целью:

- показать руководству,  как соотносятся результаты работы  своего предприятия и аналогичных  предприятий;

- привлечь внимание руководства  к сильным и слабым сторонам  бизнеса;

- дать руководству объективную  базу для оценки эффективности  функционирования предприятия и  внесения корректив в его стратегическую  и тактическую политику.

Самое последнее достижение в области межфирменного сравнительного анализа – бенчмаркинг. Это система  раннего предупреждения о назревающих  проблемах, основанная на исследовании достижений науки и практики не только в собственной отрасли, но и в  других отраслях. Она используется в качестве инструмента получения  информации, которая требуется для  поддержания и достижения преимуществ  в конкуренции. Бенчмаркинг помогает понять суть расхождений между достигнутыми результатами предприятия и лидерами, делает менеджеров более чувствительными  и восприимчивыми к необходимости  поиска новаций, создаёт базу для  инновационной деятельности, помогает высшему руководству в оптимизации  стратегических и тактических управленческих решений по ликвидации отставания в  собственном бизнесе и занятии  лидерских позиций на рынке продуктов  и услуг.

По аспектам исследования выделяют финансовый, управленческий, социально-экономический, экономико-статистический, маркетинговый, инвестиционный, экономико-экологический, функционально-стоимостный, логистический  и другие вида анализа.

Важное место среди  всех видов АХД занимает финансовый анализ, который может быть охарактеризован  как процесс познания сущности финансового  механизма функционирования субъектов  хозяйствования. Его основное назначение состоит в изучении, диагностике  и прогнозировании финансового  состояния предприятия и выявления  резервов повышения его устойчивости. На уровне предприятия его проводят финансовые службы. Внешний финансовый анализ проводится банками, аудиторскими фирмами, инвесторами и т.д.

Управленческий анализ проводят все службы предприятия с целью  получения информации, необходимой  для планирования, контроля и принятия оптимальных управленческих решений, выработки стратегии и тактики  по вопросам финансовой политики, маркетинговой  деятельности, изыскания инноваций  в области совершенствования  техники, технологии и организации  производства. Он носит оперативный  характер, его результаты являются коммерческой тайной.

Социально-экономический  анализ изучает взаимосвязь социальных и экономических процессов, их влияние  друг на друга на экономические результаты хозяйственной деятельности. Его  проводят экономические службы предприятия  и вышестоящих органов управления, социологические лаборатории, статистические органы и т.п.

Экономико-статистический анализ применяется статистическими органами для изучения массовых общественных явлений на разных уровнях управления: предприятия, отрасли, региона.

Экономико-экологический  анализ проводят органы охраны окружающей среды, экономические службы предприятия  с целью исследования взаимодействия экологических и экономических  процессов, связанных с сохранением  и улучшением окружающей среды и  затратами на экологию.

Маркетинговый анализ применяется  службой маркетинга предприятия  или объединения для изучения внешней среды функционирования предприятия: рынков сырья и сбыта  готовой продукции, её конкурентоспособности, спроса и предложения, коммерческого  риска, формирования ценовой политики, разработки тактики и стратегии  маркетинговой деятельности.

Инвестиционный анализ используется для разработки программы и оценки эффективности инвестиционной деятельности субъектов хозяйствования.

Функционально-стоимостный  анализ исследует функции, которые  выполняет объект изучения, и методы их реализации. Его основное назначение в том, чтобы выявить ненужные функции этого объекта и предупредить лишние затраты за счёт ликвидации ненужных узлов, деталей, упрощения  конструкции изделия, замены материалов и т.д.

В последние годы всё более  широкое применение находит логистический  анализ, с помощью которого исследуются  товарные потоки, начинающиеся от поставщиков  сырья, проходящие через предприятие  и заканчивающиеся у покупателей. Логистика координирует такие функциональные сферы предприятия, как снабжение, производство и сбыт, и способствует ускорению материальных и денежных потоков. С её помощью предприятия  получают возможность снижать затраты  за счёт организации снабжения, производства и сбыта по принципу "точно  вовремя". Логистика становится основным ключом к успеху, важным стратегическим инструментом поддержания конкурентоспособности  предприятия на рынках с сильной  конкуренцией.

По методике изучения объектов различают качественный и количественный анализ, экспресс-анализ, фундаментальный  анализ, маржинальный анализ, экономико-математический анализ и др.

Качественный анализ- это  способ исследования, основанный на качественных сравнительных характеристиках  и экспертных оценках исследуемых  явлений и процессов.

Количественный (факторный) анализ базируется на количественных сопоставлениях и исследовании степени  чувствительности экономических явлений  к изменению различных факторов.

Экспресс-анализ представляет собой способ диагностики состояния  экономики предприятия на основе типичных признаков, характерных для  определённых экономических явлений. К примеру, если темпы роста производства продукции опережают темпы роста  выпуска продукции, это свидетельствует  о росте остатков незавершённого производства; если темпы роста выпуска  продукции выше темпов реализации продукции, это признак затоваривания (работы на склад). Знание признака позволяет  быстро и довольно точно установить характер происходящих процессов, не производя  глубоких фундаментальных исследований, требующих дополнительного времени  и средств.

Фундаментальный анализ представляет собой углубленное, комплексное  исследование сущности изучаемых явлений  с использованием математического  аппарата и другого сложного инструментария.

Маржинальный анализ –  это метод оценки и обоснования  эффективности управленческих решений  в бизнесе на основе изучения причинно- следственной взаимосвязи объёма продаж, себестоимости и прибыли и  деления затрат на постоянные и переменные.

С помощью экономико-математического  анализа выбирается наиболее оптимальный  вариант решения экономической  задачи, выявляются резервы повышения  эффективности производства за счёт более полного использования  имеющихся ресурсов.

По субъектам (пользователям) различают внутренний и внешний  анализ. Внутренний анализ непосредственно  на предприятии для нужд оперативного, краткосрочного и долгосрочного  управления производственной, коммерческой и финансовой деятельностью. Внешний  анализ проводится на основании финансовой и статистической отчётности органами хозяйственного управления, банками, финансовыми  органами, акционерами, инвесторами  и т.д.

По степени охвата изучаемых  объектов анализ делится на сплошной и выборочный. При сплошном анализе  выводы делаются после изучения всех без исключения объектов, а при  выборочном – по результатам обследования только части объектов, что позволяет  ускорить аналитический процесс  и выработку управленческих решений  по результатам анализа.

По содержанию программы  анализ может быть комплексным и  тематическим. При комплексном анализе  деятельность предприятия изучается  всесторонне, а при тематическом – только отдельные её стороны, представляющие в данный момент наибольший интерес. Например, вопросы использования  материальных ресурсов, производственной мощности предприятия, снижения себестоимости  продукции и пр.

Каждая из названных форм АХД своеобразна по содержанию организации  и методике его проведения.

1.3. Предмет и  объект АХД

Каждая наука имеет  свой предмет исследования, который  она изучает с соответствующей  целью присущими ей методами. Философия  под предметом любой науки  понимает какую-то часть или сторону  объективной действительности, которая  изучается только данной наукой. Один и тот же объект может рассматриваться  различными науками. Один и тот же объект может рассматриваться различными науками. Каждая из них находит в  нём специфические стороны или  отношения. Предметом той или  оной науки принято считать то специфическое, что позволяет отличать её среди множества других наук. Например, в медицине объектом изучения является человек. Предметом же исследования отдельных медицинских наук служат органы человека, их функции и взаимодействия. То же самое наблюдается и в  экономике.

Информация о работе Комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия