Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 19:53, дипломная работа
Основная цель изучения данной учебной дисциплины – формирование аналитического, творческого мышления путём освоения методологических основ и приобретения практических навыков анализа хозяйственно деятельности, необходимых в практической работе.
Комплексный анализ хозяйственно деятельности является той областью знаний, которая наилучшим образом объединяет все дисциплины экономических специальностей. Он основывается на гармоничном сочетании производственного и финансового анализа, обеспечивает интегрированное, широкое понимание производственно-финансовой деятельности предприятия.
Введение 3
Глава 1. Предмет, значение и задачи анализа хозяйственной деятельности 4
1.1. Понятие, содержание, роль и задачи анализа хозяйственной деятельности 4
1.2. Виды АХД и их классификация 7
1.3. Предмет и объект АХД 10
1.4. Принципы АХД 11
1.5. Связь АХД с другими науками 12
Глава 2. Метод и методика анализа хозяйственной деятельности 13
2.1. Метод анализа хозяйствования, его характерные черты 13
2.2. Методика АХД 15
2.3. Методика факторного анализа 16
2.4. Классификация факторов в АХД 18
2.5. Систематизация факторов в АХД 19
2.6. Моделирование взаимосвязей в детерминированном анализе 20
Глава 3. Способы обработки экономической информации в анализе хозяйственной деятельности 22
3.1. Способ сравнения в АХД 23
3.2. Способы приведения показателей в сопоставимый вид 24
3.3. Использование относительных и средних величин в АХД 25
3.4. Способы группировки информации в АХД 27
3.5. Балансовый метод в АХД 28
3.6. Эвристические методы в АХД 29
3.7. Способы табличного и графического представления аналитических данных 30
Глава 4. Способы измерения влияния факторов в анализе хозяйственной деятельности 31
4.1. Способ цепной подстановки 32
4.2. Способ абсолютных разниц 34
4.3. Способ относительных разниц 34
4.4. Способ пропорционального деления и долевого участия 35
4.5. Интегральный метод в АХД 36
4.6. Способ логарифмирования в АХД 37
4.7. Приёмы корреляционного анализа 38
4.8. Инструментарий финансовых вычислений в анализе хозяйственной деятельности
45
Глава 5. Анализ использования персонала предприятия и фонда заработной платы 53
5.1. Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами 53
5.2. Анализ использования фонда рабочего времени 55
5.3. Анализ производительности труда 56
5.4. Анализ эффективности использования персонала предприятия 59
5.5. Анализ использования фонда заработной платы 60
Глава 6. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия 64
6.1. Анализ состава и динамики прибыли 64
6.2. Анализ финансовых результатов от реализации продукции и услуг 65
6.3. Анализ ценовой политики предприятия и уровня среднереализационных цен 67
6.4. Анализ прочих финансовых доходов и расходов 68
6.5. Анализ рентабельности предприятия 70
6.6. Методика определения резервов роста прибыли и рентабельности 75
6.7. Анализ использования прибыли 76
Заключение 79
Список использованной литературы 80
Большое значение имеет межхозяйственный
сравнительный анализ, в процессе
которого показатели анализируемого предприятия
сопоставляются с показателями ведущих
предприятий, имеющих лучшие результаты
при одинаковых исходных условиях хозяйствования.
Такой анализ направлен на поиск
новых возможностей производства, изучение
передового опыта и является важным
средством определения резервов
повышения эффективности работы
предприятия. Особенно большое значение
имеют сопоставления
5. Сравнение показателей
исследуемого предприятия со
среднеотраслевыми данными или
средними по министерству, объединению,
концерну и др. Такое сравнение
требуется для определения
6. Сравнение параллельных
и динамических рядов. Оно
В табл. 3.4. приведены ранжированные данные о выработке рабочих и фондовооружённости труда по 10 предприятиям одной и той же отрасли. Сопоставление этих данных убеждает нас в наличии довольно тесной связи между изучаемыми показателями: при повышении уровня фондовооружённости производительность труда рабочих возрастает, и наоборот. Мы видим также, что связь носит прямолинейный характер, поскольку показатели изменяются в одном направлении.
7. Сравнение разных вариантов
решения экономических задач.
Это позволяет выбрать
8. При расчёте влияния
факторов и определении
3.2. Способы приведения показателей в сопоставимый вид
Важное условие, которое нужно соблюдать при анализе, – необходимость обеспечения сопоставимости показателей, поскольку сравнивать можно только качественно однородные величины.
Несопоставимость показателей может быть вызвана различными причинами: разным уровнем цен, объёмов деятельности, структурными изменениями, неоднородностью качества продукции, различиями в методике расчёта показателей, неодинаковыми календарными периодами и т.д. Сравнение несопоставимых показателей приводит к неправильным выводам по результатам анализа. Поэтому, прежде чем проводить сравнение, надо привести показатели в сопоставимый вид. Сопоставимость достигается тем, что сравниваемые показатели приводятся к единой базе по уровню перечисленных выше факторов.
Если несопоставимость показателей вызвана разным уровнем стоимостной оценки, то для нейтрализации данного фактора их уровень выражают в одних и тех же ценах. К примеру, для обеспечения сопоставимости валового выпуска продукции её физический объём в отчётном и базисном периодах выражают в ценах базисного периода:
ВП =,
где g и g – физический объём производства I – го вида продукции соответственно в отчётном и базисном периодах;
p – цена I – го вида продукции в базисном периоде.
Многие показатели могут быть несопоставимы из-за объёмного фактора. Если сравнивать сумму затрат отчётного года Σ(g b +a )c затратами базисного года Σ(g b +a ), то разность этих показателей обусловлена не только изменением переменных затрат на единицу продукции (b) и общей суммы постоянных расходов (а), но и изменениями в объёме производства продукции. Чтобы показатели имели сопоставимый вид, необходима нейтрализация влияния объёмного фактора, для чего сумму переменных затрат базисного периода надо пересчитать на объём производства продукции отчётного периода Σ(g b +a ) и после этого сравнить с суммой затрат отчётного периода:
Iz =.
Чтобы привести сравниваемые показатели к одинаковой структуре, необходимо фактический объём производства продукции пересчитать на структуру базисного периода:
ВП = (V ∙Уд ∙Ц );
ВП = (V ∙Уд ∙Ц ),
Где V – общий объём производства продукции;
Уд – удельный вес i-го вида продукции в общем выпуске продукции;
Ц – цена i-го вида продукции.
Произведём нейтрализацию структурного фактора на основании данных, приведённых в табл. 3.5.
ВП = 10 000ּ0,5ּ30+10 000ּ0,5ּ6=180 000 тыс. руб.
ВП = 9000ּ0,5ּ30+9000ּ0,5ּ6= 162 000 тыс. руб.
В приведенном примере в обоих случаях структура производства и цены одинаковы, разный только общий выпуск продукции. Это позволяет правильнее оценить прирост физического объёма продукции.
Для нейтрализации воздействия качественного фактора чаще всего объём полученной продукции приводят к стандартному качеству, соответственно уменьшая или увеличивая её количество.
Сопоставимость показателей
в ряде случаев может быть достигнута,
если вместо абсолютных величин применить
средние или относительные
3.3. Использование
относительных и средних
[p]Экономические влияния и процессы выражаются обычно в абсолютных и относительных показателях.
Абсолютные показатели показывают
количественные размеры явления
безотносительно к размеру
Относительные показатели отражают соотношение величины изучаемого явления с величиной какого-либо другого явления или с величиной этого явления, но взятой за другой период или по другому объекту. Относительные показатели получают в результате деления одной величины на другую, которая принимается за базу сравнения. Это могут быть данные плана, базисного года, другого предприятия, среднеотраслевые и т.д. Относительные величины выражаются в форме коэффициентов (при базе 1) или процентов (при базе 100).
В анализе хозяйственной деятельности используются разные виды относительных величин: пространственного сравнения, планового задания, выполнения плана, динамики, структуры, координации, интенсивности, эффективности.
Относительная величина пространственного сравнения определяется сопоставлением уровней показателей, относящихся к различным объектам, взятым за один и тот же период или на один момент времени.
Относительная величина планового задания представляет собой отношение планового уровня показателей текущего года к фактическому его уровню в прошлом году или к среднему его уровню за три-пять предыдущих лет.
Относительная величина выполнения
плана – отношение между
Для характеристики изменения показателей за какой-либо промежуток времени используют относительные величины динамики. Их определяют путём деления величины показателя текущего периода на его уровень в предыдущем периоде (месяце, квартале, году). Называются они темпами роста (прироста) и выражаются обычно в процентах или коэффициентах. Относительные величины динамики могут быть базисными и цепными. В первом случае каждый следующий уровень динамического ряда сравнивается с базисным годом, а во втором – уровень показателя следующего года относится к предыдущему.
Показатели структуры – это относительная доля (удельный вес) части в общем, выражении в процентах или коэффициентах. Например, удельный вес отдельных видов продукции в общем объёме производства, удельный вес управленческого персонала в общей численности работников предприятия.
Относительные величины координации представляют собой соотношение частей целого между собой, например активной и пассивной частей основных средств, собственного и заёмного капитала, основных и оборотных средств и т.д.
Относительные величины интенсивности
характеризуют степень
Относительные величины эффективности – это соотношение эффекта с ресурсами или затратами, например прибыль на рубль затрат, на рубль выручки, на рубль вложенного капитала и т.д.
В практике экономической
работы наряду с абсолютными и
относительными показателями очень
часто применяются средние
В анализе хозяйственной деятельности используются разные типы средних величин (простые и взвешенные среднеарифметические, среднегармонические, среднегеометрические, среднехронологические, среднеквадратические и др.), методика расчёта которых детально рассматривается в общей теории статистики.
При использовании средних
величин в АХД следует
3.4. Способы группировки информации в АХД
[p]Широкое применение
в АХД находит группировка
информации – деление массы
изучаемой совокупности
Примером типологических группировок могут быть группы населения по роду деятельности, группы предприятий по формам собственности и т.д.
Структурные группировки позволяют изучать внутреннее строение показателей, соотношения в нём отдельных частей. С их помощью изучают состав рабочих по профессиям, стажу работы, возрасту, выполнению норм выработки; состав предприятий по темпам прироста производства продукции; состав себестоимости продукции и т.д. Особенно большое значение имеют структурные группировки при анализе сводной отчётности объединений, министерств и других крупных структурных единиц, так как они позволяют выявить передовые, средние и отстающие предприятия, определить направления поиска передового опыта, скрытых резервов.
Аналитические (причинно-следственные) группировки используются для определения наличия, направления и формы связи между изучаемыми показателями. По характеру признаков, на которых основывается аналитическая группировка, она может быть качественной (когда признак не имеет количественного выражения) или количественной.
По сложности построения
различают два типа группировок:
простые и комбинированные. С
помощью простых группировок
изучается взаимосвязь между
явлениями, сгруппированными по какому-либо
одному признаку. В комбинированных
группировках такое деление изучаемой
совокупности делается сначала по одному
признаку, а потом внутри каждой
группы – по другому признаку и
т.д. Таким образом могут быть
построены двух-, трёхуровневые группировки.
Они позволяют изучать
При построении группировок
нужно очень серьёзно относится
к делению совокупности на группы,
выбору количества групп и интервалов
между ними, потому что в зависимости
от этого могут существенно
Методика построения группировок коротко может быть представлена в виде следующего алгоритма:
1) определение цели анализа;
2) сбор необходимых данных по всей совокупности объектов;
3) ранжирование совокупности по выбранному для группировки признаку;
4) выбор интервала распределения совокупности и её деление на группы;
5) определение среднегрупповых показателей по группировочным и факторным признакам;
6) анализ полученных средних
величин, определение
В случае построения комбинированных группировок этот алгоритм расширяется за счёт повтора (несколько раз) четвёртого и пятого пунктов.
По данным табл. 3.4. выполним группировку предприятий по уровню фондовооружённости труда и определим наличие, направление и форму связи между данным фактором и производительностью труда (табл. 3.7.).
В отличие от приведённых в табл. 3.4. параллельных рядов сгруппированный в табл. 3.7. материал более наглядно отражает взаимосвязь между изучаемыми явлениями. При группировке индивидуальные величины показателей заменяются среднегрупповыми. В результате этого взаимно погашаются разного рода случайные отклонения, вызванные неявным воздействием других факторов, поэтому взаимосвязь проявляется чётко.
Таким образом, правильная группировка
информации даёт возможность видеть
зависимость между
Информация о работе Комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия