Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2015 в 19:34, курсовая работа
Актуальность темы. Процессы политического, экономического, правового характера, происходящие в Российской Федерации, коренным образом изменили характер развития общества. Такими процессами, безусловно, являются: переход к рыночным отношениям, оформление Российской Федерации как суверенного независимого государства, создание демократических институтов, развитие принципов народовластия, зарождение основ для создания, правового государства.
Конституционно-правовой статус общественных объединений
СОДЕРЖАНИЕ
Актуальность темы. Процессы политического, экономического, правового характера, происходящие в Российской Федерации, коренным образом изменили характер развития общества. Такими процессами, безусловно, являются: переход к рыночным отношениям, оформление Российской Федерации как суверенного независимого государства, создание демократических институтов, развитие принципов народовластия, зарождение основ для создания, правового государства.
Как свидетельствует мировой опыт, наличие стабильного гражданского общества является необходимой предпосылкой для создания действительно демократического государства.
В реальных политических и социально-экономических условиях право граждан участвовать в управлении государством не всегда реализуется эффективно. Сложность, неоднозначность и многоплановость общественных процессов, происходящих в Российской Федерации, порождает необходимость многостороннего, дифференцированного подхода к урегулированию общественных отношений нормами конституционного права.
В связи с вышеизложенным важнейшее значение приобретает право граждан на объединение, закрепленное в статье 30 Конституции Российской Федерации.
Общественные объединения как основной элемент осуществления конституционного права граждан на объединение играют важнейшую роль в процессе реализации механизма народовластия. Их значение чрезвычайно велико при проведении выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
При всей неоднозначности оценки процессов, которые происходят сейчас в политической, экономической и социальной жизни российского общества, нельзя не признать, что в настоящее время стало реальностью более полное и всестороннее осуществление личных и политических прав человека и гражданина.
Актуальность темы также обусловлена особенностями исторического развития и общественно-политическими процессами, которые развиваются в Российской Федерации. Активно развиваются общественные отношения, связанные с функционированием общественных объединений различных организационно-правовых форм и территориальной сферы деятельности. Роль, которую играют общественные объединения в жизни современного российского государства, трудно переоценить.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в связи с реализацией конституционного права на объединение, и комплекс прав и обязанностей, образующих конституционно-правовой статус общественных объединений.
Предметом исследования выступает законодательство Российской Федерации, судебная практика, научная юридическая литература.
Цель работы – отразить комплексный анализ конституционно-правового статуса общественных объединений в Российской Федерации.
Реализация поставленной цели потребовала решения следующих задач:
Теоретическую базу исследования составляют работы отечественных ученых в сфере конституционного и гражданского права, общей теории права.
Методология исследования определяется в соответствии с характером предмета и объекта научного исследования, поставленной целью и задачами ее научной обработки, поэтому при написании работы мы использовали общенаучные и частно-научные методы познания. Так, мы использовали метод восхождение от абстрактному к конкретному, сравнительно-правовой метод, метод анализа и синтеза, а также индукции и дедукции и др. Посредством индукции обеспечивается переход от изучения единичных факторов к общим положениям и выводам. Дедукция делает возможным переход от наиболее общих выводов к относительно частным. Метод восхождения от абстрактного к конкретному - универсальный прием общетеоретического познания.
По своей структуре работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
1.1. Становление и развитие
общественных объединений и
В 1906 г. был издан царский Указ, который разрешил существование в Российской Империи организации обществ и союзов, однако, следует отметить, что в Указе не содержалось такого понятия как «политическое объединение»1. До 1906 года законодательно допускалось лишь осуществление общественной инициативы в форме попечительства и благотворительности.
Социальные и политические изменения, которые произошли в России к 1913 г. отразились в Своде Законов Российской Империи, регулировавшим несколько форм участия общественных объединений в публичных правоотношениях.
После 1917 г. советской властью были упразднены все существовавшие институты царской власти. Этот период характеризуется началом развития процесса, в результате которого произошло огосударствление общественных объединений. Фактически при советской власти образование любых общественных объединений должно было отвечать идейно-политической целесообразности в соответствии с принципами социалистической демократии.
В советской России общественные объединения могли функционировать только при условии, что их задачи отвечают коммунистической идеологии. Поэтому советская власть сама создавала общественные объединения, которые отвечали интересам государства. Публичные правомочия приобретали государственные общественные органы (объединения), которые учреждались на основе специальных законов и правительственных актов. Единственным объединением с публичными политическими функциями являлась Коммунистическая партия Советского Союза2.
Однако на протяжении XX в. наиболее массовыми объединениями являлись религиозные. Правовой принцип конфессионального плюрализма впервые был закреплен в 1905 г., и православное духовенство получило представительство в Правительствующем Сенате.
Советское законодательство предоставляло административное ограничение любой религиозной деятельности. Только 1990 г. законом РСФСР «О свободе вероисповеданий» религиозным конфессиям была гарантирована публичная правосубъектность.
Процесс демократизации общественных отношений в СССР во второй половине 80-х гг. отразился в законодательстве об общественных объединениях, которые стали субъектами публичных правоотношений на основе закона СССР «Об общественных организациях» от 9 октября 1990 г.
Надо отметить, что в 90-е гг. самоуправление в России только начинает зарождаться. В это время принимаются такие ФЗ, как «Об общественных объединениях» и «О некоммерческих организациях».
Новым этапом политики государства в начале XXI в. стало развитие социально-экономической сферы, в которой реализуется более сорока федеральных целевых программ. Характерным признаком текущего этапа является то, что органы государственной власти создают социально-экономические и организационно-правовые предпосылки более активного участия самоуправляемых объединений в решении социально значимых вопросов. К этой деятельности в равной мере привлекаются коммерческие и некоммерческие организации.
В последние несколько лет принят ряд нормативных актов, которые совершенствуют ранее установленные организационные формы некоммерческих объединений и организаций, и одновременно формы взаимодействия государства и субъектов некоммерческой деятельности.
Федеральные законы «Об общественных объединениях» 1995 г.3 и «О некоммерческих организациях» 1996 г. существенно дополнили положения Гражданского кодекса Российской Федерации, в котором понятие «юридическое лицо» применяется только к организациям (коммерческим и некоммерческим), в том числе законами дополнены организационные формы некоммерческих организаций. Особенностью российского законодательства является то обстоятельство, что правовой статус общественных объединений и некоммерческих организаций регулируется не Гражданским кодексом, а рядом федеральных законов, которые предоставляют отдельные публичные права незарегистрированным общественным объединениям. Кроме названных федеральных законов в Российской Федерации действует ряд иных федеральных законов, которыми регулируется правовое положение отдельных форм и видов общественных объединений, организаций.
Подчеркнем, что процесс становления гражданского общества находится в пропорциональной зависимости от участия в нем общественности, от уровня правосознания людей и их способности реализовать одно из основополагающих прав человека - право на объединение, право создавать общественные объединения и вступать в таковые для защиты своих интересов.
Важной составной частью гражданского общества являются общественные объединения, которые выступают в качестве связующего звена между государством и гражданским обществом.
Общее между всеми объединениями состоит в том, что все они, являясь формой реализации основных прав и свобод человека и гражданина, выступают одной из организационных форм демократии.
Согласно части 1 статьи 32 Конституции Российской Федерации4 граждане России имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, ч. 1 ст. 30 закрепляет право каждого на объединение. В совокупности данные нормы предоставляют населению возможность объединяться и посредством созданных организаций участвовать в управлении делами государства. Таким образом, каждый человек получает реальную возможность влиять на деятельность органов государственной власти и отстаивать свои права и законные интересы.
В ст. 5 Федерального закона «Об общественных объединениях» под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
В своих трудах Е.И. Козлова и О.Е. Кутафин выделяют право на объединение как одно из важных прав, связанных с участием граждан в управлении делами государства и его органов. Исходя из этой позиции, можно сделать вывод, что взаимодействие органов государственной власти с общественными объединениями является одним из способов реализации интересов населения в ходе государственной политики5.
Для того чтобы рассмотреть, каким образом органы государства и общественные объединения осуществляют совместные действия, представляется целесообразным определить понятие взаимодействия.
Определение термина «взаимодействие» законодательно не определено, однако он широко используется и в теории, и на практике, поскольку удачно отражает характер коллективных усилий различных государственных органов, юридических и физических лиц при решении различных вопросов.
Понятие «взаимодействие» с философской точки зрения отражает процессы воздействия объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого6.
В экономической теории взаимодействие определяется как участие в общей работе, деятельности, сотрудничество, совместное осуществление операций, сделок7.
Под юридическим механизмом взаимодействия понимается система организационно-правовых средств, с помощью которых осуществляются и регулируются взаимоотношения между субъектами права в целях их упорядочивания и достижения эффективного результата8.
Взаимодействие общественных объединений с органами государственной власти - это воздействие данных субъектов права друг на друга, которое может выражаться в сотрудничестве, совместной деятельности, совместном участии и взаимной поддержке.
Рассмотрим основные формы взаимодействия общественных объединений с органами государственной власти.
Первая форма - государственная поддержка общественных объединений для достижения взаимовыгодных целей, которая может выражаться в следующем: предоставление государственных грантов общественным объединениям для достижения социально полезных целей; заключение государственными органами с общественными объединениями гражданско-правовых договоров; государственный контракт с различными общественными объединениями и проведение конкурсов на выполнение различных государственных программ; предоставление льгот по уплате налогов, таможенных и иных сборов и платежей некоммерческим организациям, созданным в благотворительных, образовательных, культурных и научных целях, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта и др.
Информация о работе Конституционно-правовой статус общественных объединений