Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2015 в 19:34, курсовая работа
Актуальность темы. Процессы политического, экономического, правового характера, происходящие в Российской Федерации, коренным образом изменили характер развития общества. Такими процессами, безусловно, являются: переход к рыночным отношениям, оформление Российской Федерации как суверенного независимого государства, создание демократических институтов, развитие принципов народовластия, зарождение основ для создания, правового государства.
Государство уже «по факту» проверяет правомерность осуществленных учредителями процедур создания и решает, признать или не признать факт создания нового общественного объединения.
Уместно будет отметить, что, несмотря на отсутствие в комментируемой статье прямого указания, выделяют два способа создания общественного объединения: путем учреждения и путем реорганизации. Учреждение предполагает создание нового объединения «с нуля», без правопреемства от другой, прежде созданной организации. В случае реорганизации создается новое общественное объединение и прекращается ранее созданная организация. Реорганизация всегда предполагает правопреемство. Реорганизация возможна в формах слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования.
Общественные объединения создаются по инициативе их учредителей. Учредители «автоматически», т.е. одновременно с момента создания организации, становятся их членами (участниками), приобретая соответствующий статус.
Минимальное количество учредителей любого общественного объединения - не менее трех физических лиц. Наряду с физическими лицами учредителями могут быть юридические лица - общественные объединения, которые при расчете минимального количества учредителей не учитываются. Соблюдение требования о минимальном количестве - три учредителя - физических лиц обязательно для:
- общественных организаций;
- общественных движений;
- общественных фондов;
- общественных учреждений;
- органов общественной самодеятельности.
Закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»58 особых требований к количеству учредителей профессионального союза не предъявляет.
Дополнительные требования к количеству учредителей предъявляются к политическим партиям. Это объясняется тем, что основным предназначением партии является ее участие в политической жизни общества. Именно это обусловливает потребность в более «строгом», по сравнению с иными общественными объединениями, правовом регулировании порядка ее создания. Напомним, что политическая партия создается и действует только в качестве общероссийского общественного объединения.
В политической партии должно состоять:
- с 1 января 2010 года до 1 января 2012 года - не менее сорока пяти тысяч членов политической партии, при этом более чем в половине субъектов Российской Федерации политическая партия должна иметь региональные отделения численностью не менее четырехсот пятидесяти членов политической партии. В остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее двухсот членов политической партии59;
- с 1 января 2012 года - не менее сорока тысяч членов политической партии, при этом более чем в половине субъектов Российской Федерации политическая партия должна иметь региональные отделения численностью не менее четырехсот членов политической партии. В остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее ста пятидесяти членов политической партии60.
Обратите внимание, что речь идет именно об учредителях политической партии - физических лицах.
Отдельно стоит отметить, что юридические лица, которые не являются общественными объединениями, не могут быть участниками других общественных объединений. При этом ограничения, скажем, профсоюза на вступление в другие виды общественных объединений могут прямо или косвенно следовать из закона и быть предусмотренными в уставе конкретного профсоюза.
Так, в п. 5 ст. 2 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» предусмотрено, что профсоюзы имеют право создавать свои объединения (ассоциации) по отраслевому, территориальному или иному учитывающему профессиональную специфику признаку - общероссийские объединения (ассоциации) профсоюзов, межрегиональные объединения (ассоциации) профсоюзов, территориальные объединения (ассоциации) организаций профсоюзов61. О праве на вступление профсоюзов в иные виды общественных объединений в Законе ничего не сказано. И это не случайно. С учетом особых целей создания и деятельности профсоюзов можно сделать вывод о том, что вряд ли профсоюз может стать учредителем, членом или участником общественного фонда, общественного учреждения, хотя в законодательстве прямого запрета на это не содержится.
Решения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании.
С момента принятия решения учредителей о создании общественное объединение считается созданным, то есть:
- осуществляет свою уставную деятельность;
- приобретает права, за исключением прав юридического лица;
- принимает на себя обязанности.
Достаточно специфическим является порядок создания отдельных видов общественных объединений, в отношении которых действуют специальные законы. В законах об отдельных видах общественных объединений конкретизируются общие правила комментируемой статьи или устанавливаются отсылочные нормы, регулирующие создание соответствующего вида общественных объединений.
Порядок создания политических партий предусматривается статье 11 Федерального закона «О политических партиях»62. Партии создаются свободно, без разрешений органов государственной власти и должностных лиц, то есть в общем уведомительном порядке.
Политическая партия может быть создана на учредительном съезде политической партии либо путем преобразования в политическую партию общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения на съезде общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения.
Она считается созданной со дня принятия учредительным съездом решений о создании политической партии, об образовании ее региональных отделений более чем в половине субъектов РФ, о принятии устава политической партии и о принятии ее программы, о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов политической партии63.
Учредителями политической партии являются делегаты учредительного съезда политической партии. Они и подписывают протокол о создании партии.
Со дня создания политическая партия
осуществляет организационную и информационно-пропага
В случае преобразования в политическую партию общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения решение о преобразовании принимается на общем съезде. На съезде также принимается решение о преобразовании их региональных подразделений в субъектах РФ в региональные отделения политической партии, о принятии устава политической партии и о принятии ее программы, о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов политической партии.
Профсоюзы и ассоциации профсоюзов самостоятельно разрабатывают и утверждают свои уставы, положения о первичных профсоюзных организациях, свою структуру; образуют профсоюзные органы, организуют свою деятельность, проводят собрания, конференции, съезды и другие мероприятия (п. 1 ст. 7 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»).
Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента ее государственной регистрации. Под правоспособностью юридического лица понимается его способность быть носителем гражданских прав и обязанностей. Согласно статье 49 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
Только после государственной регистрации общественное объединение вправе заказать печать, открыть расчетный счет, получить лицензию, принять решение о совершении той или иной сделки и т.п. Заметим, что в законе срока, в течение которого объединение обязано заказать печать и открыть расчетный счет, не установлено. Однако без печати объединение фактически не сможет совершать юридически значимые действия (например, получить статистическую справку или сдать отчетный документ), а без открытия расчетного счета не сможет работать с денежными средствами, поскольку все без исключения юридические лица обязаны хранить денежные средства в банковских учреждениях.
Согласно части 1 статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане России имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, части 1 статьи 30 закрепляет право каждого на объединение. В совокупности данные нормы предоставляют населению возможность объединяться и посредством созданных организаций участвовать в управлении делами государства. Таким образом, каждый человек получает реальную возможность влиять на деятельность органов государственной власти и отстаивать свои права и законные интересы.
В статье 5 Федерального закона «Об общественных объединениях» под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
Отметим, что Е.И. Козлова и О.Е. Кутафин выделяли право на объединение как одно из важных прав, связанных с участием граждан в управлении делами государства и его органов. Исходя из этой позиции, можно сделать вывод, что взаимодействие органов государственной власти с общественными объединениями является одним из способов реализации интересов населения в ходе государственной политики64.
Для того чтобы рассмотреть, каким образом органы государства и общественные объединения осуществляют совместные действия, необходимо определить понятие взаимодействия.
Определение термина «взаимодействие» законодательно не определено, однако он широко используется и в теории, и на практике, поскольку удачно отражает характер коллективных усилий различных государственных органов, юридических и физических лиц при решении различных вопросов.
Понятие «взаимодействие» с философской точки зрения отражает процессы воздействия объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого65.
В экономической теории взаимодействие определяется как участие в общей работе, деятельности, сотрудничество, совместное осуществление операций, сделок66.
Под юридическим механизмом взаимодействия понимается система организационно-правовых средств, с помощью которых осуществляются и регулируются взаимоотношения между субъектами права в целях их упорядочивания и достижения эффективного результата67.
Взаимодействие общественных объединений с органами государственной власти - это воздействие данных субъектов права друг на друга, которое может выражаться в сотрудничестве, совместной деятельности, совместном участии и взаимной поддержке.
Рассмотрим основные формы взаимодействия общественных объединений с органами государственной власти.
Первая форма - государственная поддержка общественных объединений для достижения взаимовыгодных целей, которая может выражаться в следующем:
- предоставление государственных грантов общественным объединениям для достижения социально полезных целей;
- заключение государственными органами с общественными объединениями гражданско-правовых договоров;
- государственный контракт с различными общественными объединениями и проведение конкурсов на выполнение различных государственных программ;
- предоставление льгот по уплате налогов, таможенных и иных сборов и платежей некоммерческим организациям, созданным в благотворительных, образовательных, культурных и научных целях, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта и др.
Самой распространенной формой государственной поддержки выступает целевое финансирование. Общественные объединения предоставляют органам государственной власти проекты, требующие финансовых вливаний со стороны государства, последние, в свою очередь, оценивают степень необходимости предоставления гранта и принимают соответствующее решение в каждом отдельном случае. Некоторые общественные объединения финансируются со стороны государства на постоянной основе и по итогам своей работы предоставляют отчеты в уполномоченные государственные органы. Такой способ поддержки со стороны государства видится недостаточно эффективным, поскольку зачастую государству довольно сложно оценить результат проделанной работы и достоверно проследить движение финансовых потоков.
Решением данной проблемы может явиться такая перспективная форма взаимодействия, как заключение взаимовыгодного соглашения, в котором необходимо обозначать не только предмет, цели, задачи, сроки, но и ответственность сторон. Таким образом, общественное объединение получает материальную поддержку со стороны государства, а последнее, в свою очередь, решение социальных проблем компетентными субъектами.
Разрешая достаточно объемный массив вопросов общественного значения, государству необходимо привлекать квалифицированных специалистов в требуемой области знаний, что приводит к расширению чиновничьего аппарата, необходимости их содержания, обучения и т.д.
Информация о работе Конституционно-правовой статус общественных объединений