Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2015 в 19:34, курсовая работа
Актуальность темы. Процессы политического, экономического, правового характера, происходящие в Российской Федерации, коренным образом изменили характер развития общества. Такими процессами, безусловно, являются: переход к рыночным отношениям, оформление Российской Федерации как суверенного независимого государства, создание демократических институтов, развитие принципов народовластия, зарождение основ для создания, правового государства.
Самой распространенной формой государственной поддержки выступает целевое финансирование. Общественные объединения предоставляют органам государственной власти проекты, требующие финансовых вливаний со стороны государства, последние, в свою очередь, оценивают степень необходимости предоставления гранта и принимают соответствующее решение в каждом отдельном случае. Некоторые общественные объединения финансируются со стороны государства на постоянной основе и по итогам своей работы предоставляют отчеты в уполномоченные государственные органы. Такой способ поддержки со стороны государства видится недостаточно эффективным, поскольку зачастую государству довольно сложно оценить результат проделанной работы и достоверно проследить движение финансовых потоков.
Решением данной проблемы может явиться такая перспективная форма взаимодействия, как заключение взаимовыгодного соглашения, в котором необходимо обозначать не только предмет, цели, задачи, сроки, но и ответственность сторон. Таким образом, общественное объединение получает материальную поддержку со стороны государства, а последнее, в свою очередь, решение социальных проблем компетентными субъектами.
Разрешая достаточно объемный массив вопросов общественного значения, государству необходимо привлекать квалифицированных специалистов в требуемой области знаний, что приводит к расширению чиновничьего аппарата, необходимости их содержания, обучения и т.д.
Тогда как каждое отдельно взятое общественное объединение, ставя перед собой определенные цели и решая соответствующие задачи, владеет наиболее полной и достоверной информацией по данному конкретному направлению деятельности, имеет определенный опыт в реализации своих функций в данной специфической сфере.
Таким образом, органам государственной власти целесообразнее прибегать к привлечению для совместной деятельности общественные объединения, которые уже специализируются по данному кругу общественных отношений и способны более качественно разрешить сложившуюся ситуацию9.
Второй формой будет являться участие общественных объединений в правотворческом процессе, при которой общественные объединения оказывают влияние на деятельность органов государственной власти с помощью разработки проектов и программ, которые затем предлагаются правительству. Кроме того, осуществляется взаимодействие с общественными объединениями в ходе работы совещательных и консультативных органов при многих государственных структурах.
Следует заметить, что участие общественных объединений в правотворческом процессе сопровождается определенными проблемами. Прежде всего, это отсутствие законодательного закрепления механизма реализации такого взаимодействия, что фактически не позволяет на законных основаниях органам государственной власти организовать сотрудничество с общественными объединениями в части совершенствования проекта нормативного документа. Также у общественных объединений нет ни права законодательной инициативы (хотя в некоторых работах встречаются предложения о наделении общественных объединений правом законодательной инициативы)10, ни реальной возможности каким-либо образом повлиять на законодательство. Таким образом, у общественных объединений есть только возможность сообщить о своих проблемах через средства массовой информации, но реализовать общественные интересы на законодательном уровне практически невозможно.
Третьей формой взаимодействия является осуществление взаимного контроля. Рассматривая общественный контроль за органами государственной власти, необходимо отметить, что в полной мере его реализация общественными объединениями не представляется возможной, однако, учитывая текущее положение дел в России, актуальность общественного контроля очевидна. Государство предпринимает некоторые действия в данном направлении. Например, в 2011 г. был принят Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции»11, который закрепил норму об общественном контроле со стороны других органов государственной власти, общественных объединений и населения.
Расширение контрольных возможностей общества над государственными структурами - это важнейшая задача гражданского общества. В ходе своего формирования институтам гражданского общества необходимо: оказывать всяческое содействие обеспечению прозрачности и открытости деятельности государственных структур, и в первую очередь правоохранительных органов; осуществлять защиту прав и законных интересов российских граждан; использовать все формы публичного обсуждения проблем общественного значения; выявлять негативные тенденции в данной области общественных отношений12.
Рассматривая основные формы взаимодействия органов государственной власти с общественными объединениями, мы не предлагаем корректировать существующий процесс нормотворчества, однако нормативное закрепление участия в правотворческом процессе по ряду направлений (предоставление информации, социологические исследования с целью определения потребностей и интересов населения, экспертиза отдельных проектов нормативных документов по специфической направленности конкретного общественного объединения) сыграло бы положительную роль для российской правовой действительности.
В настоящее время уже существуют некоторые виды такого взаимодействия: парламентские слушания в палатах Федерального Собрания Российской Федерации, общественные слушания в Общественной палате Российской Федерации и т.д13.
Сегодня в мировой практике общественные объединения принимают активное участие в решении социальных и других вопросов. Они являются связующим звеном между государством и населением. Общественные объединения активно участвуют в формировании и самоорганизации гражданского общества. В мире деятельность общественных объединений принято относить к так называемому третьему сектору14.
Отношение населения к органам государства искажено, т.к. люди считают их высшими инстанциями, регулирующими весь процесс общественной жизни. Между тем высшей ценностью, закрепленной в Конституции Российской Федерации, являются человек, его права и свободы, среди которых право участия в управлении делами государства.
Эффективная реализация обозначенных форм взаимодействия общественных объединений с органами государственной власти, а также преодоление существующих проблем в данной области общественных отношений может придать дополнительные возможности для обозначенных субъектов права в реализации социально полезных целей и задач.
Термин "статус" происходит от латинского "status" - состояние, положение. По мнению М.Ю. Тихомирова под "статусом" понимается правовое положение (совокупность предусмотренных законодательством прав и обязанностей)15. Другое предположение термина "статус" проявляется в трудах Н.А. Богдановой. По ее мнению конституционно-правовой статус выступает в двух формах правового выражения: нормативном и фактическом. Нормативный конституционно-правовой статус закрепляет на соответствующем уровне законодательства правовое положение субъектов (участников) конституционно-правовых отношений в связи с применением норм конституционного права в конкретных социально-политических условиях16.
Как правило, конституционно-правовой статус обладает качествами устойчивости, относительного постоянства, внутренней согласованности и системообразующей значимости. Перечисленные качественные характеристики конституционно-правового статуса нуждаются в предварительном пояснении. Устойчивость такого статуса означает его формализацию в виде совокупности конституционно-правовых норм. Внутренняя согласованность как качественный признак конституционно-правового статуса того или иного субъекта проявляется во взаимосвязи и взаимозависимости отдельных элементов упомянутого статуса. Что касается системообразующей значимости конституционно-правового статуса, то названная черта характеристики последнего обращает его вовне, обусловливая связи статусов рассматриваемого уровня, но различных субъектов конституционно-правовых отношений17.
С точки зрения Н.В. Витрука правовой статус - это два самостоятельных понятия - правовое положение (статус) личности в широком смысле и правовое положение (статус) в узком смысле как отражающих явления, реальную связь между которыми можно определить как отношение целого и части. Условно, чисто терминологически первое понятие можно обозначить как "правовое положение", а второе - как "правовой статус"18.
В науке конституционного права нет единого мнения по вопросу структуры конституционно-правового статуса государственного органа. Одни ученые к данному термину относят лишь компетенцию, полномочия (Н.В. Витрук). Другие ученые, например Н.А. Богданова в структуре конституционно-правового статуса государственного органа выделяют четыре элемента:
1) Роль государственного органа в выполнении функций государства, его место и назначение в государственном организме.
Конституционно-правовой статус того или иного государственного органа изначально определяется ролью данного органа в выполнении функций государства, а его место и значение в государственном организме зависит от принципа организации государственной власти, возведенного в ранг конституционных.
2) Правосубъектность
3) Компетенция, которая выступает
в качестве сложного
Компетенция - это складывающиеся в той или иной сфере государственного функционирования возможности государственных органов по выполнению их социально-политической роли и возложенных на них функций, неразрывно связанных с необходимостью осуществлять направленную и эффективную деятельность по реализации таких возможностей и со способностью нести ответственность за результаты своей работы.
4) Гарантии устойчивости и
Обеспечение устойчивости правового статуса означает, прежде всего, стабильность его юридической конструкции, которая фиксирует положение субъекта в правовом общении, процедурные правила его включения в правовые отношения и юридические средства защиты. Реальность же статуса связывается с практической его реализацией, гарантированной возможностью превращения правового состояния субъекта в его фактическое состояние19.
Характер и содержание многих индивидуальных интересов предполагают преимущественное их осуществление в коллективном порядке, посредством объединения их обладателей в сообщества. Подобный процесс имеет своей основой реализацию права на объединение, закрепленного за гражданами статьей 30 Конституции РФ, и в целом регламентируется конституционно-правовыми нормами. Ими определяются условия осуществления этого права, а также последующего функционирования сформированных объединений. Вместе с тем объединение субъектов со сходными интересами может сопровождаться возникновением юридических лиц, создание и деятельность которых подвергается гражданско-правовому регулированию.
В связи с этим особое значение приобретает вопрос о соотношении конституционных положений и гражданско-правовых норм в указанной сфере. Поиск ответа на него предполагает установление сущности права на объединение и определение юридических лиц, создание которых может рассматриваться как форма его реализации.
Под конституционными правами граждан принято понимать предусмотренные Конституцией РФ пределы их социально полезного и необходимого поведения, обеспечивающие оптимальное удовлетворение как личных, так и общественно-государственных потребностей и интересов20. Конституционные права являются субъективными, отличающимися от обычных отраслевых субъективных прав тем, что корреспондирующие им обязанности принадлежат государству21. Оно гарантирует наличие и возможность практической реализации конституционных прав, а также их защиту посредством принятия нормативных актов, развивающих и детализирующих конституционные положения.
Право на объединение закреплено в статье 30 Конституции РФ, согласно которой каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. При этом гарантируется свобода деятельности общественных объединений и провозглашается, что никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем. Право на объединение в соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции РФ может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Часть 4 ст. 13 Конституции РФ предусматривает, что общественные объединения равны перед законом.
Эти конституционные нормы базируются на положениях международных актов, в частности статье 20 Всеобщей декларации прав человека и гражданина от 10 декабря 1948 г.22, статье 22 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г.23, статье 11 Конвенции о защите прав человека и гражданина, заключенной в Риме 4 ноября 1950 г24. Из их содержания следует, что объединения характеризуется четырьмя признаками: создаются гражданами, участие в них является добровольным, они свободны в осуществлении деятельности и все равны перед законом.
Конституционное право на объединение обычно относится к категории политических и квалифицируется как обеспечивающее правовые условия и гарантии для участия каждого в общественной и политической жизни страны и управлении государством, способствующее развитию политической активности и самодеятельности граждан, гарантирующее удовлетворение их многообразных политических интересов, позволяющее защищать свои права и свободы25. Соответственно, круг объединений, создаваемых гражданами в порядке статьи 30 Конституции РФ, ограничивается теми, которые служат основой для выражения некоторых личных нематериальных интересов граждан и функционируют лишь в отдельных общественных областях. При таком подходе объединения, создаваемые с иными, нежели политические, целями (экономическими, культурными и проч.), имеют принципиально иную природу.
Информация о работе Конституционно-правовой статус общественных объединений