Привлечение к административной ответственности, административная ответственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2014 в 18:50, доклад

Краткое описание

Основанием для привлечения работодателя к административной ответственности является наличие в его действиях или бездействии признаков состава административного правонарушения. Иными словами, основание - это те действия работодателя, которые не соответствуют действующему трудовому законодательству, нарушают установленные законом запреты, или бездействие, в результате которого работодатель не выполняет возложенные на него законом обязанности.

Вложенные файлы: 1 файл

4_seminar.docx

— 110.08 Кб (Скачать файл)

Привлечение к административной ответственности, административная ответственность

 

Основанием для привлечения работодателя к административной ответственности является наличие в его действиях или бездействии признаков состава административного правонарушения. Иными словами, основание - это те действия работодателя, которые не соответствуют действующему трудовому законодательству, нарушают установленные законом запреты, или бездействие, в результате которого работодатель не выполняет возложенные на него законом обязанности. Вне зависимости от формы нарушения трудового законодательства со стороны работодателя - действие или бездействие, оно может являться основанием для привлечения к административной ответственности. 
Конкретные основания административной ответственности установлены в статьях 5.27 - 5.34, 5.4.4 КоАП РФ главы 5 «Административные правонарушения, посягающие на права граждан». 
Следует отметить, что указанные правонарушения предусмотрены и Трудовым кодексом РФ. Однако, в отличие от КоАП РФ, ТК РФ перечисляет конкретные действия работодателя, которые являются основанием для ответственности, но при этом не указывает ни на вид назначаемого наказания, ни на вид ответственности (только иногда встречаются статьи, в которых уточняется, что работодатель привлекается к административной или дисциплинарной ответственности).

Глава 5 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за незаконные действия работодателя. И лишь одна статья 5.40 предусматривает возможность привлечения к административной ответственности работников. Данная статья предусматривает ответственность за принуждение к участию или отказу от участия в забастовке. 
В соответствии со статьей 409 ТК РФ участие в забастовке является добровольным. Никто не может быть принужден к участию или отказу от участия в забастовке. Лица, принуждающие работников к участию или отказу от участия в забастовке (то есть другие работники, профсоюзные лидеры или просто иные физические лица), несут дисциплинарную, административную, уголовную ответственность в порядке, установленном ТК РФ, иными федеральными законами. Административная ответственность установлена в виде штрафа в размере от 5 до 10 МРОТ в отношении граждан, и от 10 до 20 МРОТ в отношении должностных лиц.

 

Давность привлечения к административной ответственности

 
 

Законодательство об административных правонарушениях предусматривает давность привлечения к административной ответственности. Согласно ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения. Однако это правило имеет ряд исключений.

Так, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения за нарушение законодательства РФ:

об экспортном контроле;

о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе;

об исключительной экономической зоне Российской Федерации;

об охране окружающей природной среды;

о безопасности дорожного движения (в части административных правонарушений, повлекших причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего);

об авторском праве и смежных правах;

о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров;

об использовании атомной энергии; о налогах и сборах; о защите прав потребителей; о государственном регулировании цен (тарифов); о рекламе; о лотереях;

о выборах и референдумах;

об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости;

о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; о несостоятельности (банкротстве);

о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;

об организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках. Это же правило касается нарушения:

таможенного, патентного, антимонопольного, бюджетного, валютного законодательства, актов органов валютного регулирования;

иммиграционных правил;

правил пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства;

правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников).

При длящемся административном правонарушении указанные сроки начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. Примерами подобных длящихся правонарушений в соответствии с КоАП РФ являются: нарушение сроков возврата бюджетных средств, полученных на возвратной основе (ст. 15.15); незаконная деятельность по трудоустройству граждан РФ за границей (ст. 18.13); нарушение сроков регистрации или перерегистрации оружия или сроков постановки его на учет (ст. 20.11); неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету (ст. 21.5) и др.

За административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении — одного года со дня его обнаружения.

В случае отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения сроки для определения давности привлечения к административной ответственности начинают исчисляться со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении.

Законодательство об административных правонарушениях определяет срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию. В соответствии со ст. 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания. По истечении одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении наказания лицо считается не подвергавшимся административной ответственности и при назначении нового административного наказания не может учитываться такое отягчающее обстоятельство, как повторность. Повторность не может рассматриваться в данном случае и в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения.

 

С 1 июля 2002 года введен в действие Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ  ), которым к ведению арбитражных судов Российской Федерации отнесено рассмотрение дел об административных правонарушениях и назначение наказаний за их совершение по шестнадцати статьям (двадцати составам) кодекса. С 1 сентября 2002 года вступил в силу Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (далее — АПК РФ  ), устанавливающий специальные нормы, регулирующие порядок рассмотрения арбитражными судами дел об административных правонарушениях. Таким образом, в развитии административного судопроизводства был сделан новый шаг, поскольку впервые дела о привлечении лиц к административной ответственности отнесены к компетенции арбитражных судов. Как правило, это рассмотрение сложных по доказыванию составов административных правонарушений, требующих применения наиболее строгих административных наказаний.

Понятие вины юридического лица

Учитывая рассмотрение арбитражными судами дел об административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, нужно отметить, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие или бездействие, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Для привлечения лица к административной ответственности недостаточно лишь факта противоправного деяния, необходимо установить наличие вины данного лица — умысла или неосторожности. При этом впервые установлено понятие вины юридического лица. Она определяется статьей 2.1 КоАП РФ как непринятие им всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, при наличии у него возможности для соблюдения этих правил и норм. Это, конечно, усложняет задачу суда по сравнению с принятием решений об административной ответственности граждан и дол жностных лиц.

Процессуально-правовой режим рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности

При рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в соответствии с частью шестой статьи 205 АПК РФ в судебном заседании устанавливает, имело ли место событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения тем лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и обладал ли соответствующими полномочиями административный орган, составивший протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и наличествуют ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол. Исходя из установленных фактов суд определяет меры административной ответственности.

Общей проблемой правового регулирования административного судопроизводства в арбитражных судах является то, что после вступления в силу нового АПК РФ дела об административных правонарушениях рассматриваются арбитражными судами в условиях (по определению ряда ученых-специалистов по административному праву) смешанного процессуально-правового режима: регулируемых нормами АПК РФ искового производства и производства по делам, вытекающим из административных и иных публичных правоотношений, а также производства по делам об административных правонарушениях, установленного КоАП РФ.

Смешанный процессуально-правовой режим рассматриваемой категории дел оказал влияние на то, что установленные КоАП РФ нормы о пресекательных сроках привлечения к административной ответственности зачастую вступают в противоречие с судебной процедурой рассмотрения споров.

Пресекательные сроки привлечения к административной ответственности

В силу статьи 4.5 КоАП РФ «Давность привлечения к административной ответственности» постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства Российской Федерации: о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Российской Федерации; таможенного, антимонопольного, валютного законодательства Российской Федерации: об охране окружающей среды, об использовании атомной энергии, о налогах и сборах, о защите прав потребителей, о рекламе — по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении указанные выше сроки начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При анализе указанной статьи кодекса отмечается формальное несоответствие ее текста наименованию и возникает вопрос, распространяется ли норма данной с татьи о сроке давности привлечения к административной ответственности на такие постановления по делу об административном правонарушении, как постановления об отказе в привлечении к административной ответственности и об отмене постановлений о привлечении к административной ответственности, а также об освобождении от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения. Представляется, что в данной статье КоАП РФ, исходя из ее цели и содержания, под постановлением по делу об административном правонарушении следует понимать лишь постановление о привлечении к административной ответственности.

КоАП РФ относит к компетенции арбитражных судов, в частности, рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.14, 7.24, 14.1, 14.10—14.14, частями первой и второй статьи 19.19 кодекса, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями, и по всем указанным составам установлен двухмесячный срок давности привлечения к административной ответственности.

Давностные сроки являются пресекательными, то есть при их пропуске лицо к административной ответственности привлечено быть не может. Поэтому судам в условиях высокой нагрузки приходится находить возможность рассматривать такие дела в сжатые сроки. Нормы АПК РФ о сроках рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности соответствуют нормам КоАП РФ. Согласно статье 205 АПК РФ дела указанной категории рассматриваются в судебном заседании судьей единолично в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня поступления в арбитражный суд заявления о привлечении к административной ответственности, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иной срок не установлен федеральным законом об административных правонарушениях. Продление срока судом возможно не более чем на один месяц по ходатайству лиц, участвующих в деле, или в случае необходимости — в дополнительном выяснении обстоятельств дела. Решение по делу о привлечении к администра тивной ответственности вступает в силу согласно части четвертой статьи 206 АПК РФ по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. Однако следует учесть, что согласно части третьей статьи 113 АПК РФ в сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни (то есть пятнадцать рабочих дней составляют девятнадцать — двадцать один календарный день, а десять рабочих — это двенадцать — четырнадцать календарных). В КоАП РФ позиция по исчислению сроков днями не отражена, поэтому при исчислении сроков суды руководствуются нормами АПК РФ, тем самым фактически увеличивая срок рассмотрения дела в первой инстанции и срок апелляционного обжалования.

Высший Арбитражный Суд РФ (далее — ВАС РФ) в постановлении Пленума от 27.01.03 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»   указал (пункт 18), что сроки давности привлечения к административной ответственности не подлежат восстановлению, и в случае их пропуска суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть вторая статьи 206 АПК РФ). Такая же позиция была занята и состоявшимся 30 января 2003 года научно-консультативным советом при Федеральном арбитражном суде Северо-Западного округа (у членов совета тогда имелся лишь проект постановления Пленума ВАС РФ), по итогам которого Президиум ФАС СЗО в постановлении № 1-1/03 от 14.02.03 подчеркнул, что срок рассмотрения дела в суде не может удлинять срок давности привлечения к административной ответственности.

Информация о работе Привлечение к административной ответственности, административная ответственность