Привлечение к административной ответственности, административная ответственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2014 в 18:50, доклад

Краткое описание

Основанием для привлечения работодателя к административной ответственности является наличие в его действиях или бездействии признаков состава административного правонарушения. Иными словами, основание - это те действия работодателя, которые не соответствуют действующему трудовому законодательству, нарушают установленные законом запреты, или бездействие, в результате которого работодатель не выполняет возложенные на него законом обязанности.

Вложенные файлы: 1 файл

4_seminar.docx

— 110.08 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Особенности привлечения к административной ответственности лиц, относящихся к особым субъектам

Несмотря на то, что в большинстве случаев особые субъекты за совершенные правонарушения привлекаются к дисциплинарной ответственности, есть случаи и привлечения их к административной ответственности на общих основаниях.

Административная ответственность военнослужащих и лиц, призванных на военные сборы, на общих основаниях согласно КоАП РФ наступает за следующие правонарушения:

административные правонарушения, посягающие на отдельные права граждан (ст. ст.5.1 - 5.26);

за нарушение законодательства о выборах и референдумах (ст. ст.5.45 - 5.52, 5.56);

нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ст.6.3);

правонарушения в области охраны собственности (ст.7.29-7.32);

административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования (гл.8);

нарушение правил пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте (ст.11.16 - в части нарушения правил пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов, поскольку в ином случае наступает дисциплинарная ответственность);

административные правонарушения в области дорожного движения (гл.12);

административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг (гл.15);

административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил) (гл.16);

невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении (ст.17.7);

некоторые административные правонарушения в области защиты Государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации (ст. ст.18.1 - 18.4);

некоторые административные правонарушения против порядка управления (ст. 19.5.7, 19.7.2, 19.7.4);

нарушение требований пожарной безопасности (ст. 20.4 - в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов, поскольку в ином случае наступает дисциплинарная ответственность).

Особенностью привлечения данных лиц к ответственности является то, что к ним не может быть применено административное наказание в виде административного ареста, а к лицам, проходящим военную службу по призыву еще и наказание в виде штрафа. Так, например, при совершении правонарушения по ст.7.2 "Уничтожение или повреждение специальных знаков", которое по общему правилу наказывается штрафом в установленном размере, будет составляться протокол об административном правонарушении, который направляется начальнику или командиру нарушителя для наказания в административном порядке.

Такая особенность административной ответственности указанных особых субъектов была закреплена еще в Кодексе РСФСР об административных правонарушениях 1984 г. Общее правило, согласно которому отдельные категории государственных служащих за совершение административных правонарушений несут не административную, а дисциплинарную ответственность, обусловливалось наличием широкого круга дисциплинарных взысканий (в том числе материального характера), которые могли налагаться на указанную категорию лиц. Солдатов А.П., Мельников В.А. Административное право Российской Федерации//М., 2006г., с.123

Причиной привлечения особых субъектов к административной ответственности является специфичность административных наказаний, применяемых за данные правонарушения. Так, за правонарушения в области дорожного движения, одним из возможных наказаний является лишение специального права (права управления транспортным средством), а за правонарушения в сфере охраны окружающей среды и природопользования одним из административных наказаний может быть возмездное изъятие и конфискация предметов, явившихся орудиями совершения правонарушения. Исходя из самого смысла правонарушений, можно сделать вывод, что применение данных видов наказаний в этих случаях необходимо. И в связи с тем, что дисциплинарная ответственность таких наказаний не подразумевает, лица, совершившие данные правонарушения, подвергаются административной ответственности.

В настоящее время, к данной категории субъектов применяются все виды административных наказаний, кроме административного ареста. Невозможность наложения административного штрафа на лиц, проходящих военную службу по призыву, объясняется отсутствием самостоятельного источника дохода у данных лиц.

Некоторые особенности привлечения к административной ответственности особых субъектов содержатся не в КоАП, а в других законодательных актах РФ, что в значительной степени усложняет работу правоприменителей. Так, например, в соответствии с Федеральным законом "О судопроизводстве по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста", суды наделяются полномочиями по рассмотрению материалов о совершении военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, грубых дисциплинарных проступков, за совершение которых может быть назначен дисциплинарный арест. Указанные материалы судья гарнизонного военного суда будет рассматривать единолично. Определено, что материалы о грубом дисциплинарном проступке рассматриваются в гарнизонном военном суде с участием военнослужащего, в отношении которого ведется производство. По ходатайству военнослужащего в судебном рассмотрении может участвовать защитник, который имеет право общаться с военнослужащим наедине и конфиденциально, знакомиться со всеми материалами, собирать и представлять доказательства, участвовать в их исследовании, заявлять ходатайства и отводы, а также пользоваться иными правами. По результатам судебного рассмотрения судья принимает решение о назначении дисциплинарного ареста либо об отказе в его назначении и о возвращении материалов дела командиру воинской части для применения иной меры дисциплинарного воздействия. Дисциплинарный арест исполняется только в отношении военнослужащего, который по состоянию здоровья может содержаться под дисциплинарным арестом. Установлено, что порядок направления военнослужащих на гарнизонную либо войсковую или корабельную гауптвахту для отбывания дисциплинарного ареста, их приема, содержания и освобождения определяется общевоинскими уставами.

Заключение

Особые субъекты административной ответственности - спорный и неоднозначный вопрос в сфере административного права. На протяжении долгого времени среди ученых-правоведов не было единого мнения на счет того, кого же относить к данной категории субъектов. Одни ученые склонялись к мнению, что к особым субъектам стоит относить только физические лица, которые обладают специфическими признаками административно-правового статуса, и тем самым, попадают под исключения из общих правил. Но эта точка зрения не может быть признана верной, так как в этом случае возникает вопрос, как определить специальных субъектов.

Долгое время понятия "особый субъект" и "специальный субъект" считались синонимами, либо особый субъект совсем не выделялся. Но, тем не менее, к настоящему времени проводится достаточно чёткое разграничение данных понятий.

В современном административном праве и административной науке к особым субъектам принято относить лица, обозначенных в ст.2.5 КоАП РФ: военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие специальные звания сотрудники органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов.

Главная особенность привлечения к ответственности этих лиц заключается в том, что за большинство правонарушений, предусмотренных Особенной частью КоАП РФ, они несут не административную, а дисциплинарную ответственность. Эта ответственность характеризуется тем, что может налагаться лишь лицом, находящимся в отношениях власти-подчинения с правонарушителем, главным основанием дисциплинарной ответственности является административный проступок, за совершение которого предусматриваются дисциплинарные взыскания. Их перечень полно определен и немного отличается для различных категорий лиц, входящих в категорию особых субъектов: у некоторых из них этот перечень наиболее разнообразен. Стандартными являются обстоятельства, исключающие дисциплинарную ответственность: действие в состоянии крайней необходимости, необходимой обороны, обоснованного риска, под влиянием физического принуждения. К этим основаниям, известным и в других отраслях права, присоединяется еще одно основание - исполнение приказа или распоряжение командира, которое являлось обязательным.

В ряде случаев лица, относящиеся к особым субъектам, могут привлекаться к административной ответственности. Эти случаи так же полностью перечисляются в ч.2 ст.2.5 КоАП.

В ходе изучения данного вопроса, мною были выявлены следующие проблемы:

1. Большой разброс норм, регламентирующих  правовое положение особых субъектов, по различным правовым актам. Это обстоятельство делает крайне  затруднительным правоприменительную  практику по данному вопросу. На мой взгляд, решением проблемы  может стать создание единого  правового акта, содержащего наиболее  важные положения о правовом  статусе и привлечении к ответственности  категорий лиц, относящихся к  особым субъектам.

2. Ст.2.5 КоАП, содержащая нормы, касающиеся  особых субъектов, не затрагивает  такого важного момента, как ограничения  на наложения наказаний на  лиц, принадлежащих особым субъектам. Выходом из этой ситуации может  послужить дополнение ст.2.5 КоАП  третьей частью, содержащей указанные  положения.

 

 

 

 

 

 

 

Статья 2.10. Административная ответственность юридических лиц

[Кодекс РФ об административных  правонарушениях] [Глава 2] [Статья 2.10]

1. Юридические лица подлежат  административной ответственности  за совершение административных  правонарушений в случаях, предусмотренных  статьями раздела II настоящего Кодекса  или законами субъектов Российской  Федерации об административных  правонарушениях.

2. В случае, если в статьях  разделов I, III, IV, V настоящего Кодекса  не указано, что установленные  данными статьями нормы применяются  только к физическому лицу  или только к юридическому  лицу, данные нормы в равной  мере действуют в отношении  и физического, и юридического  лица, за исключением случаев, если  по смыслу данные нормы относятся  и могут быть применены только  к физическому лицу.

3. При слиянии нескольких юридических  лиц к административной ответственности  за совершение административного  правонарушения привлекается вновь  возникшее юридическое лицо.

4. При присоединении юридического  лица к другому юридическому  лицу к административной ответственности  за совершение административного  правонарушения привлекается присоединившее  юридическое лицо.

5. При разделении юридического  лица или при выделении из  состава юридического лица одного  или нескольких юридических лиц  к административной ответственности  за совершение административного  правонарушения привлекается то  юридическое лицо, к которому  согласно разделительному балансу  перешли права и обязанности  по заключенным сделкам или  имуществу, в связи с которыми  было совершено административное  правонарушение.

6. При преобразовании юридического  лица одного вида в юридическое  лицо другого вида к административной  ответственности за совершение  административного правонарушения  привлекается вновь возникшее  юридическое лицо.

7. В случаях, указанных в частях 3 - 6 настоящей статьи, административная  ответственность за совершение  административного правонарушения  наступает независимо от того, было ли известно привлекаемому  к административной ответственности  юридическому лицу о факте  административного правонарушения  до завершения реорганизации.

8. Административные наказания, назначенные  в соответствии с пунктами 2 - 4 части 1 статьи 3.2 настоящего Кодекса  юридическому лицу за совершение  административного правонарушения  до завершения реорганизации  юридического лица, применяются  с учетом положений частей 3 - 6 настоящей статьи.

9. В случае совершения административного  правонарушения единоличным исполнительным  органом юридического лица, имеющим  статус юридического лица, административное  наказание назначается ему в  пределах санкции, предусмотренной  для юридических лиц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Административная ответственность юридических лиц

Административная ответственность распространяется не только на физических лиц, но все в большей мере и на юридические лица. Законодательство об административной ответственности организаций еще не представляет собой систему, сложившуюся на основе четкой научной концепции. Но данный институт административного права в последние годы динамично развивается, и в действующем Кодексе об административных правонарушениях значительное место отведено правовым основам назначения административных наказаний юридическим лицам (предприятиям, учреждениям, организациям). 
Характеризуя административную ответственность, следует заметить, что она распространяется на все правонарушения (независимо от их отраслевой принадлежности), в которых находит свое выражение административно-правовой метод регулирования общественных отношений. Данное положение касается и ответственности юридических лиц. Поэтому должны быть признаны несостоятельными появляющиеся суждения о финансовой, экологической, земельно-правовой, таможенной и иных видах ответственности, поскольку все это суть разновидности одного и того же явления - административной ответственности, субъектами которой во многих случаях являются юридические лица. 
Среди субъектов административной ответственности появились субъекты, охватываемые цивилистическим понятием "юридические лица", которое дается в ст. 48 ГК РФ. 
Административную ответственность юридических лиц характеризуют традиционные признаки состава административного правонарушения (объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона). Однако они обладают существенными особенностями, отличающими их от аналогичных признаков, характеризующих состав административного правонарушения, совершаемого физическими лицами. Прежде всего и в основном это касается понятия вины. 
Вина - необходимое условие всякой ответственности. Не может быть ни административной, ни дисциплинарной, ни уголовной ответственности без наличия вины, т.е. виновного совершения противоправного действия (бездействия). 
Естественно, понятие вины применительно к юридическим лицам должно иметь иное содержание, чем в тех случаях, когда к административной ответственности привлекаются физические лица. При этом выяснение характера вины в отношении юридических лиц через призму классического понимания умысла или неосторожности является беспредметным. В теории права вина юридического лица всегда рассматривалась как принятие либо непринятие всех необходимых и возможных мер для предотвращения нарушения либо смягчения его неблагоприятных последствий. Иными словами, фактически исследовался вопрос о наличии либо отсутствии вины с учетом конкретных действий или бездействия, активности юридического лица в связи с нарушением установленных законодательством правил, норм, стандартов. 
В административном праве может существовать комплексное понимание вины юридического лица, включающее объективный и субъективный подходы. 
Объективная вина, как это установлено ст. 2.1 КоАП, представляет собой вину юридического лица с точки зрения государственного органа, назначающего административное наказание в зависимости от характера конкретных действий или бездействия юридического лица, нарушающего установленные правила, т.е. юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. 
Субъективная вина - отношение организации в лице ее администрации, конкретных должностных лиц к противоправному деянию. Иными словами, назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо. 
Эти элементы вины образуют общее понятие вины юридического лица как признака совершенного им правонарушения и элемента его юридического состава. Таким образом, исключается представление о возможности невиновной ответственности юридических лиц как якобы отличительной особенности административной ответственности организаций, предприятий и учреждений. 
Мерой ответственности применительно к юридическим лицам может служить только административное наказание. 
Наиболее распространенным видом административного наказания, применяемого к юридическим лицам, в настоящее время остается штраф, исчисляемый как в абсолютном, так и в относительном размере. Возможно также применение таких мер, как предупреждение, возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, их конфискация (ст. 3.2 КоАП). 
Характеризуя административную ответственность юридических лиц как неблагоприятные последствия виновного неисполнения обязанности, нельзя удовлетвориться ее пониманием только как ответственности за противоправное деяние. Применение административного наказания к юридическому лицу осуществляется не только для наказания за вину, но также с целью обеспечения выполнения организацией своих обязанностей, требований государственных органов. 
Обобщая сказанное, можно дать следующее определение: административная ответственность юридических лиц - это применение к организациям, обладающим соответствующей административной правосубъектностью, административных наказаний за неисполнение или ненадлежащее исполнение установленных государством правил, норм и стандартов с целью государственного осуждения противоправной деятельности, обеспечения выполнения возложенных на них обязанностей, предупреждения правонарушений. 
При этом важно отметить, что с 1 июля 2002 г., т.е. вступления в силу Кодекса об административных правонарушениях, юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями Особенной части Кодекса об административных правонарушениях или законами субъектов Федерации об административных правонарушениях. 
В различных отраслях и сферах применение мер административной ответственности к юридическим лицам осуществляется на основе действующих нормативных правовых актов (до их отмены) и характеризуется определенными особенностями. 
Применение административных наказаний за нарушение земельного законодательства. В качестве мер административного наказания законодательство отдает предпочтение штрафам, которые налагаются за самовольное занятие земельного участка, самовольное занятие земельного участка прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта либо зоны (округа) санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, порчу земель, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, использование земель не по целевому назначению, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв и др. 
Административные дела об упомянутых нарушениях уполномочены рассматривать органы исполнительной власти по земельным ресурсам и землеустройству, охране окружающей среды, природных ресурсов, органы санитарно-эпидемиологического надзора, жилищно-коммунального хозяйства, по архитектуре и градостроительству. Каждый из названных органов рассматривает дела о земленарушениях и назначает административные наказания в соответствии со своей компетенцией.

Информация о работе Привлечение к административной ответственности, административная ответственность