Привлечение к административной ответственности, административная ответственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2014 в 18:50, доклад

Краткое описание

Основанием для привлечения работодателя к административной ответственности является наличие в его действиях или бездействии признаков состава административного правонарушения. Иными словами, основание - это те действия работодателя, которые не соответствуют действующему трудовому законодательству, нарушают установленные законом запреты, или бездействие, в результате которого работодатель не выполняет возложенные на него законом обязанности.

Вложенные файлы: 1 файл

4_seminar.docx

— 110.08 Кб (Скачать файл)

КонсультантПлюс: примечание. 
Указ Президента РФ от 16.12.1993 N 2162 "Об усилении государственного контроля за использованием и охраной земель при проведении земельной реформы" утратил силу с 1 июля 2002 года в связи с изданием Указа Президента РФ от 08.04.2003 N 410 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации в связи с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".

Указом Президента РФ "Об усилении государственного контроля за использованием и охраной земель при проведении земельной реформы" от 16 декабря 1993 г. <*> впервые была установлена административная ответственность за бесхозяйственное использование земель, за несоблюдение установленных режимов использования земель, за противоправные действия юридических лиц, повлекшие за собой самовольное занятие земель. 
-------------------------------- 
<*> САПП РФ. 1993. N 51. Ст. 4935.

Градостроительным кодексом РФ (1998 г.) также была предусмотрена административная ответственность юридических лиц за предоставление земельных участков с нарушением требований градостроительной документации, нарушение использования земельных участков и ряд других. Новым Градостроительным кодексом РФ (2004 г.) предусмотрена ответственность (в частности, административная) за нарушение законодательства о градостроительной деятельности, в том числе и юридических лиц. 
Особое значение для рассмотрения дел о земленарушениях имеет принятое Правительством РФ Положение о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в Российской Федерации <*>. 
-------------------------------- 
<*> САПП РФ. 1994. N 2. Ст. 78.

Применение мер административной ответственности в сфере строительства и производства стройматериалов. Административная ответственность юридических лиц, в сфере строительной индустрии и производства строительных материалов установлена нормами Кодекса об административных правонарушениях. Так, в соответствии со ст. 9.4 КоАП административная ответственность юридических лиц наступает за нарушение обязательных требований государственных стандартов, строительных норм и правил, технологических условий, утвержденных проектов, других нормативных документов в области строительства при выполнении различных видов работ и при производстве стройматериалов, конструкций и изделий, в соответствии со ст. 9.5 за строительство без разрешения; нарушение правил приемки и ввода объектов в эксплуатацию, нарушение порядка выдачи архитектурно-планировочных заданий. Дела об административных правонарушениях в области строительства рассматриваются органами Госархстройнадзора России. 
Административная ответственность юридических лиц за нарушения таможенных правил (предусмотрена гл. 16 КоАП РФ). За нарушение таможенных правил юридическими лицами предусмотрена административная ответственность в виде следующих наказаний: 1) предупреждение; 2) штраф в сумме до 400 минимальных размеров оплаты труда либо штраф в размере от одной десятой до трехкратной стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения; 3) конфискация товаров и (или) транспортных средств, явившихся орудиями совершения либо предметами административного правонарушения. 
Административная ответственность юридических лиц за нарушения антимонопольного законодательства. В соответствии с Кодексом об административных правонарушениях юридические лица несут административную ответственность в виде штрафа от двух до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда за невыполнение в установленный срок законного предписания федерального или территориального антимонопольного органа. Непредставление либо представление заведомо недостоверных сведений (информации), предусмотренной антимонопольным законодательством, в антимонопольный орган влечет наложение на юридическое лицо административного штрафа от 500 до 5 тыс. минимальных размеров оплаты труда. 
Административная ответственность юридических лиц за нарушение пожарной безопасности. Статья 20.4 КоАП РФ предусматривает ряд составов административных правонарушений, влекущих административную ответственность юридических лиц. Это: нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами; те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима; нарушение требований стандартов, норм и правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара без причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо без наступления иных тяжких последствий; выдача сертификата соответствия на продукцию без сертификата пожарной безопасности в случае, если сертификат пожарной безопасности обязателен; продажа продукции или оказание услуг, подлежащих обязательной сертификации в области пожарной безопасности, без сертификата соответствия; несанкционированное перекрытие проездов к зданиям и сооружениям, установленных для пожарных машин и техники. 
За совершение названных правонарушений в зависимости от степени их общественной опасности юридические лица наказываются административным штрафом от 50 до 400 минимальных размеров оплаты труда. 
Статьей 8.32 КоАП установлена административная ответственность юридических лиц за нарушение правил пожарной безопасности в лесах. Эти правила обусловливаются характером выполняемых юридическими лицами в лесах тех или иных видов работ, например, рубка леса, торфодобыча, эксплуатация трубопроводов, проходящих через лесные массивы, нефтегазодобыча и др. 
Рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных названными статьями Кодекса, вправе сотрудники противопожарной службы МЧС России, осуществляющие государственный пожарный надзор. 
Административная ответственность юридических лиц за нарушение санитарных и природоохранных правил. Кодекс об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность юридических лиц за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий; нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта; нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде и организации питания населения в столовых, ресторанах, барах и других местах, в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению. 
Предприятия и организации, допустившие загрязнение окружающей природной среды, выпуск и (или) реализацию продукции, употребление (использование) которой привело к возникновению массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний и отравлений людей, обязаны по постановлению главного государственного санитарного врача или его заместителя уплатить штраф в доход местного бюджета, а также возместить дополнительные расходы лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений за оказание медицинской помощи больным, проведение гигиенических и противоэпидемических мероприятий. В случае отказа от добровольного возмещения расходов и уплаты штрафов спор разрешается в судебном порядке. 
Конкретные статьи гл. 8 КоАП "Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования" предусматривают административную ответственность юридических лиц за данные правонарушения в виде штрафных санкций от 50 до 1 тыс. минимальных размеров оплаты труда, а также конфискацию орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования.

 

ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ СОВЕРШЕНИЮ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В СФЕРЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА

Бурак М.Н., преподаватель Читинской специальной средней школы милиции;

Жуйков А.В., к.ю.н., доцент, заместитель начальника кафедры административного права и АСД ОВД ДВЮИ МВД России

Рассматривая правонарушения в сфере потребительского рынка как вид антиобщественного поведения, необходимо отметить, что в теории и практике борьбы с ними проблема причин этого негативного социального явления, как и преступности в целом- одна из наиболее острых и актуальных. Изучение причин и условий является так же важной составляющей эффективной профилактики и борьбы с правонарушениями в сфере потребительского рынка. Утверждая так мы исходим из того, что понять природу любого правонарушения, а следовательно, и разработать меры противодействия противоправному деянию не возможно без достаточно глубокого изучения самой сущности правонарушения вообще. Данное утверждение находит свое подтверждение при анализе ст. 26.1 КоАП РФ, в которой законодатель указал на то, что к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении относятся причины и условия совершения административного правонарушения.

Как отметил в своей работе Карпец И.И. ликвидация условий, способствующих совершению правонарушений, есть одновременно и борьба за преодоление причин преступлений. Чем интенсивнее идет преодоление условий, тем большее влияние оказывает этот процесс на состояние преступности в целом, а так же на количество и причины отдельных преступлений (1).

Для правильного и полного отражения причин и условий совершения правонарушений в сфере потребительского рынка на наш взгляд, прежде всего необходимо уяснить само понятие "причина", "условие" и "следствие".

В криминологии изучение таких правовых категорий как причина, условие, объединены таким понятием как детерминизм, т.е. "причина", "условие" и в конечном итоге "следствие" являются криминологическими детерминантами (2).

По утверждению Иванова В.Г. детерминизм - это учение о предваряющей материальной обусловленности всякого явления, состоящей в таком ограничении спектра исходных возможностей, что оно приводит к данному явлению и предопределяет его основные характеристики (3).

Вообще в теоретических разработках под причиной принято понимать явления, которые порождают, производят другое явление- следствие. Данное определение понятия причина мы обнаружили у таких авторов как Мусобаев Н.А., Кузнецова Н.Ф., Антощенко А.В., Дерюга А.Н. и др. (4) В отношении понятия условия, данные авторы сходятся в том, что условия в отличие от причин составляют ту среду, обстановку, в которой она возникает и развивается.

Исходя из вышеизложенного под причиной административного правонарушения, на наш взгляд следует понимать конкретное явление или совокупность таких явлений, которые в силу своих обстоятельств порождают совершение противоправного проступка, а под условием административного правонарушения следует понимать комплекс действий, которые непосредственно не порождают противоправное действие, но сопутствуют причинам и обеспечивают последним развитие.

По нашему мнению, причины возникновения и распространения правонарушений в сфере потребительского рынка можно определить как совокупность социальных и экономических явлений и процессов, которые во взаимодействии с обстоятельствами, играющими роль условий, способствуют проявлению данных противоправных деяний.

Подходя к выявлению причин и условий правонарушений в сфере потребительского рынка, на наш взгляд нужно отметить тот факт, что причины данных правонарушений отчасти совпадают с общими причинами преступности, но в большей степени они связаны с недостатками, нечеткой организацией, неправильным пониманием и обеспечением реализации позитивных социальных, экономических, демографических процессов, особенностями их проявления.

Рассматривая причины и условия, способствующие правонарушениям в сфере потребительского рынка можно выделить четыре основных фактора:

1. Социально-экономическая сфера.

2. Организация деятельности правоохранительных  и иных государственных органов.

3. Правовое регулирование взаимоотношений  в сфере торговли.

4. Правовое воспитание и правовой  нигилизм.

Являясь сложным экономическим феноменом правонарушения в исследуемой нами сфере подвержены влиянию на них экономических и социальных ситуаций, многие из которых являются условиями, способствующими возникновению и распространению правонарушений в сфере потребительского рынка.

"Настоящий период нашего  развития, - писал еще в 1992 г. известный  отечественный криминолог И. И. Карпец, - это период переходный, период  экономической неустойчивости и  хаоса, анархического ведения народного  хозяйства, отказа от "старых", причем даже оправдавших себя  форм хозяйствования, неясности  в отношениях собственности, утверждения "самостоятельности" регионов, отраслей  хозяйства, предприятий без какой-либо  увязки с интересами других  и т.д. Нет нужды доказывать, что  такие периоды в жизни любого  общества чреваты ростом преступности..." (5).

Соглашаясь с данной точкой зрения, можно сказать, что существующая на данном этапе развития нашей страны рыночная экономика с ее конкурентной борьбой подчас за выживание, погоней за прибылью и сверхприбылью неизбежно порождает правонарушения. Можно утверждать, что для современного периода нашей рыночной экономики характерно существование множества различных факторов, способствующих наличию и расцвету правонарушений в сфере торговли.

Правонарушения в сфере потребительского рынка, это прежде всего правонарушения в области предпринимательской деятельности. Предпринимательство в основе своей деятельности основано на возможности получения большей прибыли в сравнительно короткие сроки и с минимальными затратами, а крах старой экономической системы, либерализация цен, связанная с практическим отказом от государственного регулирования процессов ценообразования, провозглашение свободы торговли и внешнеэкономической деятельности, отказ от монополии государства на внешнюю торговлю и иные радикальные, порой поспешные преобразования в системе и характере экономических отношений обострили противоречия, существовавшие в области предпринимательства, и способствовали значительному росту правонарушений в сфере потребительского рынка.

Исходя из этого, ядром системы экономических причин, на наш взгляд являются, прежде всего, нарушение баланса экономического развития, объективные противоречия между экономическим интересами лиц, осуществляющими оборот товаров, работ, услуг (частными интересами) и экономическими интересами государства (публичными интересами).

Здесь, прежде всего, следует говорить о "теневой экономике".

Несмотря на некоторые отличия в определениях в экономической, социологической и криминологической литературе к теневой экономике можно относить неконтролируемую обществом и государством деятельность по производству, распределению, обмену и потреблению товарно-материальных ценностей, денег и услуг.

Теневая экономика существовала всегда и в любом обществе. Вместе с теневыми капиталами, приобретенными преимущественно противозаконным путем, в легальный бизнес проникает и психология "теневиков", привыкших обходить закон.

Анализируя криминальную сторону правонарушений в сфере потребительского рынка, можно утверждать, что стремление основать свое дело, быстро приобрести первоначальный капитал, укрепить положение своего бизнеса и расширить хозяйственные связи является не только сутью рационального экономического развития, но и той гранью, которая отделяет правомерное поведение от совершения противоправного деяния в данной сфере. "Вечный и неизменный закон рынка - максимум прибыли любой ценой приводит к неустранимым противоречиям, кладет в основу экономики и социальных отношений корысть, наживу и стяжательство, делает невыгодным правомерное поведение" (6).

Материальная выгода, связанная с незаконным предпринимательством, неправомерным оборотом товаров работ и услуг настолько велика, что в основе своей стирает все нравственные устои и в конечном итоге становится главной причиной нарушения законодательства в сфере потребительского рынка.

Можно сказать, что совершаются правонарушения в сфере потребительского рынка на фоне противоречия экономических отношений, их несбалансированности и недостатков экономической политики государства. Так по утверждению Медведева В. выбранный вариант перехода к рыночной экономике на основе монетарной политики не соответствовал условиям и особенностям российской экономики, поэтому способствовал усилению негативных явлений и процессов в обществе, обвальному падению производства, дезорганизации хозяйственной жизни.

Говоря о социальных причинах правонарушений в сфере потребительского рынка, следует, прежде всего, сказать о конфликте человека, общества и государства.

Неудовлетворенность личности своим положением в обществе - одна из главных причин совершения правонарушения. Недовольство человека связанное с занимаемой им должностью, отсутствие нравственного и социального контроля, финансовая неудовлетворенность своим положением, стремление стать богаче, значимее толкает человека к совершению различных противоправных действий, а противоречия между групповыми интересами внутри общества, неприязнь одних слоев общества к другим (богатые-бедные) и в конечном итоге отсутствие государственного контроля в разрешении конфликта между ними приводит к отрицанию индивидом правил поведения устанавливаемых обществом и государством.

Следующим существенным фактором, благоприятствующим правонарушениям в сфере потребительского рынка, явилась неготовность всей правоохранительной системы в целом.

Происшедшие изменения в экономике, трансформация отношения собственности, провозглашение свободы торговли и иных видов предпринимательства, изменения в режиме валютного регулирования и либерализация внешнеэкономической деятельности, наряду сначала с несовершенством, а потом с существенным изменением как административного, так и уголовного законодательства, породили определенную растерянность у работников правоохранительных органов, неуверенность в правильности оценок и принимаемых решений. Как следствие, несмотря на фактический рост экономических правонарушений и в сфере потребительского рынка в частности, на какое-то время число возбуждаемых административных и уголовных дел сократилось, а немалая часть законно возбужденных дел прекращалась по различным, нередко надуманным основаниям.

Резко снизился уровень и результаты оперативно-розыскной работы аппаратов по борьбе с экономической преступностью МВД и его подразделений на местах.

Так в справке-докладе начальника ОООП МОБ УВД Читинской области (7) сказано, что снижение результатов работы по выявлению административных правонарушений в ряде ГРОВД области обусловлено объективными и субъективными причинами. Основными из них являются:

Информация о работе Привлечение к административной ответственности, административная ответственность