Инструкция по организации работы и оценке антитеррористической защищённости объектов особой важности, повышенной опасности, жизнеобеспе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 22:58, реферат

Краткое описание

В типовой инструкции рассмотрены особенности организации антитеррористической деятельности на объектах особой важности, повышенной опасности и жизнеобеспечения, мест с массовым пребыванием граждан, являющихся потенциально опасными объектами террористических посягательств, обеспечения их физической защиты, выбора и применения технических средств охранной и тревожной сигнализации, средств инженерно-технической укрепленности на объектах и помещениях. Приведены частные показатели определения оценки защищенности данной категории объектов.

Вложенные файлы: 1 файл

met_racomendations.doc

— 1.45 Мб (Скачать файл)

 

«Утверждено»

на заседании Антитеррористической комиссии

Томской области 28.10. 2009 Протокол № 5

 

 

 

 

 

 

 

 

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ

по организации работы и оценке антитеррористической защищённости объектов особой важности, повышенной опасности, жизнеобеспечения и с массовым пребыванием людей в Томской области

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Томск – 2009

 

 


В типовой инструкции рассмотрены особенности организации антитеррористической деятельности на объектах особой важности, повышенной опасности и жизнеобеспечения, мест с массовым пребыванием граждан, являющихся потенциально опасными объектами террористических посягательств, обеспечения их физической защиты, выбора и применения технических средств охранной и тревожной сигнализации, средств инженерно-технической укрепленности на объектах и помещениях. Приведены частные показатели определения оценки защищенности данной категории объектов.

Типовая инструкция предназначена для руководителей объектов, инженерно – технических работников и специалистов подразделений охраны (вневедомственной, ведомственной, служб безопасности и иных охранных предприятий), а также территориальных антитеррористических комиссий, отвечающих за обеспечение антитеррористической защищённости объектов различных предприятий, организаций и учреждений на территории Томской области.

Типовая инструкция разработана аппаратом Антитеррористической комиссии Томской области совместно с аппаратом Совета безопасности при Губернаторе Томской области при участии представителей структурных подразделений УФСБ России по Томской области, УВД по Томской области, ГУ МЧС России по Томской области.

Инструкция разработана в соответствии с требованиями нормативно – правовых актов и руководящих документов по профилактике терроризма, минимизации и ликвидации последствий и его проявлений.

 

I. Введение

 

На рубеже тысячелетий терроризм превратился в одну из наиболее острых проблем современности, фактор, серьезно дестабилизирующий обстановку не только в отдельных странах и регионах, но и в мире в целом. В последние 15 лет проблема распространения терроризма стала актуальной и в Российской Федерации. Сложившаяся криминогенная обстановка угрожает стабильности в стране, что требует повышения эффективности имеющихся форм и методов борьбы с этой угрозой, принятия безотлагательных мер по ее нейтрализации. В таких условиях заметно возрастает необходимость совершенствования деятельности всех органов законодательной и исполнительной власти, руководителей объектов по противодействию терроризму, профилактике данных противоправных действий.

Терминологически в нормативных правовых актах РФ и подзаконных актах федеральных органов исполнительной власти для обозначения объектов, выступающих в качестве потенциальных целей терроризма, используются самые разнообразные определения категорий объектов. Потенциально опасные объекты представлены во всех рассматриваемых областях человеческой деятельности – производственная сфера, транспорт, связь, безопасность, жизнеобеспечение и др. Классификация и категорирование объектов по функционально-отраслевому принципу, не решает всех прикладных задач, поскольку один и тот же объект по этому признаку может одновременно относиться к двум и более названным классам. Например, промышленные объекты зачастую выступают как элементы энергетического комплекса, транспортной инфраструктуры и при этом выполняют функции жизнеобеспечения. Ряд объектов можно отнести как к объектам жизнеобеспечения, так и к объектам повышенной опасности (например, предприятия пищевой промышленности, имеющие холодильные установки с аммиаком или водозаборы, использующие хлор в технологическом процессе очистки воды). Из этого следует, что на законодательном уровне пока еще не выработан единый подход к определению объектов, представляющих повышенную опасность и одновременно являющихся потенциальными мишенями терроризма. Отсутствие единого подхода не позволяет оптимальным образом распределить эти объекты по категориям (дать их классификацию), что в свою очередь затрудняет планирование мероприятий по защите данных объектов от диверсионно-террористических посягательств с учетом их особенностей.

Кроме того, механическое отнесение объекта к той или иной производственной сфере не позволяет выделить критерии, согласно которым устанавливается соответствующий уровень его физической защиты. Соответственно в настоящее время имеются лишь отдельные оценочные показатели, отражающие специфику деятельности некоторых ведомств. При этом в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 года № 587: «Сохранение ценностей и безопасность объектов, не включенных в перечень объектов, подлежащих государственной охране, обеспечивается их руководителями (собственниками) с учетом норм и требований, установленных соответствующими государственными органами».

Категорией объекта называется комплексная оценка состояния объекта, учитывающая его экономическую или иную значимость в зависимости от характера и концентрации сосредоточенных ценностей, последствий от возможных преступных посягательств на них, сложности обеспечения требуемой надежности охраны (ГОСТ Р 50776-95).

Важность объектов определяется исходя из:

  • политической, экономической, оборонной и социальной значимости объекта, его возможного негативного воздействия на окружающую среду при аварийных ситуациях;
  • отношения объекта к опасным производствам, важности объекта для жизнеобеспечения региона (муниципального образования), его категорированности по гражданской обороне;
  • социально-политической и криминогенной обстановки в регионе, выявленных или прогнозируемых диверсионно-террористических устремлений со стороны бандформирований, организованных преступных группировок, экстремистски настроенных элементов.

 

II. Термины и определения

 

1. Критически важные объекты (КВО) – объекты, нарушение (или прекращение) функционирования которых приводит к потере управления экономикой страны, субъекта или административно-территориальной единицы, ее необратимому негативному изменению (или разрушению) или существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения, проживающего на этих территориях, на длительный период времени;

2. Критически важные для национальной безопасности объекты инфраструктуры – объекты, нарушение (или прекращение) функционирования которых приводит к потере управления, разрушению инфраструктуры, необратимому негативному изменению (или разрушению) экономики страны, субъекта или административно-территориальной единицы, или существенному ухудшению безопасности жизнедеятельности населения, проживающего на этих территориях на длительный период времени. К данной группе объектов относятся:

  • стационарные и мобильные пункты управления, узлы телефонной, телевизионной, радио – связи и оповещения, в том числе космического базирования;
  • крупные гидротехнические сооружения промышленного и водохозяйственного назначения;
  • ядерно – радиационно опасные объекты, объекты уничтожения и захоронения химических и других опасных отходов;
  • объекты топливо – энергетического комплекса, в том числе гидро и тепловые электростанции, электроподстанции, магистральные линии высоковольтных электропередач;
  • предприятия по подземной и открытой (глубиной разработки более 150 м) добыче и переработке (обогащению) твердых полезных ископаемых;
  • магистральные газо-, нефте- и продуктопроводы, газокомпрессорные и нефтеперекачивающие станции, а также хранилища сжиженных газов и нефти;
  • предприятия нефтехимического, металлургического, машиностроительного, радио- и электротехнического и оборонного производства;
  • крупные предприятия по производству и переработке жидкофазных или твердых взрывоопасных продуктов, обладающих взрывчатыми свойствами и склонных к спонтанному разложению;
  • крупные железнодорожные узлы, морские порты, аэропорты в крупных городах, метрополитены, мосты и тоннели длиной более 500 м;
  • крупные предприятия по производству, переработке и хранению сельхозпродукции и др.;
  • объекты, включенные органами власти субъектов Российской Федерации или местного самоуправления в перечни объектов особо важных, повышенной опасности и жизнеобеспечения.

3. Объект особой важности – это объект, степень важности которого определяется федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления в зависимости от предполагаемого ущерба, который может быть нанесен природе и обществу вследствие преступного посягательства на него. К ним относятся:

    • Учреждения Банка России;
    • Сбербанки, коммерческие банки;
    • Пункты обмена валют;
    • Кассы предприятий;
    • Почтовые отделения;
    • Комнаты драгметаллов и ювелирных изделий;
    • Комнаты наркотиков;
    • Комнаты оружия и боеприпасов;
    • Теле и радиовещательные станции;
    • Здания органов государственной власти;
    • Особорежимные объекты оборонной отрасли.

4. Потенциально опасные объекты инфраструктуры Российской Федерации – объекты, на которых используют, производят, перерабатывают, хранят, эксплуатируют, транспортируют или уничтожают радиоактивные, пожаровзрывоопасные и опасные химические и биологические вещества, а также гидротехнические сооружения, создающие реальную угрозу возникновения источника кризисной ситуации.

К ним относятся:

  • Склады ВМ, заводы, цеха и стационарные пункты изготовления взрывчатых веществ;

 

  • Склады ядов и сильнодействующих ядовитых веществ, пестицидов;

 

  • Аптечные склады лекарств;

 

  • Аптечные склады наркотиков;

 

  • Склады госрезерва и мобрезерва, МЧС;

 

  • Арсеналы оружия и боеприпасов;

 

  • Нефтебазы, склады ГСМ;
  • Химические заводы;

 

  • Химфармзаводы.;

 

  • Предприятия легкой промышленности;

 

  • Предприятия тяжелой промышленности;

 

  • Предприятия пищевой промышленности;

 

  • Технологические холодильники с хлором и аммиаком;
  • Объекты с хранением радиоактивных веществ и источников ионизирующего излучения;
  • Предприятия по разработке, производству, переработке, потреблению, хранению, транспортировке, утилизации или уничтожению химически опасных веществ (АХОВ), нефтепродуктов.

5. Объект жизнеобеспечения – это совокупность жизненно важных материальных средств и услуг, сгруппированных по функциональному предназначению и сходным свойствам и используемых для удовлетворения жизненно необходимых потребностей населения в виде продуктов питания, жилья, предметов первой необходимости, а также в медицинском и санитарно-эпидемиологическом, транспортном, коммунально – бытовом обеспечении и др.

К ним относятся:

  • Плотины, гидроузлы;
  • водозаборы и водозаборные сооружения, водохранилища;
  • насосные и насосно–фильтровальные станции;

 

  • водопроводные сети;
  • ГРЭС, ГЭС, ТЭЦ, крупные котельные, работающие под давлением более 0,07 мегапаскаля или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия;

 

  • Магистральные теплопроводы и тепловые сети;
  • Газовые сети;
  • Силовые трансформаторные подстанции свыше 110 кВт, электроподстанции узловые (системные) и потребительские, электрические сети;
  • Крупные высоковольтные линии электропередач;
  • Аэродромы;
  • Крупные речные порты;
  • Городской наземный транспорт, автовокзалы, железнодорожные вокзалы;
  • Элеваторы;
  • Фармацевтические предприятия и склады медикаментов;
  • Холодильники;
  • Хлебопекарни.

6. Объекты с массовым пребыванием граждан – территории, учреждения и иные общественные места, на которых возможно одновременное пребывание 200 и более человек.

6.1. Дошкольные, школьные и иные учебные заведения, объекты науки

  • Дошкольные учреждения, детские сады, школы начальные, неполные средние и средние. Учреждения по внешкольной работе с детьми. Детские дома, интернаты. Специальные (коррекционные) учреждения;
  • Средние специальные учебные заведения. Профессионально-технические училища;
  • Институты повышения квалификации. Высшие учебные заведения;
  • Научно-исследовательские и проектные институты, академии и их филиалы.

6.2. Лечебно-оздоровительные учреждения

    • Больницы, клиники, госпитали, медико-санитарные части;
    • Поликлиники, амбулатории, диагностические центры. Станции переливания крови;
    • Санатории для больных туберкулезом;
    • Санатории для детей и подростков. Дома ребенка;
    • Дома-интернаты для престарелых и инвалидов.

 

6.3. Культурно-развлекательные учреждения

  • Дворцы и дома культуры, другие учреждения культуры и средств массовой информации. Музеи и постоянные выставки. Библиотеки;

 

  • Учреждения культа;

 

  • Театры, цирки, кинотеатры, концертные залы и другие организации исполнительских искусств.

Информация о работе Инструкция по организации работы и оценке антитеррористической защищённости объектов особой важности, повышенной опасности, жизнеобеспе