Инструкция по организации работы и оценке антитеррористической защищённости объектов особой важности, повышенной опасности, жизнеобеспе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 22:58, реферат

Краткое описание

В типовой инструкции рассмотрены особенности организации антитеррористической деятельности на объектах особой важности, повышенной опасности и жизнеобеспечения, мест с массовым пребыванием граждан, являющихся потенциально опасными объектами террористических посягательств, обеспечения их физической защиты, выбора и применения технических средств охранной и тревожной сигнализации, средств инженерно-технической укрепленности на объектах и помещениях. Приведены частные показатели определения оценки защищенности данной категории объектов.

Вложенные файлы: 1 файл

met_racomendations.doc

— 1.45 Мб (Скачать файл)

 

На территории Томской области возможно совершение преступлений террористического характера в любой из вышеперечисленных форм. Основным направлением террористической деятельности является стремление отдельных группировок, экстремистов, просто психически нездоровых людей вызвать у населения страх за свою жизнь и жизнь близких. Объектами проведения таких террористических актов на территории Томской области прежде всего могут быть места массового пребывания людей (торговые центры, общественные здания, места пересечения транспортных коммуникаций, пункты пересадки пассажиров), вокзалы, жилые дома, учебные заведения, т.е. места, где появление незнакомых людей не вызывает подозрения. Объектами проявления террористической деятельности, направленной на нанесение максимального вреда населению и экономики области могут стать электростанции, сети и электрические системы, системы тепло и водоснабжения, предприятия, использующие в производстве АХОВ, автотранспортные предприятия. Наименее вероятными местами проведения террористических актов являются здания органов внутренних дел, органов местного самоуправления, места дислокации воинских частей и учреждения уголовно-исполнительной системы.

 

Осуществление перечисленных террористических угроз может быть реализовано внешними и внутренними исполнителями.

Внешний исполнитель террористического акта – лицо (лица), не входящие в состав персонала объекта.

Внутренний исполнитель террористического акта – лицо (лица) из числа персонала объекта или допущенные на его территорию в установленном порядке. В качестве возможных носителей внутренних угроз безопасности объектов рассматриваются:

  • лица из числа персонала объекта, хорошо знакомые с особенностями функционирования объекта;
  • лица из числа персонала охраны объекта, хорошо знающие организацию системы физической защиты и охраны объекта.

 

III.2. Признаки подготовки террористической акции

Типовыми признаками подготовки теракта на конкретном объекте являются:

  • появление лиц, в поведении которых усматривается изучение обстановки в близлежащем окружении объекта возможной террористической атаки, повышенный или неадекватно мотивированный интерес к определенным аспектам в его деятельности, проявление необоснованного интереса к наиболее важным и уязвимым участкам объекта;
  • неоднократное появление подозрительных лиц у выбранных объектов и проведение ими фото- и видеосъемки, составление планов, схем и т.п.;
  • необоснованное вступление в контакт с сотрудниками объектов и его охраны, выведывание у них режима работы, порядка доступа, системы пропускного режима и охраны объекта, обеспечейиы безопасности( выяснение вкпросов, связанных с возиожностью искусственйого созаания авариййой ситуатии( условий для совершения взрыва, пожара, вывоаа из строя оборуаования путем отключения приборов, автоматики и сигнализации, открытия и переключения дренажей, пробоотборников, кранов, задвижек и т.д.;
  • привлечение участников из числа лиц, способных оказать содействие в проникновении на уязвимые участки, доставке на них террористических средств или их изготовлении, а также изыскание путей и способов скрытой доставки на объект террористических средств, изучение уязвимых участков, проникновение в подвалы и на чердаки многоэтажных зданий лиц, которые не имеют отношения к их техническому обслуживанию;
  • обнаружение различных приспособлений, предметов для крепления взрывозажигательной техники, а также наличие на месте вероятного ЧС отдельных компонентов, из которых могут быть изготовлены взрывчатые вещества и средства подрыва;
  • хищение, приобретение или изготовление фиктивных документов для доступа на уязвимые участки, а также наличие документов, проверка по которым не дает информации, представляющей оперативный интерес;
  • сообщение в органы власти, правопорядка ложной информации,
  • проведение акций, отвлекающих силы и средства правоохранительных органов от планируемой террористической акции на объекте;
  • поиск лиц, способных за солидное вознаграждение выполнить малозначимую работу (передача пакета, свертка, посылки) в целях перемещения ВУ к пункту проведения террористической акции.

В таких условиях заметно возрастает необходимость совершенствования деятельности по противодействию терроризму, профилактике данных противоправных действий. Для решения этой задачи необходимо провести паспортизацию потенциальных объектов нападения террористов.

 

III.3. Профилактика и предупреждение террористических преступлений

Общая профилактика преступлений террористического характера включает работы по техническому и физическому укреплению объектов, которые могут быть использованы террористами в качестве мишени, поддержанию должного порядка в пропускной системе, а также по предварительному созданию условий, способствующих быстрому обнаружению преступлений с помощью сигнализирующих и контролирующих приборов и средств (телевизионные камеры слежения, рентгеновские аппараты и магнитные датчики для обнаружения оружия и взрывчатых веществ и т. п.), которые в силу своей наглядности усиливают предупредительное воздействие на лиц, склонных к совершению террористических акций.

Для информационного обеспечения общей профилактики терроризма важное значение имеет налаживание тесного взаимодействия служб безопасности предприятий, учреждений и организаций с ОВД, ФСБ и иными контрольно-надзорными органами, находящихся на административной территории.

Система профилактических мероприятий, как правило, включает в себя регулярное получение информации о состоянии объекта, выделенных участков (зон), оборудования, своевременное вскрытие недостатков и нарушений технологических регламентов работы, выявление лиц, пытающихся без видимых оснований или при подозрительных обстоятельствах проникнуть на объект. При этом следует учитывать, что, как правило, исполнители террористических акций свои преступные намерения предпочитают осуществлять на объектах, где работают (работали), имеют на них знакомых или в окружении которых проживают. Это позволяет им более полно изучить характер и специфику производственной деятельности объекта, облегчает возможность тщательной подготовки террористической акции, применение соответствующих орудий и средств их совершения, выбора соучастников и пособников.

Несоблюдение норм по организации и поддержанию контрольно-пропускного и внутриобъектового режимов допускает проникновение на объект и к уязвимым участкам (зонам, оборудованию) посторонних лиц, что облегчает доставку террористических средств, а также вывод из строя аппаратуры контроля, автоматики, связи и т.п.

Необходимо учитывать, что террористы совершенствуют тактику подрывных действий, применяют трудно распознаваемые способы совершения террористических актов, придают им характер аварий и других ЧС, совершившихся в результате неумышленных действий, несовершенства технологических процессов, осуществляют свои акции на таких участках, где уничтожаются следы деятельности преступника, используют специальные устройства замедленного и дистанционного действия.

Одной из эффективных форм общего предупреждения терроризма являются обеспечение готовности к отражению нападений террористов на тепловые электростанции, объекты транспорта, связи, торговли, массового пребывания граждан, другие особо важные и охраняемые объекты.

Поэтому отдельного упоминания заслуживает роль объектовых сил и средств антитеррористической и противодиверсионной работы. Традиционно к силам относятся люди в качестве основной или дополнительной функции, реализующие возложенные на них задачи в рассматриваемой сфере.

К объектовым средствам антитеррористической и противодиверсионной защиты относятся:

  • специальные средства и вооружение, используемые в охранной деятельности в целях обеспечения индивидуальной защиты и пресечения противоправных посягательств;
  • охранные: сигнализация, телевидение и освещение; системы и средства контроля и управления доступом; средства оперативной связи, тревожной сигнализации и оповещения, знаки безопасности;
  • средства поиска, обследования, обезвреживания и эвакуации ВУ; индивидуальные и коллективные взрывозащитные средства, огнетушители;
  • сигнально-осветительные приборы и средства спасения, медицинские средства индивидуальной защиты;
  • инструкции, памятки, плакаты, таблицы и другие виды инструктивно-методического обеспечения антитеррористической и противодиверсионной работы;
  • информационные системы, содержащие сведения о фактах, субъектах, способах и орудиях преступлений, а также следах преступной деятельности;
  • программные средства защиты компьютерных сетей объекта, другие средства защиты информации.

Научный подход к планированию, разработке и внедрению системы антитеррористической защиты отдельного объекта предусматривает последовательное выполнение определенных мероприятий в следующие 4 этапа:

на первом этапе осуществляются: выбор типа системы антитеррористической защиты; специальное обследование объекта и определение перечня реальных диверсионно-террористических угроз; разработка объектовой концепции антитеррористической защиты и противодействия терроризму;

на втором этапе исполняются: разработка долгосрочных антитеррористических мероприятий; антитеррористическое мобилизационное планирование для типичных ситуаций диверсионно-террористической атаки, разработка антитеррористического и противодиверсионного паспорта предприятия, оснащение объекта необходимыми техническими средствами охраны, досмотровой техникой и антитеррористическим оборудованием;

на третьем этапе ведется обучение руководящего состава и персонала действиям в экстремальных ситуациях, готовятся мероприятия по поддержанию системы антитеррористической защиты в постоянной готовности, оцениваются диверсионно-террористическая уязвимость объекта, меры по повышению антитеррористической защиты;

на четвертом этапе проводится согласование системы антитеррора с системой физической защиты объекта; построение комплексной интегрированной системы безопасности и антитеррористической и противодиверсионной защиты объекта; переработка антитеррористического и противодиверсионного паспорта предприятия.

Рабочее проектирование системы антитеррористической и противодиверсионной защиты объекта представляет собой процесс разработки и принятия нормативных, организационных и методических документов, служащих основанием для функционирования всех субъектов антитеррористической деятельности на объекте. Необходимо создание и внедрение комплекса специальных управленческих документов, а также инструктивно-методических материалов, учебных программ и учебных пособий для работающего персонала.

Объекты функционируют, имеются подразделения безопасности и охраны, внедрены системы контроля и управления доступом, есть система оповещения, инженерная укрепленность объектов на высоком уровне и т.д. На многих объектах разработаны памятки и методические рекомендации персоналу по действиям в экстремальных ситуациях техногенного характера и по антитеррору. Таким образом, есть основа для развертывания и дальнейшего совершенствования общепрофилактических предупредительных мероприятий по антитеррористической защите.

Основные этапы разработки и внедрения объектовой системы антитеррористической и противодиверсионной защиты.

На первом этапе должны быть решены две основные задачи:

  • построение объектовой концепции антитеррористической защиты и противодействия терроризму с определением основных видов реальных террористических угроз;
  • выбор системы антитеррористической защиты соответственно финансовым возможностям предприятия (объекта). Обе задачи решаются на основе специального антитеррористического обследования объекта.

На этом этапе ведется специальное антитеррористическое обследование объекта, определяются основные виды угроз и выбирается система антитеррористической защиты. При анализе ситуации, складывающейся по линии диверсионных и террористических угроз вокруг объекта, исходят, как правило, из анализа складывающейся криминогенной обстановки и прогнозов ее развития в конкретном регионе и занимаемом секторе бизнеса. Правильное понимание потенциальных и реальных диверсионно-террористических угроз в значительной степени определяет эффективность всей системы мер защиты.

В целях адекватного реагирования на диверсионно-террористические угрозы в рамках одного предприятия (объекта) для различных его участков можно разработать и внедрить систему антитеррора разного уровня сложности. Совершенно очевидно, что начинать нужно с простейших вариантов, которые не требуют больших объемов финансирования. Построение системы антитеррористической защиты высшего уровня сложности процесс длительный, зависящий от множества политических и экономических факторов, обстановки в стране, регионе, секторе бизнеса, целевого финансирования антитеррористических мероприятий и др.

На втором этапе разрабатываются долгосрочные антитеррористические мероприятия и проводится техническое оснащение объекта средствами охраны и антитеррористической защиты.

Существенному снижению рисков диверсионно-террористической атаки способствуют капитальные вложения в инженерно-техническую укрепленность объекта, совершенствование систем физической защиты (охраны), систем контроля и управления доступом. Этому уделяют первоочередное внимание. Однако важно помнить, что сами по себе эти мероприятия не снимают риска террористической атаки и зачастую террористическому нападению подвергаются объекты, имеющие как техническую, так и физическую охрану. Поэтому переоценивать эту группу мероприятий нельзя.

В числе долгосрочных антитеррористических мероприятий всегда следует уделять внимание и кадровому вопросу, характеру социальных отношений в коллективе. В истории терроризма известно много случаев совершения диверсионно-террористических актов самими работниками объектов, как по бытовым, так и политическим мотивам. Одной из типичных следственных версий при расследовании диверсий и актов терроризма является версия о совершении преступления одним из работников предприятия, или кем-либо из ранее уволенных сотрудников на почве неприязненных отношений с сослуживцами, или на почве «неправомерных», с точки зрения преступника, действий администрации. Практика показывает, что эти версии зачастую подтверждаются материалами расследования.

На этом этапе необходимо антитеррористическое планирование для типовых экстремальных ситуаций. Планировать свои действия в неопределенных экстремальных ситуациях в принципе невозможно. Это относится и к проявлениям диверсионно-террористического характера. Поэтому выбирают ограниченный перечень типовых ситуаций террористической атаки и заблаговременно планируют организационные, технические и иные меры для каждой из них.

Для детального анализа и конкретизации инструктивно-методических рекомендаций целесообразно в общем случае выделить восемь типовых ситуаций:

Информация о работе Инструкция по организации работы и оценке антитеррористической защищённости объектов особой важности, повышенной опасности, жизнеобеспе