Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 12:56, лекция
Для организации и обеспечения оперативного управления силами и средствами ЦУКС МЧС России совместно со структурными подразделениями ЦА, территориальных органов МЧС России, а так же координации действий сил функциональных и территориальных подсистем РСЧС в ходе предупреждения и ликвидации ЧС решаются задачи по:
-планированию и организации работ по предупреждению и ликвидации ЧС;
-организации взаимодействия с органами управления функциональных и территориальных подсистем РСЧС;
-координации действий сил территориальных и функциональных подсистем РСЧС, участвующих в проведении работ по предупреждению и ликвидации ЧС;
-организации информирования населения.
-своевременного приведения органов управления МЧС России в различные степени готовности;
-организации непрерывного сбора и обработки данных обстановки на территории РФ (соответствующего ФО, субъекта РФ);
-обеспечения организации и управления АСР;
-обеспечения координации деятельности пожарно-спасательных, поисково-спасательных, СВФ и иных подразделений и организаций МЧС России;
-организации взаимодействия с органами повседневного управления РСЧС.
3.1.4. Основными задачами
оперативного дежурства в
-прием и доведение установленных сигналов по приведению территориального органа МЧС России, СВФ, подчиненных подразделений территориального органа МЧС России в высшие степени готовности;
-своевременное доведение распоряжений до руководителей территориального органа МЧС России, СВФ, подчиненных подразделений территориального органа МЧС России при приведении в готовность к выполнению задач по предназначению в мирное и военное время;
-доведение в установленном порядке сигналов по ГО до ФОИВ, органов исполнительной власти субъектов РФ, а также установленных сигналов оповещения, возложенного на МЧС России при внезапном нападении противника;
-оповещение в случае угрозы и возникновения ЧС КЧС и ОПБ субъектов РФ;
-оповещение в установленном порядке членов ОШ ЛЧС территориального органа МЧС России при возникновении ЧС;
-поддержание устойчивого, непрерывного и оперативного управления силами и средствами постоянной готовности МЧС России (на территории ФО, субъекта РФ) в период угрозы, возникновения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера в мирное и военное время;
-осуществление сбора, обработки и доклада руководству территориального органа МЧС России оперативной информации о ходе проведения АСДНР в зоне ЧС;
-сбор и обработка информации в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
-осуществление мониторинга и прогнозирования ЧС на подведомственной территории;
-ведение учета сил и средств постоянной готовности Ф и ТП РСЧС;
-организация взаимодействия и обмена оперативной информацией с органами повседневного управления МЧС России, Ф и ТП РСЧС при угрозе, возникновении и в ходе ликвидации ЧС;
-организация информационного обеспечения деятельности руководства территориальных органов МЧС России по управлению силами Ф и ТП РСЧС при угрозе, возникновении и в ходе ликвидации ЧС в мирное и военное время;
3.2. Планирование оперативного дежурства
Планирование дежурств оперативных дежурных смен осуществляется ежемесячно, график дежурства утверждается начальником ЦУКС не позднее 25 числа предыдущего месяца и доводится под роспись до всего личного состава оперативной дежурной смены.
Кроме того, издается приказ о заступлении на оперативное дежурство очередных оперативных дежурных смен (ежесуточно).
3.3. Допуск специалистов
к несению оперативного
3.3.1. К несению оперативного дежурства в составе ОДС допускаются военнослужащие, сотрудники ФПС и гражданский персонал, прошедшие подготовку в соответствии с Программой профессиональной подготовки военнослужащих, сотрудников ФПС и гражданского персонала НЦУКС, ЦУКС МЧС России, сдавшие зачеты на допуск к несению оперативного дежурства, твердо знающие документы, регламентирующие организацию оперативного дежурства, порядок действий в различных условиях обстановки и имеющие практические навыки в выполнении задач в составе ОДС.
Допуск к несению
оперативного дежурства в
Допуск к оперативному дежурству специалистов, совершивших проступки, по которым ведется расследование, больных и не имеющих допуска к несению оперативного дежурства, категорически запрещается.
3.3.5. Непосредственная подготовка
личного состава заступающей
смены проводится накануне
3.4. Порядок проведения инструктажа ОДС
3.4.1. Инструктаж ОДС организуется
с каждой ОДС в день
3.4.2. За 15 минут до начала инструктажа личный состав заступающей смены прибывает в расположение своего структурного подразделения, проходит медицинский осмотр. В начале инструктажа под руководством непосредственных начальников проводится проверка личного состава, прибывшего на дежурство, осмотр внешнего вида, опрос по состоянию здоровья, морально-психологическому состоянию. С целью определения готовности личного состава к заступлению на оперативное дежурство начальник подразделения методом устного или письменного опроса проверяет и оценивает:
-знание функциональных обязанностей и регламентов действий по ЧС;
-знание алгоритмов действий в режиме ПОВСЕДНЕВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ и при ЧС;
-знание состава оборудования, порядка эксплуатации и применения программно-технических средств, установленных на АРМ.
Осуществляется проверка исполнения указаний и распоряжений об устранении недостатков по итогам действий ОДС за предыдущее дежурство.
3.4.3. В ходе проведения инструктажа:
-доводятся полученные указания и распоряжения от руководства;
-ЧС на контроле (на что обратить внимание, проблемные вопросы, анализ действий структурных подразделений МЧС России, РСЧС при ликвидации последствий ЧС);
-ошибки и замечания, допущенные сменяющейся ОДС, положительные стороны;
-уточняются и ставятся задачи личному составу ОДС на период несения оперативного дежурства;
-доводится приказ о заступлении на оперативное дежурство.
3.4.4. При проведении инструктажа
в классе подготовки ОДС
3.5. Порядок смены оперативных дежурных смен
3.5.1. Смена ОДС и заступление на оперативное дежурство осуществляется ежесуточно, как правило, с утра.
3.5.2.Непосредственно перед заступлением на оперативное дежурство, в целях проверки готовности личного состава и техники к выполнению задач в составе ОДС, проводится развод дежурных смен. На развод привлекаются очередная ОДС органа повседневного управления МЧС России, дежурные смены сил постоянной готовности, подчиненных органу повседневного управления, а также в режиме ВКС дежурные смены органов управления ФОИВ соответствующего уровня, дежурно - диспетчерские службы (далее – ДДС) ведомственных структур звеньев территориальной подсистемы, оперативные дежурные (диспетчера) ЕДДС.
3.5.3. В ходе проведения
развода заслушиваются
3.5.4. Смена ОДС проводится под руководством заступающего СОД и контролем одного из заместителей начальника ЦУКС. В ходе приема(сдачи) дежурства специалисты принимают у сменяющейся смены документацию, аппаратуру и имущество на АРМ, проверяют исправность средств ЭВТ и другого оборудования, с докладом СОД о приеме (сдачи) дежурства, о готовности АРМ, подсистем управления для несения дежурства.
3.5.5. Заступающая на дежурство ОДС при проведении приема (сдачи) дежурства находится в готовности к выполнению возложенных на них задач. За своевременность и точность приема, а также доведение сигналов управления, оповещения и распоряжений, полученных во время проведения смены, отвечают должностные лица меняющейся ОДС.
3.5.6. Сменившимся специалистам ОДС предоставляется отдых в соответствии с действующими нормативными правовыми актами и документами по организации оперативного дежурства.
IV. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ
ВОЗМОЖНЫХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
4.1. Формирование
ежедневного оперативного
4.1.1. Подготовка ЕОП осуществляется с целью своевременного информирования, и обеспечения заблаговременного проведения превентивных мероприятий при угрозе возникновения ЧС, для минимизации возможного риска гибели людей и снижения материальных потерь от ЧС.
4.1.2. Формирование ЕОП осуществляется специалистом по мониторингу и прогнозированию ЧС в ОДС ЦУКС МЧС России и оперативным дежурным региональных центров мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования ЧС природного и техногенного характера РЦ МЧС России (далее – РЦМП) (территориальных центров мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования ЧС природного и техногенного характера ГУ МЧС России по субъектам РФ (далее - ТЦМП).
4.1.3. Обобщенный ЕОП ЧС представляется в виде карты субъекта РФ с нанесением на неё условными обозначениями метеорологических данных (предполагаемой температурой, осадками, значениями ветра и др.), карты федеральных автомагистралей, а также в текстовом виде по разделам: прогноз метеорологической обстановки по данным территориальных подразделений Росгидромет, прогноз ЧС и социально-значимых происшествий по видам.
При прогнозе неблагоприятных и опасных погодных явлений прилагать карту с указаниями энергоузлов субъекта.
4.1.4. Для формирования
ЕОП возникновения ЧС на
-ежедневный гидрометеорологический бюллетень по Федеральному округу, предоставляемый Департаментом Росгидромета по Федеральному округу;
-штормовые предупреждения, донесения о возможных неблагоприятных природных явлениях (НЯ), полученные из Департамента Росгидромета по Федеральному округу и территориальных подразделений Росгидромета; оперативные предупреждения, полученные из ВЦМП «Антистихия»;
-сведения о режимах функционирования ГТС, полученные из субъектового БВУ;
-сведения о текущих уровнях воды (гидрологическая обстановка) на гидропостах, предоставляемые территориальными подразделениями мониторинга и прогнозирования ЧС субъектов РФ Федерального округа (источник информации – территориальные подразделения Росгидромета и ЕДДС);
-прогнозы вероятности возникновения ЧС, предоставляемые территориальными подразделениями мониторинга и прогнозирования ЧС субъектов РФ;
-базы данных чрезвычайных ситуаций, произошедших на территории округа с 2000г., среднемноголетние показатели о повторяемости ЧС природного характера в отдельных районах округа в рассматриваемый период;
-данные официального сайта Росгидромет (http://www.meteoinfo.ru) или территориального подразделения Росгидромет (прогностические карты метеорологических полей на последующие двое суток на территории Европейской и Азиатской части РФ, обновляемые Росгидрометом каждые 3-6 часов и позволяющие определить местоположение циклонов и антициклонов, направления их перемещений, а так же интенсивность предполагаемых осадков);
-данные официального сайта Авиалесохрана (http: www.pushkino.aviales.ru) (карты пожароопасной обстановки и карты ожидаемой интенсивности суммарных осадков на прогнозные сутки).
-сводки представляемых территориальными подразделениями Росгидромета.
4.1.6. После определения субъектов РФ, где возможно возникновение ЧС, специалист ОДС РЦ МЧС России производит сверку прогноза с данными, полученными от субъекта РФ, и ставит задачу специалисту ТЦМП на детализацию прогноза ЧС до муниципального образования субъекта РФ, обращая внимание на точное представление информации по следующим пунктам:
-количество муниципальных образований, попадающих в предполагаемую зону ЧС;
-количество населенных пунктов в данных муниципальных образованиях и численность проживающего в них населения;
-количество социально-значимых объектов по категориям и наличие резервных источников электропитания на социально-значимых объектах и объектах обеспечения жизнедеятельности населения;
-количество котельных в населенных пунктах, вид применяемого топлива, количество котлов (в т. ч. резервных);
-количество водозаборов;
-наличие аэропортов и их пропускная способность;
-наличие и количество морских и речных портов и их пропускная способность;
-наличие и протяженность железных дорог и имеющиеся на них опасные участки (склоны, мосты, селеопасные участки, участки ремонта и т.д.);
-наличие железнодорожных станций и их пропускная способность;