Бизнес-планирование в системе планирования деятельности организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 20:51, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является разработка бизнес плана организации.
В соответствии с целью курсовой работы были поставлены следующие задачи:
определить место и роль планирования в управлении организацией;
рассмотреть цель, задачи, виды, принципы планирования в организации;
определить сущность, цель, задачи, виды бизнес планирования;
разработать бизнес план организации, в том числе организационный план, стратегию маркетинга, производственный план, финансовый план.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ГУК М.А. ГУЭ-2.doc

— 565.00 Кб (Скачать файл)

АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ  ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ

Кафедра экономики предприятий

Специальность Государственное  управление и экономика

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Бизнес-планирование в системе планирования деятельности организации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила

студентка 3курса,

группы ГУЭ – 2                        Гук Мария Андреевна

 

 

Руководитель                             

кандидат экономических 

наук (доцент)                            Морозова Наталья Николаевна

 

 

 

 

 

 

МИНСК 2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

В Республике Беларусь продолжается процесс преобразований в экономике, постепенно складываются условия для благоприятного инвестиционного климата. Закономерно возникает повышенный интерес к разработке бизнес-планов развития организаций и предприятий, отдельных инвестиционных проектов.

  Тема бизнес-планирования одинаково важна и актуальна как для тех, кто только собирается создавать новое предприятие, так и для тех, кто уже не новичок в бизнесе, однако хочет расширить его объемы, видоизменить, или дополнить направления своей деятельности. Каждый предприниматель, как начинающий, так и опытный, должен не только ясно представлять себе потребность на перспективу в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах и источники их получения, но и уметь четко рассчитывать эффективность использования этих ресурсов в процессе производственно-хозяйственной деятельности организации.

Бизнес-план является одной из самых важных составляющих внутриорганизационного планирования. Этот план дает характеристику процесса, как функционирует организация, показывает, как руководители будут достигать поставленные задачи, в первую очередь — увеличения прибыли организации.

Бизнес-план — многоплановый управленческий инструмент. Он предусматривает решение как стратегических, так и тактических задач, стоящих перед предприятием, независимо от его функциональной ориентации.

Таким образом, составление бизнес-плана  актуально для организаций различных  сфер деятельности, поскольку позволяет спланировать и оптимизировать ресурсы для максимизации финансового результата организации.

Целью данной курсовой работы является разработка бизнес плана организации.

В соответствии с целью курсовой работы были поставлены следующие задачи:

    • определить место и роль планирования в управлении организацией;
    • рассмотреть цель, задачи, виды, принципы планирования в организации;
    • определить сущность, цель, задачи, виды бизнес планирования;
    • разработать бизнес план организации, в том числе организационный план, стратегию маркетинга, производственный план, финансовый план.

Основу разработки бизнес-план составил анализ потребительского рынка мыла ручной работы города Минска. При написании курсовой работы была использована различная учебная литература по бизнес-планированию, методические указания к написанию бизнес-плана, а также интернет-ресурсы.

 

 

ГЛАВА 1

  1. Планирование деятельности предприятия

В условиях рыночных отношений сохраняется  актуальность планирования деятельности предприятия. Планомерное развитие экономики понижается как развитие, соответствующее задачам, поставленным органом управления. И в этом смысле планирование является важнейшей функцией управления, а планомерность присуща экономике вообще, вне зависимости от способа производства, общественно-экономической системы.

Планирование производственной и  коммерческой деятельности необходимо для всех организационно-правовых форм предприятий. Деятельность предприятия  без плана есть реакция на совершающиеся  события, деятельность на основе плана  – реакция на предвиденные и запланированные явления.

Планирование в каждой сфере  деятельности понимается по-разному. С экономической точки зрения, планирование – это  способ определения пропорций совместной деятельности наряду с рыночным механизмом.

С управленческой точки зрения, планирование – это процесс принятия управленческого решения, основанный на обработке исходной информации и включающий в себя определение  и научную постановку целей, средств и путей их достижения посредством сравнительной оценки альтернативный вариантов выбора  и наиболее приемлемого из них в ожидаемых условиях развития.

Планирование в организации  – это процесс экономического обоснования рационального поведения  субъекта хозяйствования для достижения своих целей.

Результатом планирования является совокупность планов, каждый из которых представляет собой часть общей системы и нацелен на достижение общих целей предприятия, устойчивое экономическое и социальное функционирование и развитие.

Цель планирования заключается  в повышении производительности и эффективности работы посредством: целевой ориентации и координации всех событий на предприятии; выявление рисков и снижение их уровня; разукрупнение и упрощение процессов; повышение гибкости, приспособляемости к изменениям. [10, с. 8].

Основные задачи развития системы планирования предприятия:

  • выработка целей и задач производственно-хозяйственной деятельности организации;
  • обеспечение высокой прибыльности и роста производительности труда, максимальное использование ресурсов;
  • четкая взаимная увязка деятельности отдельных подразделений, ее согласованность;
  • выявление потребности в ресурсах, необходимых для процесса производства;
  • своевременное и равномерное выполнение плановых заданий.

В соответствии с задачами, выделяют несколько типов планирования.

С точки зрения обязательности плановых заданий различают директивное и индикативное планирование.

Директивное планирование - это процесс принятия решений, имеющих обязательный характер для объектов планирования. Директивные планы имеют, как правило, адресный характер и отличаются чрезмерной детализацией. Директивное планирование может успешно использоваться и внутри организации, например, в текущем планировании [10, с. 9].

Индикативное планирование носит направляющий, рекомендательный характер. В составе индикативного плана могут быть обязательные задания, но число их весьма ограничено.

Основная задача индикативного  планирования заключается в обеспечении  взаимосвязи и сбалансированности всех показателей развития экономики, решения крупномасштабных задач страны.

На уровне предприятий индикативное планирование используется при составлении  перспективных планов.

1.1 Классификация планов

В зависимости от срока, на который  составляется план, принято различать:

    • долгосрочные (перспективные) планы;
    • среднесрочные планы;
    • краткосрочные (текущие) планы [10, с. 10].

Долгосрочный план обычно охватывает длительные периоды времени - 5-20 лет, а иногда и более. Такие планы призваны определять долговременную стратегию предприятия.

Долгосрочное планирование основывается преимущественно на экстраполяции сложившихся тенденций и соответствует оценке состояния объекта в будущем.

Среднесрочное планирование конкретизирует ориентиры долгосрочных планов, основывается на них и служит обеспечению их выполнения. Разрабатываются среднесрочные планы на период от 1 до 5 лет.

Краткосрочные планы разрабатываются обычно сроком до одного года. Включают годовые, квартальные, месячные, недельные (декадные) и суточные планы. Наибольшую популярность сегодня получили планы, разрабатываемые на годовой период - текущие планы. Планы сроком действия до 1 года обычно относятся к категории оперативных планов.

По содержанию плановых решений выделяют:

    • стратегические планы;
    • тактические планы;
    • оперативно-производственные планы.

Стратегические планы, как правило, ориентированы на длительную перспективу и определяют основные направления развития хозяйствующего субъекта. Выступают основой, фундаментом, на котором строится вся система планирования предприятия [10, с. 18].

В основе стратегического плана - стратегия, т.е. совокупность генеральных целей и средств их достижения.

Цель стратегического планирования - создание потенциала для выживания  и развития предприятия при динамичной внешней и внутренней среде.

Объектами стратегических решений  могут быть: рыночная стоимость, выпуск новых видов продукции, изменение производственной структуры, повышение финансовой устойчивости и др.

Функциями стратегического плана  являются:

    • адаптация к внешней среде;
    • распределение ресурсов;
    • координация и регулирование;
    • организационные изменения [10, с. 19].

Стратегический план не имеет четкого  алгоритма разработки и больше носит  концептуальный характер, сопряжен со значительным риском.

Результатом стратегического  планирования является совокупность планов развития предприятия на длительную перспективу.

Если стратегическое планирование рассматривается как поиск новых  возможностей предприятия, то тактическое - процесс создания предпосылок для  реализации этих возможностей.

В процессе тактического планирования принимаются решения о том, как  должны быть распределены ресурсы предприятия для достижения стратегических целей. Можно сказать, что стратегический план - это цели, стоящие перед предприятием, а тактический план - средство их достижения.

Тактический план - план экономического и социального развития предприятия, представляющий комплексную, развернутую программу производственной, хозяйственной и социальной деятельности на соответствующий период. [10, с. 25].

На основе тактических  планов:

    • устанавливаются связи между структурными подразделениями;
    • достигаются научно-обоснованные пропорции в производстве;
    • разрабатываются бюджеты (сметы) по основным видам деятельности, осуществляется контроль за их выполнением.

Тактическое планирование, как правило, охватывает среднесрочный и краткосрочный  период - 3-5 лет. Тактические планы направлены на решение отдельных самостоятельных проблем.

Очень часто на практике из тактического планирования выделяют оперативное  планирование.

Оперативное (календарное, производственное) планирование - завершающий этап в хозяйственной деятельности предприятия. С помощью оперативного планирования осуществляется конкретизация показателей тактических планов с целью обеспечения повседневной планомерной и ритмичной работы предприятия и его подразделений [10, с. 38].

Оперативные планы обычно применяются для планирования отдельных операций (производство, маркетинг).

По сферам планирования выделяют следующие функциональные планы:

    • план маркетинга (сбыта);
    • план производства (производственная программа, подготовка производства и др.);
    • планирование персонала (потребности, переподготовки);
    • план издержек производства и обращения;
    • план финансов;
    • план материально-технического обеспечения.

В производственно-структурном аспекте планы бывают:

    • корпоративные;
    • самостоятельных экономических единиц;
    • отдельных подразделений.

По форме планов различают:

    • программа - определяет развитие одного из важных аспектов жизни экономической организации. Например, программы по совершенствованию технологии, контроля качества и т.д. Включает основные положения и цели деятельности. Программа может содержать несколько проектов;
    • проекты - весь процесс налаживания какой-либо деятельности, начиная с концептуальной проработки организационных вопросов, и кончая графиком конкретных мероприятий, которые обеспечат реализацию идеи. В отличие от программы, имеют установленную стоимость, график выполнения, технические и финансовые параметры, т.е. отличаются высоким уровнем конкретной проработки. Обычно проекты бывают связаны с созданием и продвижением на рынок новых продуктов и услуг.

Конечными целями программы и проекта является создание и освоение в производстве новой техники, технологий, содействующих выходу отечественной продукции на мировой уровень.

В практической деятельности предприятия  используют различные виды планов, или их комбинацию. Совокупность различных видов планов, применяемых одновременно на конкретном хозяйствующем субъекте, называют формой планирования. Выбор той или иной формы планирования зависит от многих факторов: специфики предприятия, внешней среды, особенностей самого процесса управления.

    1.  Бизнес-план в системе планирования деятельности предприятия

Самой совершенной формой планирования является бизнес планирование.

В рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом, используемым во всех сферах предпринимательства. В нашей стране необходимость составления бизнес-планов осознана на государственном уровне, и в настоящее время он все чаще становится продуктом внутренней управленческой деятельности, который необходим для решения многих вопросов функционирования предприятия, как правило, не связанных с привлечением внешних инвестиций. Бизнес-план – это постоянно действующий документ, в который вносятся изменения и дополнения, связанные с переменами во внутренней и внешней средах предприятия.

Информация о работе Бизнес-планирование в системе планирования деятельности организации