ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При всем многообразии форм
бизнеса существуют основы, обязательные
практически для всех областей коммерческой
деятельности, для разных предприятий
и организаций, опора на которые
необходима для того, чтобы своевременно
подготовиться к возможным неожиданностям
и устранить потенциальные трудности,
опасности и тем самым уменьшить
риск в достижении поставленных целей.
Планомерная разработка стратегии
и тактики производственно- хозяйственной
деятельности предприятия является
важнейшей задачей для любого
бизнеса.
В рыночной экономике бизнес-план
является исключительно эффективным
рабочим инструментом как для
вновь создаваемых, так и для
действующих компаний во всех сферах
предпринимательства. Бизнес-план побуждает
менеджера тщательно изучить
каждый элемент предполагаемого
рискового рыночного мероприятия.
Практически всегда в этом процессе
обнаружится немало слабых мест и
пробелов, устранению которых нельзя
не уделить внимания.
Цель разработки бизнес-плана
– спланировать хозяйственную деятельность
фирмы на ближайший и отдаленный
периоды в соответствии с потребностями
рынка и наличием необходимых
ресурсов. Бизнес-план помогает менеджеру
решать следующие основные проблемы:
- определить конкретные направления деятельности предприятия, его целевые рынки и место на этих рынках;
- сформулировать долговременные и краткосрочные цели бизнеса, стратегию и тактику их достижения, а также определить круг лиц, ответственных за реализацию намеченного;
- зафиксировать состав и показатели товаров и услуг, которые будут предложены потребителям, оценить соответствующие производственные и торговые издержки;
- выявить соответствие имеющегося персонала предприятия предъявляемым требованиям;
- определить систему маркетинговых мероприятий по исследованию рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и др.
- оптимизировать организационную структуру управления;
- оценить финансовое положение предприятия и соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов возможностям достижения поставленных целей;
- выявить те трудности, которые способны помешать выполнению бизнес-плана, и наметить меры по их устранению.
Планирование бизнеса
обеспечивает немало выгод. Оно, в частности:
- побуждает менеджмент тщательно изучить перспективы развития бизнеса;
- позволяет обеспечить четкую координацию всех усилий по достижению поставленных целей;
- заставляет руководителей точно определить цели бизнеса и пути их достижения;
- делает предприятие намного более подготовленным к внезапным изменениям рыночной ситуации;
- четко формализует обязанности и ответственность всех руководителей предприятия.
Тщательно
подготовленный и составленный
план бизнеса открывает перспективу
его развития, то есть отвечает
на самый важный вопрос: стоит
ли вкладывать силы и средства
в это дело, принесет ли оно
такую прибыль, которая окупит
все затраты.
Потребность
в бизнес-планировании имеет место
в условиях рынка всегда, но
чаще при решении таких задач,
как:
- подготовка материалов, необходимых для получения кредитов;
- осуществление реинжениринга бизнеса на принципиально новой основе;
- обоснование предложений по приватизации государственных предприятий;
- открытие нового бизнеса, определение его профиля, внедрение новых видов, направлений и способов осуществления коммерческих операций;
- составление проспектов эмиссии ценных бумаг (акций и облигаций) компании;
- выход на внешний рынок;
- привлечение инвестиций для целей дальнейшего развития.
В зависимости
от направленности и масштабов
задуманного объем работ по
формированию плана способен
изменяться в большом диапазоне,
степень его детализации весьма
различна. Когда в плане требуется
менее объемная проработка, часть
разделов может вообще отсутствовать.
Когда же план предстоит разрабатывать
в полном объеме, проводя для
этого трудоемкие и сложные
маркетинговые исследования, он
должен быть полным.
Бизнес-план стал принципиально
новым для российской экономики
документом. Основной целью его разработки
выступает планирование хозяйственной
деятельности предприятия на ближайший
и отдаленный периоды в соответствии
с потребностями рынка и возможностями
приобретения необходимых ресурсов.
Но важны и другие цели, в частности:
уточнение степени реальности достижения
намеченных результатов; доказательство
целесообразности реорганизации бизнеса
или создания нового; убеждение персонала
компании в реальности достижения качественных
и количественных показателей, намеченных
в плане и т.д.
В современной практике бизнес-план
призван выполнять следующие
функции:
- использование его для разработки стратегии бизнеса;
- формирование и реализация плановых программ, позволяющих оценить потенциал развития нового направления деятельности, контролировать процессы, протекающие в рамках бизнеса;
- привлечение извне денежных средств для целей развития, реинжиниринга бизнеса;
- привлечение к реализации планов бизнеса партнеров, которые способны вложить в него собственный капитал или имеющуюся у них технологию.
В плане
оценивается перспективная ситуация
как внутри организации, так
и вне ее. Он объективно необходим
руководству организации для
ориентации в условиях акционерной
собственности, поскольку именно
при помощи бизнес-плана управляющие
принимают решение об эмиссии
акций и использовании эмиссионного
дохода. Бизнес-план используется
и при обосновании мероприятий
по совершенствованию и развитию
организационной структуры фирмы,
в частности, для обоснования
уровня централизации управления
и ответственности сотрудников.
Данный план помогает и координации
деятельности партнеров, связанных
кооперированием и изготовлением
одинаковых и взаимодополняющих
продуктов.
Но не
следует рассматривать уже составленный
бизнес-план как образец. В
условиях нашей экономики может
быть потеряна актуальность конкретной
разработки в силу использования
жестко зафиксированных параметров,
утративших свою информативность.
Бизнес-планирование позволяет готовить
новые варианты поведения бизнеса
на основе проанализированных
сценариев. При этом бизнес-план
открывает возможность отслеживать
ситуацию за любой промежуток
времени.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Бабаева З.Д. Бухгалтерский учет финансово-хозяйственной деятельности организаций. – М.: Финансы и статистика, 2006, 544 с.
Баринов
В.А. Бизнес-планирование. – М.: Форум, 2006, 272 с.
- Бекетова О.Н., Найденков В.И. Бизнес-план. Теория и практика. – М.: Приор, 2007, 288 с.
Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. – М.: Инфра-М, 2007, 215
с.
- Буров В. и др. Бизнес-план фирмы. Теория и практика. – М.: Инфра-М, 2006, 192 с.
- Ванхорн Д., Вахович Д. Основы финансового менеджмента. – М.: Вильямс, 2006, 1232 с.
- Вест А. Бизнес-план. – М.: Проспект, 2005, 232 с.
Войтоловский Н.В., Калинина А.П, Мазурова И.И. Экономический анализ: Основы теории. Комплексный анализ хозяйственной деятельности организации. – М.: Высшее образование, 2006, 513 с.
Гиляровская Л.Т., Ендовицкий Д.А., Лысенко Д.В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. – М.: Велби, Проспект, 2006,
360 с.
Глазов М.М. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. – М.: Андреевский издательский дом, 2006, 448 с.
Ковалев В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: Проспект, 2006,
424 с.
- Кольцова И.В., Рябых Д.А. Практика финансовой диагностики и оценки проектов. – М.: Вильямс, 2007, 416 с.
- Крутякова Ю.А., Юсупова С.Р. Бизнес-планирование. – М.: Проспект, 2006, 352 с.
- Кузнецова С.Ю. Комментарий к плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению. – М.: Экзамен, 2006, 367 с.
Любушин Н. П. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. – М.: Юнити-Дана, 2005,
448 с.
- Маниловский Р.Г. Бизнес-план. Методические материалы. - М.: Финансы и статистика, 2004, 256 с.
- Молибог Т.А., Молибог Ю.И. Комплексный экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности организации. – М.: Владос, 2005, 383
Новый план счетов бухгалтерского учета, финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению. – М.: Элит-2000,
2006, 104 с.
Омельченко И.Н., Кузнецов А.И. Технология бизнес-планирования. – М.: МГТУ им. Баумана, 2005, 192 с.
- Петров К.Н. Как разработать бизнес-план. – М.: Вильямс, 2006, 336 с.
План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности. – М.: Дашков и К0, 2006, 148 с.
- Пястолов С.М. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. – М.: Академия, 2004, 336 с.
- Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности. – М.: Инфра-М, 2006, 288 с.
- Савицкая Г.В. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности. – М.: Инфра-М, 2007, 384 с.
- Савицкая Г.В. Теория анализа хозяйственной деятельности. – М.: Инфра-М, 2006, 281 с.
Сергеев А.А. Экономические основы бизнес-планирования. – М.: Юнити-Дана, 2004,
462 с.
- Ушаков И.И. Бизнес-план. – СПб.: Питер, 2007, 224 с.
Черногорский С.А. Примеры бухгалтерских проводок: Практ. пособие по бухгалтерскому и налоговому учету финансово-хозяйственной деятельности организаций. – СПб.: Герда, 2006, 336 с.
- Чернышева Ю.Г. Анализ финансово-хозяйственной деятельности. – Ростов-н-Д, 2005, 284 с.
- Черняк В.З., Черняк А.В., Довдиенко И.В. Бизнес-планирование. - М.: РДЛ, 2005, 272 с.
- Чуев И.Н., Чечевицына Л.Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности. – М.: Дашков и К0, 2006, 352 с.
- Шаш Н. Бизнес-план предприятия. – М.: Гросс-Медиа, 2006, 320 с.
Шеремет Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности. – М.: Риор, 2007,
256 с.
Экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности / Под ред. М.В.Мельник. – М.: Экономистъ, 2004, 320
с.