История библиографии в детских библиотеках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 05:38, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность исследования: Перемены, происходящие во всех сферах общества, непосредственно влияют на библиотеку. Деятельность детской библиотеки оказывает действие реорганизация книгоиздания и книго распространения литературы для детей, реформирование системы образования и культуры. Изменение социума непосредственно отражаются на структуре, содержании и объёме читательских интересов, потребностей, что влечёт за собой уточнение, а порой и трансформацию функций и структур детской библиотеки. Современная информационная ситуация, под воздействием которой формируются информационные потребности, порой навязывают детям и подросткам ложные ценности. В связи с этим особая роль возлагается на детскую библиотеку.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….4
Глава I. Возникновение и развитие детской библиографии, детская библиотека в современной социокультурной среде………………………….10
1.1Возникновение и основные этапы развития отечественной детской библиографии……………………………………………………………………10
1.2 Детская библиотека в современной социокультурной среде……………25
Глава II. Библиографическая деятельность детских библиотек России в современной социокультурной среде………………………………………….42
2.1 Библиографическая деятельности детских библиотек России………….42
2.2 МБУК «Рославльская» МЦБС Центральная детская библиотека как библиографический центр в современной социокультурной среде………54
Заключение……………………………………………………………………….65
Список литературы……………………………………………………………..68
Приложения……………………………………………………………………..74

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа переделанная.docx

— 357.81 Кб (Скачать файл)

                                                             

                                                                              Приложение 2.

                         Сайты детских библиотек России.

Наименование  библиотеки

Электронный адрес

Российская Государственная  детская Библиотека

http://www.rdb.

Национальная Детская  библиотека КОМИ

nbr komi.ru> main

Московская Областная 

Государственная Детская  библиотека

www.bibl – mobil.ru

Пермская Краевая Детская  Библиотека

www. Pkdl. Ru

Нижегородская Государственная  Областная Детская Библиотека

htt:// www. Ngodb sandy.ru

Липецкая Областная Детская  Библиотека

htt:// www.childbook. ru

Центральная Детская Библиотека имени Пешкова Нижний Новгород

peshkova lib@ yandex. Ru

Иркутская Областная Детская  Библиотека

iodb. Irkutsk

Смоленская областная  детская библиотека имени И.С. Соколова – Микитова

admin – smolensk. Ru>~ detlib

Волгоградская Областная  Детская Библиотека

biblioteka – volgograd. ru

Тамбовская областная  детская библиотека

odb. tamboff.ru


                                                                                 

 

 

                                                                                               Приложение 3.

Библиографическая  продукция Смоленской областной детской библиотеки имени И.С. Соколова – Микитова

Название издания

Вид издания 

Год издания

Белый ангел

сборник

2011

Земля Смоленская – земля  героическая

Книга - альбом

2010

Мы рисуем стихи

брошюра

2006

Лесные мелодии

сборник

2006

Внуки о дедах - героях

книга

1998

Дети войны

книга

2000

Сын полка

книга

2002

День победы

книга

2005

Хранитель родников

информационный буклет

2007

Хранитель родников

рек. указ. лит.

2005

За службу и храбрость

метод. рек.

2012

Такие люди, как все, только ростом поменьше

метод. библиограф. реком.

2012

Биография писателя для детей  и взрослых

рек. указ. к 105 летию А.Барто

2011

Играем в детектив

электронная информ игра

2011

Земля, космос, земля

метод. рек.

2011

Он всех нас позвал в  космос

информ. бюллютень

2011

В мире искусств

CD диск

2011


 

                                                                                              Приложение 4.

Территориальное расположение детских библиотек Смоленской области

 

 

 

 

 

 

                                                                                          Приложение 5.

                             «Маленькие умники и умницы»

                     (библиографическая игра – путешествие)

Обо всем хочется знать. И  сотни вопросов роятся у вас в  голове: Кто? Что? Откуда? Почему? Зачем? Конечно, все на свете узнать нельзя. Но у нас есть верные помощники  энциклопедии. «Почемучка» - одна из них. Вы все видели эту книгу. А сейчас проверим, как вы умеете ею пользоваться.

Условия игры таковы: из учеников класса формируем 2 команды по 5 – 6 человек; остальные ребята – болельщики, которые тоже примут участие в  игре. Во время путешествия мы совершим четыре остановки. На каждой из них  команды получат задания по определенному  разделу книги. Итак, в путь!

1 – я остановка  «Дом, где мы живем»

Вопросы:

1 – й команде:

  1. Может ли зима с летом встретиться?

2.Откуда берется бензин?

2 – й команде:

  1. Почему у глобуса «белая шапка»?

Где живет крокодил?

Болельщикам:

  1. По трубе течет – пироги печет. Что это?(газ)
  2. Как называют тех, кто изучает строение Земли и ищет полезные ископаемые?(геологи)
  3. Перечислите  обитателей северных и южных широт. (северных: олень, песец ,пингвин и др.; южных: тигр, слон, носорог и др.)
  4. Какой из комбайнов никогда не видит солнышка?  (угольный)

2 – я остановка  «В солнечном царстве – космическом  государстве»

Задание обеим  командам:

  1. Определите с помощью энциклопедии расстояние от Земли до Солнца,
  2. Есть ли жизнь на Марсе? Что это за планета, и как о ней можно узнать?

Вопросы болельщикам:

  1. Поле не меряно, овцы не считаны, пастух рогат. (небо, звезды, месяц).
  2. Можно ли гулять по солнцу? (нет, температура поверхности Солнца 6000 градусов)
  3. Кто побывал в космосе до человека? (собаки)
  4. Есть ли у звезды хвост?  («хвостатая» звезда комета)
  5. Кто был Главным конструктором первого космического корабля? (С.П.Королев)

Итак, мы прошли часть пути. Немного устали. Остановимся на привале.

                            Привал «Зеленые леса и лесные  чудеса»

Давайте все вместе отгадаем лесные загадки:

  1. На полянке девчонки -

белые рубашонки,

зеленые полушалки,

кто они? (березки)

2.Что это за мать,

Что своих деток не видит? (кукушка)

3.Без рук, без топоренка

Построена избенка. (гнездо)

4.Маленький мальчишка

В сером армячишке.

По дворам шныряет,

Крохи собирает.

Кто он? (воробей)

5.Гуси – га – га – га,

Утки – кря – кря – кря,

Вороны - ……(кар – кар  – кар)

  1. Кто больше назовет сказок, героями которых являются животные? (теремок, колобок, лиса и тетерев и др.)
  2. Зимой и летом одним цветом. (ель)

Отдохнули немного, а теперь пора в дорогу. Вас ждет загадочная Страна Докорупо.

3 –я остановка  «Страна, До Которой Рукой Подать»

Задание обеим  командам:

Команды готовя по два вопроса  «противникам» по разделам представленных книг.

Вопросы болельщикам:

  1. В каком сосуде чай долго не остывает? (в термосе)
  2. Какие виды часов бывают? (песочные,электронные, солнечные, механические и др.)
  3. Некоторые предметы изготовлены из материалов, которые изобрели химики. Назовите их. ( шуба из искусственного меха, резиновые сапоги, целлофановый пакет, краски и др.)
  4. Если бы ты вдруг стал волшебником, какие добрые чудеса совершил бы для людей?

4 – я остановка  «Школьная республика»

                                                Блиц – турнир

                       (команды отвечают на вопросы  поочередно)

  1. Почему азбука получила такое название? (от букв алфавита «аз» и «буки»)
  2. На чем писали люди до изобретения бумаги? (на бересте,глине,шкуре животных и др.)
  3. Чем можно писать? (гусиным пером,карандашом, мелом,ручкой и др.)
  4. Из чего делают бумагу? (из древесины)
  5. Как называется макет земного шара? (глобус)
  6. Что внутри карандаша? (графит)
  7. Когда отмечается День знаний? (1 сентября)
  8. Три, да три, да три – что получается? ( дырка)
  9. В какой стране самая хорошая отметка – единица? (германия)
  10. Назови самый первый школьный учебник? (азбука)

Творческий конкурс  « Рассказ с продолжением»

Приглашаются по одному представителю  от каждой команды, которые вместе составляют импровизированный юмористический рассказ « Однажды на уроке….», поочередно дополняя друг друга.

Наше путешествие завершилось. Все участники показали свою эрудицию, находчивость, фантазию и самое главное  – умение пользоваться справочной литературой.

                                  Список литературы:

Дорохов, А. Про тебя самого /А.Дорохов. – М.: Дет. лит., 1989. – 56с.

Ильин, М. Сто тысяч почему. Который час? Черным по белому/ М.Ильин. – Л.: Дет. лит.,1989. – 224с.

Канин,А. Спроси меня – и я отвечу: энциклопедия для самых маленьких/ А. Канин. – Тверь: Мартин: Полина, 1995. – 96с.

Лэнгли, Э. Вопросы и ответы: иллюстрированная энциклопедия/ Э. Лэнгли. – М.: АОЗТ «Скорпион», 1994. – 206с.

Надеждина,Н. Вокруг света по стране Легумии: науч.   – худож. лит – ра/ Н. Надеждина. – М.: Дет. лит., 1994. – 96с.

Осипов, Н. Про гречиху  и пшеницу, кукурузу и горчицу: науч. – худож. лит – ра / Н. Осипов. – М.: Дет. лит.,1996. – 64с.

Пасс, Ю Мой первый словарь в картинках/ Ю. Пасс. – М.: Z. Inka – Press?Владос, 1994. – 60с.

Семенов, А. Записная книжка волшебника/ А. Семенов. – М.: Дет. лит.,1990. – 59с.

Шустова,И. Теперь я знаю…/ И. Шустова. – М.: Дет. лит.,1990ю – 69с.                  

                                                                                 

 

 

 

 

 

Приложение 6.

Муниципальное бюджетное  учреждение культуры

«Рославльская межпоселенческая централизованная библиотечная система»

Центральная детская  библиотека

 

 

 

 

 

 

 

Опаленное войной детство

 

 

Рекомендательный  тематический список литературы

для детей среднего возраста

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                      Рославль 2012

 

 

Рекомендательный тематический список литературы выпущен в честь  грядущего 70 – летия Победы в Великой Отечественной войне. Состоит из стихов о тетях военной поры, написанных поэтами – земляками и детьми – участниками историко – литературной экспедиции «Война в судьбе моей семьи».

Основная задача списка –  дать возможность читателям прикоснуться к тяготам жизни детей военного времени, отраженных в стихах наших  поэтов.

Пособие удобно тем, что по фрагментам стихотворений дети могут  выбрать понравившиеся им произведения.

                                     

«Детство и  война»

Война – жесточе нету слова.

Война – печальней нету слова.

Война – святее нету слова…

         А.Т. Твардовский

          « Детство и война» - тема особая, объединяющая два несовместимых, казалось бы, понятия. Авторы многих стихотворений сами пережили страшные годы лихолетья. Детские впечатления, не уничтоженные временем, стали строками стихотворений.

 

Фомичев, В.Т. Опаленное детство//Смоляне. – М.,1980. – С.195 – 196.

Я – участник войны,

Самый юный наверно…

Оккупации дни,

Полыхает деревня.

Погибают друзья,

Как на фронте солдаты:

Нас, детей партизан…

Кто прошел сквозь те дни,

Тот – участник войны…

Мишин, А.В. Дети сороковых// А.В. Мишин. Стихотворения. – М., 1991. – С.9 – 10

Где – то гулко пулемет  строчил.

За селом

Пожар пылал в полнеба.

Мальчик ничего не говорил,

Только шевелил губами;

«Хле – ба».

Мишин, А.В. Мое поколение//А.В.Мишин Стихотворения. – М., 1991. – С.114.

…О, если б знали,

Как мы жили,

Какое зренье обрели?

Мы очень худенькими были.

Зато мы сильными росли.

 

 

«Мне было шесть  лет, - вспоминает поэт Вера Анатольевна  Иванова, - когда началась война, и  я ее прекрасно помню, помню по – детски. Слова, пейзажи, атмосфера той поры. Чувствую своим долгом рассказать о том времени».

Иванова, В.А. Дети войны// В.А. Иванова Время жизни. – Смоленск, 1993. – С.56

Если верить календарю,

В давнем прошлом войны  пожарище,

Но я вновь о войне  говорю,

Вы простите меня, товарищи.

Недокормыши, недоростки,

Под впервые услышанный залп

Мы в войну вошли  очень просто –

Как ростки прпобивают асфальт.

И она вошла в нас  навечно

Визгом бомб, огнем батарей

Всех святых наших матерей…

Блокада Ленинграда – одна из самых трагичных страниц  в истории Великой Отечественной  войны.

900 дней окружения…  Молчаливые дома, медленно двигающиеся  закутанные люди, четкий мерный  звук метронома из репродукторов…  дети блокады…

Информация о работе История библиографии в детских библиотеках