Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 05:38, дипломная работа
Актуальность исследования: Перемены, происходящие во всех сферах общества, непосредственно влияют на библиотеку. Деятельность детской библиотеки оказывает действие реорганизация книгоиздания и книго распространения литературы для детей, реформирование системы образования и культуры. Изменение социума непосредственно отражаются на структуре, содержании и объёме читательских интересов, потребностей, что влечёт за собой уточнение, а порой и трансформацию функций и структур детской библиотеки. Современная информационная ситуация, под воздействием которой формируются информационные потребности, порой навязывают детям и подросткам ложные ценности. В связи с этим особая роль возлагается на детскую библиотеку.
Введение………………………………………………………………………….4
Глава I. Возникновение и развитие детской библиографии, детская библиотека в современной социокультурной среде………………………….10
1.1Возникновение и основные этапы развития отечественной детской библиографии……………………………………………………………………10
1.2 Детская библиотека в современной социокультурной среде……………25
Глава II. Библиографическая деятельность детских библиотек России в современной социокультурной среде………………………………………….42
2.1 Библиографическая деятельности детских библиотек России………….42
2.2 МБУК «Рославльская» МЦБС Центральная детская библиотека как библиографический центр в современной социокультурной среде………54
Заключение……………………………………………………………………….65
Список литературы……………………………………………………………..68
Приложения……………………………………………………………………..74
Свыше двух десятилетий – с 1950 – 1972 г. – центром рекомендательной библиографии детской литературы для массовых библиотек РСФСР являлась Российская национальная библиотека (РНБ). Она осуществляла научно – методическое руководство библиографической деятельностью областных детских библиотек РСФСР, организуя для них научно – практические конференции, совещания, семинары. Заслугой РНБ является создание для руководителей детского и юношеского чтения ряда капитальных методико – библиографических пособий. При этом библиографы РНБ стремились брать актуальные и мало разработанные темы, например, нравственного, эстетического воспитания юных читателей : методико – библиографические пособия М. Л. Кистьян и Л. А. Ольшевской «В помощь нравственному воспитанию школьников»(1967), Л.А.Ольшевской «О русской классике для детей»(1971) и д.р.[54,c.188]
Таким образом, библиографическая деятельность РНБ в 1950-х – первой половине 1970-х гг. способствовало как теоретической разработке проблем библиографии литературы для детей, так и развитию системы рекомендательных библиографических пособий, совершенствованию методики библиографирования литературы для детей и юношества, руководителей чтения.
В последующие годы основные
этапы развития библиографии
литературы для детей, как и
всей библиографии страны, были
определены такими
В библиографии литературы для детей 1970-х – 1980-х гг. утверждаются её психолого – педагогические основы. Активизируется исследовательская работа в этом направлении. Большую роль в разработке теории и методики библиографии литературы для детей и юношества сыграли Московский и Санкт – Петербургский вузы культуры, создавая учебники и учебные пособия, сборники, например «Дифференцированное руководство чтением детей» (1983), «Актуальные проблемы библиографирования литературы для детей и юношества» (1988) и д.р.[26,c.43]
Рекомендательная
Рекомендуемые для детского и юношеского чтения книги в библиографических источниках, выпускаемых центральными издательствами, в большинстве случаев не совпадали с реальным составом книжных фондов библиотек.[26,c.52]
Таким образом, можно сделать вывод, что советская библиография литературы для детей стремилась использовать в своём развитии опыт библиографии дооктябрьского периода, особенно при решении таких вопросов, как формирование круга чтения детей разных возрастных групп, определение системы и последовательности в их чтении.
В новых условиях общественной, экономической, культурной жизни духовно обновляющегося демократического общества библиография призвана определить своё место в удовлетворении библиографических потребностей, повышении общекультурного читательского уровня детей .[27,c.31]
Библиография литературы для детей – область научно – практической деятельности, призванная содействовать своими специфическими средствами, информационными технологиями образованию, воспитанию, самообразованию подрастающего поколения, а также оказывать помощь руководителям детского, юношеского чтения в свете требований, предъявляемых к духовно обновляемому обществу, доводить библиографическую информацию до лиц, профессионально связанных с литературой для детей, подростков, юношества и вопросами чтения юных читателей.[5,c.5]
Библиография литературы
для детей всеми своими
Все принципы, которыми руководствуется библиография литературы для детей, можно разделить на общенаучные (присущие всей отечественной библиографии) и дидактические, определяющие в значительной степени специфику её развития. К общенаучным принципам относятся многопартийность и специфические формы её проявления – объективность, научность и демократичность отечественной библиографии, в том числе библиографии литературы для детей.
Подлинная объективность современной библиографии заключается в том, что она учитывает в своём развитии интересы всех слоёв общества и отражает весь спектр идеологических теорий и взглядов, многообразие жизни общества в целях удовлетворения духовных запросов граждан в соответствии с действующей Конституцией. [12,c.34]
Теория свободного выбора и чтения литературы ребёнком, выдвинутая Н.А.Рубакиным в начале ХХ века, нуждается в некоторой корректировке. Признавая необходимость раскрывать «перед юным читателем разные картины, разные стороны, разные понимания одного и того же вопроса представителями разных течений общественной мысли»,важно вместе с тем сохранить за руководителями детского и юношеского чтения право оказания читателям в необходимых случаях консультационной помощи, учитывая при этом возрастные особенности, жизненный опыт ребёнка, степень социализации личности, характер доступности литературы, уровень интеллектуального развития и читательской подготовки.[46,c.56]
В отличии от советского периода, когда обучение и воспитание имели исключительно государственную направленность, в современных условиях управление образованием приняло демократический государственно – общественный характер.
Кроме общенаучных принципов, библиография литературы для детей и юношества руководствуется в теоретическом развитии и практической деятельности ведущими дидактическими принципами. В современной дидактике нет однозначной позиции относительно системы дидактических принципов, поэтому указываем лишь основные: развивающее, воспитывающее обучение; систематичность и последовательность, доступность, связь с жизнью, наглядность, сознательное и активное усвоение учащимися знаний; учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Каждый из названных принципов выполняет функции и обучения, и воспитания, рассматриваемые современной педагогикой, психологией в их неразрывном единстве.
Своеобразное преломление находят указанные принципы в библиографии литературы для детей и юношества. Например, дидактический принцип систематичности и последовательности, выдвинутый ещё Я.К. Коменским, И. Г. Песталоцци, А. Дистервегом, а позднее разработанный К.Д.Ушинским, позволяет сгруппировать материал в рекомендательных библиографических пособиях таким образом, чтобы показать логику развития того или иного предмета и тем самым последовательно подвести юного читателя к изучению более сложных проблем.[21,c.298]
Вопросам систематичности и последовательности детского чтения большое значение придавал В.Г.Белинский. В своей рецензии на книги из серии «Новая библиотека для воспитания, издаваемая П.Редькиным», В.Г.Белинский писал: «… если бы все эти предметы были изложены не только в порядке, но и в учёной системе, а в тексте ни слова не упоминалось ни о каких системах, такую книжку всякий отец должен бы поспешить купить для своих детей в полной уверенности, что это бесценный по своей полезности гостинец для них».[21,c.301]
Коренные преобразования,
происходящие в политической, экономической,
культурной жизни нашей страны,
приводят к необходимости
Одна из основных задач в библиографической деятельности – освоение, изучение потока религиозной литературы и разработка методики её библиографирования с учётом содержания, читательского адреса произведений. Давно назрела необходимость осмыслить духовно – нравственные аспекты библиографии, её роль в становлении нравственности, формировании мировоззрения подрастающего поколения.[19,c.141]
Совершенно новой является задача внедрения в библиографическую деятельность принципа подлинной демократии, содействующей развитию гуманизма и на этой основе «решительному устранению всех тяжёлых последствий периодов культа и застоя, выступающих для библиографов, прежде всего в форме многочисленных, неприемлемых сегодня ограничений и запретов на объекты и методы библиографирования, в форме административно – командного по характеру руководства библиографическими процессами».[19,c.146]
В процессе библиографической деятельности должны быть реализованы такие задачи, как формирование у детей, подростков, юношества творческого мышления, самостоятельной ориентации в источниках библиографической информации и воспитание потребности, умения пользоваться ею, приобщение читателей к компьютерной грамотности.[19,c.147]
В области детской литературы характерны такие важные направления, как интеграция библиографической информации, осуществление координации выпуска пособий, т. е. те, которые ставятся и в общем библиографоведении.
Специфические задачи, стоящие перед библиографической деятельностью детских библиотек, предъявляют к их библиографам высокие требования, которые в основе своей сводятся к следующим:
- хорошо знать психолого – педагогические особенности юных читателей разных возрастных групп и постоянно изучать их индивидуальные особенности, интересы, библиографические потребности и запросы;
- владеть знанием детской и юношеской литературы ;
- свободно ориентироваться
в структуре и содержании
- изучать особенности организации справочно – библиографического аппарата (СБА), информационных технологий, других библиотек микрорайона, региона;
- участвовать в информационном обеспечении библиотек, образовательных учреждений;
- владеть методикой
- изучать отечественный
и зарубежный опыт
Таким образом, основное
назначение библиографии литературы
для детей - это всеми своими
средствами содействовать как
обучению, так и воспитанию
1.2 Детская библиотека в современной социокультурной среде.
Приоритетной целью детской библиотеки является создание «универсальной среды развития личности и ее социализации». [35, с. 8]
Современные исследования функций детской библиотеки нельзя назвать многочисленными. В основном преобладают публикации практической и методической направленности, рассматривающие актуальные направления деятельности детской библиотеки. Сдерживает развитие теоретической мысли в этой области и отсутствие единого подхода к разграничению понятий «функция» «миссия» детской библиотеки, что является закономерным, т.к. отражает отсутствие единой точки зрения по данному вопросу среди библиотековедов.[58,c.365]
Раскрывая теоретические основания построения специализированного библиотечного обслуживания детей, авторы Концепции библиотечного обслуживания детей в России поставили задачу определить цели и функции детских библиотек. Несмотря на то, что данный документ не содержит четких формулировок функций детских библиотек, представляется важным определение в нем специфик детской библиотеки: «Самостоятельные детские библиотеки или библиотечные системы, имея статус юридического лица, призваны прежде всего защищать интересы детей на получение информации необходимых документов, создавать условия для их образования организации осмысленного досуга и общения. Именно этим самостоятельные детские библиотеки отличаются от публичных библиотек, которые должны предоставлять равные условия всем гражданам независимо от пола, возраста, образования и т.д.» [35, с. 10].
Информация о работе История библиографии в детских библиотеках