Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 05:38, дипломная работа
Актуальность исследования: Перемены, происходящие во всех сферах общества, непосредственно влияют на библиотеку. Деятельность детской библиотеки оказывает действие реорганизация книгоиздания и книго распространения литературы для детей, реформирование системы образования и культуры. Изменение социума непосредственно отражаются на структуре, содержании и объёме читательских интересов, потребностей, что влечёт за собой уточнение, а порой и трансформацию функций и структур детской библиотеки. Современная информационная ситуация, под воздействием которой формируются информационные потребности, порой навязывают детям и подросткам ложные ценности. В связи с этим особая роль возлагается на детскую библиотеку.
Введение………………………………………………………………………….4
Глава I. Возникновение и развитие детской библиографии, детская библиотека в современной социокультурной среде………………………….10
1.1Возникновение и основные этапы развития отечественной детской библиографии……………………………………………………………………10
1.2 Детская библиотека в современной социокультурной среде……………25
Глава II. Библиографическая деятельность детских библиотек России в современной социокультурной среде………………………………………….42
2.1 Библиографическая деятельности детских библиотек России………….42
2.2 МБУК «Рославльская» МЦБС Центральная детская библиотека как библиографический центр в современной социокультурной среде………54
Заключение……………………………………………………………………….65
Список литературы……………………………………………………………..68
Приложения……………………………………………………………………..74
~ «Мать и жизнь, и символ красоты» - выставка – буклет
В помощь формированию интереса к чтению православной литературы с открытием Православной кафедры был издан буклет
~ «Драгоценные страницы веры» - буклет
Здоровье и знание – вот то счастье, которого каждый родитель может пожелать своему ребёнку. Но не каждый родитель знает, как этого достичь. И поэтому пропаганду здорового образа жизни среди детей и взрослых считаем немаловажной задачей.[22,c.43]
Вредные привычки не проблема далёких стран, а реальная беда, от которой не застрахован ни кто. И поэтому работа по пропаганде здорового образа жизни становится частью всей планомерной работы библиотеки.[41,c.55]
~ «Почему я никогда не буду курить» - памятка закладка
~ «Есть о чем подумать» - библиографический обзор литературы
~ «Голосуй или проиграешь» - библио – памятка
~ «Антидоза» желает с вами познакомится – библиографический обзор журнала
~ « Искушение и любопытство» - час информации
~ «Три ступени ведущие в низ» - выставка – предупреждение
~ «Защитим наших детей от вредных привычек» - рекомендательная
памятка для родителей.
Эта беда – наркомания – коснулась и нашего города. И если бездействовать – можно потерять целое поколение молодых людей. С помощью информации, донесённой вовремя, нужно остановить эту чуму теперь уже XXI века. Цель библиотекарей – через литературу показать детям всю опасность наркотиков, а ведь они – прямой путь к СПИДУ. В этом направлении проводятся циклы бесед, книжные выставки. [7, c. 47]
~ «Запретить нельзя –
помиловать» - рекомендательная
памятка для родителей
Мы строим государство и должны научить наших детей жить в соответствии с законами, хорошо ориентироваться в своих правах и не пренебрегать своими обязанностями перед обществом. Поэтому целью нашей работы является как можно грамотнее, в доходчивой форме донести правовую информацию пользователям библиотеки.[71,c.52]
~ «Все в праве знать о праве» - день информации
~ «Твой правовой статус» - выставка просмотр
~ «Что ты знаешь о паспорте» - памятка – напоминание
~ «Ни дня без огня» - викторина
~ «Чтобы не было беды» - памятка
~ « Искру тушите до пожара» - выставка – информина
Современный человек обязан быть экологически грамотным и, поэтому, экологическое просвещение читателей – одно из главных направлений нашей деятельности. Дети хотят получать больше информации по экологическим вопросам, поэтому мы стараемся разнообразить свою работу. Закладки, конкурсы, экскурсы, диалоги – ненавязчиво, в игровой форме расширяют кругозор, обучают читателей навыкам работы с книгой.[34,c.15]
~ «Красная книга» - красная, значит природа в опасности» - библиографический обзор
~ « Русский лес край чудес» - библиографический обзор художественной литературы о лесе
~ «Шесть – Нет! Шесть – Да!» - конкурс библио - плакатов
~ «Природа – вечный источник вдохновенья» - картотека стихов русских классиков о природе
Таким образом незаменима в экологическом просвещении роль книги. Современный человек обязан быть экологически грамотным и, поэтому, экологическое просвещение читателей – одно из главных направлений нашей деятельности. Читатели хотят получают большую информацию по экологическим вопросам, поэтому мы стараемся разнообразить свою работу.
Эстетическое воспитание подрастающего поколения не начало, а продолжение многоплановой работы нашей библиотеки, которую мы проводим совместно с Детской художественной школой и музыкальной школой им. М.И.Глинки.
~ «Добрым людям на загляденье» - выставка просмотр
~ «Лучшие книги – девочкам и мальчикам» - выставка реклама
~ «Там Лукоморье двери отворяет, там вся земля стихами говорит» - картотека стихов А.С.Пушкина
~ «Ещё неведомый избранник….»
- выставка – персоналия
Без крепкой семьи не может быть и страны, в которой мы живем. «Семья всему венец» - так называется программа, отразившая часть работы ЦДБ с семьей. Цель программы – учиться жить, как требуют наше время, наши традиции и наша совесть, помочь понять близких людей, почувствовать себя защищенным, раскрыть богатство нашего книжного фонда.
Есть еще одна категория читателей, за которую мы испытываем волнение – это дети с ограниченными возможностями по здоровью. Ребенка-инвалида надо не только любить, уважать, проявлять терпение, его еще
нужно адаптировать в обществе здоровых сверстников, развивать его умение и талант. Обучать самостоятельности и налаживать его быт. И здесь многие родители теряются, панически боясь показать своего нездорового ребенка.
Поэтому большое внимание сотрудники ЦДБ уделяют в своей работе семьям, где растут дети с проблемами по здоровью. Они тесно сотрудничают с клубом « Надежда», цели и задачи которого - моральная реабилитация детей, организация и проведение досуговых мероприятий.[24,c.71]
~ «Читаем всей семьёй»,
«Сокровища золотого фонда
~ «Если Вы хотите, чтобы Ваш ребёнок читал» - памятка для родителей
~«Как приохотить ребёнка к чтению» - методико - библиографический уголок для родителей
~ «Всей семьёй в библиотеку»
- цикл библиографических
Год семьи позади, но продолжается конструктивная государственная политика в отношении семьи, остались вечные неизменные ценности, одной из которых является книга; продолжается работа ЦДБ с читающими семьями.
Библиотека является ключевым звеном в создании единого информационного и образовательного пространства.[3,c.19]
В помощь работе читатель + библиотекарь
разработана программа
~«Читать – это мудро»
- выставка справочной
~ «Сотни книжек прочитали, много нового узнали» - информина
~«Полезная информация для выпускников» - рекомендательная закладка
Знакомя читателей с периодикой, мы стараемся научить их смотреть на эти издания как на источник новой и интересной информации, материалы из них использовать в учебном процессе.
~«Новинки для юных эрудитов» - презентация новых журналов
~ «Возраст тревог и ошибок» - пресс – досье (СПИД, наркомания)
Для учащихся созданы условия работы, как с традиционными носителями информации, так и с электронными энциклопедиями и словарями:
« Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»;
«Атлас мира»;
«Энциклопедия стран мира».
Для реализации краеведческой программы созданы:
электронные краеведческие указатели:
~ «Рославль. Провинциальный город», «Опаленное войной детство»
Справочно-правовые системы «Консультант Плюс» и «Гарант» приходят на помощь не только учащимся, но и руководителям детского чтения.[48,c.14] Библиотекари учат детей читать грамотно и творчески, помогают черпать в книге знания и самостоятельно извлекать нужную информацию.
~ «Учитель, перед именем твоим…» - выставка – просмотр
~«Друзья мои - книги» - цикл библиотечно – библиографических
занятий
~«Сегодня модно быть здоровым» - информационный час
~«Из чего же, из чего же, состоит наша книжка?» - информационная
игра
~ «Я б в начальники пошёл» - информационная памятка
~ «Полезная информация для выпускников» - закладка для выпускников
~ «Твой друг энциклопедия» - цикл библиографических уроков
~ «Пополняя знания багаж» - рекомендательные обзоры новой учебной литературы
~ «Всезнайка» - выставка справочной литературы
~ « Пресса для родителей» - экспресс выставка
~ «Скоро в школу малышам» - выставка рекомендация
~ «Имя тебе подросток» - картотека журнальных статей
~ « Всемирная паутина Интернет» - буклет
~ «Маленькие умницы и умники» - библиографическая игра – путешествие (Приложение 5)
Таким образом, формирования библиографической информационной культуры пользователя – это такое направление деятельности, которое не только сталкивается с проблемами, но может приносить и чувство удовлетворения от проделанной работы. Ведь каждый библиотекарь понимает, что подготовленный ребенок смелее перешагнет порог юношеской библиотеки, уверенно войдет во взрослую библиотеку, будет комфортно чувствовать себя в общественной информационной среде.[18,c.25]
Детская библиотека включена в культуру общества как пространство не только кумулятивного, мемориального характера. Информационная библиографическая функция детской библиотеки как основополагающая обеспечивает ценностно – ориентационную (аксиологическую) деятельность детской библиотеки. Данный вывод согласуется с позицией А.В.Соколова, выделяющего в структуре коммуникативного института ценностно – ориентационную функцию наряду с коммуникационно – временной, коммуникационно – пространственной, поисковой и информационной.
[49,c.2 ]
Таким образом библиографическое информирование о детской литературе должно своими средствами способствовать реализации основных направлений реформы российской общеобразовательной и профессиональной школы, что в свою очередь, будет имеет большое значение для дальнейшего совершенствования информационной деятельности в области детской литературы детскими библиотеками, направленной на решение задач воспитания и образования подрастающего поколения.
Исходя из всего выше изложенного, библиографическая деятельность детской библиотеки является «сквозной функцией» библиотеки, и осуществляется на всех основных участках её работы. Именно этот вид деятельности во многом определяет лицо библиотеки как культурно-просветительного и информационного учреждения. Библиографическая деятельность – это целый комплекс мероприятий, направленных на обеспечение успешного выполнения библиотекой своих задач с использованием всего арсенала библиографических средств (совершенствование СБА, справочно-библиографическое обслуживание, информирование, создание библиографической продукции, формирование информационной культуры читателей). Вся эта работа, нацеленная в конечном итоге на удовлетворение информационных потребностей читателей.
Заключение
Таким образом, библиография детской литературы (как и библиография в целом) не является самостоятельным способом постижения мира. Но она позволяет отражать эти способы через документ (книгу, текст), вследствие чего сама есть элемент культуры. Библиография детской литературы -это особая область библиографии, имеющая своим объектом произведения детской литературы, а также общей литературы, доступные детям. Её особенность в том, что она предназначается и для взрослых (руководителей детского чтения) и для самих детей разного возраста.[39,c.23]
Библиография детской литературы как средство передачи культурного опыта поколений (присущими ей средствами) является способом воздействия на формирование личности ребёнка наряду со всеми другими, созданными обществом для этой цели. Она диалектически входит в культуру и участвует в её развитии.[40,c.11]
Вся история развития библиографии детской литературы говорит о том, что её состояние и пути развития находятся в прямой зависимости от издания лучших книг для детей, как художественных, так и научно – познавательных
От роста количества названий
печатной продукции, от тиража издаваемой
литературы зависит в какой- то мере
и тираж библиографических
Информация о работе История библиографии в детских библиотеках