Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 05:38, дипломная работа
Актуальность исследования: Перемены, происходящие во всех сферах общества, непосредственно влияют на библиотеку. Деятельность детской библиотеки оказывает действие реорганизация книгоиздания и книго распространения литературы для детей, реформирование системы образования и культуры. Изменение социума непосредственно отражаются на структуре, содержании и объёме читательских интересов, потребностей, что влечёт за собой уточнение, а порой и трансформацию функций и структур детской библиотеки. Современная информационная ситуация, под воздействием которой формируются информационные потребности, порой навязывают детям и подросткам ложные ценности. В связи с этим особая роль возлагается на детскую библиотеку.
Введение………………………………………………………………………….4
Глава I. Возникновение и развитие детской библиографии, детская библиотека в современной социокультурной среде………………………….10
1.1Возникновение и основные этапы развития отечественной детской библиографии……………………………………………………………………10
1.2 Детская библиотека в современной социокультурной среде……………25
Глава II. Библиографическая деятельность детских библиотек России в современной социокультурной среде………………………………………….42
2.1 Библиографическая деятельности детских библиотек России………….42
2.2 МБУК «Рославльская» МЦБС Центральная детская библиотека как библиографический центр в современной социокультурной среде………54
Заключение……………………………………………………………………….65
Список литературы……………………………………………………………..68
Приложения……………………………………………………………………..74
Со второй половины XVв., когда появились попытки создать рукописные произведения для детей, вполне очевидно, активизировалось и составление рукописных списков литературы для детского чтения. С возникновением книгопечатания стали издаваться наряду со взрослой литературой и книги для детей, подростков, юношества :рассказы, повести, романы, публицистические произведения морально – назидательного характера и т.д. Начали входить в детское чтение переводные произведения для детей.[54,c.25]
Литература для детей в XVIIIв. – первой половины XIX в. сделала значительные шаги в своём развитии, решая воспитательные цели, проповедуя гуманистические и просветительские идеи. Одновременно совершенствовалась и библиографическая информация по детской литературе. Следует отметить, что пока она недостаточно исследована.[55,c.19]
Таким образом,
на этапе предыстории
Как самостоятельное
направление библиография
Под
влиянием педагогики в первую
очередь начала развиваться
В создании библиографической
информации по детской
Родоначальником библиографии литературы для детей был видный педагог, общественный деятель, журналист, критик, библиограф Феликс Густавович Толль (1823 – 1867).[5,c.12]
Рекомендательный указатель Ф. Г. Толля «Наша детская литература» был адресован руководителям чтения, и прежде всего тем, кому необходима помощь в выборе книг для детского чтения. В предисловии к указателю «Наша детская литература» Ф. Г. Толль высказывал свою точку зрения на отбор литературы для детей. Он считал, что книги для детского чтения должны быть высоконравственны, умны, занимательны, безупречны по стилю изложения, изящности языка.[5,c.14]
Прогрессивные
тенденции указателя «Наша
Вопросами
библиографии литературы для
детей занимались в
В развитии библиографии
В первом десятилетии ХХ в. и предреволюционные годы материалы по библиографии детской литературы находят отражение в «Педагогическом сборнике»(1864 – 1917), «Педагогическом листке» (1869-1917), в журналах «Воспитание и обучение» (1881 – 1917), «Школа и жизнь»(1910 – 1917) и д.р. В них публиковались статьи по детскому чтению, рецензии на новые детские книги, тематические рекомендательные списки литературы, обзоры детских книг, внутрижурнальные и библиографические указатели.
В дооктябрьский
период начала развиваться
В начале ХХ в. при поддержке Н.А.Рубакина, отстаивавшего свои взгляды на необходимость представления юным читателям свободы в самостоятельном выборе книг для чтения, начинают создаваться рекомендательные библиографические пособия для читателей – учащихся. Ярким примером может служить серия указателей известного русского библиографа И.В.Владиславлева «Что читать». В области рекомендательной библиографии литературы для детей и юношества в начале ХХ в. Широко стали известны имена А.И.Лебедева, Н.А.Малиновского, Н.В.Чехова и д.р. А.И.Лебедев, например вошёл в историю библиографии как автор указателя «Детская и народная литература», первый выпуск которого состоялся в 1901г. До 1916г. Указатель неоднократно переиздавался.[55,с. 199]
Новаторской
была работа Н.В.Чехова «
Таким образом, в
Рекомендательные библиографические пособия создавались главным образом для руководителей детского, подросткового, юношеского чтения и были различными по идейной направленности, целевым установкам.
В дооктябрьский период получили развитие основные методы библиографирования литературы для детей :отбор, группировка, библиографическая характеристика произведений печати. Педагоги, библиографы этого периода создавали систему детского и юношеского чтения, которая во многом может оказаться полезной и при рассмотрении её позиций сегодняшнего дня.
После Октябрьской революции 1917г произошла коренная ломка старых общественных отношений и становление новых.
Кардинально изменились все сферы идеологической жизни, в том числе и библиотечно – библиографическая деятельность. Компартия и Советское государство рассматривали библиотеки как опорные базы партийных организаций. Разрабатывались новые критерии оценки, отбора литературы, осуществляемые с позиций коммунистического воспитания читателей. Активную роль в этом сыграла Н.К.Крупская.[20,c.39]
Особенностью развития библиографии литературы для детей в советское время является её государственный характер. Создавали библиографические пособия не отдельные специалисты, как в дооктябрьский период, а преимущественно коллективы библиографов государственных учреждений, число которых с годами возрастало. [22,c.67]
Первым учреждением,
занимавшимся вопросами
В первые годы существования Советского государства перед библиографами были поставлены две главные задачи : содействие обучению и коммунистическому воспитанию детей и юношества. Советское государство осуществляло неослабный контроль за развитием образования и печати. Так, в конце 1920-х – начале 1930-х гг вышли постановления Центрального Комитета партии о школе и детской литературе, например; 1928 г. – постановление «О мероприятиях по улучшению юношеской и детской печати», в 1931г. – «О начальной и средней школе», «Об издательстве «Молодая гвардия»». В 1933г. было организовано специализированное издательство детской литературы – Детгиз, переименованное позднее в издательство «Детская литература». В связи с этим активизировалась книгоиздательская деятельность, а вместе с ней возросли объём и тематика библиографических пособий по детской и юношеской литературе. Получили развитие универсальные, тематические, отраслевые, персональные рекомендательные пособия, пропагандирующие литературу пионерской тематики, о Красной Армии, о творчестве Б.Житкова, К.Паустовского и других писателей для детей. Основной поток рекомендательной библиографической информации данной тематики падает на критико – библиографические журналы «Детская литература», «Книга – детям», «На книжном фронте». В этих журналах наряду с библиографическими обзорами, рекомендательными списками печатались проблемные статьи и по вопросам детской литературы, чтения, об издании детских книг, их художественном оформлении и т.д.[54 ,c.31]
Важно отметить выход в свет первого послеоктябрьский период указателя для родителей «100 книг твоему ребёнку»(1931), вписавшего новую страницу в историю рекомендательной библиографии.[54,c.35]
Продолжала развиваться
научно – вспомогательная библиография
литературы для детей и юношества.
Начало созданию ретроспективных указателей
положил И.И.Старцев своим
В годы войны изменилось
Историческим рубежом всей
В конце 1950-хгг. При научно
– методическом отделе РГБ
была организована группа по
работе с детьми. С этого времени
заметно усиливается роль
В 1950г при Детгизе был организован Дом детской книги(ДДК) в Москве и его филиал в Ленинграде (ныне Санкт – Петербурге). Они выполняли функции научно – исследовательских центров по изучению детской литературы и проблем детского чтения в России. Рекомендательные библиографические пособия создавались Домами детской книги как для читателей – школьников, так и для руководителей детского чтения. Они были интересными по замыслу, оригинальными с точки зрения методики составления. Например, в рекомендательном пособии О. Хузе и Л.Мейеровой «Книги о природе» выпущенном в 1057 году для младших школьников, большое внимание было уделено воспитанию культуры чтения: в предисловии юному читателю популярно объяснены основные области библиографического описания, правила пользования ими при самостоятельном выборе литературы с помощью указателя .А рекомендательный указатель «Эта книга мне понравилась»(1956) был создан на основе отзывов юных читателей о книгах. Комплексным подходом отличались рекомендательные пособия О.Ф.Хузе и Ф. Шушковской «Мир вокруг нас»(1965),О.Ф.Хузе «Сто тысяч почему»(1967) и «Мы живём на планете Земля»(1972).[55,c.115]
Информация о работе История библиографии в детских библиотеках