Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 05:38, дипломная работа
Актуальность исследования: Перемены, происходящие во всех сферах общества, непосредственно влияют на библиотеку. Деятельность детской библиотеки оказывает действие реорганизация книгоиздания и книго распространения литературы для детей, реформирование системы образования и культуры. Изменение социума непосредственно отражаются на структуре, содержании и объёме читательских интересов, потребностей, что влечёт за собой уточнение, а порой и трансформацию функций и структур детской библиотеки. Современная информационная ситуация, под воздействием которой формируются информационные потребности, порой навязывают детям и подросткам ложные ценности. В связи с этим особая роль возлагается на детскую библиотеку.
Введение………………………………………………………………………….4
Глава I. Возникновение и развитие детской библиографии, детская библиотека в современной социокультурной среде………………………….10
1.1Возникновение и основные этапы развития отечественной детской библиографии……………………………………………………………………10
1.2 Детская библиотека в современной социокультурной среде……………25
Глава II. Библиографическая деятельность детских библиотек России в современной социокультурной среде………………………………………….42
2.1 Библиографическая деятельности детских библиотек России………….42
2.2 МБУК «Рославльская» МЦБС Центральная детская библиотека как библиографический центр в современной социокультурной среде………54
Заключение……………………………………………………………………….65
Список литературы……………………………………………………………..68
Приложения……………………………………………………………………..74
В некоторых ЦБС продолжают создаваться информационно – библиографические списки «В помощь учителю». В одних случаях они имеют универсальный характер, материал в них систематизируется по предметам, изучаемым в школе, в других – отраслевой, литература в них группируется по темам.[33,c.88]
В школьных библиотеках, сельских библиотеках – филиалах, где функционируют единый абонемент и читальный зал для учащихся всех возрастных групп, выставки новых поступлений могут быть приурочены к дню посещения библиотеки детьми определённого возраста или же могут иметь подразделы : «Для дошкольников», «Для младших школьников», «Для среднего и старшего школьного возраста». Важно, чтобы для каждой возрастной группы читателей – учащихся была разработана система выставок новых поступлений. Периодичность их организации (еженедельно, ежемесячно, ежеквартально) всецело зависит от интенсивности поступлений, такие выставки должны быть постоянными.[25,c.24]
В настоящее время стоит задача – преодолеть диспропорцию между всё возрастающим потоком информации, с одной стороны, и ограниченными возможностями её доведения до потребителя – с другой. Кризисное состояние материальной базы большинства массовых библиотек не позволят им обеспечить в достаточной степени информацией все заинтересованные учреждения и отдельных читателей. Выход из этой сложной ситуации только один – широкое использование для этих целей электронных носителей информации, международной компьютерной сети интернет.[73]
В отличии от недавнего времени, когда был преодолён первый нелёгкий этап освоения автоматизированных библиотечных систем и созданы локальные программно – технические комплексы, а на их основе электронные каталоги, базы данных, подключение к глобальной международной сети Интернет, ныне библиотечная информация в России вступила в новую фазу своего развития. Создаётся Федеральная библиотечная компьютерная сеть, все активнее осваивается Интернет. Это позволяет создать в библиотеках, в том числе детских, повышенный информационный комфорт, предполагающий качественное улучшение обслуживание читателей.[4,c.34]
Смоленская областная детская
библиотека имени И.С. Соколова – Микитова
– одно из крупнейших детских внешкольных
учреждений Смоленщины, методический,
культурно-просветительный, информационно-
Работники информационно-
Отдел разрабатывает и оформляет
книжно-иллюстративные выставки новой
литературы, тематические и юбилейные
выставки в вестибюле библиотеки,
проводит информационные обзоры, Дни
информации, Дни периодики, Дни новой
книги для различных групп
читателей. Библиографы обучают
читателей методам работы с книгой,
информационному поиску, проводя
библиотечно-библиографические
Одно из ведущих направлений
деятельности отдела – создание рекомендательных
библиографических пособий и
указателей для читателей-детей
и руководителей детского чтения.
Заслуженным интересом у
Библиографический отдел Смоленской областной детской библиотеки тесно сотрудничает с детскими библиотеками области, с целью совершенствования профессиональной деятельности проводятся областные совещания, в т.ч. и выездные на базе детских библиотек районов и сельских библиотек, семинары-практикумы, круглые столы, например: «Библиотека и время: динамика изменений, новый формат», «Система библиотечного обслуживания читателей в среде социальных перемен» и т.д. Примером качественного изменения библиотечного обслуживания читателей являются открывающийся на базе областной детской библиотеки сайт «Детские библиотеки области» - detlid smolensk @ mail. ru (Приложение 4)[74]
Таким образом, библиографическая деятельность детских библиотек России – это целый комплекс мероприятий, направленных на обеспечение успешного выполнения библиотекой своих задач с использованием всего арсенала библиографических средств (совершенствование СБА, справочно-библиографическое обслуживание, информирование, создание библиографической продукции, формирование информационной культуры читателей). Вся эта работа, нацеленная в конечном итоге на удовлетворение информационных потребностей читателей, осуществляется во всех детских библиотеках России.
2.2 МБУК «Рославльская» МЦБС Центральная детская библиотека, как библиографический центр в современной социокультурной среде.
Сотрудники нашей библиотеки уверены, что должны сохранить, и умело использовать накопленный опыт работы с читателями для воспитания их гармоничной личности, помочь им открыть в себе потенциальные способности, быть неравнодушными к жизни общества и найти свое достойное место в ней.[43,c.7]
Рославльская центральная детская библиотека располагается в одном здании с Центральной городской библиотекой, что даёт возможность более сосредоточенно работать с юными читателями их родителями и руководителями детского чтения. В структуру Рославльской ЦДБ входят: младший и старший абонементы, читальный зал, краеведческий сектор, информационный центр. Основная цель Рославльской ЦДБ это развитие и совершенствование библиотечного обслуживания населения, направленного на удовлетворение потребностей пользователей в информации интеллектуальной и досуговой деятельности. Уже не один год в библиотеке действует программа «Лето с книгой», цель которой – организовать летний досуг детей так, чтобы было интересно и полезно. А что может быть полезнее чтения? Летняя программа чтения – это литературные игры и игры путешествия, выставки просмотры, беседы, библиографические обзоры, весёлые яркие праздники чтения. Так же Рославльская ЦДБ ведёт работу по следующим направлениям:
~ Гражданско – патриотическое воспитание
~ Духовно – нравственное
~ Библиотека и семья
~ Работа с социально
– незащищенными слоями
~ Пропаганда здорового образа жизни
~ Художественно – эстетическое воспитание
~ Правовое воспитание
~ Экологическое просвещение
~ Краеведческая работа
~ Формирование информационной культуры в учебно – воспитательном процессе[44,c.8]
В своей работе Рославльская ЦДБ использует следующие формы массовой библиографической информации: как информационные бюллетени, списки литературы, выставки новых поступлений, выставки просмотры, картотеки новинок литературы, библиографические обзоры, дни информации и другие формы работы.
В настоящее время стоит задача – преодолеть диспропорцию между всё возрастающим потоком информации, с одной стороны, и организационными возможностями ее доведения до читателя – с другой. Выход из этой ситуации библиотека видит в широком использовании электронных носителей информации и интернета.[44,c.11]
Конечно у нашей библиотеки есть и проблемы: нуждается в обновлении мебель и техника, запросы юных пользователей растут быстрее, чем обновляется фонд, и, к сожалению, сокращается количество периодических изданий. Но не смотря на трудности Рославльская ЦДБ уверенно смотрит в будущее, вместе с юными пользователями, друзьями и партнёрами творит историю, оправдывая своей деятельностью важность возложенной на неё миссии – воспитание читателя.[45,c.29]
Таким образом, можно сделать вывод, что Рославльская ЦДБ считает актуальной и значимой задачей совершенствование форм и методов работы с детьми. Поддерживается тесный контакт со школами, детскими садами и руководителями детского чтения.
Рославльская Центральная Детская Библиотека ведёт следующую работу в области библиографического информирования юных читателей и руководителей детского чтения.
Рославльская ЦДБ старается при помощи библиографического информирования ненавязчиво, исподволь, на превосходных художественных образах воспитывать высокие нравственные качества: любовь к отечеству и чувство чести, достоинство и благородство, уважение к историческому и военному прошлому страны. Это выставки – просмотры, патриотические листовки, дни памяти, картотека художественных произведений о Великой Отечественной войне.
~ «Маленькие герои большой войны» - электронная презентация
~ «И я пришла: меня зовут победа!» - выставка просмотр
~ «Шли на бой ребята ровесники твои» - виртуальный экскурс
~ «День Победы – праздник дедов» - выставка – памятка
~ «Россия помнит подвиг ратный» - выставка – просмотр
~ «Весна победная» - листовка – закладка
~«Чтобы не забылась та война» - картотека художественных произведений о Великой Отечественной войне.
~ « Опаленное войной детство» - рекомендательный тематический список литературы для детей среднего возраста(Приложение 6)[45,c.33]
Главная задача сектора краеведческой литературы в Рославльской ЦДБ заключается в том, чтобы вызвать у подрастающего поколения интерес к чтению книг, знакомящих с прошлым и настоящим своего маленького края, и вернуть в ранг активных читателей тех, которые по разным причинам почти перестали читать, а так же поддерживать престиж чтения книг.
~ «В межпланетные дали окно» - видио – викторина
~ « Мы бьем его, что день, то пуще» - информационный буклет
~ «Его слово из сердца рвалось» - вечер – портрет
~ «Смоленский край, ты часть моей России» - урок краеведения
~ «Милые сердцу усадьбы» - урок краеведения
~ «А хорошо родиться здесь» - выставка вернисаж
~ «Рославль старый, Рославль молодой» - день информации
~ «Память за собой позови» - буклет
~ «В глаза нам глядя строго и светло» - информационная памятка к 100 - летию А.Т.Твардовского
~ «Я лицом к лицу с родной природой» - выставка просмотр к 100 – летию Н.И.Рыленкова
~ «Первый навсегда» - выставка память к 75 – летию со дня рождения Ю.А.Гагарина
~ «Голос памяти о нём» - памятка к 50 – летию первого полёта человека в космос
~ «Вечный космонавт» - картотека о жизни Ю.А.Гагарина отражающая всю литературу фонда Рославльской ЦДБ
~ «К великой нашей Родине любовь берёт от Малой Родины начало» - путеводитель по краеведческому сектору
Цель библиографического
краеведческого информирования – дать
возможность читателям
В
современном мире маленькому
человеку найти свой путь
Цели и задачи духовно – нравственного воспитания в Рославльской ЦДБ это формирование у читателей интереса к духовно – нравственной литературе, обучение методам поиска информации по духовно – нравственной тематике. Целям духовно – нравственного воспитания служат данные мероприятия .[69,c.19]
~ «Душа по капле собирает свет» - день православной книги
~ « Святое души торжество» - выставка – просмотр
~ «Маслёна пришла, блинов принесла» - выставка знакомство
Информация о работе История библиографии в детских библиотеках