История библиографии в детских библиотеках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 05:38, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность исследования: Перемены, происходящие во всех сферах общества, непосредственно влияют на библиотеку. Деятельность детской библиотеки оказывает действие реорганизация книгоиздания и книго распространения литературы для детей, реформирование системы образования и культуры. Изменение социума непосредственно отражаются на структуре, содержании и объёме читательских интересов, потребностей, что влечёт за собой уточнение, а порой и трансформацию функций и структур детской библиотеки. Современная информационная ситуация, под воздействием которой формируются информационные потребности, порой навязывают детям и подросткам ложные ценности. В связи с этим особая роль возлагается на детскую библиотеку.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….4
Глава I. Возникновение и развитие детской библиографии, детская библиотека в современной социокультурной среде………………………….10
1.1Возникновение и основные этапы развития отечественной детской библиографии……………………………………………………………………10
1.2 Детская библиотека в современной социокультурной среде……………25
Глава II. Библиографическая деятельность детских библиотек России в современной социокультурной среде………………………………………….42
2.1 Библиографическая деятельности детских библиотек России………….42
2.2 МБУК «Рославльская» МЦБС Центральная детская библиотека как библиографический центр в современной социокультурной среде………54
Заключение……………………………………………………………………….65
Список литературы……………………………………………………………..68
Приложения……………………………………………………………………..74

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа переделанная.docx

— 357.81 Кб (Скачать файл)

Приоритетной целью детской  библиотеки является создание «универсальной среды развития личности и её социализации».[13,c.36]

Детская библиотека – это  феномен культуры, являющейся для  ребёнка своего рода информационной моделью окружающего его мира. На этой позиции стоят и авторы Концепции библиотечного обслуживания детей в России: «И не самым главным, хотя и очень важным, здесь является информационная функция библиотек, ведь информационные потребности детей  ещё ланетны (скрыты) и тоже нуждаются в особых условиях их формирования и раскрытия. Даже те конкретные нужды детей и подростков, которые связаны с приобретением образования, нуждаются в осмыслении и расширении. Главным же в работе библиотек остаётся – создание среды развития личности и её социализации», чему способствует библиотечно – библиографическая деятельность.[11,c.8]

Библиографическая деятельность – одно из основных направлений работы детских библиотек. В детских библиотеках библиографическое информирование выступает, с одной стороны, как самостоятельное направление библиографической деятельности, а с другой – функционирует в тесной связи со справочно – библиографической работой, с руководством чтением детей.[11,c.22]

Библиотеки, работающие с  юными читателями, призваны целенаправленно, систематически и оперативно информировать  их о детской литературе, а руководителей  чтения – о литературе для детского чтения, а также о материалах по вопросам руководства их чтением.[1,c.7]

Удовлетворяя информационно  – библиографические потребности  учащихся разных возрастных групп, библиотеки одновременно содействуют формированию у юных читателей навыков самостоятельной  работы с библиографическими источниками, активизации их читательской деятельности и пробуждению общественной активности.[6,c.19]

К формам массового библиотечного  информирования относятся информационные бюллетени, списки литературы, выставки новых поступлений, выставки просмотры, картотеки новинок литературы, библиографические  обзоры. Дни информации и другие виды работы.[7,c.42]

 Российская государственная детская библиотека (РГДБ) организована в декабре 1969 года – это крупный научно – исследовательский, библиографический, методический центр для детских библиотек России. Она остро реагирует на изменившуюся социокультурную ситуацию в России и новые духовные потребности юных читателей. В соответствии с Уставом РГДБ призвана содействовать как обучению, так и воспитанию духовно – нравственной, эстетической культуры, патриотизма юных граждан, их правовому, экологическому воспитанию.[15,c.45]

РГДБ – ведущий в  России методико – консультационный центр для библиотек, работающих с детьми, по проблемам воспитания, содействия обучению и библиотечно – информационному обслуживанию юных читателей, а также наставников их чтения. РГДБ участвует в реализации федеральных программ «Дети России», «Молодежь России», а также региональных, например «Дети улиц» (Москва). В РГДБ функционирует центр по проблемам детства. Созданы электронные базы данных (Приложение 1), которые могут быть успешно использованы детскими библиотеками других регионов. Электронными  носителями информации оснащаются рабочие места библиотекарей – библиографов, создаются разнообразные компьютерные программы. Библиотека имеет свой сайт в интернете.[25,c.23]

РГДБ - ведущий центр, занимающийся теоретическими вопросами рекомендательной библиографии литературы для детей. Рекомендательно – библиографическая деятельность РГДБ направлена, с одной стороны, на помощь в обучении читателей детского возраста, а с другой – на их самообразование, самовоспитание, гуманизацию личности, подготовку детей и подростков к жизни в новых социальных условиях. С этой целью отдел рекомендательной библиографии РГДБ выпускал с 1975 года тематический каталог для младших школьников «Что нам читать?» и две серии рекомендательных библиографических пособий: с 1973 года – «За страницами вашего учебника» и с 1988 года – «За страницами школьного учебника» для руководителей чтения детей и подростков.[27,c.31]

 Московская Областная Государственная Библиотека(МОГДБ) – основана в 1957 году как методический центр для детских библиотек области и для библиотечного обслуживания детей Москвы и Подмосковья. МОГДБ ежегодно издаёт список «Литературный календарь», выпускаются методико – библиографические пособия, списки литературы, освещающие годовой цикл русских православных и народных, светских праздников, например к Рождеству Христову, Крещению Господню, Пасхе, дню Святой Троицы, а также к Масленице, Радонице, К Новому году и т.д. Систематически библиотека выпускает информационные бюллетени, списки литературы, методико – библиографические пособия, посвящённые юбилеям Москвы, Победы нашего народа в Великой Отечественной войне, юбилеям писателей. Библиотека оперативно откликается на такие остроактуальные темы, как детская преступность, правовое, нравственное, экологическое воспитание и т.п. Особое внимание она уделяет вопросам наркомании : выпущены памятка для родителей со списком литературы «Как  разговаривать со своим ребёнком, чтобы уберечь его от наркомании» ; список литературы библиотекарям «Наркомания: выбор между жизнью и смертью»; список литературы подросткам «Дорога, ведущая в пропасть», указатель литературы «Ворота бесконечных бед: В помощь профилактике наркомании, алкоголизма, курения и предупреждения ВИЧ – инфекции среди подростков». (Приложение2) [30,c.20]

Национальная детская  библиотека КОМИ  имени С.Я. Маршака (НДБ) – информационно – методический и научно – исследовательский  центр по вопросам детской литературы и детского чтения – реализует  библиотечную политику, обеспечивая  права детей на свободный и  равный доступ к информации и культуре, создавая условия для формирования их читательских способностей.[32,c.25]

Справочно – библиографический аппарат НДБ – это 45 традиционных и электронных каталогов и картотек, богатый справочно – библиографический фонд на русском, коми и иностранных языках. Собственная база данных библиотеки насчитывает более 75 тыс. электронных записей, имеется полнотекстовая электронная база «Консультант Плюс». В связи, с чем растет количество выполненных библиографических справок. Тематика справок самая разнообразная: «Стихотворения о землетрясении в Армении», «Биотерроризм», «Военно – морские базы США», «Святой Адриан» и др. Каждый год специалисты библиотеки составляют более 20 библиографических указателей, литературных памяток, рекомендательных списков, планов чтения, книжных закладок.[31,c.28] (Приложение 2)

Иркутская областная детская  библиотека – это информационный центр по проблемам детства, исследовательский  центр детской книги и детского чтения, научно – методический, информационный, координационный центр по вопросам библиотечного обслуживания детского населения Иркутской области. В  библиотеке создана картотека научно – методической и педагогической литературы для учителей и руководителей  детским чтением. В нее входят статьи из газет и журналов по методике преподавания, педагогике, психологии, дидактике, а также самостоятельные  издания.[47,c.47]

Иркутская областная детская  библиотека осуществляет издание библиографических  указателей: «Театр кукол в библиотеке» - рекомендательный список литературы, «Помнить сердце велит» - путеводитель по книгам о Великой Отечественной  войне, «Марк Давидович Сергеев» - библиографический указатель, «Отечественная Война 1812 года» - информационный список литературы, «Ребенок и книга» - серия  информационно – библиографических  закладок, «Памятные места Иркутска» - информационные закладки.[47,c.49](Приложение 2)

Пермская краевая детская  библиотека им. Л. И. Кузьмина, одна из немногих детских библиотек России, издаёт журнал детского литературно-художественного  творчества «Родничок». С 1996 года, дня выхода первого номера, по сей день вышло 20 номеров, в которых опубликовано 1150 произведений юных авторов из 164 населённых пунктов Пермского края, журнал снабжен библиографическим списком литературы других  публикаций о Пермском крае. ПКДБ в 1990 годы  стала первой экспериментальной площадкой, на которой проводилась проверка действенности новых форм рекомендательных библиографических пособий для малышей и их родителей. В эти годы вышли следующие указатели: «Читаем по слогам», «Обучение чтению», «Учимся читать», «Мой первый учебник».[13,с.10] Рекомендательная библиография детской литературы на сайтах ПКД библиотеки разнообразна, занимательна, а самое главное интересна, причем не только детям, но и взрослым.[14,c.27] (Приложение 2)

Нижегородская Государственная  Областная Детская Библиотека была основана в 1919 году, одна из старейших  детских библиотек в России. Научно – методический, информационный центр  для детей. Ведет уникальную библиографическую  работу. Электронный каталог замечателен  тем, что приведенные в нем  списки литературы распределены по возрастам  и по темам. В первом возрастном разделе  выделены темы, близкие интересам  маленьких детей: «Баба – яга», «Маленькие человечки»,  «Кошки» и др. Темы второго раздела – «Веселые учебники»,  «Занимательная математика» и др., они сформированы в увлекательной форме, побуждающей ребенка узнать что – то новое. В конце списка даны ссылки на произведения имеющиеся в Интернете.[37,c.35] (Приложение 2)

Липецкая ОДБ оказывает  методическую помощь 40 детским и 424 сельским библиотекам области, обслуживающим  детей. В этом плане интересен опыт координации их деятельности, которая включает такие традиционные направления, как информационное и справочно – библиографическое обслуживание, формирование информационной культуры пользователей, выпуск библиографических пособий. Библиографы ЛОДБ воплотили в жизнь замечательную идею – создали Чудесный город Библиоград. Он представляет собой систему тематических карточек для детей младшего и среднего школьного возраста, организованную особым образом. На каталожные ящики наклеены изображения дворцов и замков, которые составляют сказочный городок. В его центре расположен «Дворец праздничных торжеств», где собрана литература о проведении различных праздников. Также созданы картотеки «Географический центр», «Лаборатория природы», «Таверна фантастики и приключений», «Дом интересных сообщений из периодики».Новостройка этого необычного городка – картотека публикаций по истории государства Российского «Исторический музей России».[10,c.21]

Самым интересным в работе ЛОДБ является выпуск библиографических  пособий, в них воплощаются в  реальность все творческие замыслы. «Книга в моем доме», «Ради жизни  на земле», « Читаем всей семьей»  и др. самая востребованная форма  библиографического пособия – пособие  игрушка, они создаются для читателей  младшего возраста: «Книжки малышки», «Любимые писатели наших детей», «  Все сказки в гости к нам», «Почемучка»  и др. [10,c.23] (Приложение 2)

 Центральная детская библиотека имени Пешкова города Нижний Новгород уже более десяти лет работает с библиотечным центром «Дом семьи». Социальная значимость ее деятельности обусловлена наличием проблемной ситуации в микрорайоне, где библиотека – единственный бесплатный досуговый, познавательный информационный центр. Наибольшей популярностью среди читателей среднего и старшего возраста пользуются библиографические очерки как наиболее и доступная форма получения информации. Их составление является приоритетной деятельностью библиотеки при формировании библиотечно – библиографических знаний. Так, к 115 – летию со дня рождения О.Э. Мандельштама был создан библиографический очерк «… Посох мой, моя свобода…» для учащихся 10 – 11 классов; для учащихся 5 – 9 классов – очерки «Великий князь земли Русской» о Д.И.Донском, «Отец Отечества» о Петре Первом. Такого рода очерки позволяют детям получить сжатую информацию о деятелях науки, истории, культуры и предлагают широкий список литературы для дальнейшего, более глубокого познания предмета.[29,c.19] (Приложение 2)

  Волгоградская областная детская библиотека крупнейший центр по вопросам детского чтения и библиотечного обслуживания детей в г. Волгограде и Волгоградской области.  Библиотека существует более 45 лет, имеет свои традиции, богатый опыт организации досуга детей от 3 до 15 лет. Её посещают 20 тысяч детей и взрослых: родителей, педагогов, воспитателей.

Волгоградская областная детская  библиотека – методический центр  для 61 библиотеки Волгоградской области, обслуживающих детей и подростков.   Библиотека является разработчиком  инновационных методов библиотечного  обслуживания детей и подростков. Создавая условия для образования, развития и воспитания своих пользователей, адаптации к жизни в информационном обществе ХХI века, Областная детская библиотека внедряет компьютерные технологии в традиционные формы работы с читателями – детьми. С 2000 г. реализуется Программа компьютеризации ОДБ «Библиотека – информационный центр для детей и подростков», в рамках которой  решена проблема автоматизации библиотечных процессов, создан электронный справочный аппарат (35 500 единиц информации), осуществлен выход во внешние информационные сети. Наконец, Областная детская библиотека – это центр организации досуговой деятельности юных волгоградцев. Здесь создаются условия для интеллектуального, духовного, творческого общения детей и подростков – при библиотеке работают Центр досуга, клуб «Солнышко», клубы знатоков иностранных языков, библиотекой проводятся более 800 массовых мероприятий в год.

Около 10 лет ОДБ ежегодно объявляет Областные конкурсы для  детей  г. Волгограда и области, привлекая их к активной творческой деятельности, пропагандируя лучшие образцы отечественной литературы, прививая любовь к родному краю и его истории. По итогам конкурсов выпускаются сборники работ победителей: «Героические страницы дарят вдохновенье», «Мы выбираем здоровый образ жизни», « Поделись улыбкою своей», «Сильные духом» и др., что позволяет расширить аудиторию участников, развернуть на местах активную работу с детским творчеством, наладить обратную связь с юными пользователями детских библиотек. (Приложение 2)[28,с.19 ]

Тамбовская областная  детская библиотека была открыта 15 августа 1956 года,  как методический исследовательский центр по проблемам библиотечно-библиографического обслуживания детей и подростков для детских библиотек области. За прошедшие  годы областная детская библиотека стала настоящей творческой лабораторией по приобщению детей к книге и чтению. Сфера её деятельности дифференцировалась: она охватила все направления воспитательной работы с детьми, уделяя большое внимание читательскому развитию каждого ребенка, формированию его информационной культуры, опережающему литературному развитию дошкольников.  В ТОДБ была принята и поэтапно реализуется Программа информатизации, организован отдел автоматизации, открыт и успешно функционирует правовой центр "Консультант Плюс", приобретена и осваивается программа "АС-Библиотека-3" с целью компьютеризации основных библиотечных процессов, создаются электронные каталоги и базы данных, собственные электронные ресурсы. Коллектив библиотеки, опираясь на практический и профессиональный опыт предшествующих коллег, успешно использует новые информационные технологии для привлечения новых пользователей и воспитания творческого читателя. Информационно – библиографический отдел координирует работу по ведению электронного справочно – библиографического аппарата библиотеки, по изданию библиографических материалов, созданию электронных продуктов «Вопросы и вопросики». В 2012 году отделом реализовался проект «Филиппок» - мультимедийное электронное издание, также издаются книжные закладки, аннотируемые списки литературы, справочно – информационные пособия. Разработаны и ведутся электронные базы данных: электронный каталог и систематическая картотека статей, иллюстрированный каталог «Медиатека приглашает»(Приложение 2) [42,c.38]

Информация о работе История библиографии в детских библиотеках