Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2015 в 15:46, курсовая работа
Управления дебиторской задолженностью представляет собой часть общей политики управления оборотными активами предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации. Дебиторская задолженность всегда отвлекает средства из оборота, препятствует их эффективному использованию, следствием чего является напряженное финансовое состояние предприятия. Т.е. дебиторская задолженность характеризует отвлечение средств из оборота данного предприятия и использование их дебиторами. Тем самым она отрицательно влияет на финансовое состояние предприятия, поэтому необходимо сокращать сроки ее взыскания. Современная система управления дебиторской задолженностью должна включать всю совокупность методов анализа, контроля и оценки дебиторской задолженности. Вместе с тем, управление дебиторской задолженностью - это работа с источниками возникновения просроченной задолженности - постоянная работа с контрагентами, включающая не только формирование кредитной политики предприятия и организацию договорной работы, но и управление долговыми обязательствами.
По каждому этапу работы по погашению задолженности необходимо проводить оперативный учет (реестр) с указанием наименования контрагента, номера и даты договора, суммы и принятых мер по погашению задолженности.
Дебиторская задолженность, по которой истек срок исковой давности необходимо списывать по каждому договору на основании решения Центральной инвентаризационной комиссии и приказа по результатам проведенной инвентаризации статей баланса организации.
3.2 Оценка эффективности предложений
С целью максимизации притока денежных средств предприятию следует разрабатывать широкое разнообразие моделей договоров с гибкими условиями формы оплаты и гибким ценообразованием. Возможны различные варианты: от предоплаты или частичной предоплаты до передачи на реализацию и банковской гарантии.
Любое предприятие имеет множество контрагентов - поставщиков, покупателей, кредиторов, с которыми его связывают договорные отношения, предполагающие выполнение расчетных и кредитных операций. Всех контрагентов можно подразделить на 2 категории: дебиторов и кредиторов. Дебиторы - контрагенты, которые временно пользуются средствами, предоставленные им предприятием.
Поскольку дебиторская задолженность представляет собой, по сути иммобилизацию, т.е. отвлечение из хозяйственного оборота, собственных оборотных средств предприятия, сопровождающуюся косвенными потерями, любое предприятие заинтересовано в максимально возможном ускорении оборачиваемости омертвленных в дебиторах средств.
Ситуация с платежной дисциплиной усугубляется в периоды инфляции любая непредусмотренная задержка в платежах может обернуться как доходами, так и потерями. Косвенные доходы возникают в связи с максимально возможным оттягиванием расчетов с кредиторами, когда может оказаться выгодным уплатить штраф «облегченными» ввиду инфляции деньгами; косвенные потери имеют место, в частности, из-за платности источников средств.
Поэтому главными задачей управления дебиторской является минимизацию уровня дебиторской задолженности.
Проведя анализ дебиторской задолженности и анализ финансово-хозяйственной деятельности во втором разделе дипломного проекта мы пришли к выводу, что в настоящий момент финансовое положения ОАО «Амурский судостроительный завод» характеризуется как неустойчивое, это связано, прежде всего с недостатком собственных оборотных средств и долгосрочных заемных источников. Следовательно, платежеспособность предприятия снижается и необходимы дополнительные быстрореализуемые активы. В качестве таких активов может выступать дебиторская задолженность. Правильно построенная система управления дебиторской задолженностью позволит предприятию сократить ее уровень и обеспечить себя ликвидными активами.
В связи с этим мы предлагаем ОАО «Амурский судостроительный завод» использовать следующие мероприятия по снижению уровня дебиторской задолженности:
1) совершенствование кредитной политики;
2) рефинансирование дебиторской задолженности;
3) следить за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности, своевременно проводить зачеты взаимных требований;
4) контролировать систему инкассации долга (используя график платежей).
Рассмотрим вышеизложенные предложения на конкретных примерах. Предоставление скидок на основе банковского процента. Предприятие - продавец заинтересовано в увеличении объема отгруженной продукции, но в короткие сроки оплаты, чтобы не снижалась оборачиваемость дебиторской задолженности, а следовательно и платежеспособность предприятия. На основе этого предприятие идет на встречу покупателю, предоставляя скидки на товар, но не выше банковского процента, так как дебитору проще будет взять кредит в банке для оплаты продукции. В связи с этим составляется договор.
Стандартизованный договор, содержащий опцию, имеет вид: «d/k чисто n» (d/k net n), т.е. покупатель может получить скидку в размере d %, если он оплатит покупку в течение к дней, в оставшиеся (n-к) дней оплата должна быть сделана по полной цене. Значениями параметров варьируют в зависимости от надежности покупателя.
Приведем расчет стоимости краткосрочной дебиторской задолженности в случае отказа от опции:
1) договорная цена с учетом скидки рана 100 %-скидка;
2) определение период возврата долга.
Этот период составит величину, равную разнице между числом дней, в течение которых товар подлежит обязательной оплате и числом дней, на которые предоставляется скидка (n-к).
Таким образом, предприятие, отказываясь от скидки, будет платить больше на величину отношения скидки деленной на 100 минус скидка.
Т.е. фактически предприятие, отказавшись от скидки кредитора, (которая
снижает уровень банковского процента) идет на дополнительные расходы по привлечению дополнительных источников оплаты. Например, если предприятие заключает договор с ОАО «АСЗ» - вида «3/10чисто 60», то стоимость дебиторской задолженности равна (скидка 3 %). Логика рассуждений очевидна: допустим, что полная цена равна 100 тыс. р.; отказ от скидки означает, что за пользование дополнительным (в течение 35 дней) источником придется платить больше на 3,093 % (3 / 97 • 100 %); переход к характеристике стоимости в терминах годовой процентной ставки как раз и дает величину 31,8 % (ставка банковского процента). Легко заметить, что этот источник весьма дорогой, вот почему скидками чаще всего пользуются.
Также можно применить и другую методику, связанную с понятием стоимости источников.
Дело в том, что дебиторы - это актив; для поддержания любого актива нужны источники, которые, в основном, не бесплатны. В подавляющем большинстве случаев невозможно указать, на какие цели был использован тот или иной источник. Вместе с тем возможен следующий вариант рассуждений. Несвоевременное поступление средств в погашение дебиторской задолженности снижает платежеспособность предприятия и нередко вынуждает его обратиться в банк за краткосрочной ссудой на пополнение оборотных средств и выполнения своих обязательств перед кредиторами. Банк берет проценты за предоставленные кредиты, которые и могут быть увязаны с дебиторской задолженностью как первопричиной взятия кредита.
Таким образом, если у предприятия есть проблемы с финансированием текущих расходов, поддержание относительно более высокого уровня дебиторской задолженности требует привлечения дополнительных источников финансирования, например ссуд банка, а значит и дополнительных финансовых затрат. Предположим, что оборачиваемость средств, вложенных в дебиторскую задолженность, возросла за отчетный период на 10 дней. Если банк дает ссуды под 40 % годовых, то за эти двадцать дополнительных дней за каждую тысячу рублей ссуды пришлось бы заплатить, р.
Таким образом, относительные потери составляют 1,8 % (18 : 1000 р. * 100 %.), поэтому для их сокращения предприятие может предложить своим покупателям скидку до 1,5 % с отпускной цены с тем, чтобы стимулировать их по крайней мере вернуться к прежнему режиму оплаты. Рассмотрим на примере наших дебиторов.
- ОАО «Оборонэнергосбыт» 1 000 тыс.р. * 1,5 % = 15 тыс. р.;
- ОАО «ДВ Генерирующая компания» 1 450 тыс. р. * 1,5 % =
= 22 тыс.р.;
- КГОУ НПО «Лицей № 8» 1 602 тыс.р. * 1,5 % = 24 тыс. р.;
- ОАО «ПО «Севмаш» 7 899 тыс.р. * 1,5 % = 118 тыс. р.
Сумма дебиторской задолженности по вышеперечисленным поставщикам составляет 11 951 тыс. р. Общая сумма скидки составляет 179 тыс. р. Сумма полученной со скидкой суммы будет составлять 11 951 тыс. р. –
– 179 тыс. р. = 11 772 тыс. р.
Аналогично, можно рассмотреть пример по просроченной дебиторской задолженности.
Отбор покупателей необходимо производить для предотвращения негативных тенденций в деятельности предприятия: для клиентов, которые являются постоянными потребителями продукции ОАО «Амурский судостроительный завод», можно применить такие условия оплаты как товарный кредит. Контроль за сроками погашения предполагает использование различных методов воздействия на покупателей - применение штрафов, звонки, подача в суд, продажа задолженности различным организациям.
Резюмируя, можно утверждать, что аналитическое обоснование политики в отношении дебиторов заключается в выборе и установлении нескольких вариантов типовых договоров с варьирующими условиями оплаты, в том числе и по величине предоставляемой скидки.
Также необходимо классифицировать дебиторские задолженности по срокам оплаты (расположить их по времени, истекшему с даты выставления счета) для выявления покупателей, нарушающих сроки платежа, и облагать процентом просроченные платежи.
После того как будут сравнены текущие, классифицированные по срокам дебиторские задолженности, с дебиторскими задолженностями прежних лет, промышленными нормативами и показателями конкурентов, можно подготовить отчет об убытках по безнадежным долгам, показывающий накопленные убытки по покупателям, условиям продажи и размерам сумм и систематизированный по данным о подразделении, производственной линии и типе покупателя (например, отрасли промышленности). Потери безнадежного долга обычно выше у малых компаний. Отметим ряд проблем, которые необходимо учитывать при разработке подобных методик.
1) Необходим тщательный отбор
основных частных критериев. По
возможности
эти показатели не должны быть тесно взаимосвязаны
между
собой. В частности, очевидно, что для приведенной
совокупности это требование не выполняется, поскольку
коэффициенты текущей и быстрой
ликвидности, как правило, очень тесно
взаимосвязаны - коэффициент
парной корреляции будет близок к единице.
2) Пороговые значения частных
критериев должны быть обоснованы.
В приведенном примере видно, что для первых
двух коэффициентов эти
пороговые значения составлены на основе
западной практики. В нашей
стране эти значения вряд ли применимы.
Разработке пороговых значений
должно
предшествовать накопление данных о фактическом
состоянии дел
в отношении данных коэффициентов, что
вполне по силам любому банку,
аккумулирующему данные о своих клиентах.
3) Весовые значения коэффициентов
также должны быть обоснованы.
Из приведенного примера видно, что коэффициент
быстрой ликвидности
имеет приоритет перед коэффициентом
текущей ликвидности. Вряд ли это
оправданно для торговой организации,
поскольку основную часть оборотных средств
такой организации составляют товарные
запасы, т.е. коэффициент текущей ликвидности,
как раз и учитывающий эти активы,
в этом случае он гораздо более важен
и информативнее.
Величину пограничной области, разделяющей
два смежных интервала, чаще всего можно
установить лишь субъективным способом.
В частности, довольно обыденным является
применение «%-й оценки»; например,
область с 5 %-ным отклонением от границы
может считаться пограничной. Ключевым моментом в управлении дебиторской
задолженностью и организации кредитной
политики является определение сроков
кредита (предоставляемого покупателям)
которые оказывают влияние на объемы продаж
и получение денег. Например, предоставление
более продолжительных сроков кредита,
вероятно, увеличит объем продаж. Сроки
кредита имеют прямое отношение к затратам
и доходу, связанным с дебиторской задолженностью.
Если сроки кредита жесткие, у компании
будет меньше инвестированных денежных
средств в дебиторскую задолженность
и потерь от безнадежных долгов, но это
может привести к снижению объемов продаж,
уменьшению прибылей и негативной реакции
покупателей. С другой стороны, если сроки
кредита неконкретные, компания может
добиться увеличения объемов продаж и
большего дохода, но и рискует увеличить
долю безнадежных долгов и большими затратами,
связанными с тем, что малоэффективные
покупатели затягивают оплату.
Сроки
дебиторской задолженности
Если кредитная политика стала более лояльной и объем реализации за
счет этого возрос, то следует ожидать возрастания затрат, поскольку потре-
буется больше сырья, материалов и т. д. для продажи дополнительного количества товара. Кроме того, увеличится объем дебиторской задолженности, следовательно, и текущие затраты, связанные с ней, а также возрастет количество расходов, связанных с предоставлением скидок. Однако доходы от реализации, на наш взгляд, возрастут в большей мере, чем затраты.
Поскольку, во-первых, те меры по совершенствованию управления дебиторской задолженностью, которые приведены здесь, позволяют снизить количество безнадежных долгов, а во-вторых, предоставление скидок оправдано в любом случае, т. к. ЗАО «» испытывает дефицит денежных средств и скидки предлагаются с целью увеличения притока денег, даже если в отдаленной перспективе общий финансовый результат от конкретной сделки будет отрицательным.
Ранее выполненный анализ показал, что ОАО «АСЗ» не использует современных форм рефинансирования. Это объясняется тем, что в России эти формы рефинансирования сравнительно новые, поэтому большинству хозяйственных субъектов не достает знаний и опыта, а также информации механизма их использования.
Рефинансирование дебиторской задолженности.
Также, руководителям и специалистам общества рекомендуется использовать факторинговую систему, которая дает 100 % гарантию оплаты в среднем 80 % от суммы счета.
В случае опротестования векселя, постановление о переводных и простых векселях позволяет требовать не только сумму векселя, но и 6 % дисконта и 3 % пенни, вычисляемых от конца установленного срока оплаты, а также все расходы по компенсации и опротестованию векселя.
Факторинг
- это прямая продажа
За осуществление такой операции фактор взимает с предприятия опре-деленную комиссионную плату в процентах к сумме платежа.
Факторинг, как и многие другие финансовые инструменты пришел в Россию с Запада. Это английское слово factoring идет от factor (фактор)-комиссионер, агент, посредник, и означает выкуп дебиторской задолженности поставщика товаров (услуг) с принятием на себя обязанностей по их взысканию и риска неплатежа. Поставщик продает дебиторскую задолженность (accounts receivable), то есть те суммы, которые покупатели должны фирме, специализированному финансовому институту-факторинговой компании, которая в свою очередь именуется фактором.