Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 17:22, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучить сущность и порядок формирования бухгалтерского баланса, а также разработать мероприятия по его совершенствованию.
Объектом данного исследования является предприятие ЗАО «!!!!».
Предмет исследования – бухгалтерский баланс предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) определить экономическую сущность бухгалтерского баланса предприятия.
2) изучить формирование учетных показателей в бухгалтерском балансе в ЗАО «!!!».
3) изучить динамику активов и пассивов предприятия, изменения в их составе, структуре.
Введение
1. Экономическая сущность бухгалтерского баланса предприятия
1.1. Бухгалтерский баланс и его роль в учетно-аналитической деятельности предприятия
1.2. Нормативно-законодательное регулирование составления бухгалтерского баланса
1.3. Состав, содержание и сроки предоставления бухгалтерского баланса
2. Формирование и анализ учетных показателей в бухгалтерском балансе ЗАО «Компанигрупп»
2.1. Основные экономические принципы деятельности предприятия ЗАО «!!!»
2.2. Формирование бухгалтерского баланса ЗАО «!!!» и его характерные особенности
2.3. Анализ финансового состояния предприятия ЗАО «!!!» по данным бухгалтерского баланса
3.
Заключение
Список использованной литературы
- аудиторы получают подсказку
для выбора правильного
- аналитики определяют
направления финансового
Бухгалтерский баланс, по мнению Горбулина В.Д., является богатым источником информации, на базе которого раскрывается финансово-хозяйственная деятельность экономического субъекта. Среди форм бухгалтерской отчетности бухгалтерский баланс значится на первом месте [18, c. 45].
Экономист Курбангалеева О.А. утверждает в свои работах, что в зависимости от стадии развития того или иного экономического субъекта и целевого назначения различают разные виды бухгалтерских балансов: вступительный, текущий, заключительный (годовой), разделительный, передаточный, сводный (консолидированный), ликвидационный, соединительный и т.д. [28, c.64].
Балансирующим показателем,
пишет Курбангалеева О.А., во вступительном
балансе выступает уставный капитал,
поскольку на этом этапе нет другого
источника поступления из-за отсутствия
хозяйственной деятельности. При
составлении заключительного
Приведенный перечень бухгалтерских
балансов по сути своей соответствует
жизненному циклу юридического лица.
На этом пути трансформация в
Чиченов М.В. особо выделяет
понятие самостоятельного баланса.
Его ведут субъекты, наделенные правами
юридического лица. При отсутствии
таких прав составляется отдельный
баланс. Такой подход распространяется
на структурные подразделения
Валова С. пишет, что двусторонняя таблица баланса в графическом изображении показывает на левой стороне состояние имущества в последовательности, соответствующей функциональной роли его составляющих, исходя из степени ликвидности и характера участия хозяйственных средств в процессе воспроизводства общественного продукта. Это актив баланса [13].
Актив раскрывает состав имущества, как оно действует, чем представлены его составные части. Источники данного имущества отражены в правой стороне баланса - пассиве.
Пассив показывает собственный капитал, а также совокупность долгов и обязательств экономического субъекта. Экономически однородный вид имущества в активе или источников его формирования в пассиве принято называть статьей баланса [11, c. 60].
Гетьман В.Г. в статье «Успехи
и резервы в реформировании бухгалтерского
учета в России на основе МСФО»
пишет, что в интересах сближения
отечественной практики с требованиями
международных бухгалтерских
Итог по активу баланса на начало года и конец отчетного периода равен соответственно итогу его пассива. Это равенство, по мнению Малышевой М., определяет сущность баланса: в нем отражается имущество экономического субъекта в двух плоскостях, а именно в левой стороне - активе баланса - по видам, составу и размещению, а в правой - пассиве - по источникам формирования данного имущества [30, c.21].
В активе имущество приведено с учетом степени ликвидности. Наименее ликвидные статьи («Нематериальные активы», «Основные средства») размещены в начале, а легко реализуемые активы («Касса», «Расчетный счет») - в конце баланса [25, c. 17].
Такие авторы как Авалян Р.М., Буданова Л.В., Вдовина Ю.Г. и др. пишут, что во многих странах с развитой рыночной экономикой содержание бухгалтерского баланса строится в обратной степени ликвидности, т.е. в начале показываются легкореализуемые виды имущества, а в конце баланса - наименее ликвидные активы [9]. В любом случае имущество предприятия - актив (А) должен соответствовать его обязательствам (П) и собственному капиталу (К): А=П+К (11).
Разложение правой стороны
баланса на две составляющие в
указанной последовательности имеет
глубокий экономический смысл. В
случае ликвидации экономического субъекта
ввиду несостоятельности (банкротства)
действующее законодательство в
первую очередь предусматривает
удовлетворение обязательств кредиторов
(П) в строго установленной очередности.
Причем требования кредиторов каждой
очереди подлежат удовлетворению только
после полного погашения
При заполнении Бухгалтерского баланса не допускается зачет между статьями активов и пассивов, статьями прибылей и убытков, кроме случаев, когда такой зачет предусмотрен правилами, установленными нормативными актами. На основании данных заполненного Баланса делается расчет стоимости чистых активов на начало и конец года [27, c. 69].
Каждый показатель в бухгалтерском балансе должен быть приведен за два года - отчетный и предшествующий отчетному, для того чтобы пользователи могли получить представление о динамике развития организации.
Если в балансе раскрываются данные более чем за два периода, в таком случае должно быть предусмотрено достаточное количество граф (строк), необходимых для такого раскрытия [9, c. 25].
В ситуации, когда данные
за период, предшествующий отчетному,
не могут быть сопоставлены с данными
за отчетный период, первые данные подлежат
корректировке. Такая корректировка
осуществляется исходя из правил, установленных
нормативными актами по бухгалтерскому
учету. Кроме того, все существенные
корректировки должны раскрываться
в пояснениях к бухгалтерскому балансу.
Там же указываются причины, по которым
эта корректировка
В связи с этим важно помнить, что корректировке подвергается только отчетность. Никакие корректировочные записи в регистры бухгалтерского учета как прошлого, так и отчетного года не должны вноситься.
К факторам, влияющим на сопоставимость отчетности и, соответственно, на необходимость корректировок и пояснений, кроме инфляции, нередко относятся такие ситуации, как существенное изменение режима налогообложения, изменение норм бухгалтерского учета и так далее.
Никитин А. рассматривает задачи бухгалтерского баланса, которые во многом перекликаются с целями, стоящими перед бухгалтерским учетом в целом:
- формирование полной
и достоверной информации об
активах организации, ее
- обеспечение информацией,
необходимой внутренним и
- представление достоверных
данных для полноценного
- обеспечение полной и
достоверной информацией об
Таким образом, информация о финансовом положении предприятия формируется главным образом в виде бухгалтерского баланса. Правильно составленный баланс, реальный и правдивый, сможет четко показать, чем владеет предприятие, сколько должно и каким кредиторам.
1.2. Нормативно-законодательное
регулирование составления
При формировании форм отчетности в организациях руководствуются общими требованиями бухгалтерского и налогового законодательства, а также нормами документов системы нормативного регулирования бухгалтерского учета.
Нормативное регулирование
бухгалтерского учета представляет
собой установление государственными
органами общеобязательных правил (норм)
ведения бухгалтерского учета и
составления бухгалтерской
Нормативное регулирование составления форм отчетности включает:
1) нормативное правовое регулирование - осуществляется нормами права, содержащимися в соответствующих нормативных правовых актах;
2) методическое (нормативно-техническое)
регулирование - осуществляется
методическими (техническими) нормами,
содержащимися в
В Российской Федерации создана четырехуровневая система нормативного регулирования формирования отчетности (таблица 1).
Таблица 1
Уровни нормативного регулирования формирования форм отчетности
Уровень регулирования |
Источники регулирования |
Документы, регулирующие учет |
Первый уровень |
Государственная дума РФ; Президент РФ; Правительство РФ |
ГК РФ; ФЗ «О бухгалтерском учете»; указы Президента и постановления Правительства РФ |
Второй уровень |
Министерство финансов РФ и другие органы исполнительной власти |
Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности; Положения по бухгалтерскому учету отдельных объектов учета |
Третий уровень |
Министерство финансов РФ и другие органы исполнительной власти |
План счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению; прочие методические указания и рекомендации |
Четвертый уровень |
Управленческий персонал организации |
Документы, регулирующие учетную политику организации |
Документом первого, наивысшего, уровня является Федеральный Закон «О бухгалтерском учете». Завершающим этапом каждого отчетного года в бухгалтерском учете является формирование годовой финансовой (бухгалтерской) отчетности. Обязанность всех организаций составлять бухгалтерскую отчетность закреплена в ст. 13 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» все организации обязаны составлять бухгалтерскую отчетность, которая состоит из:
- Бухгалтерского баланса (форма 0710001);
- Отчета о прибылях и убытках (форма 0710002);
- приложений к балансу
и отчету о прибылях и убытках:
- аудиторского заключения
или заключения ревизионного
союза сельскохозяйственных
- пояснительной записки.
При этом Отчет о целевом использовании полученных средств (форма 0710006) представляют не все организации. Согласно п. 4 ст. 15 Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ данная форма обязательна для представления только общественными организациями (объединениями), не осуществляющими предпринимательскую деятельность и не имеющими оборотов по продаже товаров (работ, услуг), кроме выбывшего имущества.
Для организаций - субъектов
малого предпринимательства
Отдельные нормы, регулирующие формирование форм отчетности, содержатся в иных законодательных актах: Гражданском, Трудовом и Налоговом кодексах Российской Федерации.
К нормативным документам
второго уровня регулирования относятся
Положение по ведению бухгалтерского
учета и бухгалтерской
Информация о работе Анализ деятельности организации на основе бухгалтерского баланса