Анализ деятельности организации на основе бухгалтерского баланса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 17:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – изучить сущность и порядок формирования бухгалтерского баланса, а также разработать мероприятия по его совершенствованию.
Объектом данного исследования является предприятие ЗАО «!!!!».
Предмет исследования – бухгалтерский баланс предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) определить экономическую сущность бухгалтерского баланса предприятия.
2) изучить формирование учетных показателей в бухгалтерском балансе в ЗАО «!!!».
3) изучить динамику активов и пассивов предприятия, изменения в их составе, структуре.

Содержание

Введение
1. Экономическая сущность бухгалтерского баланса предприятия
1.1. Бухгалтерский баланс и его роль в учетно-аналитической деятельности предприятия
1.2. Нормативно-законодательное регулирование составления бухгалтерского баланса
1.3. Состав, содержание и сроки предоставления бухгалтерского баланса
2. Формирование и анализ учетных показателей в бухгалтерском балансе ЗАО «Компанигрупп»
2.1. Основные экономические принципы деятельности предприятия ЗАО «!!!»
2.2. Формирование бухгалтерского баланса ЗАО «!!!» и его характерные особенности
2.3. Анализ финансового состояния предприятия ЗАО «!!!» по данным бухгалтерского баланса
3.
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

КР Шнайдер.docx

— 560.68 Кб (Скачать файл)

- аудиторы получают подсказку  для выбора правильного решения  в процессе аудирования, планирования  своей проверки, выявления слабых  мест в системе учета и зон  возможных преднамеренных и непреднамеренных  ошибок во внешней отчетности  клиента;

- аналитики определяют  направления финансового анализа.

Бухгалтерский баланс, по мнению Горбулина В.Д., является богатым  источником информации, на базе которого раскрывается финансово-хозяйственная  деятельность экономического субъекта. Среди форм бухгалтерской отчетности бухгалтерский баланс значится на первом месте [18, c. 45].

Экономист Курбангалеева  О.А. утверждает в свои работах, что  в зависимости от стадии развития того или иного экономического субъекта и целевого назначения различают  разные виды бухгалтерских балансов: вступительный, текущий, заключительный (годовой), разделительный, передаточный, сводный (консолидированный), ликвидационный, соединительный и т.д. [28, c.64].

Балансирующим показателем, пишет Курбангалеева О.А., во вступительном  балансе выступает уставный капитал, поскольку на этом этапе нет другого  источника поступления из-за отсутствия хозяйственной деятельности. При  составлении заключительного баланса  таким показателем выступает  финансовый результат (прибыль или  убыток) организации. Для всех других видов бухгалтерского баланса балансирующим  показателем могут выступать  как уставный капитал организации, так и финансовый результат ее деятельности.

Приведенный перечень бухгалтерских  балансов по сути своей соответствует  жизненному циклу юридического лица. На этом пути трансформация в организационной  структуре данного лица происходит главным образом под воздействием его финансового состояния и  места на соответствующем сегменте рынка товаров, работ и услуг.

Чиченов М.В. особо выделяет понятие самостоятельного баланса. Его ведут субъекты, наделенные правами  юридического лица. При отсутствии таких прав составляется отдельный  баланс. Такой подход распространяется на структурные подразделения экономического субъекта (цехи, филиалы, участки и  пр.). Для понимания информации, содержащейся в бухгалтерском балансе, важно  иметь представление о структуре  баланса [49].

Валова С. пишет, что двусторонняя таблица баланса в графическом  изображении показывает на левой  стороне состояние имущества  в последовательности, соответствующей функциональной роли его составляющих, исходя из степени ликвидности и характера участия хозяйственных средств в процессе воспроизводства общественного продукта. Это актив баланса [13].

Актив раскрывает состав имущества, как оно действует, чем представлены его составные части. Источники  данного имущества отражены в  правой стороне баланса - пассиве.

Пассив показывает собственный  капитал, а также совокупность долгов и обязательств экономического субъекта. Экономически однородный вид имущества  в активе или источников его формирования в пассиве принято называть статьей  баланса [11, c. 60].

Гетьман В.Г. в статье «Успехи  и резервы в реформировании бухгалтерского учета в России на основе МСФО»  пишет, что в интересах сближения  отечественной практики с требованиями международных бухгалтерских стандартов в последнее время бухгалтерский  баланс стали составлять не в первоначальной (исторической) оценке (баланс-брутто), а в реальной оценке на дату составления  баланса, «очищенном» от регулирующих статей (баланс - нетто). Такой подход распространяется как на имущество  длительного пользования, так и  состав оборотных средств. Поэтому  в балансе отсутствуют такие  статьи, как «Износ основных средств», «Амортизация нематериальных активов», «Износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов», «Торговая наценка» и  некоторые другие [16, c.30].

Итог по активу баланса  на начало года и конец отчетного  периода равен соответственно итогу  его пассива. Это равенство, по мнению Малышевой М., определяет сущность баланса: в нем отражается имущество экономического субъекта в двух плоскостях, а именно в левой стороне - активе баланса - по видам, составу и размещению, а в правой - пассиве - по источникам формирования данного имущества [30, c.21].

В активе имущество приведено  с учетом степени ликвидности. Наименее ликвидные статьи («Нематериальные  активы», «Основные средства») размещены  в начале, а легко реализуемые  активы («Касса», «Расчетный счет») - в  конце баланса [25, c. 17].

Такие авторы как Авалян Р.М., Буданова Л.В., Вдовина Ю.Г. и  др. пишут, что во многих странах  с развитой рыночной экономикой содержание бухгалтерского баланса строится в  обратной степени ликвидности, т.е. в начале показываются легкореализуемые виды имущества, а в конце баланса - наименее ликвидные активы [9]. В любом случае имущество предприятия - актив (А) должен соответствовать его обязательствам (П) и собственному капиталу (К): А=П+К (11).

Разложение правой стороны  баланса на две составляющие в  указанной последовательности имеет  глубокий экономический смысл. В  случае ликвидации экономического субъекта ввиду несостоятельности (банкротства) действующее законодательство в  первую очередь предусматривает  удовлетворение обязательств кредиторов (П) в строго установленной очередности. Причем требования кредиторов каждой очереди подлежат удовлетворению только после полного погашения обязательств перед кредиторами предыдущей очереди. В то же время инвесторы на вложенный  капитал (К) получают только ту часть, которая  остается после платежей по обязательствам.

При заполнении Бухгалтерского баланса не допускается зачет  между статьями активов и пассивов, статьями прибылей и убытков, кроме  случаев, когда такой зачет предусмотрен правилами, установленными нормативными актами. На основании данных заполненного Баланса делается расчет стоимости  чистых активов на начало и конец  года [27, c. 69].

Каждый показатель в бухгалтерском  балансе должен быть приведен за два  года - отчетный и предшествующий отчетному, для того чтобы пользователи могли получить представление о динамике развития организации.

Если в балансе раскрываются данные более чем за два периода, в таком случае должно быть предусмотрено  достаточное количество граф (строк), необходимых для такого раскрытия [9, c. 25].

В ситуации, когда данные за период, предшествующий отчетному, не могут быть сопоставлены с данными  за отчетный период, первые данные подлежат корректировке. Такая корректировка  осуществляется исходя из правил, установленных  нормативными актами по бухгалтерскому учету. Кроме того, все существенные корректировки должны раскрываться в пояснениях к бухгалтерскому балансу. Там же указываются причины, по которым  эта корректировка осуществлялась, а также методы и индексы, которые  были использованы в ходе данного  действия.

В связи с этим важно  помнить, что корректировке подвергается только отчетность. Никакие корректировочные записи в регистры бухгалтерского учета  как прошлого, так и отчетного  года не должны вноситься.

К факторам, влияющим на сопоставимость отчетности и, соответственно, на необходимость  корректировок и пояснений, кроме  инфляции, нередко относятся такие  ситуации, как существенное изменение  режима налогообложения, изменение  норм бухгалтерского учета и так  далее.

Никитин А. рассматривает задачи бухгалтерского баланса, которые во многом перекликаются с целями, стоящими перед бухгалтерским учетом в целом:

- формирование полной  и достоверной информации об  активах организации, ее обязательствах, составе средств и источниках, а также их изменениях;

- обеспечение информацией,  необходимой внутренним и внешним  пользователям бухгалтерской отчетности  для контроля за соблюдением  законодательства Российской Федерации  при осуществлении организацией  хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

- представление достоверных  данных для полноценного анализа  финансово-хозяйственного состояния  организации, предотвращения отрицательных  результатов хозяйственной деятельности  организации и выявление внутрихозяйственных  резервов обеспечения ее финансовой  устойчивости;

- обеспечение полной и  достоверной информацией об активах  организации, ее обязательствах, составе средств и источниках  на отчетную дату, а также об  изменениях, происшедших в величине  активов и обязательств предприятия  с предыдущей отчетной даты  [34, c. 46].

Таким образом, информация о  финансовом положении предприятия  формируется главным образом  в виде бухгалтерского баланса. Правильно  составленный баланс, реальный и правдивый, сможет четко показать, чем владеет  предприятие, сколько должно и каким  кредиторам.

 

1.2. Нормативно-законодательное  регулирование составления бухгалтерского  баланса

При формировании форм отчетности в организациях руководствуются общими требованиями бухгалтерского и налогового законодательства, а также нормами документов системы нормативного регулирования бухгалтерского учета.

Нормативное регулирование  бухгалтерского учета представляет собой установление государственными органами общеобязательных правил (норм) ведения бухгалтерского учета и  составления бухгалтерской отчетности.

Нормативное регулирование  составления форм отчетности включает:

1) нормативное правовое  регулирование - осуществляется  нормами права, содержащимися  в соответствующих нормативных  правовых актах;

2) методическое (нормативно-техническое)  регулирование - осуществляется  методическими (техническими) нормами,  содержащимися в соответствующих  актах методического (нормативно-технического) характера.

В Российской Федерации создана  четырехуровневая система нормативного регулирования формирования отчетности (таблица 1).

Таблица 1

Уровни нормативного регулирования  формирования форм отчетности

Уровень регулирования

Источники регулирования

Документы, регулирующие учет

Первый уровень

Государственная дума РФ;

Президент РФ;

Правительство РФ

ГК РФ;

ФЗ «О бухгалтерском учете»;

указы Президента и постановления  Правительства РФ

Второй уровень

Министерство финансов РФ и другие органы исполнительной власти

Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности;

Положения по бухгалтерскому учету отдельных объектов учета

Третий уровень

Министерство финансов РФ и другие органы исполнительной власти

План счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению;

прочие методические указания и рекомендации

Четвертый уровень

Управленческий персонал организации

Документы, регулирующие учетную  политику организации


 

Документом первого, наивысшего, уровня является Федеральный Закон «О бухгалтерском учете». Завершающим этапом каждого отчетного года в бухгалтерском учете является формирование годовой финансовой (бухгалтерской) отчетности. Обязанность всех организаций составлять бухгалтерскую отчетность закреплена в ст. 13 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском  учете» все организации обязаны  составлять бухгалтерскую отчетность, которая состоит из:

- Бухгалтерского баланса (форма 0710001);

- Отчета о прибылях  и убытках (форма 0710002);

- приложений к балансу  и отчету о прибылях и убытках:  Отчета об изменениях капитала (форма 0710003), Отчета о движении денежных средств (форма 0710004), Отчета о целевом использовании полученных средств (форма 0710006), иных приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках;

- аудиторского заключения  или заключения ревизионного  союза сельскохозяйственных кооперативов, подтверждающего достоверность  бухгалтерской отчетности организации,  если она, в соответствии с  федеральными законами, подлежит  обязательному аудиту или обязательной  ревизии;

- пояснительной записки.

При этом Отчет о целевом  использовании полученных средств (форма 0710006) представляют не все организации. Согласно п. 4 ст. 15 Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ данная форма обязательна для представления только общественными организациями (объединениями), не осуществляющими предпринимательскую деятельность и не имеющими оборотов по продаже товаров (работ, услуг), кроме выбывшего имущества.

Для организаций - субъектов  малого предпринимательства установлена  упрощенная форма отчетности. Они  формируют ее из бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, в которые включают показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям). А в приложениях к ним приводят только наиболее важную информацию, без знания которой невозможно оценить финансовое положение организации [17].

Отдельные нормы, регулирующие формирование форм отчетности, содержатся в иных законодательных актах: Гражданском, Трудовом и Налоговом кодексах Российской Федерации.

К нормативным документам второго уровня регулирования относятся  Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету отдельных объектов учета. Главное назначение таких положений  — раскрыть правовые и методологические нормы, закрепленные в Законе «О бухгалтерском  учете». Положения представляют собой  общие предписания по ведению  бухгалтерского учета хозяйственных  операций и его организации на предприятиях и в учреждениях, правила  составления, представления и публикации финансовой  отчетности.

Информация о работе Анализ деятельности организации на основе бухгалтерского баланса