Аудит бухгалтерской отчетности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 18:50, реферат

Краткое описание

В условиях рынка предприятия, кредитные учреждения, другие хозяйствующие объекты вступают в договорные отношения по использованию имущества, денежных средств, проведению коммерческих операций и инвестиций. Доверительность этих отношений должна подкрепляться возможностью для всех участников сделок получать и использовать финансовую информацию. Достоверность информации подтверждается независимым аудитором.
Собственники, и, прежде всего коллективные собственники - акционеры, пайщики, а также кредиторы, лишены возможности самостоятельно убедиться в том, что все многочисленные операции предприятия, зачастую очень сложные, законны и правильно отражены в отчетности, так как обычно не имеют доступа к учетным записям, ни соответствующего опыта, и поэтому нуждаются в услугах аудиторов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. АУДИТ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ 5

1.1. Цели и задачи аудита бухгалтерской отчетности 5

1.2. Нормативная база аудита бухгалтерской отчетности 11

1.3. Действия аудитора при обнаружении нарушений требованй нормативных актов 14

1.4. Ответственность сторон в отношении бухгалтерской отчетности 17

Глава 2. АУДИТОРСКАЯ ПРОВЕРКА БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ 18

2.1. Рекомендации аудитору при проведении аудита бухгалтерской отчетности 18

2.2. Источники информации и методы аудиторской проверки 29

2.3. Этапы аудита бухгалтерской отчетности 30

2.3.1. Ознакомительный этап 30

2.3.2. Основной этап 31

2.3.3. Заключительный этап 34

2.4. Аудит форм бухгалтерской отчетности 35

2.4.1. Аудит бухгалтерского баланса 35

2.4.2. Аудит отчета о прибылях и убытках 39

2.4.3 Аудит пояснений к бухгалтерской отчетности 41

Глава 3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 52

3.1. Оценка достоверности бухгалтерской отчетности 52

3.2. Современная концепция существенности 54

3.3. Объективный критерий достоверности 62

3.3.1. Расчет уровня существенности 63

3.3.2. Применение объективного критерия существенности участниками рынка аудиторских услуг 68

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73

ПРИЛОЖЕНИЕ №1 Пример аудиторского заключения 77

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 79

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 92.25 Кб (Скачать файл)

 

 б) получить у руководителей  экономического субъекта сведения  о приемах и методах, используемых  им для обеспечения выполнения  требований нормативных актов;

 

 в) обсудить спорные  вопросы, неоднозначно решенные  в нормативных актах, имеющие  существенное значение для оценки  результатов аудиторской проверки, с руководством экономического  субъекта;

 

 г) проверить наличие  документов о регистрации экономического  субъекта, необходимых лицензий  и других документов, без которых  проверяемый экономический субъект  не вправе осуществлять хозяйственную  и финансовую деятельность.

 

3. Как и в других  вопросах, в части, касающейся  проверки соблюдения экономическим  субъектом требований нормативных  актов, аудитор должен планировать  и проводить аудит с достаточной  степенью профессионального скептицизма.

 

4. Аудитор должен иметь  в виду, что при проведении  аудиторских проверок существует  риск не обнаружения, несмотря  на то, что проверка качественно  спланирована и квалифицированно  проведена в соответствии с  требованиями правил (стандартов) аудиторской  деятельности. Вероятность этого  риска значительно возрастает  при наличии следующих факторов:

 

 а) значительного количества  нормативных актов, имеющих непосредственное  отношение к проверяемому экономическому  субъекту, но не учитываемых и  (или) не используемых им в  системах бухгалтерского учета  и внутреннего контроля;

 

 б) ограниченности систем  бухгалтерского учета и внутреннего  контроля, которые не могут отразить  всю хозяйственную и финансовую  деятельность экономического субъекта;

 

 в) низкой квалификации  персонала, занятого организацией  систем бухгалтерского учета  и внутреннего контроля у экономического  субъекта;

 

 г) получения аудитором  большинства сведений от экономического  субъекта, которые носят не объективный  (доказательный), а информативный  характер.

 

5. При выяснении аудитором  того, выполняет ли экономический  субъект требования нормативных  актов, аудитор при необходимости  может использовать в ходе  проверки экспертов, владеющих  юридическими и другими специальными  знаниями в областях, не относящихся  к профессиональной компетенции  аудитора. При этом необходимо  руководствоваться правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Использование  работы эксперта".

 

6. Аудитор должен добиваться  того, чтобы руководство экономического  субъекта принимало меры по  выявлению, предупреждению и устранению  нарушений требований нормативных  актов, которые могут исказить  бухгалтерскую отчетность экономического  субъекта.

 

 

 

 

 

1.2. Нормативная база аудита  бухгалтерской отчетности.

 

 В состав нормативных  актов, соблюдение которых является  предметом данного правила (стандарта), входят законодательные и иные  нормативные документы органов  законодательной и исполнительной  власти, которые регулируют хозяйственную  и финансовую деятельность экономических  субъектов:

 

 Федеральный закон  от 07.08.2001 N 119-ФЗ "Об аудиторской  деятельности".

 

 Федеральный закон  от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском  учете".

 

 Положение по ведению  бухгалтерского учета и бухгалтерской  отчетности в Российской Федерации,  утв. Приказом Минфина России  от 29.07.1998 N 34н.

 

 Приказ Минфина России  от 22.07.2003 N 67н "О формах бухгалтерской  отчетности организаций".

 

 План счетов бухгалтерского  учета финансово - хозяйственной  деятельности организаций и Инструкция  по его применению, утв. Приказом  Минфина России от 31.10.2000 N 94н.

 

 ПБУ 1/98 Положение по  бухгалтерскому учету "Учетная  политика организации", утв. Приказом  Минфина России от 09.12.1998 N 60н.

 

 ПБУ 3/2000 "Учет активов  и обязательств, стоимость которых  выражена в иностранной валюте", утв. Приказом Минфина России  от 10.01.2000 №2н.

 

 ПБУ 4/99 Положение по  бухгалтерскому учету "Бухгалтерская  отчетность организации", утв.  Приказом Минфина России от 6.07.1999 N 43н.

 

 ПБУ 5/01 Положение по  бухгалтерскому учету "Учет  материально - производственных  запасов", утв. Приказом Минфина  России от 09.06.2001 N 44н.

 

 ПБУ 6/01 Положение по  бухгалтерскому учету "Учет  основных средств", утв. Приказом  Минфина России от 30.03.2001 N 26н.

 

 ПБУ 7/98 Положение по  бухгалтерскому учету "События  после отчетной даты", утв. Приказом  Минфина России от 25.11.1998 N 56н.

 

 ПБУ 9/99 Положение по  бухгалтерскому учету "Доходы  организации", утв. Приказом Минфина  России от 06.05.1999 N 32н.

 

 ПБУ 10/99 Положение по  бухгалтерскому учету "Расходы  организации", утв. Приказом Минфина  России от 06.05.1999 N 33н.

 

 ПБУ 11/2000 Положение  по бухгалтерскому учету "Информация  об аффилированных лицах", утв.  Приказом Минфина России от 13.01.2000 N 5н.

 

 ПБУ 12/2000 Положение  по бухгалтерскому учету "Информация  по сегментам", утв. Приказом  Минфина России от 27.01.2000 N 11н.

 

 ПБУ 13/2000 Положение  по бухгалтерскому учету "Учет  государственной помощи", утв.Приказом  Минфина России от 06.10.2000 N 92н.

 

 ПБУ 14/2000 Положение  по бухгалтерскому учету "Учет  нематериальных активов", утв.  Приказом Минфина России от 16.10.2000 N 91н.

 

 ПБУ 15/01 Положение по  бухгалтерскому учету "Учет  займов и кредитов и затрат  по их обслуживанию», утв. Приказом  Минфина России от 02.08.2001 N60н.

 

 ПБУ 16/02 Положение по  бухгалтерскому учету "Информация  по прекращаемой деятельности", утв. Приказом Минфина России  от 02.07.2002 N66н.

 

 ПБУ 17/02 Положение по  бухгалтерскому учету "Учет  расходов на научно-исследовательские,  опытно-конструкторские и технологические  работы", утв. Приказом Минфина  России от 19.11.2002 N115н.

 

 ПБУ 18/02 Положение по  бухгалтерскому учету "Учет  расчетов по налогу на прибыль", утв. Приказом Минфина России  от 19.11.2002 N114н.

 

 ПБУ 19/02 Положение по  бухгалтерскому учету "Учет  финансовых вложений", утв. Приказом  Минфина России от 10.12.2002 N126н.

 

 ПБУ 20/03 Положение по  бухгалтерскому учету "Информация  об участии в совместной деятельности»,  утв. Приказом Минфина России  от 24.11.2003 N105н.

 

 Методические рекомендации  по раскрытию информации о  прибыли, приходящейся на одну  акцию, утв. Приказом Минфина  России от 21.03.2000 N 29н.

 

 Методические указания  по бухгалтерскому учету основных  средств, утв. Приказом Минфина  России от 20.07.1998 N 33н.

 

 Инструкция по бюджетному  учету, утв. приказом Минфина  РФ от 10.02.2006 N25.

 

 При осуществлении  проверки выполнения экономическим  субъектом положений законодательных  и других нормативных актов,  без соблюдения которых невозможно  оценить достоверность бухгалтерской  отчетности экономического субъекта, целью является установление  требований к аудиторской фирме  или аудитору, работающего самостоятельно  в качестве индивидуального предпринимателя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Действия аудитора  при обнаружении нарушений требований  нормативных актов.

 

1. При обнаружении аудитором  фактов невыполнения экономическим  субъектом требований нормативных  актов, он должен более тщательно  изучить обстоятельства, при которых  были допущены нарушения, а также оценить, как повлияют выявленные нарушения на достоверность бухгалтерской отчетности.

 

2. При оценке влияния  выявленных нарушений на достоверность  бухгалтерской отчетности аудитор  должен учесть возникновение  таких последствий, как:

 

 а) взыскание с проверяемого  экономического субъекта штрафных  санкций в проверяемом отчетном  периоде;

 

 б) появление угрозы  отчуждения имущества, стоимостная  оценка которого отразится на  структуре имущества проверяемого  субъекта;

 

 в) прекращение деятельности  экономического субъекта;

 

 г) появление сомнений  в правдивости и достоверности  данных, отраженных в бухгалтерской  отчетности экономического субъекта.

 

3. Аудитору необходимо  учесть, что к нему могут быть  применены меры ответственности  в случае сокрытия им обнаруженных  фактов, подтверждающих наличие  состава преступления в действиях  (бездействии) экономического субъекта. При наступлении подобных обстоятельств  аудитору следует руководствоваться  правилом (стандартом) аудиторской  деятельности "Действия аудитора  при выявлении искажений бухгалтерской  отчетности", а также целесообразно  получить консультацию у юриста  о возможных последствиях.

 

4. Когда получить информацию  о действительном или предполагаемом  нарушении требований нормативных  актов невозможно, аудитор должен  реально оценить влияние отсутствия  необходимых документов на достоверность  выводов, содержащихся в аудиторском  заключении.

 

5. Аудитору следует учесть  влияние невыполнения требований  нормативных актов экономическим  субъектом на другие аспекты  аудита, в особенности на достоверность  сведений, представленных руководством  экономического субъекта. Если нарушения  не были, обнаружены системой  внутреннего контроля или не  были включены в сведения, которые  представило руководство, аудитор  вправе пересмотреть оценку возможных  рисков, а также степень достоверности  сведений, представляемых руководством  экономического субъекта.

 

6. Если невыполнение требований  нормативных документов по бухгалтерскому  учету и налогообложению является  существенным, то аудитор обязан  сделать следующее:

 

 а) отразить все такие  нарушения в своей рабочей  документации;

 

 б) учесть влияние  отмеченных нарушений на надежность  аудиторских доказательств и  дальнейшее планирование процедур  аудита;

 

 в) сообщить руководству  экономического субъекта о замеченных  нарушениях в своей письменной  информации;

 

 г) сообщить пользователям  бухгалтерской отчетности о замеченных  нарушениях (отразить в аудиторском  заключении, выступить на собрании  акционеров и т.п.).

 

7. Если аудитор пришел  к выводу, что руководство экономического  субъекта, включая и работников  экономических служб, причастно  к фактам невыполнения требований  нормативных документов по бухгалтерскому  учету и налогообложению, то  аудитор должен сообщить об  этом высшему органу управления  экономического субъекта.

 

8. Факты невыполнения  требований нормативных актов  должны быть учтены аудитором  при составлении аудиторского  заключения следующим образом  (при этом необходимо руководствоваться  правилами (стандартами) аудиторской  деятельности "Порядок составления  аудиторского заключения о бухгалтерской  отчетности" и "Существенность  и аудиторский риск"):

 

 а) если аудитор пришел  к выводу, что факты невыполнения  требований нормативных документов  по бухгалтерскому учету и  налогообложению существенно повлияли  на достоверность бухгалтерской  отчетности, то аудитор должен  представить условно положительное  или отрицательное заключение;

 

 б) если руководство  и (или) персонал экономического  субъекта препятствуют аудитору  в получении достаточной информации  о том, что факты невыполнения  нормативных актов существенно  исказили бухгалтерскую отчетность, аудитор должен составить отрицательное  заключение или отказаться от  выражения своего мнения в  аудиторском заключении;

 

 в) если аудитор не  может установить факты нарушения  требований нормативных актов  из-за ограничений, причиной которых  были случайные обстоятельства, а не действия руководства  и (или) персонала экономического  субъекта, то аудитор может дать  условно положительное заключение  либо отказаться от выражения  своего мнения в аудиторском  заключении;

 

 г) если персонал  экономического субъекта исправил  все выявленные нарушения и  внес необходимые исправления  в бухгалтерскую отчетность и  данные по налогообложению, то  аудитор вправе дать положительное  заключение.

 

9. Аудитор может прийти  к выводу о необходимости прекратить  или приостановить проверку, если  руководство и персонал экономического  субъекта не принимали меры  по устранению фактов нарушения  требований нормативных актов.

 

10. Выявленные факты нарушений  требований нормативных актов  следует довести до сведения  руководства проверяемого экономического  субъекта в соответствии с  правилом (стандартом) аудиторской  деятельности "Письменная информация  руководству экономического субъекта  по результатам проведения аудита" (раздел "Результаты аудиторской  проверки"). В письменной информации  аудитора руководству экономического  субъекта по результатам проведения  аудита должны иметься ссылки  на нормативные акты и на  те их разделы (параграфы, статьи, пункты и т.п.), по которым допущены  нарушения.

Информация о работе Аудит бухгалтерской отчетности