Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 11:48, курсовая работа
Международная практика показывает, что развитие малого бизнеса является одним из самых эффективных методов стабилизации экономики.
По официальным данным вклад российского малого предпринимательства в ВВП оценивается в 11 - 12%, а доля занятых в секторе малого предпринимательства - 15 - 17%. По уровню занятости в секторе малого предпринимательства Россия отстает от США и развитых стран Европы (50 - 55%), Японии - (80%). В Китае малый бизнес формирует до 60% ВВП, а число занятых в нем составляет до 70%. В странах ЕС и США на 1000 жителей приходится 30 - 35 малых предприятий, в России - около 7.
Введение 3
Глава 1 Особенности организации бухгалтерского учета и аудита на малых предприятиях 6
1.1 Нормативно правовое регулирование аудита малых предприятий 6
1.2 Теоретические основы аудиторской проверки малых предприятий 12
1.3 Организация и планирование аудита малых предприятий 14
Глава 2 Основы организации учета в ООО «Орггаз» 22
2.1 Организационно- экономическая характеристика ООО «Орггаз» 22
2.2 Организация учета в ООО «Орггаз» 26
2.3 План и программа проверки операций с основными средствами 35
Глава 3 Проведение аудита на малых предприятиях 39
3.1 Особенности получения аудиторских доказательств при аудите малых предприятий 39
3.2 Проведение аудиторской проверки 43
3.3 Результаты аудиторской проверки 51
Заключение 57
Список использованных источников 60
Аудит малых предприятий
Содержание
Введение
Международная практика показывает, что развитие малого бизнеса является одним из самых эффективных методов стабилизации экономики.
По официальным данным вклад российского малого предпринимательства в ВВП оценивается в 11 - 12%, а доля занятых в секторе малого предпринимательства - 15 - 17%. По уровню занятости в секторе малого предпринимательства Россия отстает от США и развитых стран Европы (50 - 55%), Японии - (80%). В Китае малый бизнес формирует до 60% ВВП, а число занятых в нем составляет до 70%. В странах ЕС и США на 1000 жителей приходится 30 - 35 малых предприятий, в России - около 7.
Безусловно, российская экономика нуждается в развитии малого бизнеса. При этом важную роль играет возможность малых предприятий и индивидуальных предпринимателей выбирать систему налогообложения, учета и отчетности.
Организация учета и отчетность на предприятии, применяющим упрощенную систему налогообложения несколько отличается от организаций, находящихся на общем режиме налогообложения.
Соответственно и процедура проведения аудиторской проверки на малых предприятиях так же имеет свои особенности.
Для любой компании ключевой частью аудиторской проверки выступает аудит отчетности предприятия. Под такую проверку попадают не только формы финансовой (бухгалтерской) отчетности, но и все документы и операции, влияющие на ее формирование. Такими документами могут быть, к примеру, счета-фактуры, накладные, платежные поручения и т.п. Аудитором проверяется ведение бухгалтерского учета, особенно отражение ключевых операций, таких как начисления заработной платы, налогов, правильное отнесение некоторых расходов на статьи затрат. Особое внимание уделяется проверке соответствия деятельности отделов финансов и бухгалтерии Налоговому Кодексу РФ.
Независимо от того, это обязательный аудит предприятий или нет, проверяющие будут определять:
-какие распорядительные документы по учетной политике у вас имеются;
-отвечают
ли они по форме и срокам
принятия требованиям
-действительно ли ваша фирма придерживается задекларированных положений;
-все ли способы учета соответствуют нормативным документами, а если нет, то раскрывают ли ваши, так сказать, эксклюзивные способы ваше имущественное состояние и финансовые результаты;
-используете
ли вы избранные при
Тема курсовой работы является достаточно актуальной, ведь правительство РФ провозгласило, что малое предпринимательство на данный момент является одним из приоритетных направлений государственной политики, цель которой создание условий его развития.
Бесспорно, проведение аудита на предприятии очень важно, тем более в свете постоянных изменений в налоговом законодательстве и положениях бухгалтерского учета, делающих риск возникновения ошибок в бухгалтерском учете очень высоким. Профессиональные аудиторы не только проведут качественную проверку вашей компании, но и дадут рекомендации по избежанию ошибок в будущем, что поможет урегулировать взаимоотношения с проверяющими и государственными органами.
Целью курсовой работы является изучение особенностей проведения аудита на малых предприятиях. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
-изучить
особенности применения
-представить
организационно-экономическую
- рассмотреть учетную политику предприятия;
- изучить организацию ведения учета в исследуемой организации;
- рассмотреть
теоретические основы
- изучить
организацию и планирование
- представить план и программу проверки операций с основными средствами;
- провести аудит основных средств.
Объектом исследования является общество с ограниченной ответственностью ООО «Орггаз».
Период исследования 2009-2011гг.
Практическая значимость курсовой работы заключается в проведении аудита основных средств на малом предприятии.
Методологической базой исследования выступают нормативно-законодательные акты по вопросам расчетам с бюджетом.
Теоретической базой являются учебные пособие и материалы периодической печати таких авторов, как: Ендовицкий Д.А, Зобова Е.П., Малышко В., Лермонтов, М.Ю., Кислов, Д.В. и др
В качестве метода исследования при выполнении работы был выбран монографический, статистический и аналитический методы.
Структура курсовой работы представлена введением, тремя главами, заключением и приложениями.
Глава 1 Особенности организации бухгалтерского учета и аудита на малых предприятиях
1.1 Нормативно правовое регулирование аудита малых предприятий
Особое место в современной экономике России принадлежит малому предпринимательству, которое способствует постепенному созданию значительного слоя мелких собственников, что безусловно, является гарантом политической стабильности и обеспечения демократических реформ [23, c.77].
Правовая среда малого бизнеса представляет собой совокупность законодательных и нормативных актов, которые определяют понятие малого предпринимательства, регулируют правила осуществления предпринимательской деятельности, формируют права и обязанности малых предприятий при взаимодействии их с иными субъектами экономики, работниками, государственными органами и общественными организациями, устанавливают ответственность за нарушение установленных норм и правил во всех областях деятельности. Кроме того, правовая среда малого бизнеса включает в себя совокупность мер по обеспечению государственной и иной поддержки. Нормативно-правовая база, регулирующая жизнедеятельность субъектов малого предпринимательства, представлена на рис. 1.
Рис. 1. Нормативно-правовая база малого предпринимательства
16 декабря
2011 года РФ была принята в
ВТО. По мнению ряда экспертов,
вступление в ВТО приведет
к тому, что Россия должна будет
привести свои экономические
и торговые законы в
В 2011г. было утверждено «Положения о признании Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации» Постановлением Правительства РФ от 25.02.2011 N 107 (ред. от 27.01.2012)
Система нормативного регулирования бухгалтерского учета, которой должны руководствоваться организации состоит из документов 4 уровней (рис. 2).
Рис. 2. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета.
Федеральным законом от 25.06.2012 N 94-ФЗ внесено множество важных изменений, касающихся налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы. Закон вступает в силу с 1 января 2013 г., отдельные положения действуют уже с 1 октября 2012 г [24, c.19].
Аудиторская деятельность регулируется следующими нормативные актами:
1) Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ О бухгалтерском учете. В данном документе даются общие положения, относящиеся к бухгалтерской отчетности: состав бухгалтерской отчетности, адреса и сроки ее предоставления и др. В Законе отмечается, что бухгалтерская отчетность организации состоит из бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, приложений к ним, аудиторского заключения (если бухгалтерская отчетность подлежит обязательному аудиту), пояснительной записки;
2) Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации (в ред. от 06.12.2011), регулирующий отношения, возникающие между юридическими, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, а также определяющий понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки;
3) Федеральный закон от 07.08.2001 N 119-ФЗ Об аудиторской деятельности (в ред. от 30.12.2008) (далее - Закон N 119-ФЗ), который определяет правовые основы аудиторской деятельности в Российской Федерации. Согласно Закону аудиторская деятельность представляет собой предпринимательскую деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Аудит осуществляется в обязательной и инициативной формах.
Обязательная форма заключается в ежегодной обязательной аудиторской проверке и осуществляется в случаях, если деятельность организаций соответствует одному из критериев: либо организация является открытым акционерным обществом (ОАО), кредитной организацией, страховой организацией, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, внебюджетным фондом, либо в уставном капитале организации имеется доля, принадлежащая иностранным инвесторам, либо объем годовой выручки превышает в 500 тыс. раз минимальный размер оплаты труда, установленный законодательством.
При проведении аудиторской проверки в организациях, в уставном капитале которых доля государственной собственности или собственности субъекта Российской Федерации составляет не менее 25%, заключение договора на проведение аудита должно осуществляться по итогам проведения открытого конкурса, порядок которого утверждается Правительством Российской Федерации. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны хранить тайну об операциях организаций и лиц, которым они оказывали сопутствующие аудиту услуги;
4) Гражданский
кодекс Российской Федерации, некоторые
статьи которого напрямую
5) Налоговый кодекс Российской Федерации (части первая и вторая), содержащий законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах;
6) Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (Приказ Минфина России от 29.07.1998 N 34н (в ред. от 24.12.2010));
7) Положение по бухгалтерскому учету Учетная политика организации (ПБУ 1/2008) (Приказ Минфина России от 06.10.2008 N 106н (в ред. от 27.04.2012));
8) План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению (Приказ Минфина России от 31.10.2000 N 94н (в ред. от 08.11.2010));
9) Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности N 2. Документирование аудита (Постановление Правительства Российской Федерации от 23.09.2002 N 696 (в ред. от 22.12.2011)). Настоящее Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности, разработанное с учетом международных стандартов аудита (МСА), устанавливает единые требования к составлению документации в процессе аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности (далее - аудит). Аудиторская организация и индивидуальный аудитор должны документально оформлять все сведения, которые важны с точки зрения представления доказательств, подтверждающих аудиторское мнение, а также доказательств того, что аудиторская проверка проводилась в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности;
10) Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности N 3. Планирование аудита (Постановление Правительства Российской Федерации от 23.09.2002 N 696 (в ред. от 22.12.2011)). Настоящее Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности, разработанное с учетом МСА, устанавливает единые требования по планированию аудита, применяется в первую очередь к проверкам, которые аудитор проводит не первый год в отношении данного аудируемого лица. Для проведения аудиторской проверки в течение первого года аудитору требуется расширить процесс планирования, включив в него вопросы помимо тех, которые указаны в настоящем Федеральном правиле (стандарте) аудиторской деятельности;
11) Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности N 8. Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности (Постановление Правительства Российской Федерации от 23.09.2002 N 696 (в ред. от 27.01.2011)). Настоящее Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности, разработанное с учетом МСА, устанавливает единые требования к пониманию систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, а также аудиторского риска и его составных частей.
Развитие аудита как за рубежом, так и в России привело к необходимости унификации аудиторской деятельности. В результате стали разрабатываться аудиторские стандарты, сначала в национальных рамках, затем в международном масштабе. Существует также МСА 1005 Особенности аудита малых предприятий, в котором рассматриваются основные характеристики малых предприятий, методические указания по применению МСА, рекомендации по проведению аудита в тех случаях, когда аудитор оказывает малым предприятиям бухгалтерские услуги.
В российской практике применяются стандарты аудита, которые носят название "Правила (стандарты) аудиторской деятельности". Они стали разрабатываться с середины 1990-х гг. Первые из них в 1996 г. были одобрены Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации - высшим органом, регулировавшим аудиторскую деятельность в те годы.
Согласно Закону N 119-ФЗ они подразделяются:
- на федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности;
- внутренние
правила (стандарты) аудиторской деятельности,
действующие в
- правила (стандарты)
аудиторских организаций и
Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности утверждаются Правительством Российской Федерации и являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер.