Бухгалтерская отчетность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 13:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в анализе методологии составления бухгалтерской отчетности и ее роли в рыночной экономике.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
- анализ категории бухгалтерской отчетности и ее значения;
- изучение видов бухгалтерской отчетности;
- анализ бухгалтерской отчетности ОАО «Сетевая компания».

Содержание

Введение
1. Понятие, сущность бухгалтерской отчетности
1.1. Понятие, значение и классификация бухгалтерской отчетности
1.2. Принципы и требования к бухгалтерской отчетности
1.3. Состав бухгалтерской отчетности
2. Краткая экономическая характеристика ОАО «Сетевая компания»
2.1. Основные положения ОАО «Сетевая компания»
2.2. Бухгалтерский баланс предприятия
2.3. Отчет о прибылях и убытках предприятия
2.4. Прочие виды бухгалтерской отчетности предприятия
3. Совершенствование финансовой отчетности в соответствии с Международными стандартами
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

бухотчетность.doc

— 593.50 Кб (Скачать файл)

     1) первичное наблюдение;

     2) документальное оформление операций;

     3) текущая группировка фактов хозяйственной  деятельности;

     4) итоговое обобщение фактов хозяйственной  деятельности;

     5) анализ бухгалтерской отчетности.

     На  стадии первичного наблюдения анализируются  свершившиеся факты хозяйственной  деятельности и подразделяются на отдельные  хозяйственные операции. Хозяйственная  операция принимается к бухгалтерскому учету, если определено время ее совершения, ее содержание, стоимостное измерение.

     На  стадии документального оформления операций составляются или принимаются  от других организаций первичные  документы, отражающие все совершенные  финансово-хозяйственные операции и их результат (квитанции, счета, накладные  и др.). Первичные документы проверяются по форме и по существу и регистрируются.

     На  стадии текущей группировки фактов хозяйственной деятельности информация первичных документов о соответствующей финансово-хозяйственной операции отражается в соответствии с системой счетов бухгалтерского учета. Составляется бухгалтерская проводка операции по методу двойной записи, которая заносится в учетные регистры согласно выбранной форме бухгалтерского учета.

     На  стадии итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности на основе данных текущего бухгалтерского учета составляется бухгалтерская (финансовая) отчетность по установленным формам. Бухгалтерская отчетность представляет собой систему показателей, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность организации, ее имущественное и финансовое положение за определенный период (квартал, полугодие, год).

     На  стадии анализа деятельности организации  производится анализ финансово-хозяйственной деятельности организации на основе данных бухгалтерского учета и отчетности [20, c.59].

     К бухгалтерской отчетности предъявляются  следующие требования: полнота, достоверность, целостность, последовательность, своевременность, проверяемость, сопоставимость, рациональность, непротиворечивость, нейтральность.

     Бухгалтерская отчетность должна обеспечить достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, а также о финансовых результатах ее деятельности.

     Требование  целостности связано с необходимостью включения в бухгалтерскую отчетность данных обо всех хозяйственных операциях, осуществленных организацией как юридическим лицом, и ее представительствами, филиалами и другими территориально обособленными подразделениями, в том числе выделенными на отдельный баланс. Филиалы и представительства обязательно указываются в учредительных документах предприятия.

     Требование  последовательности закрепляет в практике составления бухгалтерской отчетности необходимость постоянства содержания и форм бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснения к ним от одного отчетного года к другому.

     Своевременность предполагает представление бухгалтерской  отчетности в соответствующие адреса в установленный срок.

     Проверяемость отчетности предполагает возможность  подтверждения представленной в  ней информации в любое время [21, c.33].

     Требование  сопоставимости заключается в том, что по каждому числовому показателю бухгалтерской отчетности, кроме отчета, составляемого за первый отчетный период, должны быть приведены данные, как минимум, за два года — отчетный и предшествовавший отчетному.

     Рациональность  достигается путем стандартизации соответствующих форм отчетности.

     Требование  непротиворечивости — тождество  данных аналитического учета оборотом и остатком по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца.

     При формировании бухгалтерской отчетности необходимо обеспечить нейтральность информации, то есть исключить возможность удовлетворения интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности перед другими.

     Представляемая  годовая бухгалтерская отчетность должна быть утверждена в порядке, установленном учредительными документами организации.

     В бухгалтерскую отчетность должны включаться данные, необходимые для формирования достоверного и полного представления  о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Если выявляется недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении, то в бухгалтерскую отчётность организация включает соответствующие дополнительные показатели и пояснения. При этом должна быть обеспечена нейтральность информации, содержащейся в бухгалтерской отчетности, то есть, исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп заинтересованных пользователей бухгалтерской отчетности перед другими. Если посредством отбора или формы представления информация влияет на решения и оценки пользователей с целью достижения предопределенных результатов, информация не является нейтральной [15, с.23].

     Показатели  об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных  операциях, а также составляющих капитала должны приводиться в бухгалтерской отчетности обособленно, в случаях их существенности и если без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

     Если  показатель несущественен в обособленном виде, он объединяется с другими  в бухгалтерском балансе, отчете о прибылях и убытках или в пояснениях к ним (в приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках или пояснительной записке). При этом следует иметь в виду, что отдельные показатели, которые недостаточно существенны для того, чтобы требовалось их отдельное представление в бухгалтерском балансе и отчете о прибылях и убытках, могут быть достаточно существенными, чтобы представляться обособленно в пояснениях.

     Показатель  считается существенным, если его  нераскрытие может повлиять на экономические решения заинтересованных пользователей, принимаемые на основе отчетной информации. Решение организацией вопроса, является ли данный показатель существенным, зависит от оценки показателя, его характера, конкретных обстоятельств возникновения, непротиворечивости и рациональности [7, с. 5].

1.3. Состав бухгалтерской отчетности

 

     В состав бухгалтерской отчетности включают [11, c.40]:

     - бухгалтерский баланс (форма № 1);

     - отчет о прибылях и убытках (форма № 2);

     - отчет о движении капитала (форма № 3);

     - отчет о движении денежных средств (форма № 4);

     - приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5);

     - отчет о целевом использовании полученных средств (форма № 6);

     - пояснительную записку;

     - формы специализированной отчетности, характеризующие особенности деятельности предприятия.

     Бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и  убытках — важнейшие формы бухгалтерской отчетности. В них отражаются итоговые данные, характеризующие имущественное и финансовое положение предприятия, результаты хозяйственной деятельности.

     Отчет о прибылях и убытках (форма № 2) отражает финансовые результаты деятельности предприятия за отчетный период. В него включаются такие показатели, как выручка от продаж, себестоимость проданной продукции, товаров (работ, услуг), операционные доходы и расходы, внереализационные доходы и расходы, формирующие прибыль организации, а также основные направления использования полученной прибыли.

     Бухгалтерская прибыль — это превышение доходов (выручки-нетто) от продажи продукции, товаров (работ, услуг) над полной себестоимостью реализованной продукции, товаров (работ, услуг), а убытки — выраженные в денежной форме потери в результате превышения расходов над доходами.

     Исходя  из приведенных выше определений  прибыли и убытков, финансовые результаты деятельности невозможно определить без учета соответствующих доходов и расходов организации за отчетный период. Следовательно, доходы и расходы организации являются важными объектами бухгалтерского учета. Доходы являются источником существования предприятия; без них нет прибыли. Расходы — затраты, понесенные для получения доходов, или средства, которыми предприятие готово поступиться ради получения прогнозируемых доходов.

     Доходами  предприятия признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этого предприятия.

     В отчете о прибылях и убытках доходы предприятия подразделяются на четыре вида [17, c.21]:

     1) доходы от обычных видов деятельности — выручка (без НДС и иных аналогичных налогов и сборов) от продажи товаров, продукции, выполненных работ, оказанных услуг;

     2) операционные доходы (от сдачи имущества в аренду, реализации основных средств, прочих активов и др.);

     3) внереализационные доходы (штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; активы, полученные безвозмездно и др.);

     4) чрезвычайные доходы (поступления на восполнение потерь вследствие бедствий, пожара, аварии и т. п.). Такими доходами могут считаться суммы страхового возмещения потерь, стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению объектов имущества организации.

     Расходами предприятия признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала.

     Расходы в зависимости от их характера  и направлений деятельности предприятия  обычно подразделяются на четыре вида [16, c.43]:

     1) расходы по обычным видам деятельности (связаны с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров, выполнением работ, оказанием услуг);

     2) операционные расходы (связаны с арендой, продажей (списанием) основных средств, прочих активов организации и др.);

     3) внереализационные расходы (штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; возмещение причиненных организацией убытков и др.);

     4) чрезвычайные расходы (возникают вследствие чрезвычайных обстоятельств: пожаров; стихийных бедствий, аварий и т. п.).

     Отчет о прибылях и убытках содержит сведения о доходах и расходах, финансовых результатах и налоге на прибыль за определенный период времени.

     По  отчету о прибылях и убытках можно  наглядно представить, каким образом определяется величина нераспределенной прибыли. Термин «нераспределенная прибыль» характеризует сумму средств, остающихся в распоряжении предприятия. В балансе нераспределенная прибыль представляет собой элемент собственного капитала.

     В состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и  убытках включаются отчет о движении капитала (форма № 3); отчет о движении денежных средств (форма № 4); приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5); отчет о целевом использовании полученных средств (форма № 6), иные специализированные формы.

     Современные формы отчетности в России во многом соответствуют МСФО.

     Отчет о движении капитала (форма № 3) выделен в самостоятельную форму в соответствии с МСФО. В этом отчете раскрывается информация о наличии и изменениях уставного (складочного) капитала, резервного, добавочного капитала и других составляющих собственного капитала организации, а также приводятся данные о факторах изменения величины капитала.

     При составлении отчета следует обратить внимание на то, что увеличение (уменьшение) уставного капитала учитывается  на основании зарегистрированных в установленном порядке изменений в учредительных документах. При этом величина уставного капитала показывается в соответствии с учредительными документами (объявленный капитал).

     Отчет о движении денежных средств (форма  № 4) — часть финансовой отчетности, в которой приводятся данные о  поступлении и выбытии денежных средств предприятия. Он дополняет бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках [11, c.80].

     Данные  отчета свидетельствуют о том, что  показатель прибыли существенно отличается от денежных средств: сумма бухгалтерской прибыли может быть одной, а сумма денежных средств — совершенно иной. Величина прибыли (убытка) показывает выраженный в денежной форме экономический итог хозяйственной деятельности предприятия, а денежные средства необходимы для ведения текущих расчетов (выплаты заработной платы, погашения кредиторской задолженности, прочих расходов).

Информация о работе Бухгалтерская отчетность