Бухгалтерский баланс и анализ финансового состояния предприятия ОАО «Быховрайагропромтехснаб»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 11:05, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является исследование бухгалтерского баланса и финансового состояния предприятия, а также выявление путей улучшения эффективности хозяйственной деятельности.
Задачами дипломной работы являются:
- изучение состава, порядка бухгалтерского баланса организации;
- проведение оценки финансового состояния организации: проведение характеристики ОАО «Быховрайагропромтехснаб»;

Вложенные файлы: 1 файл

5fan_ru_Бухгалтерский баланс и анализ финансового состояния предприятия.docx

— 188.29 Кб (Скачать файл)

В данную таблицу можно вписать все хозяйственные операции, если их незначительное количество. Однако в современных организациях таких операций насчитывается сотни, тысячи, десятки тысяч, и, естественно, таблицы баланса могут использоваться не для записи первичных документов, а только для свода данных бухгалтерского учета и представления результатов хозяйственной деятельности в обобщенном виде. Бухгалтерский баланс - это сводный документ.

Бухгалтерский баланс - это способ группировки и обобщения хозяйственных средств и их источников за определенный период (месяц, год, квартал, полугодие) на определенную дату (1 января, 1 февраля и т.д.) посредством системы показателей в единой денежной оценке, характеризующей хозяйственную и финансовую деятельность предприятия.

Бухгалтерский баланс используется для разработки и принятия управленческих решений, контроля и анализа финансовой деятельности организации. Он показывает то финансовое состояние, которое сложилось в организации в результате ее хозяйственной деятельности за истекший период.

В бухгалтерском балансе сумма имущества может быть равной или больше (меньше) суммы долгов. Когда сумма имущества равна сумме долгов, то права и обязательства взаимно погашаются. Имущество принято называть активом, а капитал организации и обязательства - пассивом.

Баланс представляет собой двустороннюю таблицу. Левая сторона - «актив» отражает имеющиеся ресурсы в стоимостном выражении по их составу и размещению, которые называются «средствами» предприятия. Правая сторона - «пассив» - источники формирования средств предприятия (обязательства, капитал).

Во всех случаях соблюдается равенство итогов актива и пассива, так как обе части баланса показывают стоимость одного и того же имущества организации, но представляющую в активе это имущество по составу и функциональному назначению (основные средства, нематериальные активы, доходные вложения в материальные ценности, вложения во внеоборотные активы, материалы, сырье, незавершенное производство, дебиторская задолженность, денежные средства и т.д.), а в пассиве - по источникам образования имущества, т.е. от кого и сколько получено средств (от учредителей, от своей организации в виде капитала и прибыли, кредиты и займы, кредиторская задолженность и т.д.). Иначе говоря, каждый вид имущества поступает за счет каких-либо источников.

Актив и пассив баланса состоят из статей, отражаемых в определенных строках баланса. Каждой статье баланса соответствует код строки (110, 120 и т.д.). В каждой из сторон баланса выделяются разделы, которые объединяют экономически однородные средства в группы. В активе, например, раздел «Долгосрочные активы» объединяет основные средства, нематериальные активы и т.д. В пассиве раздел «Краткосрочные обязательства» включает краткосрочные кредиты и займы, кредиторскую задолженность и др. В действующей отчетной форме баланса в активе образовано два, а в пассиве три раздела. Кроме того, в отдельный раздел выделены «Забалансовые счета», в котором отражаются: арендованные средства, товарно- материальные ценности, принятые на ответственное хранение; материалы, принятые в переработку; товары, принятые на комиссию; оборудование, принятое для монтажа и т.д.

Особенностью баланса является равенство итогов актива и пассива: средства = капитал + обязательства. Общий итог баланса называется его валютой. Отражение хозяйственных операций не нарушает равенства итогов актива и пассива, в то время как сумма статей, а также валюта баланса могут меняться. В связи с этим все изменения в бухгалтерском балансе могут быть разделены на четыре типа:

    - изменения только в активе баланса (одна его статья увеличивается, другая уменьшается на ту же сумму). Валюта баланса не меняется;

    - изменения только в пассиве баланса (одна его статья увеличивается, другая уменьшается на ту же сумму). Валюта баланса не меняется;

    - изменения в активе и пассиве баланса в сторону уменьшения. Валюта уменьшается на ту же сумму;

    - изменения в активе и пассиве баланса в сторону увеличения. Валюта увеличивается на ту же сумму.

     Сущность бухгалтерского  баланса проявляется в его  назначении. С одной стороны, он  является частью метода бухгалтерского  учета. С другой стороны, бухгалтерский  баланс – одна из форм периодической  и годовой отчетности.

      Осуществление анализа деятельности организации базируется на данных информационной системы, которая состоит из подсистем (конструкторской, технологической, экономической информации и др.). Среди этих подсистем экономическая занимает наибольший удельный вес по объему и значимости в принятии управленческих решений.

В зависимости от задач, стоящих перед бухгалтерской отчетностью, составляемые заключительные балансы имеют свои особенности и могут различаться как номенклатурой статей, так и методами оценки. На практике различают следующие основные виды бухгалтерских балансов в зависимости от их назначения:

    - вступительный;

    -  операционный (промежуточный, годовой);

    - соединительный;

    - разделительный;

    - санируемый;

    - сводный;

    - отдельный;

    - баланс-брутто;

    - баланс-нетто.

Вступительный (организационный) бухгалтерский баланс это бухгалтерский баланс, содержащий данные о хозяйственных операциях, проведенных до государственной регистрации организации и включенных в бухгалтерскую отчетность за первый отчетный год.

Существуют различия между бухгалтерскими балансами вновь созданных организаций и организаций, являющихся правопреемницами уже действовавших. В балансе новой организации показывается имущество, состоящее в основном из денежных вкладов, организационных расходов, уставного капитала и расчетов с учредителями. В бухгалтерском балансе организации-правопреемницы наполнение видами средств и источников средств может не отличаться от такового действующей организации.

Операционный бухгалтерский баланс - это баланс, составляемый действующей организацией по данным о хозяйственных операциях за месяц, квартал, год.

Операционные бухгалтерские балансы за месяц (квартал) и в целом за год имеют одинаковую форму и структуру, но различаются методиками формирования показателей. Месячные и квартальные балансы разрабатываются на основании учетных данных.

Составлению годового бухгалтерского баланса предшествует осуществление следующих процедур:

   - проведение инвентаризации всех статей баланса и уточнение остатков по счетам Главной книги с отражением корректировок в Главной книге за декабрь;

   - проверка расчетов с покупателями, поставщиками, кредиторами и другими субъектами рынка и внесение изменений в Главную книгу за декабрь;

   - уточнение оценки основных средств, материалов, ценных бумаг, долгов и тому подобное с уточнением данных за декабрь;

   -уточнение распределения доходов и расходов, прибылей и убытков между смежными календарными годами;

   - закрытие счетов финансовых результатов и выявление окончательного финансового результата за год;

   - составление итоговой оборотной ведомости по счетам Главной книги со всеми исправлениями по результатам перечисленных процедур и выведение остатков по счетам для составления заключительного годового баланса.

Заключительный годовой баланс является начальным. По данным этого баланса открываются счета в Главной книге на новый отчетный год.

Соединительный бухгалтерский баланс - это баланс, сформированный на основе заключительных (ликвидационных) балансов при объединении двух или более хозяйствующих субъектов в одно юридическое лицо.

Разделительный бухгалтерский баланс - это баланс, образованный на основе ликвидационного баланса при разделении одного хозяйствующего субъекта на два или несколько юридических лиц, а также при выделении из единого бухгалтерского баланса юридического лица доли капитала для образования новой самостоятельной организации.

Санируемый бухгалтерский баланс - это баланс, составляемый при приближении организации к банкротству, когда предполагается проведение аудита и полной инвентаризации имущества и обязательств, а также оценка статей баланса с учетом их значения для организации.

Ликвидационный бухгалтерский баланс - это баланс, в котором статьи актива оцениваются по реализационной стоимости, исключаются такие статьи, имеющиеся в операционном балансе, как «Доходы будущих периодов» и «Расходы будущих периодов», но включаются статьи, связанные с оценкой интеллектуального капитала, представляющего стоимость деловой репутации.

Сводный бухгалтерский баланс - это баланс, образуемый на основе соединения отдельных заключительных балансов внутренних структурных единиц концернов, министерств, ведомств.

Сводно-консолидированный бухгалтерский баланс - это объединение балансов организаций, юридически независимых лиц (головной организации, дочерних и зависимых обществ этой организации), из которого исключаются все внутренние обороты, а затем производится расчет по каждой статье баланса в зависимости от долей организаций - участниц в капитале группы.

Бухгалтерский баланс-брутто - это баланс, включающий регулирующие статьи 02 «Амортизация основных средств» и 05 «Амортизация нематериальных активов».

Бухгалтерский баланс-нетто - это баланс, не содержащий регулирующие статьи 02 «Амортизация основных средств» и 05 «Амортизация нематериальных активов».

В активе и пассиве баланса имеются графы «На начало отчетного периода» и «На конец отчетного периода», благодаря чему можно проследить изменения, произошедшие за отчетный период, как в целом по группам средств и их источников, так и по отдельным статьям. Однако по бухгалтерскому балансу невозможно оперативно получить информацию о текущих изменениях в составе и размещении каждого вида средств и источников средств. Для этих целей в бухгалтерском учете используются счета и регистры.

 

 

1.1 Баланс, порядок составления и представления.

 

 
      В бухгалтерском балансе активы и обязательства разделены на долгосрочные и краткосрочные. В форму бухгалтерского баланса в 2012 году внесены следующие изменения: 
        - долгосрочная дебиторская задолженность, долгосрочные расходы будущих периодов, долгосрочные финансовые вложения перенесены в раздел I«Долгосрочные активы»; 
        - дебиторская задолженность учредителей по вкладам в уставный фонд перенесена из актива бухгалтерского баланса в раздел III«Собственный капитал» и вычитается при подсчете итогов по этому разделу; 
       - краткосрочные финансовые вложения в высоколиквидные долговые ценные бумаги других организаций, установленный срок погашения которых не превышает трех месяцев, перенесены из финансовых вложений в состав денежных средств и их эквивалентов; 
        - долгосрочные доходы будущих периодов и резервы предстоящих платежей перенесены в раздел IV «Долгосрочные обязательства»; 
        - краткосрочная часть долгосрочных займов перенесена в раздел V «Краткосрочные обязательства»; 
       - кредиторская задолженность по погашению процентов по долгосрочным кредитам и займам перенесена в раздел V «Краткосрочные обязательства». 
        Бухгалтерский баланс показывает изменение имущественного состояния предприятия за определенный промежуток времени. Для составления бухгалтерского баланса необходимо определить, представлять ли краткосрочные и долгосрочные активы и обязательства как отдельную классификацию в самом бухгалтерском балансе или нет. Такая раздельная классификация краткосрочных и долгосрочных активов и обязательств в бухгалтерском балансе позволяет отделить чистые активы, постоянно циркулирующих в качестве оборотного капитала, от тех активов, которые используются в долгосрочных операциях компании. Информация о сроках погашения активов и обязательств полезна для оценки ликвидности и платежеспособности компании. Для подготовки бухгалтерского баланса необходимо:

- составить пробные балансы на начало и на конец отчетного периода по данным предприятия на основе оборотно-сальдового баланса предприятия;

- внести необходимые корректировочные проводки и привести счета в соответствии с предлагаемым Планом счетов и международными стандартами финансовой отчетности;

  - составить преобразованный баланс на конец периода;

  - внести проводки по реклассификации;

  - составить пробный баланс в соответствии с МСФО;

  - составить окончательный бухгалтерский баланс в соответствии с МСФО.

Линейные статьи бухгалтерского баланса формируются в результате обработки большого количества хозяйственных операций, которые структурно объединяются в группы в соответствии с их характером и функцией.

Каждая существенная статья должна представляется в финансовой отчетности отдельно. Несущественные суммы должны объединяться с суммами аналогичного характера или назначения и не должны представляться отдельно. Информация является существенной, если ее раскрытие может повлиять на экономические решения пользователей, которые принимаются на основе финансовой отчетности.

Отложенные налоговые активы и отложенные налоговые обязательства классифицируются как долгосрочные активы или обязательства, поскольку точный период их погашения на отчетную дату определить достаточно сложно. 
          Основные средства, нематериальные активы, доходные вложения в материальные активы приводятся только по остаточной стоимости.

Бухгалтерский баланс предприятия составляется за определенный период (месяц, год, квартал, полугодие) на определенную дату (1 января, 1 февраля и т.д.) посредством системы показателей в единой денежной оценке, характеризующей хозяйственную и финансовую деятельность предприятия.

 

 

1.2 Мероприятия и подготовительные работы по составлению баланса ОАО «Быховрайагропромтехснаб»

 

 

Для обеспечения достоверности данных квартального баланса, перед его составлением в организации проводится определенная подготовительная работа:

- проверяется полнота оформления всех хозяйственно-финансовых операций первичными документами и отражения их в учетных регистрах ;

Перед составлением квартального бухгалтерского баланса необходимо провести инвентаризацию активов и обязательств.

Инвентаризация – это проверка и документальное подтверждение фактического наличия (активов) или источников их образования (пассивов), выявление отклонений от данных бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности и принятие решений по внесению соответствующих изменений.

-   в соответствии с Законом Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» и установленными руководителем организации сроками проводится полная инвентаризация всех статей баланса с отражением в учете ее результатов;

Информация о работе Бухгалтерский баланс и анализ финансового состояния предприятия ОАО «Быховрайагропромтехснаб»