Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 11:05, дипломная работа
Целью дипломной работы является исследование бухгалтерского баланса и финансового состояния предприятия, а также выявление путей улучшения эффективности хозяйственной деятельности.
Задачами дипломной работы являются:
- изучение состава, порядка бухгалтерского баланса организации;
- проведение оценки финансового состояния организации: проведение характеристики ОАО «Быховрайагропромтехснаб»;
Сальдо по счету 71 "Расчеты с подотчетными лицами" на начало периода составило 7212527 руб., а на конец периода 11295255 руб., что подтверждается оборотно-сальдовой ведомостью.
Сальдо по счету 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям" на начало периода составило 3219679 руб.,а на конец периода 2492529 руб., что подтверждается оборотно-сальдовой ведомостью.
По статье "Обязательства, предназначенные для реализации" (строка 640) показываются обязательства, включенные в выбывающую группу, признанную предназначенной для реализации, учитываемые на счете 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".
Согласно бухгалтерскому балансу за 1 квартал 2012 года в исследуемой организации суммы по строке 640 " Обязательства, предназначенные для реализации " отсутствуют.
По статье "Доходы будущих периодов" (строка 650) показываются суммы доходов будущих периодов, учитываемые на счете 98 "Доходы будущих периодов" и подлежащие отнесению на доходы отчетного периода в течение 12 месяцев после отчетной даты.
Согласно бухгалтерскому балансу за 1 квартал 2012 года в исследуемой организации сумма по строке 650 " Доходы будущих периодов " составила на начало периода 694 млн.руб., на конец отчетного периода 1578 млн.руб.
В оборотно-сальдовой ведомости сальдо на 01.01.2012 года по счету 98 "Доходы будущих периодов" составило 126565240 руб., а на 01.04.2012 года 13517240 руб.
По статье "Резервы предстоящих платежей" (строка 660) показываются суммы резервов предстоящих платежей, учитываемые на счете 96 "Резервы предстоящих платежей" и подлежащие использованию в течение 12 месяцев после отчетной даты.
В бухгалтерском балансе за 1 квартал 2012 года в ОАО «Быховрайагропромтехснаб» не приводится сумма по статье " Резервы предстоящих платежей ".
По статье "Прочие краткосрочные обязательства" (строка 670) показываются краткосрочные обязательства организации, не показанные по строкам 610 - 660.
Данная сумма в бухгалтерском балансе за 1 квартал 2012 года отсутствует.
2.3.Пути совершенствования
составления бухгалтерской
В настоящее время для каждой организации немало важны пути совершенствования составления бухгалтерского баланса и бухгалтерской отчетности. В данной работе представлены только некоторые из них:
- автоматизация учётной информации в малых предприятиях.
Электронные таблицы удобно использовать для вычислительной обработки экономической информации, представленной в табличной форме.
Основными достоинствами электронных таблиц являются:
- возможность внесения формул расчётов в результирующие графы и строки таблицы, причём расчёт по внесённой формуле может производиться многократно и автоматически. Сама формула после её однократного внесения запоминается в указанном месте таблицы, а вместо неё на экран в том же месте таблицы выдаётся рассчитанное числовое значение. При изменении исходных данных, ссылки на которые сделаны в формулах электронного документа, происходит автоматический перерасчёт результатов;
- возможность создавать связные электронные таблицы и связные файлы электронных таблиц за счёт внешних ссылок, которые устанавливает бухгалтер. Это позволяет автоматически передавать информацию из одной таблицы в другую.
Необходимо отметить ещё одно достоинство электронных таблиц- это возможность экспортировать таблицы или фрагменты таблиц в текстовый редактор Word для подготовки к печати отчётов установленного образца.
- автоматизация первичной документации
Современные информационные системы управления предприятием включают в себя подсистему документооборота. Существует достаточно широкий выбор прикладных программ для автоматизации управления документооборотом.
Модель документооборота зависит от уровня автоматизации функций управления. В корпоративных информационных системах предпочтение отдаётся модели полного документооборота, в которой документ представляет собой полноправную информационную единицу. При этом в рамках системы автоматизации управления чётко устанавливаются информационные связи подразделений и прослеживается движение отдельных документов и их взаимосвязи.
- разработка направлений совершенствования финансовой отчётности внедрением дополнительной таблицы в Примечания к финансовой отчётности.
Для совершенствования организации финансовой отчётности необходимо внедрить дополнительную таблицу в Примечания к финансовой отчетности «Исправление ошибок и изменения в финансовых отчётах». В свою очередь в данной таблице необходимо раскрыть:
-события, которые происходят
после даты баланса и
-дивиденды за отчётный период, объявленные после даты баланса;
-исправление ошибок в предыдущих периодах:
-содержание и сумма ошибки;
-статьи финансовой отчётности
прошлых периодов, которые были
перечислены с целью
-факт повторного
-содержание и сумма
изменения в учётных оценках,
которые имеют существенное
-в случае изменений в учётной политике:
-причины и сущность изменения;
-сумма корректировки
нераспределённой прибыли на
начало отчётного или года
обнародования невозможности
-факт повторного
3 АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОАО «БЫХОВРАЙАГРОПРОМТЕХСНАБ»
Анализ финансового состояния – важнейшее по значимости направление анализа хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования. Данный анализ позволяет оценить платёжеспособность предприятия, его финансовую устойчивость и провести аналитическую вероятность его банкротства. Содержание и основная целевая установка финансового состояния- оценка финансового состояния и выявление возможности повышения эффективности функционирования хозяйствующего субъекта с помощью рациональной финансовой политики. Финансовое состояние хозяйствующего субъекта - это характеристика его финансовой конкурентоспособности, использования финансовых ресурсов и капитала, выполнения обязательств перед государством и другими хозяйствующими субъектами.
Анализ финансового состояния, в том числе и анализ платёжеспособности, традиционно проводится на основании бухгалтерской (финансовой) отчётности.
Финансовое состояние предприятия может быть, устойчивым, неустойчивым (предкризисным) и кризисным. Об устойчивом финансовом состоянии предприятия свидетельствует его способность полностью и в срок производить платежи, финансировать свою деятельность на расширенной основе, без серьезных последствий переносить непредвиденные потрясения и поддерживать свою платежеспособность, а отсутствие перечисленных качеств с большой вероятностью говорит о неустойчивости финансового состояния предприятия.
Для обеспечения финансовой устойчивости предприятие должно не только обладать гибкой структурой капитала, но обязательно уметь организовать движение финансовых ресурсов таким образом, чтобы достичь постоянного превышения доходов над расходами с целью создания условий для сохранения платежеспособности и самовоспроизводства. Посему, финансовая устойчивость предприятия представляет собой, прежде всего, способность хозяйствующего субъекта функционировать и развиваться, сохранять равновесие своих активов и пассивов в изменяющейся внутренней и внешней среде, которая гарантирует его постоянную платежеспособность и инвестиционную привлекательность в пределах допустимого уровня риска.
Финансовое состояние предприятия, его устойчивость и стабильность непосредственно зависят от результатов его производственной, коммерческой и финансовой деятельности. Если производственный и финансовый планы успешно выполняются, то это благоприятно влияет на финансовое положение предприятия, и наоборот, из-за недовыполнения плана по производству и реализации продукции происходит повышение ее себестоимости, уменьшение выручки и суммы прибыли и как следствие ухудшение финансового состояния предприятия и его платежеспособности. Значит, устойчивое финансовое состояние предприятия – это итог грамотного и искусного управления всем комплексом факторов, непосредственно определяющим результаты хозяйственной деятельности предприятия. Устойчивое финансовое положение в свою очередь оказывает положительное влияние на выполнение производственных планов и обеспечение нужд производства необходимыми ресурсами. Следовательно, финансовая деятельность как составная часть хозяйственной деятельности предприятия должна обеспечивать планомерные поступления и расходования финансовых ресурсов, выполнение расчетной дисциплины, достижение рациональных пропорций собственного и заемного капитала и наиболее эффективное его использование.
Главная цель финансовой деятельности - решить, где, когда и как использовать финансовые ресурсы для эффективного развития производства и получения максимума прибыли.
Чтобы выжить в условиях рыночной экономики и не допустить банкротства предприятия, нужно хорошо знать, как управлять финансами, какой должна быть структура капитала по составу и источникам образования, какую долю должны занимать собственные средства, а какую - заемные. Следует знать и такие понятие рыночной экономики, как деловая активность, ликвидность, платежеспособность, кредитоспособность предприятия, порог рентабельности, запас финансовой устойчивости (зона безопасности), степень риска, эффект финансового рычага и другие, а также методику их анализа.
Главная цель финансового состояния- своевременно выявить и устранять недостатки в финансовой деятельности и найти резервы улучшения финансового состояния предприятия и его платежеспособности.
При этом необходимо решить следующие основные задачи :
- На
основе изучения причинно-
- Разработка
конкретных мероприятий, направленных
на более эффективное
Финансовое состояние предприятия приходится анализировать не только руководству предприятия, но и его учредителям, инвесторам с целью изучения эффективности использования ресурсов, банкам — для оценки условий кредитования и определения степени риска, поставщикам - для своевременного получения платежей, налоговым инспекциям - для выполнения плана поступления средств в бюджет и так далее.
3.1 Анализ наличия и динамики, состава и структуры средств
Финансовое состояние субъектов хозяйствования, его устойчивость во многом зависит от оптимальности структуры источников капитала и от оптимальности структуры активов предприятия. Поэтому анализ финансового состояния предприятия начинается с анализа наличия и динамики, состава и структуры средств. Для данного анализа исходные данные приведены в таблице 3.1 Для заполнения данной таблицы использовался бухгалтерский баланс (приложение) за 1 квартал 2012 года.
По данной таблице можно увидеть изменения состава и структуры средств ОАО «Быховрайагропромтехснаб».
Таблица 3.1-Анализ наличия и структуры средств предприятия ОАО
«Быховрайагропромтехснаб»
Активы предприятия |
На 01.01.2012 |
На 01.04.2012 |
Изменения за отчётный период |
Изменения | |||
Сумма, млн. руб |
Удельный вес,% |
Сумма, млн. руб |
Удельный вес,% |
В млн. руб. |
Удельный вес,% |
Изменения структуры, п.п. | |
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1Долгосрочные активы |
41714 |
63,58 |
40081 |
60,78 |
-1633 |
-3,9 |
-2,8 |
2Краткосрочные активы |
23895 |
36,42 |
25865 |
39,22 |
1970 |
8,24 |
2,8 |
В том числе: |
|||||||
2.1 Запасы |
16312 |
24,86 |
17750 |
26,92 |
1438 |
8,82 |
2,06 |
2.2 Налоги по приобретённым ценностям |
966 |
1,5 |
985 |
1,5 |
19 |
1,967 |
0 |
2.3 Готовая продукция и товары |
556 |
0,85 |
650 |
0,99 |
94 |
16,9 |
0,14 |
2.4 Краткосрочная дебиторская задолженность |
3508 |
5,35 |
2578 |
3,9 |
-930 |
-26,5 |
-1,45 |
2.5 Денежные средства и их эквиваленты |
409 |
0,62 |
205 |
0,31 |
-204 |
-49,9 |
-0,31 |