Бухгалтерский баланс и его аналитические возможности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 20:58, курсовая работа

Краткое описание

Бухгалтерская отчетность – единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам. Она состоит из бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, приложений к ним, пояснительной записки, аудиторского заключения (если отчетность подлежит обязательному аудиту).

Содержание

Введение………………………………………………………………………….
1. Характеристика бухгалтерского баланса как основной формы бухгалтерской отчетности………………………………………………………
1.1 Сущность и значение бухгалтерского баланса……………………………
1.2. Техника составления бухгалтерского баланса…………………………...
1.3.Возможности трансформации российского баланса в соответствии с МСФО……………………………………………………………………………
2. Аудит бухгалтерского баланса……………………………………………...
2.1. Цель, задачи, источники информации аудита бухгалтерского баланса…………………………………………………………………………..
2.2. Аудит операций, связанных с составлением баланса……………………
Заключение...........................................................................................................
Список используемой литературы……………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая моя ,б.б. и его аналитические возможности.docx

— 97.03 Кб (Скачать файл)

↑ Министерство финансов Российской Федерации Приказ Министерства финансов Российской Федерации  «О формах бухгалтерской отчетности страховых организаций и отчетности, представляемой в порядке надзора» (вместе с «Указаниями об объеме форм бухгалтерской отчетности страховых организаций», «Указаниями о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности страховых организаций», «Инструкцией об объеме форм отчетности, представляемой в порядке надзора, порядке ее составления и представления») от 11 мая 2010 года № 41н (рус.) (11.05.2010). Проверено 7 июня 2011.

↑ Министерство финансов Российской Федерации Приказ Министерства финансов Российской Федерации  «Об особенностях бухгалтерской  отчётности негосударственных пенсионных фондов» от 10 января 2007 года № 3н  (рус.) (10.01.2007). Проверено 8 июня 2011.

↑ Центральный  банк Российской Федерации Указание Банка России «О перечне, формах и  порядке составления и представления  форм отчетности кредитных организаций  в Центральный банк Российской Федерации» от 12.11.2009 № 2332-У  (рус.) (12.11.2009). Проверено 8 июня 2011.

↑ 1 2 Хомидов  А.У. Анализ бухгалтерского баланса  (рус.) (16.04.2002). Проверено 31 мая 2011.

↑ 1 2 3 Шесть этапов анализа бухгалтерского баланса  (рус.). Элитариум: Центр дистанционного образования (13.05.2009). Проверено 31 мая 2011.

↑ 1 2 3 Хомидов  А.У. Анализ бухгалтерского баланса  (рус.). Аудит и финансовый анализ № 1'2001 (2001). Проверено 20 июня 2011.

↑ Altman, Edward I. (July, 2000). «Predicting Financial Distress of Companies». Retrieved on September 4th, 2009 from http://pages.stern.nyu.edu/~ealtman/Zscores.pdf: 15–22.

.2. Состав отчетности  и система внутренних взаимосвязей 

Изучив эту  главу, можно получить представление: 

• о составе  годовой бухгалтерской отчетности в соответствии с российской и  международной практикой; 

• о взаимосвязи  основных форм отчетности.

Состав годовой  бухгалтерской отчетности в соответствии с российской и международной  практикой 

Состав и структура  российской бухгалтерской (финансовой) отчетности регламентируются Законом  о бухгалтерском учете, Положением по ведению бухгалтерского учета  и бухгалтерской отчетности, ПБУ 4/99. Минимальный объем бухгалтерской  отчетности определен Законом о  бухгалтерском учете и Положением по ведению бухгалтерского учета  и бухгалтерской отчетности. В  состав промежуточной (месячной и квартальной) и годовой отчетности для всех организаций обязательно входят бухгалтерский баланс и отчет  о прибылях и убытках. Кроме того, в годовую отчетность включаются отчет об изменениях капитала, отчет  о движении денежных средств, приложение к балансу, отчет о целевом  использовании полученных средств  и пояснительная записка, а также  аудиторское заключение, подтверждающее степень достоверности бухгалтерской  отчетности, если она прошла процедуру  аудита. 

В каждой стране бухгалтерская отчетность включает различное количество отчетов. Так, финансовая отчетность по американским стандартам GAAP состоит из трех основных отчетов – баланса, отчета о прибылях и убытках и отчета о движении денежных средств. Кроме указанных  форм компании часто включают в отчетность отчет о нераспределенной прибыли  и отчет об акционерном капитале. В Великобритании финансовая отчетность представлена балансом, отчетом о  прибылях и убытках, отчетом о  движении денежных средств и пояснительной  запиской. Во Франции отчетность состоит  из баланса, отчета о прибылях и убытках  и таблицы финансирования, характеризующей  движение денежных средств. Из приведенных  примеров видно, что состав отчетности в различных странах похож, поскольку  национальные стандарты учитывают  требования МСФО. В частности, МСФО предлагают включать в отчетность: баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств, отчет о движении капитала, описание учетной политики, пояснения к  отчетности. МСФО-1 «Представление финансовой отчетности» регламентирует наряду со структурой и содержанием отчетных форм общие требования к раскрытию  информации, устанавливает правила  ее формирования и перечень необходимых  сведений для каждого отчета, за исключением отчета о движении денежных средств. Последнему посвящен МСФО-7 «Отчет о движении денежных средств». В Европейском сообществе были разработаны и приняты несколько Директив, раскрывающих вопросы отчетности и аудита. Четвертая Директива, принятая в 1978 г., посвящена содержанию годовой финансовой отчетности компаний. В ней рассматриваются общие методологические основы составления отчетности компаниями стран – членов ЕС, приводятся альтернативные варианты баланса, отчета о прибылях и убытках. 

Согласно Четвертой  Директиве годовой отчет включает баланс, отчет о прибылях и убытках  и примечания к отчетности. Причем в документе приведены два  формата баланса и четыре –  отчета о прибылях и убытках. Большое  значение Директива придает пояснениям, в которых приводится информация, расшифровывающая отдельные статьи отчетности. В ней излагаются методы формирования и оценки финансовых показателей. Наряду с формами отчетности европейские  компании обязаны представить отчет  о правлении компании, в которой  содержится информация о значительных событиях, касающихся компании и имевших  место по окончании финансового  года, о предполагаемом развитии фирмы, о деятельности в научно-исследовательской  и опытно-конструкторской сферах. Одновременно Директива предусматривает  представление аудиторского заключения, если согласно национальному законодательству годовая отчетность подлежит публикации. 

Сопоставление состава годового отчета согласно МСФО, Директивам ЕС, американским стандартам GAAP и российским стандартам представлено в таблице 2. Необходимо отметить, что  в отличие от жестко регламентированной нормативными актами российской отчетности международные стандарты и национальные стандарты западных стран определяют лишь общую форму и порядок  расположения статей, общие требования к раскрытию информации. 

Подход к обоснованию  состава отчетных форм должен быть ориентирован на основного пользователя – собственника организации. Если отчетность устраивает собственника в плане  состава и содержания форм, то она  по основным параметрам будет удовлетворять  и требованиям других категорий  пользователей. 

Опираясь на отчетность, пользователь-собственник  должен получить представление о  четырех аспектах деятельности организации: 

• имущественное  и финансовое положение организации  с позиции долгосрочной перспективы (т. е. насколько устойчива данная организация, выгодно ли вкладывать в нее средства и иметь партнерские  отношения); 

• финансовые результаты (т. е. прибыльна или убыточна организация); 

• изменения  в капитале собственников (т. е. изменение  чистых активов организации за счет всех факторов, включая внесение капитала, его изъятие, выплату дивидендов, формирование прибыли или убытка); 

• ликвидность  организации (т. е. наличие у него свободных денежных средств как  важнейшего элемента стабильной текущей  работы в плане ритмичности работы с контрагентами).

Таблица 2. Сопоставление  состава годовой бухгалтерской  отчетности в российской и международной  практике[3] 
 

Первый аспект деятельности находит отражение  в бухгалтерском балансе: активная сторона баланса дает представление  об имуществе организации, пассивная  – о структуре источников его  средств. Второй аспект представлен  в отчете о прибылях и убытках  – все доходы и расходы организации  за отчетный период в определенных группировках приведены в этой форме. Рассматривая форму в динамике, можно  понять, насколько эффективно работает данная организация. Третий аспект отражается в отчете об изменениях капитала, где  показано движение всех компонентов  собственного капитала: уставного и  добавочного капиталов, резервного фонда и других фондов, прибыли  и др. Четвертый аспект определяется тем обстоятельством, что прибыль  и денежные средства – не одно и  то же. Для ритмичности расчетов с кредиторами важна не прибыль, а наличие денежных средств в требуемых объемах и в нужное время. Определенную характеристику этому дает отчет о движении денежных средств. Последняя форма наиболее сложна для составления и интерпретации, тем не менее она вместе с балансом и отчетом о прибылях и убытках как раз образует минимальный набор отчетных форм, рекомендуемых к публикации международными стандартами бухгалтерского учета. В то же время в соответствии с п. 2 ст. 13 Закона о бухгалтерском учете этот отчет не рассматривается как самостоятельная форма бухгалтерской отчетности, а относится к разряду приложений справочного, дополнительного, расшифровочного характера. 

Отчет о движении денежных средств – это динамический отчет, который с помощью методов  балансовых обобщений определенных хозяйственных операций отчетного  периода объясняет поступление  и выбытие реальных существенных финансовых средств. По сравнению с  балансом и отчетом о прибылях и убытках он ориентирован на раскрытие  для внешних пользователей бухгалтерской  отчетности дополнительных сведений о  финансовом положении организации, которые не могут быть прямо или  косвенно получены из других составных  частей отчетности. 

Отчет о движении денежных средств воспроизводит  оборот физического капитала организации  в его наиболее ликвидной форме  – денежного капитала в виде той  части финансовых средств организации, которая носит универсальную  и общепризнаваемую форму в платежных  операциях – денежную форму. 

Таким образом, информация о движении денежных средств  должна иметь статус самостоятельной  отчетной формы, а не приложения к  бухгалтерскому балансу по соответствующей  статье. Все другие формы отчетности формируются как приложения к  основной отчетности и составляются в произвольной форме – в виде таблиц, пояснительной записки, аналитического раздела годового отчета или пояснений  к основным отчетным формам.

Взаимосвязь основных форм отчетности 

Взаимосвязь данных форм отчетности можно представить  в виде схемы, сплошные линии на которой  указывают основные моменты связи  финансовых отчетов; числовые значки позволяют  дать краткие комментарии отраженных на ней взаимосвязей (рис. 3). 

1. Доходы и  расходы организации, которые  представлены в отчете о прибылях  и убытках, дают обобщенную  характеристику финансовых результатов  от изменений в составе имущества  и обязательств организации, показанных  в балансе. 

2. Чистый доход  (прибыль) организации, взятый  из отчета о прибылях и убытках,  входит в качестве компоненты  отчета об изменениях капитала  и представляет важнейшую часть  нераспределенной прибыли организации  на конец отчетного периода. 

3. В балансе  и отчете об изменениях капитала  данные по счетам первоначального  (стартового, уставного) капитала  тесно увязаны с моментом учреждения  организации и по состоянию  на любую отчетную дату (как  в случае его неизменности  на уровне первоначального взноса, так и в случаях его изменения  при перерегистрации в установленном  законодательством порядке). 

Рис. 3 Основные взаимосвязи в составе бухгалтерской  отчетности 

4. Нераспределенная  прибыль на конец отчетного  периода в отчете об изменениях  капитала корреспондирует с суммой  по статье нераспределенной прибыли,  представленной в балансе. 
 

5. Изменения  остатков денежных средств в  отчете о движении денежных  средств и бухгалтерском балансе  являются идентичными. 

6. Прирост суммы  денежных средств в результате  осуществления основной (производственно-коммерческой, эксплуатационной) деятельности, который  показан в отчете о движении  денежных средств, отражает результаты  сделок по реализации товаров,  работ и услуг, учтенных при  формировании чистого дохода  организации. Согласование чистого  дохода и суммы прироста денежной  наличности от операционной деятельности  представляет один из важнейших  моментов составления отчета  о движении денежных средств  организации. 

7. Инвестиционная  деятельность, отраженная в отчете  о движении денежных средств  организации, показывает прирост  или убыль денежных средств  в связи с движением активов,  отраженных в виде балансовых  статей отчета в активе баланса  организации. 

8. Финансовая  деятельность, отраженная в отчете  о движении денежных средств  организации, показывает прирост  или убыль денежных средств  в результате финансирования  совершенных операций за счет  долговых обязательств или собственных  источников. Движение сальдо кредиторской  задолженности и собственных  источников финансирования в  балансе и отчете об изменении  финансового положения организации  должны совпадать. 

Поскольку при  закрытии счетов их сальдо могут попадать либо в отчет о прибылях и убытках, либо в баланс, основными формами  бухгалтерской отчетности являются именно эти две формы. Любые другие формы, по сути, являются аналитическими расшифровками или дополнением  к первым двум формам. 

Результат хозяйственной  деятельности организации исчисляется  как в балансе, так и в отчете о прибылях и убытках (принцип  двойной бухгалтерии). Баланс является отчетом на определенный момент времени, например на отчетную дату. В самом  балансе финансовый результат определяется сравнением собственного капитала в  начале и конце хозяйственного года. При этом включаются суммы распределения прибыли (либо исключается уменьшение капитала) и вычитается увеличение капитала в отчетном году. В отчете о прибылях и убытках результат определяется как сальдо доходов и расходов отчетного периода. Следовательно, отчет о прибылях и убытках является отчетом за определенный период времени, например за отчетный период. Финансовый результат, исчисленный по данным баланса, совпадает с итогом отчета о прибылях и убытках, поскольку доходы и расходы относятся к отчетному периоду в размере выплат и поступивших платежей, с которыми связано изменение соответствующих активов или пассивов. Например, приобретение станка приводит к выплатам, которые отражаются в балансе нейтрально по отношению к результату. Периодизация этих выплат в форме амортизации в период эксплуатации станка приводит к затратам, относимым на финансовый результат. Поскольку с уменьшением балансовой стоимости станка на сумму начисленной амортизации на счет прибылей и убытков относятся определенные расходы, постольку в балансе и отчете о прибылях и убытках всегда получается одинаковый финансовый результат.

Информация о работе Бухгалтерский баланс и его аналитические возможности