Бухгалтерский учет движения основных средств на примере предприятия УМНиП

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 23:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы исследовать порядок и методологию учета и оценки основных средств на предприятии.
Для достижения сформулированной цели в работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты бухгалтерского учета движения основных средств;
- исследовать организацию бухгалтерского учета движения основных средств в Астраханском управлении магистральных нефтепроводов и продуктопроводов.

Вложенные файлы: 1 файл

Октябрь-105 Бухгалтерский учет движения основных средств Исправлен.doc

— 325.00 Кб (Скачать файл)

      б) Передача основных средств в уставной капитал создаваемого дочернего предприятия. Такие операции также отражаются предприятием на счете 91, учитывая три основных случая возникающих при передаче по цене соглашения:

  1. цена соглашения ниже остаточной стоимости;
  2. цена соглашения соответствует остаточной стоимости,
  3. цена соглашения выше остаточной стоимости.

      Пример: первоначальная стоимость передаваемых основных средств

      3 000 000 руб., износ 1 000 000 руб. [12.с.26]

      1. Передаются основные средства  в качестве вклада

      на  первоначальную стоимость

      Д91   

          - 3 000 000 руб.

      К01    

      износ

      Д02-1 

            - 1 000 000 руб.

      К91   

      а) остаточная стоимость

      Д08    

          - 2 000 000 руб.

      К91        

      б) балансовая стоимость

      Д58     

          - 3 000 000 руб.

      К91        

      в) цена соглашения

      Д08    

          - 4 000 000 руб.

      К91       

      (одновременно)

      Д91        

          - 1 000 000 руб.

      К98-5      

      в) Продажа основных средств. При производстве операций по продаже основных средств такие операции фиксируются на счете 91: по дебету счета - первоначальная стоимость списываемого объекта (К 01), расходы предприятия по демонтажу и другие расходы по продаже объекта (К 23, 60, 68, 69, 70, 71, 76); по кредиту счета сумма износа объекта (Д 02) и сумма предъявленного покупателю счета (Д 73-3).

      При превышении выручки от реализации над  расходами (Кредит 91 над Дебитом), разницу  списывают на прибыль предприятия (Д 91, К 99). В противном случае, потери списываются на убытки предприятия (К 99, Д 91).

      г) Самый частый и характерный случай выбытия - ликвидация основных средств. При производстве операция по ликвидации основных средств бухгалтерия выявляет финансовые результаты ликвидации. Для этого расходы по ликвидации пришедших в негодность объектов относятся на дебет счета 91 (К 23, 60, 68, 69, 70, 71, 76), а полученные при ликвидации товарно-материальные ценности приходуются (Д 10, К 91). Таким образом, превышение кредитового оборота счета 91 над дебетовым означает прибыль от ликвидации основных средств, а обратная ситуация - убыток. Прибыль списывается на Д 91, К 99; убыток — на Д 99, К 91.

      Пример: списывается объект основных средств.

      1 Ликвидация объекта

      первоначальная  стоимость

      Д91    1 000 000 руб.

      К 01   1 000 000 руб.

      износ

      Д02-1  800 000 руб.

      К91      800 000 руб.

      2.Получены  материалы при ликвидации

      Д10“Материалы”    100 000 руб.

      К91                           100 000 руб.

      3. Расходы по ликвидации объекта  (демонтаж, разборка)

      Д91           50 000 руб.

      К 23, 60, 68, 69, 70, 71, 76       50 000 руб.

      4. Закрываем 47 счет с убытками  от ликвидации

      Д99    150 000 руб.

      К91    150 000 руб.

      в) Износ основных средств

      Износ начисляется предприятием, согласно действующему законодательству, ежемесячно. Суммы начисленного износа зачисляются в издержки производства (Д 20, 23, 25, 26, 97, 44, К 02-1, 02-2). При начислении износа используются Единые нормы амортизации, где нормы амортизации установлены по группам основных средств в процентах к их первоначальной стоимости.

      Реально, суммы износа рассчитывают самым  распространенным способом: методом корректировки месячного размера суммы износа прошлого месяца в соответствии с изменением состава основных средств (поступлением одних и выбытием других) в прошлом месяце, а так же с истечением сроков службы основных средств. Однако эта система несколько скорректирована в соответствии с особенностями предприятия.

      г) Инвентаризация основных средств

      Инвентаризация  основных средств на предприятии  производится согласно действующему законодательству. При этом возможны такие ситуации: переведение по итогам инвентаризации объектов, ошибочно числящихся в МБП в основные средства; перевод объектов из основных средств в МБП.

      2.4. Раскрытие информации  о движении основных  средств в бухгалтерской отчетности

     В соответствии с ПБУ 6/01 в бухгалтерской  отчетности подлежит раскрытию с учетом существенности как минимум следующая информация: о первоначальной стоимости и сумме начисленной амортизации по основным группам основных средств на начало и конец отчетного года; о движении основных средств в течение отчетного года по основным группам (поступление, выбытие и т.п.).

     Указанные сведения должны содержаться в разделе 3 «Амортизируемое имущество» приложения к бухгалтерскому балансу (ф. № 5) и в Справке к разделу 3.

     Кроме того, в пояснительной записке  к годовому отчету должна быть раскрыта следующая информация: о способах оценки объектов основных средств, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами; об изменениях стоимости основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету (достройка, дооборудование, реконструкция, частичная ликвидация и переоценка объектов); о принятых организацией сроках полезного использования объектов основных средств (по основным группам); об объектах основных средств, стоимость которых не погашается; об объектах основных средств, предоставленных и полученных по договору аренды; о способах начисления амортизационных отчислений по отдельным группам объектов основных средств; об объектах недвижимости, принятых в эксплуатацию и фактически используемых, находящихся в процессе государственной регистрации.

      2.5. Налоговый учет  движения основных  средств и его  взаимосвязь с  бухгалтерским учетом

      Очень важно при приобретении основных средств их оформление, так как  от корректности и правильности оформления первичных документов зависит очень многое.

      Наиболее  частые нарушения встречаются при заполнении обязательных реквизитов и использовании унифицированных форм вообще.

      Так, по основным средствам не оформляются  инвентарные карточки, акты ввода  в эксплуатацию заполняются лишь частично.

      Отсутствие  первичных документов по учету основных средств затрудняет подтверждение правомерности хозяйственных операций по движению основных средств, правильного начисления амортизации по ним для целей бухгалтерского и налогового учета и др.

      Неправильно оформленные первичные документы не применяются для целей исчисления налога на прибыль и НДС.

      Согласно  п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все первичные учетные документы  должны приниматься к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Если организация использует документ, который не предусмотрен в альбомах, то его необходимо утвердить в учетной политике (п. 5 ПБУ 1/98). Многие первичные документы хранятся в электронном виде. Это не запрещено, но в соответствии с пп. "ж" п. 2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" первичные документы должны заверяться личными подписями лиц, ответственных за совершение операции. Отсутствие подписей может привести к серьезным налоговым последствиям. Так, согласно ст. 252 Налогового кодекса РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

      Неправильно заполненные первичные документы  могут привести к спорам с налоговыми органами в результате налоговой проверки как по вопросу правильности исчисления и уплаты налога на прибыль организаций (расходы документально не подтверждены), так и по вопросу исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость. После введения системы учета НДС по моменту начисления налоговые органы стали уделять пристальное внимание оформлению первичных документов. Неправильное оформление первичных документов приравнивают к их отсутствию и, как следствие, налогоплательщику отказывают в вычетах по НДС. По данному вопросу существует арбитражная практика, и не всегда в пользу налогоплательщика (см. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 16.01.2007 N А13-6662/2005-14).

      Именно  от правильности оформления документов зависит исчисление налогов, а именно включение или невключение расходов для целей налогообложения прибыли.

      В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ расходами в целях  налогообложения прибыли признаются обоснованные, экономически оправданные и документально подтвержденные затраты, понесенные налогоплательщиком. Следовательно, если в договоре аренды проведение капитального ремонта арендатором не предусмотрено, но тем не менее ремонт производится за его счет, то такие расходы не могут быть признаны в налоговом учете обоснованными и экономически оправданными.

      2.6. Проблемы организации автоматизации бухгалтерского учета основных средств и возможности применения бухгалтерской программы

      Следует отметить, что в условиях рыночной экономики ведение только учетной  работы становится недостаточным условием для успешного функционирования предприятия. Поэтому, чтобы повысить качественные характеристики информации (уместность, понятность, сопоставимость, надежность), а также финансовую привлекательность экономического субъекта, необходимо грамотное управление его финансово-хозяйственной деятельностью, которое возможно, по нашему мнению, только посредством анализа данных на всех этапах учетного процесса.

      Исследовав  понятие и сущность учетного процесса, мы сформулировали принципиально новую трактовку, определяющую учетный процесс в условиях автоматизации как технологический процесс бухгалтерского учета с использованием средств автоматизации, представленный цикличной, логически выдержанной последовательностью этапов от формирования первичной информации до составления отчетности, посредством выполнения бухгалтерских действий и проведения анализа на каждом этапе в целях получения качественной информации.

      Таким образом, анализ как элемент бухгалтерской  процедуры на каждом этапе учетного процесса позволит выявить и устранить ошибки, возникшие в результате регистрации хозяйственных операций, обобщения их в системе счетов и формирования отчетности в целях повышения достоверности информации в бухгалтерском учете.

      Отметим, что одним из преимуществ автоматизации  бухгалтерского учета на предприятии является неограниченная аналитичность учета, которая обеспечивается за счет возможности автоматической обработки и хранения информации всех отчетных периодов в единой информационной базе данных. Данное преимущество заключается в возможности получения аналитической информации в любом разрезе с необходимой степенью обобщения за любой период времени, в течение которого накапливаются учетные данные.

Информация о работе Бухгалтерский учет движения основных средств на примере предприятия УМНиП