Бухгалтерский учет денежных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 16:46, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания курсовой работы является рассмотрение теоретических основ учета денежных средств на расчетном счете.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1) определить сущность безналичных расчетов; 2) рассмотреть нормативно-правовое регулирование учета денежных средств на расчетном счете; 3) изучить действующий порядок документирования денежных средств и денежных документов на расчетном счете в организациях; 4) рассмотреть совершенствование учета денежных средств на расчетных счетах.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Экономическая сущность учета денежных средств 3
1.1 Понятие и формы безналичных расчетов 3
1.2 Нормативно-правовое регулирование учета денежных средств на расчетном счете. 8
1.3 Обзор литературы 9
Глава 2. Бухгалтерский учет денежных средств 11
на расчетных счетах 11
2.1 Расчетные документы, порядок их заполнения 11
2.2 Синтетический и аналитический учет по расчетному счету 19
2.3 Инвентаризация денежных средств на расчетном счете 27
Глава 3. Совершенствование учета денежных средств 28
Выводы и предложения 30
Список использованной литературы 31

Вложенные файлы: 1 файл

peredelka.docx

— 55.92 Кб (Скачать файл)

При отсутствии денежных средств на банковском счете запись о закрытии соответствующего лицевого счета вносится в Книгу регистрации открытых счетов не позднее рабочего дня, следующего за днем прекращения договора банковского  счета. Наличие предусмотренных  законодательством Российской Федерации  ограничений распоряжением денежными  средствами на банковском счете при  отсутствии на банковском счете денежных средств не препятствует внесению записи о закрытии соответствующего лицевого счета в Книгу регистрации  открытых счетов.

При наличии на банковском счете  денежных средств на день прекращения  договора банковского счета запись о закрытии соответствующего лицевого счета вносится в Книгу регистрации  открытых счетов не позднее рабочего дня, следующего за днем списания денежных средств со счета.

Наличие неисполненных расчетных  документов не препятствует прекращению  договора банковского счета и  внесению записи о закрытии соответствующего лицевого счета в Книгу регистрации  открытых счетов.

- Положение о безналичных расчетах  в Российской Федерации, утвержденное  постановлением Центробанка РФ  от 3 октября 2002 года №2-П (в  ред. от 22.01.2008 г.). Положение регулирует  осуществление безналичных расчетов  между юридическими лицами, индивидуальными  предпринимателями в валюте РФ (т.е. в рублях) и на ее территории.

Безналичные расчеты осуществляются через кредитные организации (филиалы) и/или Банк России по счетам, открытым на основании договора банковского  счета или договора корреспондентского счета (субсчета), если иное не установлено  законодательством и не обусловлено  используемой формой расчетов.

Также в Положении закреплены формы  безналичных расчетов, которые избираются клиентами банков самостоятельно и  предусматриваются в договорах, заключаемых ими со своими контрагентами. Банки не вмешиваются в договорные отношения клиентов. Взаимные претензии  по расчетам между плательщиком и  получателем средств, кроме возникших  по вине банков, решаются в установленном  законодательством порядке без  участия банков. Помимо форм безналичных  расчетов в Положении оговариваются  виды расчетных документов, порядок их заполнения, представления, отзыва и возврата.

- Указание Центрального Банка  РФ "О введении новых форматов  расчетных документов " от 03.12.1997 года №51-У, а также Указание  Центрального Банка «О внесении  изменений и дополнений в указание  Банка России от 03.12.1997года №51-У»  от 22.02.1999 года №502-У. Согласно  им, платежные требования, платежные  требования - поручения, заявления  на аккредитив, инкассовые поручения  (распоряжения), применяемые при  безналичных расчетах в Российской  Федерации, начиная с 1 января 1998 года должны оформляться на  бланках Общероссийского классификатора  управленческой документации ОК 011-93 (класс "Унифицированная система  банковской документации").

- Указание Центрального Банка  РФ «О предельном размере расчетов  наличными деньгами и расходовании  наличных денег, поступивших в  кассу юридического лица или  кассу индивидуального предпринимателя»  от 20.06.2007 года №1843-У. Расчеты наличными  деньгами в РФ между юридическими  лицами и ИП могут производиться  в размере, не превышающем 100 000 рублей.

- Методические указания по инвентаризации  имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Минфина  РФ от 13.06.1995 года №49. Письмо МНС  РФ от 15.04.2002 г. № АС-6-06/476. Указания  регламентируют  правила проведения  инвентаризации денежных средств,  денежных документов и бланков  строгой отчетности, а также отражают  порядок оформления результатов  инвентаризации.

Четвертый уровень заключает в  себе рабочие документы по бухгалтерскому учету самого предприятия. Рабочие  документы самого предприятия определяют особенности организации и ведения  учета в нем. Основными из них  являются: документ по учетной политике предприятия;  графики документооборота;  утвержденный руководителем План счетов бухгалтерского учета; утвержденный руководителем  порядок проведения инвентаризации.

1.3 Обзор литературы

В настоящее время существует множество вопросов и ситуаций по поводу учета денежных средств на счетах в банках, которые в полном объеме не могут быть отражены в  теории. Многие из них рассматриваются  в публикациях различных периодических  изданий. Рассмотрим наиболее актуальные из них.

И.А. Заровнядный  и Филина Ф. Н. в статьях в  журнале «Российский бухгалтер» рассматривают вопросы открытия у предприятий корпоративных карт, их преимущества и недостатки.

Корпоративная банковская карта  позволяет ее держателям проводить  операции по счету юридического лица. Держателями такой кредитки могут  быть одно или несколько лиц, как  правило, сотрудников фирмы. Поэтому  на корпоративной карте, кроме названия организации, выбивается имя держателя, так что применять ее может  только один человек, которому при оплате товаров, работ или услуг придется подтвердить свою личность. Эти карты  используют для оплаты командировочных, представительских или других служебных  расходов. Корпоративные карты имеют  свои достоинства и недостатки. 
Сначала о плюсах. Корпоративная карта – универсальное средство расчетов, является выгодной альтернативой чековой книжки. Другими словами ее можно использовать как для операций по получению наличных денежных средств, так и для расчетов в магазинах, ресторанах, пунктах проката автомобилей, кассах продажи билетов и других расчетов. Причем оплачивать покупки для организации можно на любую сумму, не опасаясь, что организацию обвинят в нарушении установленного лимита наличных расчетов с юридическими лицами. Ведь устанавливаемый Центробанком лимит расчета наличными деньгами по одной сделке на безналичные расчеты по корпоративным картам не распространяется.[28]

Корпоративные карты организации  для сотрудников, выезжающих в заграничные  командировки, избавляют от необходимости  открытия валютного счета и покупки  иностранной валюты на командировочные  расходы. Сотрудники организации могут  получить наличную иностранную валюту непосредственно в стране, куда они  командированы. При этом деньги будут  списываться с карточного счета  организации с автоматической конвертацией командировочных расходов в валюту той страны, в которой находится  держатель корпоративной карты. Помимо возможности круглосуточного  доступа к своему счету практически  в любой точке мира, использование  корпоративных карт дает существенную экономию средств, помогает контролировать затраты.

Существуют и недостатки. Банки довольно часто предъявляют  высокие требования к надежности корпоративных клиентов и определяют более жесткие условия обслуживания корпоративных карт. Например, устанавливаются  высокие тарифы за обслуживание таких  карт. Кроме того, на держателей корпоративных  карт могут не распространяться дополнительные услуги (бесплатные и льготные страховки, дисконтные карты и пр.). И часто  на счет корпоративной карты не начисляются  проценты.[28]

Для получения корпоративной  карты компания должна заключить  с банком соответствующий договор. Для обслуживания пластиковых карточек банк открывает для фирмы специальный  карточный счет. У организации  может быть и несколько корпоративных  банковских карт – это не запрещено. Надо ли на каждую карту открывать  отдельный счет? Положение ЦБ РФ № 23-П разрешает отражать на одном  и том же счете операции по нескольким однотипным карточкам.  Здесь же возникает и другой вопрос: является ли карточный счет банковским счетом, о котором надо извещать налоговые  органы? Да, является. Порядок открытия и использования карточного счета  аналогичен общему порядку открытия расчетного счета по договору банковского  счета. Договор об открытии карточного счета – это разновидность  договора банковского счета.[28]

Как только фирма заключила  договор с банком, она перечисляет  на карточный счет некоторую сумму  и после этого может начинать использовать корпоративную карту.

Таким образом, заводя корпоративную  банковскую карту, фирма, по сути, получает еще один расчетный счет. Разница  в том, что деньгами на расчетном  счете может распоряжаться только компания, а деньгами на корпоративной  банковской карте могут пользоваться любые лица, которым она доверит.[31]

Держателями корпоративной  карты могут быть один или несколько  сотрудников фирмы. Выдача банковской корпоративной карты работнику  может быть произведена на основании  приказа руководителя.

Средства, списанные со счета  юридического лица в результате совершения операции с использованием корпоративной  карты, считаются выданными юридическим  лицам под отчет держателю  корпоративной карты. Поэтому сотрудник, использующий карту, обязан отчитываться по израсходованным средствам. Сделку по пластиковой карте сопровождают расчетные документы – слипы (квитанции электронного терминала) или квитанции банкомата. Они  дают информацию о расходах по специальному карточному счету. Эти расходы должны быть подтверждены квитанциями, товарными  чеками на получение соответствующих  услуг.[31]

Каледина Н.И. и Филина Ф.Н. рассматривают процесс выплаты  заработной платы, который также  может осуществляться с помощью  банковских карт.

Чаще всего карточные  счета открываются в том банке, где у компании есть расчетный  счет. Банк потребует от фирмы пакет  документов. Это заявления от каждого  сотрудника, подписанные руководителем  фирмы, список работников организации, ксерокопии паспортов сотрудников, сведения о тех лицах, которым  доверено решать вопросы, связанные  с применением карт. После заключения договора открывается банковский счет на каждого сотрудника, на который  и будут зачисляться деньги. Работникам выдают пластиковые карты с личным идентификационным номером.[29]

Организация перечисляет  банку сумму, необходимую для  выплаты заработной платы всем сотрудникам, одним платежным поручением. К  нему прилагают 2 экземпляра реестра  зачислений на кассовые счета. Один экземпляр  остается в кредитной организации, второй с пометкой банка возвращается в компанию. На каждого работника  фирмы в реестре указываются  следующие сведения: фамилия, имя, отчество, реквизиты зарплатного счета, а  также сумма, которая должна быть на него переведена.[32]

Банк зачисляет деньги на карточные счета сотрудников  только на следующий день после того, как от организации поступило  платежное поручение. При этом обязательства  организации-работодателя по выплате  заработной платы сотрудникам считаются  погашенными в тот момент, когда  банк списал деньги со счета организации.[32]

Существует еще одна не менее актуальная тема – банкротство  и ликвидация банков, что не является  редкостью в условиях рынка. Вопрос что в этом случае делать фирме, у  которой в этом банке были счета, довольно подробно рассматривается  во многих современных публикациях.

 Именно такую ситуацию – когда денежные средства организации находятся на расчетном счете в кредитной организации, учредители которой приняли решение о ее ликвидации – рассмотрели финансисты в письме Минфина России от 4 сентября 2008 г. № 03-03-06/1/505.

Для начала финансисты напомнили  нормы гражданского законодательства – в частности, о том, что согласно п. 1 ст. 63 ГК РФ ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых  публикуются данные о государственной  регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке  и сроке заявления требований его кредиторами, а п. 5 ст. 64 ГК РФ установлено, что требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией  для их предъявления, удовлетворяются  из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в  срок. 
После этого они обратились к Налоговому кодексу РФ и отметили, что согласно подп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ в целях главы 25 НК РФ к внереализационным расходам приравниваются суммы безнадежных долгов, а в соответствии с п. 2 ст. 266 НК РФ безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации. Отсюда сделали вывод, что разница между суммой денежных средств, полученной организацией в связи с ликвидацией кредитной организации, и суммой денежных средств, находившейся на расчетном счете в такой кредитной организации, по Шишкоедовой Н., признается безнадежным долгом, учитываемым в расходах для целей налогообложения прибыли организаций. [33]

Не оставлен без ответа и вопрос о том, когда именно можно  списать эту разницу. Поскольку  в соответствии с п. 8 ст. 63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный  реестр юридических лиц, рассматриваемый  безнадежный долг может быть учтен  в расходах для целей налогообложения  прибыли организаций после внесения записи в Единый государственный  реестр юридических лиц о завершении ликвидации кредитной организации  и прекращении ее существования.[33]

Рассмотрев подобную ситуацию Сотникова Л. В. говорит о том, что в случаях отзыва у банка  лицензии бывает невозможно провести инвентаризацию денежных средств на расчетном счете, так как кредитное  учреждение нередко не может выдать дубликата банковской выписки, не отвечает на обращения клиента. Согласно Плану  счетов бухгалтерского учета суммы, ошибочно отнесенные в кредит или  дебет расчетного счета организации  и обнаруженные при проверке выписок  кредитной организации, отражаются на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (субсчет «Расчеты по претензиям»). Данной корреспонденцией счетов можно воспользоваться и  для отражения в учете дебиторской  задолженности банка перед клиентом в виде «недоступных» денежных средств  на счете в этом банке:  Дт 76 Кт 51.

Информация о работе Бухгалтерский учет денежных средств