Бухгалтерский учет денежных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 16:46, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания курсовой работы является рассмотрение теоретических основ учета денежных средств на расчетном счете.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1) определить сущность безналичных расчетов; 2) рассмотреть нормативно-правовое регулирование учета денежных средств на расчетном счете; 3) изучить действующий порядок документирования денежных средств и денежных документов на расчетном счете в организациях; 4) рассмотреть совершенствование учета денежных средств на расчетных счетах.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Экономическая сущность учета денежных средств 3
1.1 Понятие и формы безналичных расчетов 3
1.2 Нормативно-правовое регулирование учета денежных средств на расчетном счете. 8
1.3 Обзор литературы 9
Глава 2. Бухгалтерский учет денежных средств 11
на расчетных счетах 11
2.1 Расчетные документы, порядок их заполнения 11
2.2 Синтетический и аналитический учет по расчетному счету 19
2.3 Инвентаризация денежных средств на расчетном счете 27
Глава 3. Совершенствование учета денежных средств 28
Выводы и предложения 30
Список использованной литературы 31

Вложенные файлы: 1 файл

peredelka.docx

— 55.92 Кб (Скачать файл)

Если при составлении  отчетности, исходя из правил, установленных  ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», организацией выявляется недостаточность  данных для формирования полного  представления о финансовом положении  организации, финансовых результатах  ее деятельности, то в отчетность могут  быть включены дополнительные показатели и пояснения.

В пояснительную записку  к бухгалтерской отчетности следует  включить оговорку следующего содержания:  в данном месяце 2011 года у банка (наименование банка), на расчетном счете в котором  размещены средства организации  в сумме (указать сумму), была отозвана лицензия. Данная сумма отражена организацией в бухгалтерском балансе по статье « Дебиторская задолженность, платежи  по которой ожидаются в течение  более чем 12 месяцев».[30]

Таким образом, факты хозяйственной  деятельности должны быть своевременно отражены в бухгалтерском учете  и отчетности. Организация должна проявлять большую готовность к  признанию в бухгалтерском учете  расходов и обязательств, чем возможных  доходов и активов, не допуская создание скрытых резервов.

Глава 2. Бухгалтерский учет денежных средств

  на расчетных счетах

2.1 Расчетные документы,  порядок их заполнения

Согласно Положению Центрального банка России о безналичных расчетах в Российской Федерации банковские операции осуществляются по счетам на основании расчетных документов. Расчетный документ представляет собой оформленное в виде документа на бумажном носителе или электронного платежного документа:

  • распоряжение плательщика (клиента или банка) о списании денежных средств со своего счета и их перечислении на счет получателя средств;
  • распоряжение получателя средств (взыскателя) на списание денежных средств со счета плательщика и перечисление на счет, указанный получателем средств (взыскателем).

При осуществлении безналичных расчетов в формах, предусмотренных в п. 1.2 Положения о безналичных расчетах в Российской Федерации №2-П, используются следующие расчетные документы:

  • платежные поручения;
  • аккредитивы;
  • чеки;
  • платежные требования;
  • инкассовые поручения.

В Общероссийском классификаторе управленческой документации ОК 011-93 от 15 октября 2003 года (класс "Унифицированная  система банковской документации") установлено, что расчетные документы  на бумажных носителях оформляются  на бланках документов.

Бланки расчетных документов изготавливаются в типографии или  с использованием электронно-вычислительных машин, но в некоторых случаях  допускается использование копий  бланков расчетных документов полученных на множительной технике без искажений.

Установлены определенные размеры  полей бланков расчетных документов и существуют отклонения от установленных  размеров, которые составляют 5 мм и  не более, при этом обязательно сохраняется  их расположение и размещение на листе  формата А4.

Оборотные стороны бланков  расчетных документов должны быть чистыми.

Расчетные документы на бумажном носителе заполняются с применением  пишущих или электронно-вычислительных машин шрифтом черного цвета, (исключение составляют чеки, которые  заполняются ручками с пастой или чернилами черного, синего, фиолетового  цвета).

Подписи на расчетных документах проставляются ручкой с пастой или  чернилами черного, синего или фиолетового  цвета. На расчетных документах должны быть четкими оттиск печати и оттиск штампа банка.

При заполнении расчетных  документов не допускается выход  текстовых и цифровых значений реквизитов за пределы полей, которые отведены для их проставления.

Подписи, печати и штампы должны проставляться в предназначенных  для них полях бланков расчетных  документов.

Пунктом 2.10 Положения о  безналичных расчетах в Российской Федерации №2-П установлено, что  расчетные документы должны содержать следующие реквизиты:

  • наименование расчетного документа и код формы по ОКУД ОК 011-93;
  • номер расчетного документа, число, месяц и год его выписки;
  • вид платежа;
  • наименование плательщика, номер его счета, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
  • наименование и местонахождение банка плательщика, его банковский идентификационный код (БИК), номер корреспондентского счета или субсчета;
  • наименование получателя средств, номер его счета, ИНН;
  • наименование и местонахождение банка получателя, его БИК, номер корреспондентского счета или субсчета;
  • назначение платежа. Налог, подлежащий уплате, выделяется в расчетном документе отдельной строкой. Особенности указания назначения платежа применительно к отдельным видам расчетных документов регулируются соответствующими главами и пунктами Положения о безналичных расчетах в Российской Федерации №2-П;
  • сумму платежа, обозначенную прописью и цифрами;
  • очередность платежа;
  • вид операции в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета в Банке России и кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации;
  • подписи (подпись) уполномоченных лиц (лица) и оттиск печати (в установленных случаях).

Поля "Плательщик", "Получатель", "Назначение платежа", "ИНН" (ИНН плательщика), "ИНН" (ИНН  получателя), а также поля 101 - 110 в  расчетных документах на перечисление и взыскание налоговых и иных обязательных платежей заполняются  с учетом требований, установленных  Министерством Российской Федерации  по налогам и сборам, Министерством  финансов Российской Федерации и  Государственным таможенным комитетом  Российской Федерации в нормативных  правовых актах, принятых совместно  или по согласованию с Банком России. Поля, реквизиты которых не имеют  значений, остаются незаполненными.

Исправления, помарки и  подчистки, а также использование корректирующей жидкости в расчетных документах не допускаются.

Расчетные документы действительны  в течение десяти календарных  дней, не считая дня их выписки.

Порядок представления расчетных  документов

Расчетные документы заполняются  идентично и предъявляются в  банк в количестве экземпляров, необходимых  для участников расчетов. Расчетные  документы принимаются банками  к исполнению при наличии на первом экземпляре двух подписей (первой и  второй) лиц, имеющих право подписывать  расчетные документы и оттиска  печати, или одной подписи и  оттиска печати, заявленных в карточке с образцами подписей. По операциям, осуществляемым филиалами, представительствами, отделениями от имени юридического лица, расчетные документы подписываются  лицами, уполномоченными этим юридическим  лицом.

Расчетные документы принимаются  банками к исполнению независимо от их суммы.

При поступлении от клиентов расчетных документов банк осуществляет проверку в соответствии с требованиями, установленными правилами ведения  бухгалтерского учета и Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации №2-П. Банком не принимаются расчетные документы, оформленные с нарушением установленных требований.

Списание банком денежных средств со счета клиента производится на основании первого экземпляра расчетного документа.

Порядок отзыва расчетных  документов

Плательщики имеют право  отозвать свои платежные поручения, получатели средств (взыскатели) - расчетные  документы, принятые банком в порядке  расчетов по инкассо (платежные требования, инкассовые поручения), не оплаченные из-за недостаточности средств на счете клиента.

Неисполненные расчетные  документы могут быть отозваны из картотеки:

-в полной сумме; 

-частично оплаченные  в сумме остатка.

Частичный отзыв сумм по расчетным документам не допускается.

Отзыв расчетных документов осуществляется на основании заявления  клиента, составленного в двух экземплярах в произвольной форме, с указанием необходимых для осуществления отзыва следующих реквизитов:

  • номера;
  • даты составления;
  • суммы расчетного документа;
  • наименования плательщика или получателя средств (взыскателя).

Два экземпляра заявления  на отзыв подписываются лицами, имеющими право подписи расчетных документов, заверяются оттиском печати и представляются в банк, обслуживающий плательщика, - по платежным поручениям или получателя средств (взыскателя) - по платежным  требованиям и инкассовым поручениям

Отозванные платежные  поручения возвращаются банками  плательщикам; расчетные документы, полученные в порядке расчетов по инкассо, - получателям средств (взыскателям) после их поступления от банков, обслуживающих плательщиков.

Порядок возврата расчетных  документов

В случае закрытия счета  клиента, возврат расчетных документов из картотеки осуществляется в следующем порядке:

  • платежные поручения возвращаются плательщику;
  • расчетные документы, которые поступили в порядке расчетов по инкассо, возвращаются получателям средств через банк, с указанием даты закрытия счета;
  • при возврате расчетных документов, банк составляет опись, которая хранится с юридическим делом клиента, счет которого закрывается;
  • при невозможности возврата платежных требований и инкассовых поручений, в случае ликвидации банка получателя (взыскателя), или отсутствия информации о местонахождении получателя средств (взыскателя), они подлежат хранению вместе с юридическим делом клиента, счет которого закрывается;

При возврате принятых, но не исполненных по каким либо причинам расчетных документов, отметки банков, подтвердившие их прием, перечеркиваются  банком. На оборотной стороне первого  экземпляра платежного требования и  инкассового поручения делается отметка о причине возврата; проставляются  дата, штамп банка, подписи ответственного исполнителя и контролирующего  работника. В журнале регистрации  платежных требований и инкассовых поручений делается запись с указанием  даты возврата.

Исправления в расчетных  документах

Внесение исправлений в банковские документы не допускается.

В соответствии с положением о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, установлено, что кредитная  организация имеет право отказать в приеме расчетного документа, в случае, если:

  • удостоверение прав распоряжения счетом признано сомнительным;
  • при нарушении требований по оформлению документа.

При приеме распоряжений владельцев счетов в виде электронных платежных  документов, внесение каких-либо исправлений  в поступившие документы не допускается.

При приеме расчетных документов на бумажных носителях ответственный  исполнитель (бухгалтер, контролер) обязан проверить:

  • соответствует ли документ установленной форме бланка;
  • заполнены ли все предусмотренные бланком реквизиты;
  • правильно ли указаны банковские реквизиты;
  • соответствует ли печать и подписи распорядителя счетом, заявленным кредитной организацией образцам.

Расчетные документы, принятые кредитной организацией к исполнению, должны оформляться подписью бухгалтерского работника, осуществившего их прием  и проверку, с указанием даты приема.

Платежное поручение

Платежным поручением является распоряжение владельца счета или плательщика  обслуживающему его банку, оформленное  расчетным документом, перевести  определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке.  Платежное поручение  исполняется банком в срок, предусмотренный  законодательством, или в более  короткий срок, установленный договором  банковского счета либо определяемый применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.

Платежными поручениями могут производиться:

  • перечисления денежных средств за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги;
  • перечисления денежных средств в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды;
  • перечисления денежных средств в целях возврата/размещения кредитов (займов)/депозитов и уплаты процентов по ним;
  • перечисления денежных средств в других целях, предусмотренных законодательством или договором.

Информация о работе Бухгалтерский учет денежных средств