Бухгалтерский учет денежных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 16:46, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания курсовой работы является рассмотрение теоретических основ учета денежных средств на расчетном счете.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1) определить сущность безналичных расчетов; 2) рассмотреть нормативно-правовое регулирование учета денежных средств на расчетном счете; 3) изучить действующий порядок документирования денежных средств и денежных документов на расчетном счете в организациях; 4) рассмотреть совершенствование учета денежных средств на расчетных счетах.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Экономическая сущность учета денежных средств 3
1.1 Понятие и формы безналичных расчетов 3
1.2 Нормативно-правовое регулирование учета денежных средств на расчетном счете. 8
1.3 Обзор литературы 9
Глава 2. Бухгалтерский учет денежных средств 11
на расчетных счетах 11
2.1 Расчетные документы, порядок их заполнения 11
2.2 Синтетический и аналитический учет по расчетному счету 19
2.3 Инвентаризация денежных средств на расчетном счете 27
Глава 3. Совершенствование учета денежных средств 28
Выводы и предложения 30
Список использованной литературы 31

Вложенные файлы: 1 файл

peredelka.docx

— 55.92 Кб (Скачать файл)

 

 

2.2 Синтетический  и аналитический учет по расчетному  счету

В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкцией по его применению для обобщения информации о наличии и движении денежных средств на расчетном счете организации используется балансовый счет 51 «Расчетные счета».

Счет 51 «Расчетные счета» является активным и не может иметь кредитового  сальдо,  его сальдо показывает, сколько  свободных средств предприятия  находится на хранении в банках на определенное число. По дебету счета 51 отражают зачисление денежных средств, по кредиту - их списание.

Схематически процесс  движения денежных средств на расчетном  счете представлен на схеме.

 

Схема 5. Движение денежных средств в организации

 

При осуществлении безналичных  расчетов по расчетному счету, как правило, используются платежные поручения.

Списание денежных средств  со счета осуществляется по распоряжению его владельца или без распоряжения владельца счета в случаях, предусмотренных  законодательством и/или договором  между банком и организацией.

В таблице приведен перечень хозяйственных операций и соответствующих им бухгалтерских записей по учету денежных средств на расчетном счете.

Таблица 3. Хозяйственные операции по учету денежных средств на расчетном  счете

Содержание хозяйственной  операции

Первичные учетные 

документы

Дт

Кт

Поступление денежных средств  на расчетный счет

     

Поступила выручка от реализации продукции (работ, услуг)

Объявление на взнос наличными, выписка банка

51

90

Поступила выручка от реализации ОС, другого имущества

Выписка банка

51

91

Зачислены страховые возмещения по страховым случаям от страховых  организаций

Выписка банка

51

76

Зачислены суммы, числящиеся в пути

Выписка банка

51

57

Погашена дебиторская  задолженность

Платежное поручение, выписка  банка

51

76

Перечислены взносы в уставный капитал от учредителей

Платежное поручение, выписка  банка

51

75

Получены в данном отчетном периоде на расчетный счет средства, которые являются доходами будущих  периодов

Выписка банка

51

98

Начислен банком доход  в виде процентов за хранение денег  на расчетном счете

Выписка банка, договор о  расчетно-кассовом обслуживании

51

91

Начислены суммы штрафов, пеней, неустоек, предъявленных организацией контрагентам

Выписка банка, расчет бухгалтерии

51

76

Зачислены средства целевого финансирования

Выписка банка

51

86

Зачислены кредиты, займы

Выписка банка, кредитный  договор

51

66 (67)

Возмещены переплаты по платежам в бюджет

Выписка банка

51

68

Внесены на расчетный счет средства из кассы

Расходный кассовый ордер, выписка  банка

51

50

Возвращены на расчетный  счет авансы поставщиков

Выписка банка, договоры поставки

51

60

Отражена ошибочно принятая на расчетный счет сумма денежных средств

Выписка банка

51

76

Зачислена выручка от покупателей  и заказчиков

Выписка банка

51

62

Выбытие денежных средств  с расчетного счета

     

Поступили денежные средства в кассу с расчетного счета

Приходный кассовый ордер, выписка  банка

50

51

Перевод денежных средств  на счета аккредитивов или чековых  книжек (приобретена чековая книжка для расчетов с помощью чеков)

Договор расчетно-кассового  обслуживания, выписка банка

55

51

С расчетного счета оплачены ценные бумаги

Платежное поручение, выписка  банка

58

51

Зачислена на валютный счет приобретенная иностранная валюта

Договор о продаже валюты, выписка банка

52

51

Денежные средства с расчетного счета направлены на покупку валюты

Договор о продаже валюты, выписка банка

57

51

Оплачены товары (работы, услуги) поставщикам или подрядчиками

Платежное поручение, выписка  банка

60

51

Выдан аванс поставщикам  или подрядчикам

Платежное поручение, выписка  банка

60

51

Возвращен с расчетного счета  аванс, ранее полученный от покупателя или заказчика

Платежное поручение, выписка  банка

62

51

Погашен кредит или проценты по нему

Платежное поручение, выписка  банка

66 (67)

51

Уплачены налоги и сборы  с расчетного счета 

Платежное поручение, выписка  банка

68

51

Оплачены расходы, связанные  с устранением последствий чрезвычайной ситуации

Платежное поручение, выписка  банка

99

51

Списаны банком денежные средства за услуги по расчетно-кассовому обслуживанию

Договор об РКО, выписка банка

60

51

Списаны денежные средства, перечисленные в погашение задолженности  перед внебюджетными фондами

Платежное поручение, выписка  банка

69

51

Списаны денежные средства в погашение задолженности по претензиям и иным расчетам с дебиторами и кредиторами

Платежное поручение, выписка  банка

76

51

Списаны денежные средства, перечисленные в погашение задолженности  перед учредителями (участниками) по дивидендам

Платежное поручение, выписка  банка

75

51

Списаны денежные средства, перечисленные в погашение задолженности  перед сотрудниками организации  по заработной плате

Платежное поручение, выписка  банка

70

51


 

По мере совершения операций на расчетном счете (зачисления или  списания средств) банк выдает предприятию  выписку из его лицевого счета, в  которой показан остаток средств  на счете на дату предыдущей выписки, суммы, зачисленные на счет, суммы, списанные  со счета, и остаток на дату выписки. Выписка из расчетного счета - это  второй экземпляр лицевого счета  предприятия, открытого ему банком.  (см. Приложение 8)

В банках расчетные счета  предприятий являются пассивными. Сохраняя денежные средства предприятий, банк считает  себя должником предприятия (его  кредиторская задолженность), поэтому  остатки средств и поступления  на расчетный счет записывает по кредиту  расчетного счета, а уменьшение своего долга предприятию (списания, выдача наличными) - по дебету. На предприятии  же наоборот, расчетный счет является активным и, соответственно,  увеличение средств отражается по дебету, а  уменьшение – по кредиту. В выписке  графы (дебет) обороты (кредит) приведены  в том значении, которое они  имеют для банка. Обрабатывая  выписки банка, бухгалтер должен помнить об этой особенности и  записывать суммы в учетные регистры наоборот.

Выписка банка заменяет собой  регистр аналитического учета по расчетному счету за определенное число  и одновременно служит основанием для  бухгалтерских записей. Все данные в выписке даны в цифровом выражении, часть из них является служебной (банковской) информацией.

Получив выписку, следует  проверить, все ли приложены к  ней оправдательные документы на каждую записанную сумму. Все приложенные  к выписке документы гасятся  штампом «погашено». Для отражения  в учете сумм, зачисленных и  списанных с расчетного счета, выписка  банка проверяется и обрабатывается. При обработке выписки  на ее полях  слева против каждой суммы следует  проставить порядковый номер приложенного оправдательного документа, а справа - корреспондирующий счет по каждой хозяйственной операции. Порядковые номера (с начала года) и корсчет  одновременно проставляются в правой стороне на самих документах.

Выписка банка является первым уровнем учета (первым накопительным  документом), первая группировка однородных проводок за одну дату. Если в обслуживающем  банке применяется правило, что  в выписку заносятся сводные  суммы, представляющие собой сразу  несколько поручений, следует к  каждой выписке (при обработке вручную) прикладывать «Листок-расшифровку», в  которую заносится каждый первичный  документ, с детализированной корреспонденцией счетов по аналитическим счетам, а  не сводная запись, что упрощает сторонним пользователям выборку  необходимой информации.

Разработку выписок банка  в больших предприятиях следует  поручать наиболее подготовленным бухгалтерам, знающим хорошо специфику своего предприятия, систему финансовых расчетов и план счетов. Это логическая квалифицированная  работа и она выполняется только вручную. Обработка банковских документов может выполняться любым рядовым  бухгалтером либо вручную, либо на компьютере.

Если оператор банка ошибся в расчетах и списал, либо зачислил большую или меньшую сумму, чем  требовалось, следует срочно сообщить об этом в банк. У себя на предприятии  бухгалтер должен сделать запись в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 2 «Расчеты по претензиям» до полного исправления ошибки.

Способ дальнейшей обработки  банковских документов прямо зависит  от количества операций в день и  от частоты выписок в течение  месяца. Если операций в день выполняется  не более двух-трех и количество выписок ограничено за месяц, все  операции можно записывать непосредственно  в учетный регистр по счету 51. Если операций в день выполняется  больше трех и выписки поступают  почти за каждый день, то по счету 51 открывают оборотно-сальдовую ведомость (третий уровень учета).

Каждая выписка банка, либо итог из «Листка - расшифровки», заносится  в оборотно-сальдовую ведомость  только строго по одной строке. При  этом все однородные проводки (идущие на один корреспондирующий счет) записываются одной суммой. Происходит группировка  проводок по корсчетам только за одну дату.

Не позже 3-го числа месяца, следующего за отчетным, подводятся месячные итоги по строке «Итого за месяц». Ежемесячные  данные строки «Итого за месяц» из оборотно-сальдовой  ведомости переносятся в регистр  счета 51. Одновременно суммы заносятся  в регистры корреспондирующих счетов по правилу «двойной записи», или  в оборотно-сальдовые ведомости  по этим счетам. А при наличии  карточек аналитического учета записи выполняются и в них. При этом в регистре счета 51 в графе «№ стр.» записывается порядковый номер  очередной записи, а в графе  «№ зап.» записывается номер строки этой же записи в регистре корреспондирующего счета. Этот способ помогает организовать быстрый поиск (при необходимости) первичного документа по проводке и  помогает контролировать обязательное выполнение двойной записи.

При численности штата  бухгалтеров на предприятии более 5 человек и наличии нескольких функциональных групп, информация из оборотно-сальдовой  ведомости счета 51 по окончании месяца по корреспондирующим счетам передается в виде специальных «Листков-расшифровок», которые заменяют первичные документы  при выполнении бухгалтерских записей  в других оборотно-сальдовых ведомостях или непосредственно в регистрах.

После этого подводят итоги  в регистре счета 51 по графам «Дт» и  «Кт». Входное дебетовое сальдо на начало отчетного периода плюс дебетовый  оборот минус кредитовый оборот - так  получают дебетовое выходное сальдо и записывают в регистре по строке «Сальдо на ___» в графе «Дт». Это четвертый уровень учета, когда проводки записаны общими суммами: сразу за месяц и по нескольким документам. После этого обороты  и сальдо за отчетный месяц по счету 51 переносят из регистра в «Сводную оборотно-сальдовую ведомость» (пятый  уровень учета).

Регистрами счета 51 являются  журнал-ордер №2-АПК, где отражаются кредитовые обороты по счету 51 и  ведомость №2, где записываются обороты  по дебету. В ведомости №2 показывают остаток денежных средств на расчетном  счете на начало и конец месяца. (см. Приложение 9,10)

 

2.3 Инвентаризация  денежных средств на расчетном  счете

Порядок проведения инвентаризации денежных средств, находящихся в банках на расчетном, валютном и специальных  счетах закреплен законодательно в  Приказе Минфина Российской Федерации  от 13.06.1995 г. N 49 "Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества  и финансовых обязательств".

Перед началом проведения инвентаризации устанавливается: какие счета и в каких кредитных учреждениях имеет организация. С этой целью изучаются все имеющиеся договоры о банковском обслуживании. При этом необходимо подтвердить законность и целесообразность открытия счета и использования той или иной формы расчетов. Использование форм расчетов зависит от местонахождения поставщика и покупателя. В связи с этим безналичные расчеты подразделяют на иногородние и одногородние (местные).

В процессе инвентаризации необходимо сопоставить условия договора на открытие банковского счета с  данными синтетического учета, подтверждающего  остатки денежных средств на расчетном  счете организации.

Инвентаризация денежных средств, находящихся на расчетных счетах в банках, производится путем сверки остатков сумм по дебету счета 51с данными  выписок банка (конечным сальдо по выпискам банков). Организация должна получить у банка подтверждение сумм, числящихся на ее расчетных счетах. Одновременно осуществляется сверка соответствия сумм остатков в аналитическом и синтетическом учете с сальдо счета в бухгалтерском балансе. При инвентаризации проверяется тождественность оборотов по дебету и кредиту счета данным, содержащимся в выписках банка.

Инвентаризационная комиссия должна сверить выписки банка с приложенными оправдательными документами, в  которых устанавливает правильность сумм, указанных в выписке.

Полнота банковских выписок устанавливается  по их постраничной нумерации и переносу остатка средств на счете. Остаток  средств на конец периода в  предыдущей выписке банка по счету  должен равняться остатку средств  на начало периода в следующей  выписке. Достоверность выписок  инвентаризационная комиссия определяет путем проверки всех их реквизитов. При наличии исправлений необходимо провести встречную сверку данных выписок  с записями в первом экземпляре лицевого счета, находящегося в банке.

В процессе инвентаризации следует  убедиться в достоверности и  подлинности всех денежно-расчетных  документов. В случае возникновения  сомнений проводится встречная сверка денежно-расчетных документов подколотых к выписке банка, хранящихся у  организации, с документами, находящимися в банке или у контрагента  по операции. Одновременно с проверкой  достоверности операций и подлинности  банковских документов выявляется правильность корреспонденции счетов и записей  в регистрах синтетического учета. Выявленные в результате инвентаризации суммы, ошибочно отнесенные в кредит или в дебет расчетного счета  и обнаруженные при проверке выписок  банка с расчетного счета, отражаются в бухгалтерском учете следующей записью: Дт 76/2 «Расчеты по претензиям» Кт 51.

На суммы поступивших платежей в учете составляется проводка:                   Дт 51 Кт 76/2 «Расчеты по претензиям».

Для оформления результатов инвентаризации расчетов с кредитными учреждениями по претензиям, предъявленным по суммам, ошибочно списанным (перечисленным) по счетам организации, используется акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (форма № ИНВ-17), к которому прилагается справка, отражающая сведения об остатках сумм, числящихся на субсчете 76/2 «Расчеты по претензиям». ( см. приложение 11,12)

Глава 3. Совершенствование учета денежных средств

Большие и качественные изменения  в организацию бухгалтерского учета  денежных средств вносит использование  современных ЭВМ и создаваемых  на их основе автоматизированных систем управления производством. Применение ЭВМ позволяет значительно повысить контрольные функции, достоверность  и оперативность бухгалтерского учета, использование его данных для управления производством, открывает  широкие возможности для комплексной  механизации и автоматизации  всех планово-экономических расчетов. 
        Компьютерный учет предусматривает автоматизацию выполнения следующих операций:

- учет кассовых операций;

Информация о работе Бухгалтерский учет денежных средств