Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 16:46, курсовая работа
Целью написания курсовой работы является рассмотрение теоретических основ учета денежных средств на расчетном счете.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1) определить сущность безналичных расчетов; 2) рассмотреть нормативно-правовое регулирование учета денежных средств на расчетном счете; 3) изучить действующий порядок документирования денежных средств и денежных документов на расчетном счете в организациях; 4) рассмотреть совершенствование учета денежных средств на расчетных счетах.
Введение 2
Глава 1. Экономическая сущность учета денежных средств 3
1.1 Понятие и формы безналичных расчетов 3
1.2 Нормативно-правовое регулирование учета денежных средств на расчетном счете. 8
1.3 Обзор литературы 9
Глава 2. Бухгалтерский учет денежных средств 11
на расчетных счетах 11
2.1 Расчетные документы, порядок их заполнения 11
2.2 Синтетический и аналитический учет по расчетному счету 19
2.3 Инвентаризация денежных средств на расчетном счете 27
Глава 3. Совершенствование учета денежных средств 28
Выводы и предложения 30
Список использованной литературы 31
2.2 Синтетический
и аналитический учет по
В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкцией по его применению для обобщения информации о наличии и движении денежных средств на расчетном счете организации используется балансовый счет 51 «Расчетные счета».
Счет 51 «Расчетные счета» является активным и не может иметь кредитового сальдо, его сальдо показывает, сколько свободных средств предприятия находится на хранении в банках на определенное число. По дебету счета 51 отражают зачисление денежных средств, по кредиту - их списание.
Схематически процесс движения денежных средств на расчетном счете представлен на схеме.
Схема 5. Движение денежных средств в организации
При осуществлении безналичных расчетов по расчетному счету, как правило, используются платежные поручения.
Списание денежных средств
со счета осуществляется по распоряжению
его владельца или без
В таблице приведен перечень хозяйственных операций и соответствующих им бухгалтерских записей по учету денежных средств на расчетном счете.
Таблица 3. Хозяйственные операции по учету денежных средств на расчетном счете
Содержание хозяйственной операции |
Первичные учетные документы |
Дт |
Кт |
Поступление денежных средств на расчетный счет |
|||
Поступила выручка от реализации продукции (работ, услуг) |
Объявление на взнос наличными, выписка банка |
51 |
90 |
Поступила выручка от реализации ОС, другого имущества |
Выписка банка |
51 |
91 |
Зачислены страховые возмещения по страховым случаям от страховых организаций |
Выписка банка |
51 |
76 |
Зачислены суммы, числящиеся в пути |
Выписка банка |
51 |
57 |
Погашена дебиторская задолженность |
Платежное поручение, выписка банка |
51 |
76 |
Перечислены взносы в уставный капитал от учредителей |
Платежное поручение, выписка банка |
51 |
75 |
Получены в данном отчетном периоде на расчетный счет средства, которые являются доходами будущих периодов |
Выписка банка |
51 |
98 |
Начислен банком доход в виде процентов за хранение денег на расчетном счете |
Выписка банка, договор о расчетно-кассовом обслуживании |
51 |
91 |
Начислены суммы штрафов, пеней, неустоек, предъявленных организацией контрагентам |
Выписка банка, расчет бухгалтерии |
51 |
76 |
Зачислены средства целевого финансирования |
Выписка банка |
51 |
86 |
Зачислены кредиты, займы |
Выписка банка, кредитный договор |
51 |
66 (67) |
Возмещены переплаты по платежам в бюджет |
Выписка банка |
51 |
68 |
Внесены на расчетный счет средства из кассы |
Расходный кассовый ордер, выписка банка |
51 |
50 |
Возвращены на расчетный счет авансы поставщиков |
Выписка банка, договоры поставки |
51 |
60 |
Отражена ошибочно принятая на расчетный счет сумма денежных средств |
Выписка банка |
51 |
76 |
Зачислена выручка от покупателей и заказчиков |
Выписка банка |
51 |
62 |
Выбытие денежных средств с расчетного счета |
|||
Поступили денежные средства в кассу с расчетного счета |
Приходный кассовый ордер, выписка банка |
50 |
51 |
Перевод денежных средств на счета аккредитивов или чековых книжек (приобретена чековая книжка для расчетов с помощью чеков) |
Договор расчетно-кассового обслуживания, выписка банка |
55 |
51 |
С расчетного счета оплачены ценные бумаги |
Платежное поручение, выписка банка |
58 |
51 |
Зачислена на валютный счет
приобретенная иностранная |
Договор о продаже валюты, выписка банка |
52 |
51 |
Денежные средства с расчетного счета направлены на покупку валюты |
Договор о продаже валюты, выписка банка |
57 |
51 |
Оплачены товары (работы, услуги) поставщикам или подрядчиками |
Платежное поручение, выписка банка |
60 |
51 |
Выдан аванс поставщикам или подрядчикам |
Платежное поручение, выписка банка |
60 |
51 |
Возвращен с расчетного счета аванс, ранее полученный от покупателя или заказчика |
Платежное поручение, выписка банка |
62 |
51 |
Погашен кредит или проценты по нему |
Платежное поручение, выписка банка |
66 (67) |
51 |
Уплачены налоги и сборы с расчетного счета |
Платежное поручение, выписка банка |
68 |
51 |
Оплачены расходы, связанные
с устранением последствий |
Платежное поручение, выписка банка |
99 |
51 |
Списаны банком денежные средства
за услуги по расчетно-кассовому |
Договор об РКО, выписка банка |
60 |
51 |
Списаны денежные средства,
перечисленные в погашение |
Платежное поручение, выписка банка |
69 |
51 |
Списаны денежные средства в погашение задолженности по претензиям и иным расчетам с дебиторами и кредиторами |
Платежное поручение, выписка банка |
76 |
51 |
Списаны денежные средства,
перечисленные в погашение |
Платежное поручение, выписка банка |
75 |
51 |
Списаны денежные средства,
перечисленные в погашение |
Платежное поручение, выписка банка |
70 |
51 |
По мере совершения операций
на расчетном счете (зачисления или
списания средств) банк выдает предприятию
выписку из его лицевого счета, в
которой показан остаток
В банках расчетные счета предприятий являются пассивными. Сохраняя денежные средства предприятий, банк считает себя должником предприятия (его кредиторская задолженность), поэтому остатки средств и поступления на расчетный счет записывает по кредиту расчетного счета, а уменьшение своего долга предприятию (списания, выдача наличными) - по дебету. На предприятии же наоборот, расчетный счет является активным и, соответственно, увеличение средств отражается по дебету, а уменьшение – по кредиту. В выписке графы (дебет) обороты (кредит) приведены в том значении, которое они имеют для банка. Обрабатывая выписки банка, бухгалтер должен помнить об этой особенности и записывать суммы в учетные регистры наоборот.
Выписка банка заменяет собой регистр аналитического учета по расчетному счету за определенное число и одновременно служит основанием для бухгалтерских записей. Все данные в выписке даны в цифровом выражении, часть из них является служебной (банковской) информацией.
Получив выписку, следует
проверить, все ли приложены к
ней оправдательные документы на
каждую записанную сумму. Все приложенные
к выписке документы гасятся
штампом «погашено». Для отражения
в учете сумм, зачисленных и
списанных с расчетного счета, выписка
банка проверяется и
Выписка банка является первым
уровнем учета (первым накопительным
документом), первая группировка однородных
проводок за одну дату. Если в обслуживающем
банке применяется правило, что
в выписку заносятся сводные
суммы, представляющие собой сразу
несколько поручений, следует к
каждой выписке (при обработке вручную)
прикладывать «Листок-расшифровку», в
которую заносится каждый первичный
документ, с детализированной корреспонденцией
счетов по аналитическим счетам, а
не сводная запись, что упрощает
сторонним пользователям
Разработку выписок банка
в больших предприятиях следует
поручать наиболее подготовленным бухгалтерам,
знающим хорошо специфику своего
предприятия, систему финансовых расчетов
и план счетов. Это логическая квалифицированная
работа и она выполняется только
вручную. Обработка банковских документов
может выполняться любым
Если оператор банка ошибся в расчетах и списал, либо зачислил большую или меньшую сумму, чем требовалось, следует срочно сообщить об этом в банк. У себя на предприятии бухгалтер должен сделать запись в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 2 «Расчеты по претензиям» до полного исправления ошибки.
Способ дальнейшей обработки
банковских документов прямо зависит
от количества операций в день и
от частоты выписок в течение
месяца. Если операций в день выполняется
не более двух-трех и количество
выписок ограничено за месяц, все
операции можно записывать непосредственно
в учетный регистр по счету 51.
Если операций в день выполняется
больше трех и выписки поступают
почти за каждый день, то по счету 51
открывают оборотно-сальдовую
Каждая выписка банка,
либо итог из «Листка - расшифровки», заносится
в оборотно-сальдовую
Не позже 3-го числа месяца,
следующего за отчетным, подводятся месячные
итоги по строке «Итого за месяц». Ежемесячные
данные строки «Итого за месяц» из оборотно-сальдовой
ведомости переносятся в
При численности штата
бухгалтеров на предприятии более
5 человек и наличии нескольких
функциональных групп, информация из оборотно-сальдовой
ведомости счета 51 по окончании месяца
по корреспондирующим счетам передается
в виде специальных «Листков-
После этого подводят итоги в регистре счета 51 по графам «Дт» и «Кт». Входное дебетовое сальдо на начало отчетного периода плюс дебетовый оборот минус кредитовый оборот - так получают дебетовое выходное сальдо и записывают в регистре по строке «Сальдо на ___» в графе «Дт». Это четвертый уровень учета, когда проводки записаны общими суммами: сразу за месяц и по нескольким документам. После этого обороты и сальдо за отчетный месяц по счету 51 переносят из регистра в «Сводную оборотно-сальдовую ведомость» (пятый уровень учета).
Регистрами счета 51 являются журнал-ордер №2-АПК, где отражаются кредитовые обороты по счету 51 и ведомость №2, где записываются обороты по дебету. В ведомости №2 показывают остаток денежных средств на расчетном счете на начало и конец месяца. (см. Приложение 9,10)
2.3 Инвентаризация денежных средств на расчетном счете
Порядок проведения инвентаризации денежных средств, находящихся в банках на расчетном, валютном и специальных счетах закреплен законодательно в Приказе Минфина Российской Федерации от 13.06.1995 г. N 49 "Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств".
Перед началом проведения инвентаризации устанавливается: какие счета и в каких кредитных учреждениях имеет организация. С этой целью изучаются все имеющиеся договоры о банковском обслуживании. При этом необходимо подтвердить законность и целесообразность открытия счета и использования той или иной формы расчетов. Использование форм расчетов зависит от местонахождения поставщика и покупателя. В связи с этим безналичные расчеты подразделяют на иногородние и одногородние (местные).
В процессе инвентаризации необходимо сопоставить условия договора на открытие банковского счета с данными синтетического учета, подтверждающего остатки денежных средств на расчетном счете организации.
Инвентаризация денежных средств, находящихся на расчетных счетах в банках, производится путем сверки остатков сумм по дебету счета 51с данными выписок банка (конечным сальдо по выпискам банков). Организация должна получить у банка подтверждение сумм, числящихся на ее расчетных счетах. Одновременно осуществляется сверка соответствия сумм остатков в аналитическом и синтетическом учете с сальдо счета в бухгалтерском балансе. При инвентаризации проверяется тождественность оборотов по дебету и кредиту счета данным, содержащимся в выписках банка.
Инвентаризационная комиссия должна
сверить выписки банка с
Полнота банковских выписок устанавливается
по их постраничной нумерации и переносу
остатка средств на счете. Остаток
средств на конец периода в
предыдущей выписке банка по счету
должен равняться остатку средств
на начало периода в следующей
выписке. Достоверность выписок
инвентаризационная комиссия определяет
путем проверки всех их реквизитов.
При наличии исправлений
В процессе инвентаризации следует убедиться в достоверности и подлинности всех денежно-расчетных документов. В случае возникновения сомнений проводится встречная сверка денежно-расчетных документов подколотых к выписке банка, хранящихся у организации, с документами, находящимися в банке или у контрагента по операции. Одновременно с проверкой достоверности операций и подлинности банковских документов выявляется правильность корреспонденции счетов и записей в регистрах синтетического учета. Выявленные в результате инвентаризации суммы, ошибочно отнесенные в кредит или в дебет расчетного счета и обнаруженные при проверке выписок банка с расчетного счета, отражаются в бухгалтерском учете следующей записью: Дт 76/2 «Расчеты по претензиям» Кт 51.
На суммы поступивших платежей в учете составляется проводка: Дт 51 Кт 76/2 «Расчеты по претензиям».
Для оформления результатов инвентаризации расчетов с кредитными учреждениями по претензиям, предъявленным по суммам, ошибочно списанным (перечисленным) по счетам организации, используется акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (форма № ИНВ-17), к которому прилагается справка, отражающая сведения об остатках сумм, числящихся на субсчете 76/2 «Расчеты по претензиям». ( см. приложение 11,12)
Глава
3. Совершенствование учета
Большие и качественные изменения
в организацию бухгалтерского учета
денежных средств вносит использование
современных ЭВМ и создаваемых
на их основе автоматизированных систем
управления производством. Применение
ЭВМ позволяет значительно
Компьютерный
учет предусматривает автоматизацию выполнения
следующих операций:
- учет кассовых операций;