Бухгалтерский учет издержек обращения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 21:33, дипломная работа

Краткое описание

В настоящее время благополучие и коммерческий успех торгового предприятия всецело зависят от того, насколько эффективна его деятельность, и она должна быть ориентирована только на прибыльное, рентабельное хозяйствование, так как предприятие несет всю полноту экономической ответственности за свои решения и действия.
Торговля имеет большие резервы снижения издержек обращения, однако используются эти возможности не полностью. В связи с этим ведение действующего контроля затрат с целью постоянного снижения их величины становится одной из важнейших задач каждого торгового предприятия.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1 Теоретические основы бухгалтерского учета и аудита издержек обращения на предприятиях торговли…………………………………………..8
1.1 Цели и задачи аудита издержек обращения на предприятиях торговли….8
1.2 Особенности бухгалтерского учета издержек обращения на предприятиях торговли..................................................................................................................11
1.3 Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета и аудита издержек обращения на предприятиях торговли ………………………….….18
1.4 Организация проверки издержек обращения…………………….........24
Глава 2 Бухгалтерский учет издержек обращения на примере ООО «СЛ АУТО ПАРТС»..…..……………………………………………………………..33
2.1 Документальное оформление и учетная политика………………………..33
2.2Сущность, состав и классификация издержек обращения………………36
2.3 Синтетический и аналитический учет……………………………………...40
Глава 3 Методика проведения внутреннего контроля и аудита издержек обращения ………………………………………………………………………50
3.1 Оценка системы бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля…………………………………………………………………………50
3.2 Разработка программы аудиторской проверки издержек обращения на …………………………………………………………………………………….57
3.3 Процедуры по существу ……………………………………..………..........62
3.4. Пути совершенствования аудита издержек обращения………………….70
3.5 Сообщение информации руководству экономического субъекта по результатам аудиторской проверки………………………………………….72
Заключение………………………………………………………………………75
Список используемых источников……………………………………………..77
Приложения……………………………………………………………………...81

Вложенные файлы: 1 файл

диплом Салимов эмиль.doc

— 457.00 Кб (Скачать файл)

 

 

1.3 Нормативно-правовое  регулирование бухгалтерского учета и аудита издержек обращения на предприятиях торговли

 

Ведение бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны  к применению (Налоговый Кодекс РФ, Закон «О бухгалтерском учете», положения по бухгалтерскому учету), другие носят рекомендательный характер (План счетов, методические указания, комментарии).

В зависимости от назначения и статуса  нормативные документы регулирующие учет издержек обращения целесообразно представить в виде следующей системы:

1-й уровень: законодательные акты, указы Президента РФ и постановления Правительства, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение бухгалтерского учета в организации. К ним относятся:

1) Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ (ред. от 28.11.2011)

Этот Закон определяет правовые основы бухгалтерского учета, его содержание, принципы, организацию, основные направления  бухгалтерской деятельности и составления  отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и предоставлять финансовую отчетность, требования к составлению первичной документации и учетных регистров;

2) Налоговый кодекс Российской Федерации, Часть вторая (в редакции от 30.12.2008)

Ст. 320 НК РФ определяет порядок определения расходов по торговым операциям. В соответствии сданной статьей «в течение текущего месяца издержки обращения формируются в соответствии с настоящей главой. При этом в сумму издержек обращения включаются также расходы налогоплательщика - покупателя товаров на доставку этих товаров, складские расходы и иные расходы текущего месяца, связанные с приобретением, если они не учтены в стоимости приобретения товаров, и реализацией этих товаров. К издержкам обращения не относится стоимость приобретения товаров по цене, установленной условиями договора. При этом налогоплательщик имеет право сформировать стоимость приобретения товаров с учетом расходов, связанных с приобретением этих товаров. Указанная стоимость товаров учитывается при их реализации в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 268 настоящего Кодекса. Стоимость приобретения товаров, отгруженных, но не реализованных на конец месяца, не включается налогоплательщиком в состав расходов, связанных с производством и реализацией, до момента их реализации. Порядок формирования стоимости приобретения товаров определяется налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения и применяется в течение не менее двух налоговых периодов.

Расходы текущего месяца разделяются на прямые и косвенные. К прямым расходам относятся стоимость приобретения товаров, реализованных в данном отчетном (налоговом) периоде, и суммы расходов на доставку (транспортные расходы) покупных товаров до склада налогоплательщика - покупателя товаров в случае, если эти расходы не включены в цену приобретения указанных товаров. Все остальные расходы, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со статьей 265 настоящего Кодекса, осуществленные в текущем месяце, признаются косвенными расходами и уменьшают доходы от реализации текущего месяца. Сумма прямых расходов в части транспортных расходов, относящаяся к остаткам нереализованных товаров, определяется по среднему проценту за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца в следующем порядке: 1) определяется сумма прямых расходов, приходящихся на остаток нереализованных товаров на начало месяца и осуществленных в текущем месяце; 2) определяется стоимость приобретения товаров, реализованных в текущем месяце, и стоимость приобретения остатка нереализованных товаров на конец месяца; 3) рассчитывается средний процент как отношение суммы прямых расходов (пункт 1 настоящей части) к стоимости товаров (пункт 2 настоящей части); 4) определяется сумма прямых расходов, относящаяся к остатку нереализованных товаров, как произведение среднего процента и стоимости остатка товаров на конец месяца.»

2-й уровень: стандарты (положения) по бухгалтерскому учету и отчетности. Учетный стандарт можно определить как свод основных правил, устанавливающий порядок учета и оценки определенного объекта или их совокупности. Положения призваны конкретизировать закон о бухгалтерском учете и отчетности. Единственным регулирующим органом системы нормативных документов является Министерство Финансов РФ.

К ним относятся:

1) Положение по ведению бухгалтерского  учета и отчетности в РФ, утвержденное  приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 года № 34н (в редакции от 24 декабря 2010 г.). Регулирует общие вопросы организации и ведения бухгалтерского учета, составления первичных документов, организации документооборота;

2) Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденное Приказом Минфина РФ от 6 мая 1999г. № 33н (в ред. Приказов Минфина РФ от 30.12.1999 N 107н, от 30.03.2001 N 27н, от 18.09.2006 N 116н, от 27.11.2006 N 156н,от 25.10.2010 N 132н, от 08.11.2010 N 144н) ПБУ 10/99 определяет состав расходов, включаемых в издержки обращения и производства и организаций торговли, и порядок учета расходов по элементам затрат. Также ПБУ 10/99 определяет, каким образом должна раскрываться информация по расходам в бухгалтерской отчетности. А именно:

«Статья 20. В составе информации об учетной политике организации в бухгалтерской отчетности подлежит раскрытию порядок признания коммерческих и управленческих расходов. Статья 21. В отчете о прибылях и убытках расходы организации отражаются с подразделением на себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, коммерческие расходы, управленческие расходы и прочие расходы. Статья 21.1. В случае выделения в отчете о прибылях и убытках видов доходов, каждый из которых в отдельности составляет пять и более процентов от общей суммы доходов организации за отчетный год, в нем показывается соответствующая каждому виду часть расходов. Статья 21.2. Прочие расходы могут не показываться в отчете о прибылях и убытках развернуто по отношению к соответствующим доходам, когда: соответствующие правила бухгалтерского учета предусматривают или не запрещают такое отражение расходов; расходы и связанные с ними доходы, возникшие в результате одного и того же или аналогичного по характеру факта хозяйственной деятельности, не являются существенными для характеристики финансового положения организации. Статья 22. В бухгалтерской отчетности также подлежит раскрытию как минимум следующая информация: расходы по обычным видам деятельности в разрезе элементов затрат; изменение величины расходов, не имеющих отношения к исчислению себестоимости проданных продукции, товаров, работ, услуг в отчетном году; расходы, равные величине отчислений в связи с образованием в соответствии с правилами бухгалтерского учета резервов (предстоящих расходов, оценочных резервов и др.). Статья 23. Прочие расходы организации за отчетный год, которые в соответствии с правилами бухгалтерского учета не зачисляются в отчетном году на счет прибылей и убытков, подлежат раскрытию в бухгалтерской отчетности обособленно».

3-й уровень: методические рекомендации (указания), инструкции, комментарии, письма Минфина РФ и других ведомств. Методические рекомендации и инструкции призваны конкретизировать учетные стандарты в соответствии с отраслевыми и иными особенностями. Они разрабатываются Минфином РФ и различными ведомствами.

Например:

1. План    счетов     бухгалтерского   учета     финансово-хозяйственной

деятельности организаций и  Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 года № 94н.( в ред. Приказов Минфина РФ от 07.05.2003 N 38н, от 18.09.2006 N 115н, от 08.11.2010 N 142н);

2. Приказ Министерства экономического  развития и торговли РФ от 07.09.2007г.  №304 “Об утверждении норм естественной  убыли продовольственных товаров  в сфере торговли и общественного  питания”, где определены данные потерь товаров в пределах норм естественной убыли, которые имеются на каждый  вид  товара в зависимости от их специфики;

3. Методические указания по инвентаризации  имущества и финансовых обязательств  и др.;

4. Методические указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных Приказом Минфина Российской Федерации от 28 декабря 2001 года №119н (в ред. от 26.03.2007 N 26н) «Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов», где в части учета издержек можно руководствоваться пунктом 228 «Расходы на продажу по товарам ежемесячно списываются в полном размере в дебет счета учета продаж. В случае если величина транспортно-заготовительных расходов, связанных с приобретением (заготовлением) товаров и доставкой их в организацию, составляет значительный удельный вес в общем объеме выручки от продаж товаров (более десяти процентов), а также при их неравномерном уровне в течение года (продукция растениеводства, рыбный промысел и т.п.), то допускается пропорциональное распределение указанных расходов между фактической себестоимостью проданных в данном месяце товаров и их остатком на конец месяца. При этом доля, относящаяся на остаток не проданных к концу месяца товаров, остается на счете "Расходы на продажу" и переходит на следующий месяц. Выбор метода распределения расходов на продажу устанавливается организацией и закрепляется в ее учетной политике»

4-й уровень: рабочие документы  по бухгалтерскому учету самого  предприятия.

Рабочие документы самого предприятия  определяют особенности организации  и ведения учета в нем.

Основными из них являются:

- документ по учетной  политике предприятия;

- утвержденные руководителем  формы первичных учетных документов;

- графики документооборота;

- утвержденный руководителем  План счетов бухгалтерского учета;

- утвержденные руководителем  формы внутренней отчетности.

 

1.4 Организация проверки издержек обращения

 

На подготовительном этапе аудитор знакомится с внешними и внутренними факторами, влияющими на хозяйственную деятельность экономического субъекта. Далее он изучает организационно - управленческую структуру экономического субъекта, виды его деятельности, структуру капитала и курс акций, технологические особенности, СВК (систему внутреннего контроля), уровень рентабельности, порядок распределения прибыли, формирование фонда оплаты труда.

Форма и содержание рабочих  документов предварительного планирования могут быть разработаны аудиторской фирмой самостоятельно.

Результатом подготовительного этапа, прежде всего, является оценка возможности проведения аудита экономического субъекта и ориентировочная оценка объема и стоимости работ.

Если аудиторская фирма  считает возможным проведения аудита, то составляется письмо - обязательство о согласии и отправляется экономическому субъекту.

Письма об аудиторском  задании готовятся аудиторской  организацией согласно Международному стандарту аудита МСА 210.

Форма и содержание письма – обязательства определяются необходимостью включения в него ряда обязательных указаний и дополнительных сведений в соответствии с особенностями предстоящей проверки и пожеланиями экономического субъекта об оказании сопутствующих аудиту услуг.

После согласия клиента с доводами письма - обязательства формируется группа аудиторов для проведения проверки и с экономическим субъектом заключается договор.

П. 2 ст. 779 ГК РФ четко определяет, что аудиторские услуги оказываются  в рамках договора возмездного оказания услуг.

Существенными условиями  подобного договора являются: предмет  договора, порядок и сроки уплаты.

Договор на аудиторскую  проверку может быть разовым (на проверку года) или иметь долгосрочный характер (ежегодные проверки в течение  срока действия лицензии аудитора).

В соответствии со стандартом №3 «Планирование аудита», результаты планирования оформляются в виде двух документов: плана и программы  аудита.

Общий план служит руководством в осуществлении программы аудита и составляется на основании результатов предварительного анализа, оценки надежности СВК и рисков аудита. В процессе аудиторской проверки при необходимости возможна корректировка отдельных положений общего плана. Вносимые в план изменения, а также причины их возникновения аудитором подробно документируются. В общем плане предусматриваются сроки проведения аудита, подготовка отчета (письменная информация руководству экономического субъекта) и аудиторского заключения. В процессе планирования аудитор должен учесть трудозатраты, уровень существенности, произведенные оценки рисков аудита. В случае решения провести выборочный аудит исполнитель формирует аудиторскую выборку.

План должен быть подписан руководителем аудиторской организации  и руководителем аудиторской  группы, проводящей проверку экономического субъекта.

Программа аудита является развитием общего плана аудита. Она должна содержать подробную информацию о видах аудиторских процедур, их документировании и служить подробной инструкцией для членов аудиторской группы.

Информация о работе Бухгалтерский учет издержек обращения